Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

По Онежскому озеру

Далее. Вот вы переделали все свои дела в Петрозаводске и начинаете свой круиз по Онеге. Если первый переход вы хотите сделать небольшой, можно сходить в Ялгубу. Без лавировки получится около 12 миль. Ялгуба находится к северу от Петрозаводской губы. Обходить Ивановский маяк не надо - имеется между островами Никольский проход, обозначенный на карте и обставленный створами, буями и вехами. Его лучше проходить на моторе, т.к. там судовой ход круто меняет направление, а лавироваться опасно - узко и камешков много.

А когда вы вышли из прохода в залив Большое Онего, здесь паруса в гору, и гуляйте свободно. На карту, конечно, поглядывая.

При входе в Ялгубу есть Кудельная луда - камни, по которым многим яхтсменам в условиях плохой видимости случалось громыхнуть килем. Будьте внимательны -"Кудельная обозначена буем и вехами. А входить в Ялгубу надо тоже аккуратно. В глубине губы поставлен створ - держитесь на его линии, поглядывая также на вехи, стоящие при входе в губу.

На правом по вашему ходу берегу - большое село, тоже называется Ялгуба. Есть пассажирский причал, у которого вы можете на время встать. Зачем? Есть магазин, куда привозят свежий хлеб, но не всегда его застанешь. А еще у местных жителей можно купить прекрасную карельскую картошку. И еще у ближайшей помойки можно накопать червей для рыбалки. А если вам ничего этого не нужно, то у пристани и делать нечего. Направляйтесь по губе дальше, держитесь середины и через пару километров после пристани сворачивайте к левому по ходу берегу, там, где невысокие скалы спускаются к воде. Место так и называется - Малые скалы. Метров на 500 идет сплошь приглубый берег. С кормы якорь, носовой швартов - за любое дерево.

Рис. 16 Ялгуба

Поднимаетесь на берег, здесь сенокос, а пройдя его, попадаете на, довольно крутой подъем в гору. "Умный в гору не пойдет...", но если на горе много грибов и ягод, то, может, и пойдет.

А если вам здесь почему-либо стоять не нравится - например, ветер с волной или очень людно, пройдите вглубь губы еще метров 700 и справа увидите Большие скалы - довольно крутой берег из буро-фиолетового гранита. С краю этих скал есть несколько сосенок, за одну из них можно ошвартовать нос яхты. Подъем в гору здесь довольно крут, но, если потребуется - подниметесь. Тем более, что, поднявшись, вы тоже обнаружите грибные и ягодные места.

В селе Ялгуба есть рыболовецкие причалы и, увидев подошедший туда мотобот или сейнерок, вы можете вступить в переговоры с рыбаками и имеете шанс поймать рыбку на "стеклянный крючок".

Севернее Ялгубы известное мне приятное и красивое место для стоянки - губа Глубокая на северной оконечности острова Суйсари.

Чтобы попасть туда, надо, выйдя из Ялгубы, свернуть к северу и; пройдя между материком и Кудельной лудой примерно на одинаковом расстоянии, взять градусов на 5-7 правее, восточнее. Этим курсом двигайтесь, пока слева не увидите вдалеке Гирваснаволокский створ, он установлен на берегу пролива Суйсари. Надо встать на линию этого створа и идти в пролив, а уж сам пролив обставлен вехами и буями.

Еще раз напоминаю вам, что я пишу не лоцию и не наставление для плавания, а просто советы, в основном, для новичков. Поэтому, не думайте, что, прочитав мои заметки, вы сможете плавать без всяких пособий. Нет, будьте любезны иметь с собой и пользоваться навигационными картами, лоцией, "Огнями и знаками" и, конечно, компасом, часами и прокладочным инструментом.

Вот вы прошли весь пролив Суйсари и, миновав выходную остовую веху, сворачивайте прямо на восток и идите вдоль северных берегов острова Суйсари. Здесь увидите две бухты, вдающиеся в берег. Ваша -вторая по ходу. Здесь будьте внимательны и осторожны: вход в губу Глубокую широкий, но дальше он сужается, да еще посреди него стоит островок, поросший деревьями. Этот островок вы должны пройти левым бортом, держась середины узкого прохода. А, пройдя, вы окажетесь в собственно Глубокой губе, неплохо укрытой. Еще метров 70 прямо и - поворот на 90 градусов влево, и - к берегу. На берегу, у самой воды видны три березки, растущие из одного комля, к ним можно хорошо ошвартоваться. Не нравится - поищите другое место.

В зависимости от времени года на о.Суйсари бывают и грибы и ягоды. А вот ловить рыбу в Глубокой губе почти бесполезно. Она выходит в Кондопожскую губу, в глубине которой стоит город Кондо-пога со своим целлюлозно-бумажным комбинатом, который старательно травит в этих местах воду и природу. Соответственно, здесь не стоит и брать воду для питья и готовки.

Гуляя по острову, имейте в виду, что сюда часто переплывают с материка лоси - будьте осторожны.

А вот на Шардонских островах рыбалка неплохая, туда часто ходят порыбачить петрозаводские яхтсмены. Самое приятное для яхтсменов место - это самый северный из Шардонских островов, я имею в виду большой остров, а мелочь, которая остается еще севернее, следует иметь в виду при подходе, как препятствия и опасности. Подходить к этому острову надо с севера, оставляя метрах в 50 слева островок Горелка и еще несколько. Вы попадаете в пролив между двумя большими островами (я не знаю, как они называются), и левый из них -тот, который вам нужен. В проливе тоже есть мелкие островки и камни, так что лучше входить в светлое время. В берег нашего острова метров через 150 от начала пролива врезается бухточка, идущая к северу. Она глубокая, но входить в нее не надо - она вся завалена притопленными деревьями. А встать к острову можно перед входом в эту бухточку, здесь вы тоже будете неплохо укрыты.

Рис. 17. Стоянки на Северных Шардонах

Шардонские острова, или, как в Карелии их называют, Шардоны - очень красивое место. Остров, на котором вы остановились, последние годы был обитаемым: на его юго-восточной оконечности есть изба, поставленная бодрым стариканом из Петрозаводска - Евгением Ивановичем. У него сын -инвалид с одним легким, городской воздух ему противопоказан, вот они и обосновались на острове и живут здесь круглый год, ловят рыбу. А за продуктами ездят в город на катере, для которого построили причальчик.

Много видовых снимков мы сделали на Шардонах.

Севернее Кондопожской губы глубоко в берег вдаются Илем-губа, Лижем-губа и Уницкая губа. Во всех трех имеются красивые и удобные места для стоянок. В Илем-губе обозначен на карте большой остров Илем, на юго-восточном берегу которого есть немало приглубых мест, найдете одно из них без труда.

В Лижем-губе, параллельно восточному берегу её, тянется ряд длинных и узких островов. Зайдя за них через один из проливов, можно хорошо стоять, укрывшись от любой непогоды. Здесь неплохая рыбалка на крупного онежского окуня. По мнению местных рыболовов, лучшая наживка для окуня - это окуневый глаз. Важно поймать первого, а на его глаза охотно клюнут его родные и знакомые.

Лижем-губа судоходна до самого ее начала, однажды мы стояли в 300 метрах от ее "тупика".

Но самая длинная, самая красивая и самая интересная из всех губ -Уницкая. Здесь много прекраснейших мест для стоянки, рыбалки и сбора грибов и ягод. Можно зайти в большой залив по правому для вас берегу и побывать в деревне Вего-рукский погост. Можно постоять у брошенной деревни Пегрема. Жаль, там банька сгорела, но зато там есть прекрасный земляничник. Но самое красивое (и очень ягодное!) место -это скалистая бухта на северной оконечности острова Миж. Расскажу, как идти. Хорошо, если у вас есть с собой крупномасштабн ая карта Уницкой губы. Но, если нет, вы и так не заблужитесь. Уницкая хорошо обставлена: при входе маяк Сосново-Уницкий, а потом - створы, вехи. Старайтесь идти по линиям створов, судовой ход здесь неширокий, можно громыхнуть по камешкам, мне разок пришлось.

Рис. 18. Стоянка в Лижем-Губе

Так, переходя с одного створа на другой, вы придете к острову Миж, а поровнявшись с его северной оконечностью, поверните на 90 градусов вправо и осторожно, на малых ходах пересекайте губу. Тут перед вами и откроется эта прекрасная бухта, оба берега её - с крутыми скалами. Встать можно к любому месту, только в глубине бухты мелко, а в начале неё и в середине вы просто выберете место, где поудобней залезать вверх. Хорошее место есть на левом по ходу берегу в самом начале бухты.

Несколько глубже в Уницкую, примерно метров на 800 после бухты на о-ве Миж, можно причалить к правому по ходу берегу и метрах в 60 от воды посмотреть интересное явление природы - большой разлом в скалистом грунте. Его, конечно, не сравнить с Гранд-Каньо-ном в Штатах, но, кто его видел, говорят -смотрится интересно.

Рис. 19. Стоянки в Уницкой Губе

На левом по ходу берегу Уницкой стоит брошенная деревня Пегрема. У берега есть полусгнивший причал, к нему можно ошвартоваться, Здесь в спокойную погоду неплохая рыбалка по озерному окуню, ну и деревню можно посмотреть, там есть деревянная церковуш-ка интересная.

Но вот, побывали вы в интересных местах Уницкой губы, пора на выход. А южный ветер продолжает дуть, разгоняет вдоль губы приличную волну. На узком судовом ходу лавироваться опасно, а идти на моторе - не получится - мотор выскакивает из воды, взревывает и может сгореть. Мне случилось однажды лишние сутки переждать в Уницкой губе, пока ветер не переменился. Направляясь в эту губу, следует иметь в виду такую возможность.

Посетив эти красивые губы, можно направить яхту к Рижским шхерам. Ну, как же - побывать на Онеге и не посетить музей-заповедник Кижи?

Путь из Уницкой губы к Кижским шхерам лежит в южном направлении. Вы, конечно уже проложили курс на карте, обратив особое внимание на каменистые мели - луды, огражденные вехами и буями. Этих луд по пути несколько.

Примерно полдня движения, и ваша яхта выйдет к Гарницкому маяку, он установлен при входе в шхеры. А сами шхеры - это как судоходная река - щедро обставлены створами, буями и вехами. Входя в них, следует знать, что местные правила плавания запрещают движение под парусами по шхерам в дневное время. Да это и понятно:

движение здесь оживленное - несколько раз в день проносятся "Кометы" или "Колхида" (тоже судно на подводных крыльях) из Петрозаводска на Кижи и обратно. Иногда проходят пассажирские теплоходы, путейские катера. Так что надо в шхерах и вперед смотреть, и назад оглядываться. И во-время посторониться - не мешать.

Хозяева Кижского заповедника не очень любят яхтсменов, прибывающих посмотреть Кижи. К пассажирской пристани даже и близко ]не подходите -шуму не оберешься. Пройдите на полтора километра севернее - там есть старая Васильевская пристань, около нее обычно и швартуются яхты. К ней можно подойти сбоку -там достаточно глубоко для килевой яхты. Отсюда наиболее любознательная часть вашего экипажа пойдет на остров, там присоединится к какой-нибудь экскурсии и выслушает много интересного о Кижах.

Рис. 20 Стоянки в районе Сенной Губы

В воскресные дни летом на Кижах частенько устраивают фольклорные праздники, если вы в Петрозаводске узнаете о дате такого праздника, старайтесь попасть в этот день на Кижи - это всегда интересно.

Хорошо бы не ночевать у о.Кижи, посреди ночи могут явиться местные администраторы с милицией и прогонят, а то и оштрафуют. Напротив Васильевской пристани есть две небольшие бухты, разделенные островком, вот туда я обычно и уходил и ночевал, стоя на якоре.

А иногда еще по пути к Кижам, если дело шло к вечеру, я сворачивал к острову Радколье, что напротив селения Сенная Губа и там швартовался к одной из трех берез, издалека видных на скалистом берегу этого острова. Тут надо смотреть на ветер: если он навальный к берегу о.Радколье, то он ночью может разогнать волну, тогда лучше там не становиться, а перейти напротив, к селению Лонгасы, около которого пристань Сенная губа.

На якоре можно постоять в Кумушгубе, она хорошо прикрыта от ветров и волны. Входить в нее нужно малыми ходами, держась поближе к мысу Ризнаволок. Островок оставьте по левому борту и, пройдя полмили, становитесь на якорь.

Посетив Кижи, можно выйти из Кижских шхер через Северный фарватер, он выведет вас к мысу Лейнаволок и в Заонежский пролив. Только имейте в виду, что выход через этот фарватер идет по 9 створам, направления которых иногда круто меняются, поэтому лучше не пытайтесь выйти под парусами, а заводите мотор и держите точно по линиям створов.

Ну, а когда встанете на последний, Коткаснаволокский створ, тут уж смотрите на ветер, здесь, в крайнем случае можно и полавироваться, только - короткими галсами.

Выйдя к мысу Лейнаволок, можно обогнуть его и взять курс к северу. О местах для стоянок по пути я расскажу. Первое по вашему ходу - селение Типиницы, есть пристань, где можно встать, есть магазин и почта. С бензином - плохо, да будет плохо до самого севера Онеги, вот почему я советовал вам запастись полной заправкой горючего еще в Петрозаводске.

Подход к причалу Типиницы обозначен створом.

Брошеное селение Тамбицы у мыса Тамбиц-Нос, там также причал, но до такой степени погнивший, что по нему и ходить надо с осторожностью; пассажирский причал у селения Кузаранда, а если он открыт ветру и волне, то можно пересечь эту бухту и постоять напротив у рыбачьих причалов деревни Вицынцы.

Есть подходы к берегу у Мегострова, с его западной стороны, но место тут открытое, и ночевать там я бы не стал. За ночь может поменяться ветер и причинить вам большие неприятности. Вообще на Онеге часто перемена ветра происходит в 4-5 часов утра, поэтому лучше становиться на ночевку в хорошо укрытых местах, их тоже немало. На Мегострове большие заросли черники, а еще там много следов войны - колючая проволока, спираль Бруно и винтовочные и пулеметные гильзы. Финны захватили весь западный берег озера, а здесь, на Мегострове стояли наши.

Осмотрев это все, перейдите чуть севернее - к острову Сал, на котором установлен большой маяк. Раньше там был прекрасный рыбачий причал в проливе между островами Сал и Корела. Но рыбаки это место забросили, все сгнило, сараи и банька разрушились, а остров зарос травой по грудь - не пробьешься.

Поблизости находится поселок Толвуя, там имеется магазин. А желающие посмотреть остатки старинного монастыря могут подойти к Палеострову. Это все очень недалеко от острова Сал, подходы везде обозначены створами и вехами, и на карте тоже все это есть.

Ну, а севернее, в самом конце Онежского озера - город Медвежьегорск и поселок Повенец. В Медвежьегорске - железная дорога, следовательно бензин достать можно, хоть и с некоторой натугой. В Повенце бензин достать вообще трудно. Магазины в обоих этих пунктах имеются.

Здесь, в этих северных краях много следов Великой Отечественной войны. Во многих местах вы увидите следы окопов, колючей проволоки. А в Повенце проходила линия фронта, и здесь есть памятные места.

С питьевой водой на Онеге проблем вообще никаких - в любом месте, уйдя на милю от берега, можете брать воду из-за борта, и ничего с вами не будет. Кроме, конечно, Кондопожской губы, где травит воду ЦБК, Петрозаводской губы, на которой стоит большой город, и окрестностей Медвежьегорска, где вода имеет желтоватый оттенок - это работа канифолевого завода.

Рыбалка тоже везде хорошая, только вам надо где-то в населенке своевременно позаботиться о червях.

В Повенце можно ошвартоваться у причалов порта, там, где есть свободное место, сейчас грузооборот на Онеге, как и в других местах, изрядно поуменыпился. Но, все же, может подойти сухогоруз, и вас побеспокоят. Лучше перейдите на западный берег этой же бухточки и с разрешения хозяев встаньте у причала водомерного поста. Там будете стоять спокойно.

Рядом с Повенцом есть Войгуба, на яхте вы туда не войдете -камни, а на тузике можно войти и хорошо порыбачить, там отменный клев окуня.

На подходе к Медвежьегорску есть живописная и укрытая от всех ветров Кумсгуба. Заход в нее простой: держитесь между мысом Кумснаволок и островом Аннушкин, чуть ближе к острову. Берега мелковаты, но на якоре можно встать практически везде. В глубине бухты деревня, тоже Кумсгуба. Жители ее охотно продают различные сельхозпродукты.

Чуть ближе к Медвежьегорску - губа Лумбуша, также укрытая от ветра и волны и, к тому же, вход в нее обставлен буями, вехами и створами. Но вход этот очень узкий, поэтому входить лучше днем. В глубине Лумбуши расположен большой поселок Пиндуши, там можтаю ошвартоваться у местных причалов, а берега губы тоже мелкие. В поселке имеются магазины. А еще в Пиндушах имеется небольшая рембаза, куда в случае чего можно обратиться за помощью.

А в Медвежьегорске подхода к берегу нет вообще, кроме грузового порта, куда стоит подходить только при крайней необходимости. Мы становились на якорь напротив городского пляжа и переправлялись на тузике. Бензозаправка от берега далеко.

Вы добрались до самого северного конца Онежского озера, дальше ваш путь лежит на юг. На обратном пути можно отдохнуть или отстояться в Черной губе или рядом, в Оровгубе, обе губы вдаются в северовосточный берег Онеги. Входы в них обставлены вехами и несветящими створами. Укрыты обе бухты хорошо, но интересного там мало. В любом случае, входя в эти губы, посмотрите карту и почитайте лоцию.

На ходу под парусами мы обычно тащим за яхтой блесну на 100-метровой леске, и на эту блесну нам нередко попадался кто-либо крупный - щука, судак, лосось.

На обратном пути можно посетить Южный Олений остров у восточного берега Большого Клименецкого острова. Пролив, в который надо заходить, тоже почему-то называется Южный Олений остров. Чудно -пролив, а называется остров. Но так на карте. Этим проливом надо пройти почти до конца в северо-западном направлении и в конце справа увидите полуразваленную высокую пристань. Сверните сразу за нее, ткнитесь носом в берег и вы будете стоять в укрытом месте. Сюда | тоже лучше подходить в светлое время - при подходе к пристани из воды высовываются верхние концы свай, которые в темноте не видны.

Рис. 21. Стоянка на о. Южный Олений

Здесь на берегу - сложенные из известняка печи для обжига его же. По острову передвигайтесь осторожно, смотрите под ноги - здесь водятся гадюки. Не наступите, и они вас не тронут.

Метрах в 30 от пристани была дамба, соединяющая Южный Олений и Большой Клименецкий острова. Говорят, ее монахи I когда-то построили. Но с тех пор все здесь заброшено, за дамбой давно никто не следил, и волнами промыло в дамбе проран метров 6-8 шириной. В нем все время - течение, причем, очень интересное: каждые 10-15 минут оно меняет направление на противоположное, как при приливе и отливе, хотя мы знаем, что на Онеге ничего подобного нет. Так вот, при спокойной погоде, т.е. при слабом ветре, в этом проране кишмя кишит рыба - окунь и крупная плотва. Если ваши червяки еще живы, вы можете за короткий срок надергать и на уху, и на жареху. А если черви скоропостижно скончались (однажды так было у меня, когда я забыл их подкармливать супом), то для таких обстоятельств здесь водятся слепни - здоровенные и злые, на них тоже прекрасно клюет. Ловить слепней надо на живца, т.е. на самого себя.

Из-за этой рыбалки многие яхтсмены сюда и приходят. Тем более, что при выходе из пролива, в 2-3-х кабельтовых от берега Ю. Оленьего лежит щучья банка. Если у вас есть время, пройдите по ней туда и обратно несколько раз, таща за яхтой блесну - и щука вам будет.

Остров, хоть и называется Олений, но оленей я на нем не встречал. А вот чего там в избытке - это комаров. Несмотря ни на какие операции перед сном, ночью могут сожрать всю команду. Советую перед сном отвалить от берега, выйти на середину пролива и встать на якорь. Грунт в проливе держит хорошо, а комаров сдует ветром.

Рис. 22. Стоянка в Нятиной Губе

Еще приятная стояночка: на южной оконечности о. Большого Клименецкого расположена Нятина губа - большой залив, а в его восточной части есть небольшая бухта, хорошо укрытая от всех ветров и волн. К берегу вам там не подойти. Ну, и не надо - становитесь на якорь метрах в 10 от берега и переправляйтесь на тузике. Берег Нятиной губы - одно из самых черничных мест на Онеге. Если вы сюда придете после 20 июля, то черникой запасетесь в любом количестве.

Далее можно взять курс к восточному берегу озера и при подходе вы увидите издалека Бес-гору, а чуть позже - м.Бесов Нос с маяком. Подходя, обратите внимание на ветер. Если он навальный, да еще и свежий, лучше это место не посещать, а последовать куда-либо дальше.

Мыс Бесов Нос знаменит своими петроглифами, т.е. наскальными изображениями, высеченными прямо на камнях. Говорят, древние люди их высекли. Возможно, возможно...

Сам мыс выдается в озеро между двумя большими бухтами - северной и южной. Петроглифы вы найдете на самом мысу, под маяком, на огромной каменной плите, наклонно сходящей к воде.

Почему я не советую здесь долго пребывать? Под самым мысом грунт - каменная плита, она или не держит якорь совсем, или, если он попадет лапой под большой камень, вам его потом не вытянуть. А в северной и южной бухтах грунт - песок, ваш якорь может поползти. Вы, например, укрылись от южного ветра в северной бухте, а ночью ветер поменяется на северо-западный, и вы проснетесь оттого, что вашу яхту начнет валять по мелям.

Поэтому, посмотрев петроглифы и удоволетворив свою любознательность, выбирайте якорь, и можно направляться в любую сторону. Например, в устье реки Водлы, там расположен поселок Шальский, где есть магазины. А еще - рыбаки с рыбой. Заходить в реку Водлу надо аккуратно по створам, буям и вехам, ее устье с озера не видно.

Несколько севернее, милях в 20 от Бесова Носа есть чудный островок под названием Чур. Там красиво, там можно найти место для удобной и спокойной стоянки, там можно хорошо половить рыбку. Подход туда такой: движетесь на север, оставляя справа все прибережные острова (Шальские), а пройдя остров Северный Кузовец (на нем маяк), сворачивайте на восток. Обогнули правым бортом Сев. Кузовец, а за ним сразу увидите и Чур. Островок имеет очертания в виде восьмерки, приглубые подходы с двух сторон, там где у восьмерки перехват. Выбирайте место, сообразуясь с направлением ветра.

Ну, а если время вашего плавания подходит к концу, то вы или направляетесь в Петрозаводск, если вам там предстоит смена, или, если вам вести яхту в Москву, то курс - на устье Вытегры. В обоих случаях придется сделать большой переход. По пути к Петрозаводску надо пересечь всю Онегу с востока на запад (место укрытия одно - Нятина губа), а, если на Вытегру, то - на юг. Здесь вы по пути можете заглянуть в реку Андому, она на карте указана, а с озера видны при подходе знаки створа, ведущего в устье реки. Прямо в устье - рыбачья стоянка, здесь, если повезет, можно запастись на дорогу онежской рыбкой.

В устье Вытегры не очень удобно входить ночью. Огни там горят: створные знаки, светящий знак, несколько буев, но с воды по этим знакам трудно ориентироваться, если уж подошли вы в темное время, лучше подождите поодаль немного, пока в устье направится какой-нибудь теплоход. А вы - за ним. А если днем - все очень просто: отыщете входной Вытегорский буй, подойдете к нему поближе, около него покидаете в воду монетки, чтобы еще здесь побывать, и ложитесь на линию створа. А потом - две пары подходных буев, и вы - в реке Вытегре. Отсюда пойдет ваш 900-километровый путь к Москве.

Рис. 23. Стоянки на о.Чур

Даже если ваша яхта не участвует в регате "Кубок Онежского озера", все равно, вы можете присоединиться к яхтам, которые будут отгружаться в Москву на теплоходе, в этом содействие оказывает Беломорско-Онежское пароходство. Тут у вас главная проблема - как поставить яхту на теплоходе. Если вы привезли ее из Москвы таким же путем, то ваш киль-блок стоит в грузовом порту, и все в порядке. А если нет? Возможные варианты: в трюме теплохода - сыпучий груз, песок или щебень. Выкапываете яму для вашего киля, и кран ставит яхту килем в эту яму. Второй вариант. Кладёте яхту бортом на палубу, подложив под корпус несколько старых автопокрышек.

Сразу вам скажу: оба эти способа для корпуса вашей яхты не полезны. 



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: