Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

От Вытегры - в Онежское озеро

Через 15 километров - выход в Онежское озеро. Водоем это серьезный, и во всех случаях вас ждет немалый переход. Поэтому советую: выйдя из Вытегры в канал, загляните к капитану порта (он в таком двухэтажном зеленом домике на правом берегу) и попросите его дать вам прогноз погоды на Онегу на ближайшие полусуток.

Если вы собираетесь пойти на Петрозаводск, лучше вам выходить во второй половине дня. В среднем, обычно, переход до столицы Карелии занимает конец дня, всю ночь и часть следующего дня. Как дуть будет... А приходить всегда лучше в светлое время.

Выход в Онегу хорошо обставлен: две пары выходных буев, светящий знак, вроде маяка, но нужнее всего при выходе для вас - это створ по корме, который выведет вас на выходной Вытегорский буй. Около него мы обычно глушим мотор, салютуем Онеге (если есть чем салютовать) и встаем под паруса. Иногда встаем и... стоим. Штиль. Что ж, в этом случае запаситесь терпением, скорее всего, вскоре поддует. А ходить под мотором по такому водоему: как Онега - по-моему, просто пошло.

Отойдя в озеро мили на полторы, вы увидете, как четкой полосой обозначена смена мутной вытегорской водицы чистейшей онежской. Можно пить воду из-за борта. Все это, разумеется, при спокойной воде.

Но иногда бывает и наоборот: как только выйдете, так и попадете в трёпку. Если дуют северные ветра, да еще свежие, они к южным берегам, где вы сейчас находитесь, могут разогнать волну до 3-х метров высотой. Больше бывает редко. Но и трехметровая встречная волна для яхты - не сахар. Иногда приходится и отступить. Что ж, никакого позора в этом нет. Хорошая морская практика учит нас не пренебрегать никакими мерами предосторожности. В случае, если сильно прижмет -возвращайтесь в канал, пройдите километр от входа и справа по ходу разыщите узкую и глубокую протоку. Вход в нее здорово зарос, ищите внимательно. Там можно спокойно переждать, пока попритихнет.

Можно также зайти в Онежский канал и попробовать добраться до озера Великого. Канал изрядно обмелел, но временами его чистят. Озеро, говорят очень красивое, сам я там не был.

Но вот, наконец, ваша "утлая ладья" выходит на необозримые просторы Онеги. Условия, как я уже вам говорил, могут быть самые разнообразные - от штиля до шторма. Еще идя по каналу, т.е. в спокойной обстановке, вы получили какое-то представление об ожидающей вас погоде и приняли решение выходить. Сделайте предварительную прокладку - проложите по карте генеральный курс и просчитайте компасный. Как считать? Знаете что, друзья, я вам не учебник пишу, читайте (заранее) "Школу яхтенного рулевого" или "Справочник яхтсмена" знаменитого Бобы Бонда. Да если у вас есть права рулевого 1-го класса, и вы их не купили, а честно отслушали курс лекций, то вы и без учебника должны это уметь.

Что же касается таблицы девиации, то здесь я своим опытом поделюсь, если вам мои записи не сильно надоели, и вы доберетесь до главы под названием "Маленькие хитрости".

Рассчитывая компасный курс, не забудьте учесть дрейф, вы должны его знать для своей яхты. Если будет достаточно серьезная волна -от 1.5 метра и выше, и встречная, дрейф можете смело удвоить. А снос можно не учитывать - течения на Онеге бывают, но незначительные.

Значит, свой курс вы знаете; вот и ложитесь на него, если ветер вам это позволяет. А если нет - лавируйтесь. Вообще-то в свободном плавании (не в гонках) яхтсмены стараются избежать лишней лавиров-ки. А чем хороши эти плавания? При наличии времени - свободой выбора! Вот я пошел в отпуск, имею 30 календарных дней. Около 10 дней у меня заняло плавание до Онеги, значит, у меня есть еще 20 дней для ходов по озеру, а там, по договоренности, в Петрозаводске, или еще где, меня сменит команда, приехавшая из Москвы поездом, а я, поездом же, уеду. А 20 дней - это много! Как говорится, "мир не перевернешь, но Европу удивить можно".

А раз есть время, есть и выбор. Первоначальный курс я могу проложить в сторону Петрозаводска, а могу пойти и в сторону мыса Бесов Нос, т.е. с разницей в 45 градусов. А это значит, что куда-нибудь я могу пойти одним галсом.

К тому же ветер еще может и поменяться, тогда и решение можно поменять.

Чтобы не перебирать вариантов, давайте предположим, что ветер дует ровно, направление его для вас подходящее и вы пошли прямо на Петрозаводск. Путь ваш лежит примерно на норд-вест, и вы постепенно будете приближаться к юго-западному берегу озера. И приблизитесь к нему в районе мыса Сухой Нос. Но это еще надо дойти.

А поначалу у вас есть приметные ориентиры: по корме у вас осталось устье Вытегры с заметным светящим знаком - это довольно толстый столб с черными и белыми горизонтальными полосами. Он, правда, больше нужен, когда вы идете с озера в Вытегру. Справа вдалеке виден крутой восточный берег Онеги и, с характерными очертаниями, Ан-домский мыс с Андомским маяком, видным издалека. Слева - тоже обрывистый, но пониже, Петропавловский берег, на нем тоже маяк.

А если у вас ход хотя бы три узла, то часа через три впереди и слева вы увидите землю. Это мыс Чей-Наволок. А потом правее него будет открываться все новые и новые берега. Вдоль них и будет идти ваш путь. А когда стемнеет, вы будете один за другим отсчитывать маяки на берегу: Самбо на мысе Чей-Наволок, Сухоносский, Брусно на острове того же имени, Шокшинский. Но это уже, наверное, утром.

Имейте в виду: служба, поддерживающая судоходную обстановку, как и многие другие службы нашей многострадальной Отчизны, последние годы работает через пень-колоду. Огни на маяках, светящих знаках, буях и створах могут и не гореть. Идя по Онеге в период белых ночей в ясную погоду вы и без огней все это увидите. А вот при плохой видимости вам придется полагаться только на тщательную прокладку,

Первая смена обычно приходит на Онегу в 20-х числах июня. Белые ночи еще в разгаре, и темноты практически не будет. Будут сумерки в течение 1.5-2 часов. Но это, конечно, зависит еще и от погоды - в ненастье бывает темно и среди дня.

Заступив на ночную вахту, одевайтесь потеплее, особенно, если идете все время острым курсом. Встречный ветерок, даже и не силь

ный, в конце-концов пронизывает насквозь. Особенно мерзнут конечности. Зато на вахте даже при спокойной обстановке не скучно. Следишь за курсом, за обстановкой, за работой парусов. А если вы перед вахтой позаботились, то при вас термос с горячим кофе или чаем, бутерброды. Тоже развлечение!

Очень люблю ночную вахту нести один. Конечно, если обстановка спокойная. Тут я сам себя развлекаю: пою песни, потихоньку, чтобы не будить подвахту, читаю стихи. Думаю - очень занятные мысли приходят в голову на ночной вахте. Иногда абсолютно не имеющие отношения к навигации.

Кстати, о навигации. К тому моменту, когда я пишу эти строки, я побывал на Онежском озере 24 раза (сосчитал). И уже на 5-й - 6-й раз понял: да, Онега - большой водоем, но навигация на ней нужна далеко не всегда. Чаще приходится применять знание лоции. Потому что, в большинстве случаев какие-нибудь берега видны или скоро будут видны. И, коли ты здесь бывал, то берега эти опознаешь и будешь знать свое место. Конечно, все это - при нормальной обстановке. А уж если прихватит ненастье, задувон, волна, плохая видимость, да еще идешь в лавировку - тогда, безусловно, надо постоянно вести прокладку, не то заблудишься, да еще вмажешь куда-либо. А Онега - это не Рыбинка, здесь все мели каменные, и вы можете расстаться не только с яхтой, но и со своими драгоценными жизнями.

Но все-таки, направляясь к Петрозаводску и держась невдалеке от берега (2-3 мили), на компас надо поглядывать. Путь и так не ближний, зачем же вам лишние мили наматывать, если ваша яхта будет гулять на курсе. Держите курс ровно, не отклоняясь.

Мы договорились, что вы вышли из устья Вытегры где-то во второй половине дня. А ветерок (это тоже в нашей задачке сказано) - несильный, острый к вашему курсу. Видимо, ночью или в предрассветных сумерках вы пройдете остров Брусно с его маяком, а утром у вас слева останется вход в Шокшинскую бухту. Здесь тоже маяк стоит на левом входном мысу.

На таких водоемах, как Онега и Ладога, неплохо бы, кроме карт и лоций, иметь такое пособие: "Огни и знаки Онежского Озера" (или Ладожского). А если у вас эта книга скорректирована на последний год, - совсем хорошо! В ней приводятся режимы работы всех маяков, светящих знаков, буев, створов, т.е. какого цвета огни, в каком режиме они горят и гаснут.

Правда, повторяю - в период белых ночей многие маяки не горят.

К середине следующего дня или вскоре после нее (в зависимости от ветра) вы входите в Петрозаводскую губу. Слева берег плавно заворачивает к северо-западу. Справа острова, крайний из которых о-в Ивановский с хорошо видным на краю Ивановским маяком. Входя в губу, вы увидите впереди на левом от вас берегу город Петрозаводск - вашу сегодняшнюю цель. Но не жмитесь пока к левому берегу - там имеются обозначенные на карте луды, так здесь на Онеге называют каменные мели. Они и на местности обозначены - вехами, а иногда и буями. Но - "береженого Бог бережет". В этом афоризме и заключена суть того, что называется хорошей морской практикой. Так что - будьте внимательны.

Двигаясь по Петрозаводской губе, следует иметь в виду пункт местных правил плавания о наших взаимоотношениях с большими судами. В заливах, губах, судоходных реках мы на яхтах должны уступать дорогу большим судам; а в открытом озере - они нам. Здесь в губе движение оживленное, и вы вскоре поймете, где проходит основная линия движения судов. А вам лучше вести яхту посередке между этой линией и левым по ходу берегом.

Когда вы поравняетесь с крайними домами Петрозаводска, а это -новый микрорайон с большими зданиями, - пора вам подумать о месте стоянки в Петрозаводске. Более или менее удобных мест в Петрозаводске три. Первое по вашему ходу - это кооперативная стоянка. Между рыбозаводом и грузовым портом (много кранов) вы увидите на берегу приметное двухэтажное здание из светлого кирпича, похожее на теплоход, а под ним много мачт. Корпуса яхт не видны, они стоят за пирсами. В конце пирсов - входные ворота. Заводите яхту внутрь, ищите свободное место. Лучше всего спросить у местных - а свободно ли оно или хозяин на своем судне отошел на время. Подходя к выбранному месту, следите за якорными концами соседних яхт и катеров - не запутайтесь.

Ошвартовавшись, побывайте в проходной - она у выхода из стоянки. Там доложитесь о прибытии и оплатите свое пребывание на стоянке. Иногда местные власти вместо денег требуют работу по благоустройству стоянки. Что ж, поработайте - полезно для здоровья.

Прямо за стоянкой имеется A3 С, где можно запастись бензином и маслом. Чтобы не тащить далеко в обход тяжелые канистры, надо одному из вас встать у ворот со стороны стоянки, а второму передать канистры через ворота. А за всем остальным (магазины, почта, баня) надо ехать в город на троллейбусе №1.

Второе место для стоянки - за пассажирской пристанью. Вы ее увидите изделека, её обозначат подходящие туда "Кометы", а около пристани всегда стоят пассажирские четырехпалубники. Пристань пройдите на порядочном расстоянии, затем поверните к берегу и, обогнув левым бортом две вехи, сворачивайте еще налево, к боковой стороне пристани. Там есть сходящая к воде лестница; встать лучше правее или левее неё. Стоять там удобно - рядом магазины, и вообще это близко к центру города. Питьевой воды можно набрать в здании морвокзала. Вот только надо следить за ветром и волной - если задует из губы, разгонит волну, тогда стоянка здесь будет просто опасной. Мне случалось в таких случаях временно уходить к противоположному берегу губы и прятаться за Лой-островом. Он отсюда виден.

А третье место для стоянки - еще через пару километров вдоль того же берега - там находится петрозаводский яхт-клуб. Я там не стоял, но друзья-яхтсмены говорили, что там разрешают постоять, принимают неплохо.

Рис 13. Кооперативная стоянка в Петрозаводске

В случае, если вам на яхте необходим какой-либо ремонт, который вы не в состоянии произвести своими силами, обращайтесь на судостроительный завод "Авангард", там работают многие яхтсмены и нашему брату сочувствуют.

Что в Петрозаводске плохо - нет обмена пятилитровых газовых баллонов. Обменивают только однолитровые и большие - 25 и 50-литровые. Поэтому, если у вас кончается газ, старайтесь попасть в Петрозаводск к 20-м числам июля - в это время начинается Онежская регата и местные власти снаряжают грузовик с яхтенными баллонами в Лодейное Поле, где их заряжают и привозят обратно.

Пребывая в Петрозаводске, имеет смысл купить туристическую схему-карту города, с ее помощью определите, где что находится в Петрозаводске, а я писать об этом не буду - я же все-таки не путеводитель сочиняю. Скажу только, что это - город чистый, в центре окурки на тротуар бросать не хочется. А кроме того, там очень хорошая дисциплина в части уличного движения: пешеходы терпеливо ожидают зеленого сигнала светофора, а водители останавливают машины и пропускают пешеходов, идущих по переходу "зебра". Если человек попер на красный свет, то говорят: "Москвичи приехали". Впрочем, времена меняются и нравы тоже.

Рис. 14. Стоянка за пассажирской пристанью Петрозаводска 

Теперь воспоследует рассказ о приятных местах на Онеге, пригодных для посещения и стоянок. Давайте только условимся, что я пишу не лоцию (она уже написана), а делюсь опытом с яхтсменами, посещающими Онегу первые разы.

Если по пути от Вытегры до Петрозаводска у вас возникла необходимость передохнуть или укрыться от шторма, то могу рекомендовать два удобных места. Первое - за островом Брусно. Он отделен от материка проливом, в который можно войти с любой стороны, придерживаясь середины и внимательно следя за поверхностью воды - здесь часто выставляются сети. Своевременно увидев их поплавки, вы не попадетесь, наподобие рыбы. В зависимости от направления ветра и волны можно встать к острову, с его западной стороны выступает в пролив песчанно-галечная коса. Рядом с ней или около нее можно отыскать место, где вы встанете носом к берегу.

А можно с осторожностью подойти к рыбачьим причалам на материковом берегу. Там вы не только отстоитесь, но и сможете договориться насчет свежей рыбки. Раньше единственной валютой считались водка или спирт. Теперь эти продукты можно купить везде, видимо, можно за деньги.

А еще можно просто уйти на подветренную сторону острова и спрятаться за ней, встав на якорь.

Рис. 15. Стоянка за о.Брусно 

Второе место укрытия в этом промежутке - Шокшинская бу> 'а. Она практически укрыта от ветров и волн всех направлений. Про] т. между входными мысами, держитесь вдоль правого для вас берега бухты и через километр - полтора увидите остатки старой пристани, они выглядят, как каменистая коса. К ней можно встать носом с любой стороны. Около бухты ведутся разработки декоративного камня -лабрадорита, гарро и др. Иногда добыча ведется взрывами - не падайте в обморок, если посреди ночи раздастся сильный грохот.

Мне случалось укрываться в поселке Рыбрека, это в четырех милях южнее Сухоносского маяка. Стоять там - не великое удовольствие. Правда, укроетесь вы хорошо, там вас прикроют от волны два волнолома; но там постоянно идет погрузка камня на сухогрузные теплоходы, стоит ужасный грохот и поднимается пыль. Так что я бы там стал укрываться только в крайнем случае.



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: