Через 15 километров - выход в
Онежское озеро. Водоем это серьезный, и во
всех случаях вас ждет немалый переход.
Поэтому советую: выйдя из Вытегры в канал,
загляните к капитану порта (он в таком
двухэтажном зеленом домике на правом
берегу) и попросите его дать вам прогноз
погоды на Онегу на ближайшие полусуток.
Если вы собираетесь пойти на
Петрозаводск, лучше вам выходить во второй
половине дня. В среднем, обычно, переход до
столицы Карелии занимает конец дня, всю
ночь и часть следующего дня. Как дуть будет...
А приходить всегда лучше в светлое время.
Выход в Онегу хорошо обставлен:
две пары выходных буев, светящий знак, вроде
маяка, но нужнее всего при выходе для вас -
это створ по корме, который выведет вас на
выходной Вытегорский буй. Около него мы
обычно глушим мотор, салютуем Онеге (если
есть чем салютовать) и встаем под паруса.
Иногда встаем и... стоим. Штиль. Что ж, в этом
случае запаситесь терпением, скорее всего,
вскоре поддует. А ходить под мотором по
такому водоему: как Онега - по-моему, просто пошло.
Отойдя в озеро мили на полторы, вы
увидете, как четкой полосой обозначена
смена мутной вытегорской водицы чистейшей
онежской. Можно пить воду из-за борта. Все
это, разумеется, при спокойной воде.
Но иногда бывает и наоборот: как
только выйдете, так и попадете в трёпку.
Если дуют северные ветра, да еще свежие, они
к южным берегам, где вы сейчас находитесь,
могут разогнать волну до 3-х метров высотой.
Больше бывает редко. Но и трехметровая
встречная волна для яхты - не сахар. Иногда
приходится и отступить. Что ж, никакого
позора в этом нет. Хорошая морская практика
учит нас не пренебрегать никакими мерами
предосторожности. В случае, если сильно
прижмет -возвращайтесь в канал, пройдите
километр от входа и справа по ходу разыщите
узкую и глубокую протоку. Вход в нее здорово
зарос, ищите внимательно. Там можно
спокойно переждать, пока попритихнет.
Можно также зайти в Онежский
канал и попробовать добраться до озера
Великого. Канал изрядно обмелел, но
временами его чистят. Озеро, говорят очень
красивое, сам я там не был.
Но вот, наконец, ваша "утлая
ладья" выходит на необозримые просторы
Онеги. Условия, как я уже вам говорил, могут
быть самые разнообразные - от штиля до
шторма. Еще идя по каналу, т.е. в спокойной
обстановке, вы получили какое-то
представление об ожидающей вас погоде и
приняли решение выходить. Сделайте
предварительную прокладку - проложите по
карте генеральный курс и просчитайте
компасный. Как считать? Знаете что, друзья, я
вам не учебник пишу, читайте (заранее) "Школу
яхтенного рулевого" или "Справочник
яхтсмена" знаменитого Бобы Бонда. Да если
у вас есть права рулевого 1-го класса, и вы их
не купили, а честно отслушали курс лекций,
то вы и без учебника должны это уметь.
Что же касается таблицы девиации,
то здесь я своим опытом поделюсь, если вам
мои записи не сильно надоели, и вы
доберетесь до главы под названием "Маленькие
хитрости".
Рассчитывая компасный курс, не
забудьте учесть дрейф, вы должны его знать
для своей яхты. Если будет достаточно
серьезная волна -от 1.5 метра и выше, и
встречная, дрейф можете смело удвоить. А
снос можно не учитывать - течения на Онеге
бывают, но незначительные.
Значит, свой курс вы знаете; вот и
ложитесь на него, если ветер вам это
позволяет. А если нет - лавируйтесь. Вообще-то
в свободном плавании (не в гонках) яхтсмены
стараются избежать лишней лавиров-ки. А чем
хороши эти плавания? При наличии времени -
свободой выбора! Вот я пошел в отпуск, имею 30
календарных дней. Около 10 дней у меня заняло
плавание до Онеги, значит, у меня есть еще 20
дней для ходов по озеру, а там, по
договоренности, в Петрозаводске, или еще
где, меня сменит команда, приехавшая из
Москвы поездом, а я, поездом же, уеду. А 20
дней - это много! Как говорится, "мир не
перевернешь, но Европу удивить можно".
А раз есть время, есть и выбор.
Первоначальный курс я могу проложить в
сторону Петрозаводска, а могу пойти и в
сторону мыса Бесов Нос, т.е. с разницей в 45
градусов. А это значит, что куда-нибудь я
могу пойти одним галсом.
К тому же ветер еще может и
поменяться, тогда и решение можно поменять.
Чтобы не перебирать вариантов,
давайте предположим, что ветер дует ровно,
направление его для вас подходящее и вы
пошли прямо на Петрозаводск. Путь ваш лежит
примерно на норд-вест, и вы постепенно
будете приближаться к юго-западному берегу
озера. И приблизитесь к нему в районе мыса
Сухой Нос. Но это еще надо дойти.
А поначалу у вас есть приметные
ориентиры: по корме у вас осталось устье
Вытегры с заметным светящим знаком - это
довольно толстый столб с черными и белыми
горизонтальными полосами. Он, правда,
больше нужен, когда вы идете с озера в
Вытегру. Справа вдалеке виден крутой
восточный берег Онеги и, с характерными
очертаниями, Ан-домский мыс с Андомским
маяком, видным издалека. Слева - тоже
обрывистый, но пониже, Петропавловский
берег, на нем тоже маяк.
А если у вас ход хотя бы три узла,
то часа через три впереди и слева вы увидите
землю. Это мыс Чей-Наволок. А потом правее
него будет открываться все новые и новые
берега. Вдоль них и будет идти ваш путь. А
когда стемнеет, вы будете один за другим
отсчитывать маяки на берегу: Самбо на мысе
Чей-Наволок, Сухоносский, Брусно на острове
того же имени, Шокшинский. Но это уже,
наверное, утром.
Имейте в виду: служба,
поддерживающая судоходную обстановку, как
и многие другие службы нашей
многострадальной Отчизны, последние годы
работает через пень-колоду. Огни на маяках,
светящих знаках, буях и створах могут и не
гореть. Идя по Онеге в период белых ночей в
ясную погоду вы и без огней все это увидите.
А вот при плохой видимости вам придется
полагаться только на тщательную прокладку,
Первая смена обычно приходит на
Онегу в 20-х числах июня. Белые ночи еще в
разгаре, и темноты практически не будет.
Будут сумерки в течение 1.5-2 часов. Но это,
конечно, зависит еще и от погоды - в ненастье
бывает темно и среди дня.
Заступив на ночную вахту,
одевайтесь потеплее, особенно, если идете
все время острым курсом. Встречный ветерок,
даже и не силь
ный, в конце-концов пронизывает
насквозь. Особенно мерзнут конечности. Зато
на вахте даже при спокойной обстановке не
скучно. Следишь за курсом, за обстановкой,
за работой парусов. А если вы перед вахтой
позаботились, то при вас термос с горячим
кофе или чаем, бутерброды. Тоже развлечение!
Очень люблю ночную вахту нести
один. Конечно, если обстановка спокойная.
Тут я сам себя развлекаю: пою песни,
потихоньку, чтобы не будить подвахту,
читаю стихи. Думаю - очень занятные мысли
приходят в голову на ночной вахте. Иногда
абсолютно не имеющие отношения к навигации.
Кстати, о навигации. К тому
моменту, когда я пишу эти строки, я побывал
на Онежском озере 24 раза (сосчитал). И уже на
5-й - 6-й раз понял: да, Онега - большой водоем,
но навигация на ней нужна далеко не всегда.
Чаще приходится применять знание лоции.
Потому что, в большинстве случаев какие-нибудь
берега видны или скоро будут видны. И, коли
ты здесь бывал, то берега эти опознаешь и
будешь знать свое место. Конечно, все это -
при нормальной обстановке. А уж если
прихватит ненастье, задувон, волна, плохая
видимость, да еще идешь в лавировку - тогда,
безусловно, надо постоянно вести прокладку,
не то заблудишься, да еще вмажешь куда-либо.
А Онега - это не Рыбинка, здесь все мели
каменные, и вы можете расстаться не только с
яхтой, но и со своими драгоценными жизнями.
Но все-таки, направляясь к
Петрозаводску и держась невдалеке от
берега (2-3 мили), на компас надо поглядывать.
Путь и так не ближний, зачем же вам лишние
мили наматывать, если ваша яхта будет
гулять на курсе. Держите курс ровно, не
отклоняясь.
Мы договорились, что вы вышли из
устья Вытегры где-то во второй половине дня.
А ветерок (это тоже в нашей задачке сказано)
- несильный, острый к вашему курсу. Видимо,
ночью или в предрассветных сумерках вы
пройдете остров Брусно с его маяком, а утром
у вас слева останется вход в Шокшинскую
бухту. Здесь тоже маяк стоит на левом
входном мысу.
На таких водоемах, как Онега и
Ладога, неплохо бы, кроме карт и лоций, иметь
такое пособие: "Огни и знаки Онежского
Озера" (или Ладожского). А если у вас эта
книга скорректирована на последний год, -
совсем хорошо! В ней приводятся режимы
работы всех маяков, светящих знаков, буев,
створов, т.е. какого цвета огни, в каком
режиме они горят и гаснут.
Правда, повторяю - в период белых
ночей многие маяки не горят.
К середине следующего дня или
вскоре после нее (в зависимости от ветра) вы
входите в Петрозаводскую губу. Слева берег
плавно заворачивает к северо-западу. Справа
острова, крайний из которых о-в Ивановский с
хорошо видным на краю Ивановским маяком.
Входя в губу, вы увидите впереди на левом от
вас берегу город Петрозаводск - вашу
сегодняшнюю цель. Но не жмитесь пока к
левому берегу - там имеются обозначенные на
карте луды, так здесь на Онеге называют
каменные мели. Они и на местности
обозначены - вехами, а иногда и буями. Но -
"береженого Бог бережет". В этом
афоризме и заключена суть того, что
называется хорошей морской практикой. Так
что - будьте внимательны.
Двигаясь по Петрозаводской губе,
следует иметь в виду пункт местных правил
плавания о наших взаимоотношениях с
большими судами. В заливах, губах,
судоходных реках мы на яхтах должны
уступать дорогу большим судам; а в открытом
озере - они нам. Здесь в губе движение
оживленное, и вы вскоре поймете, где
проходит основная линия движения судов. А
вам лучше вести яхту посередке между этой
линией и левым по ходу берегом.
Когда вы поравняетесь с крайними
домами Петрозаводска, а это -новый
микрорайон с большими зданиями, - пора вам
подумать о месте стоянки в Петрозаводске.
Более или менее удобных мест в
Петрозаводске три. Первое по вашему ходу -
это кооперативная стоянка. Между
рыбозаводом и грузовым портом (много кранов)
вы увидите на берегу приметное двухэтажное
здание из светлого кирпича, похожее на
теплоход, а под ним много мачт. Корпуса яхт
не видны, они стоят за пирсами. В конце
пирсов - входные ворота. Заводите яхту
внутрь, ищите свободное место. Лучше всего
спросить у местных - а свободно ли оно или
хозяин на своем судне отошел на время.
Подходя к выбранному месту, следите за
якорными концами соседних яхт и катеров - не
запутайтесь.
Ошвартовавшись, побывайте в
проходной - она у выхода из стоянки. Там
доложитесь о прибытии и оплатите свое
пребывание на стоянке. Иногда местные
власти вместо денег требуют работу по
благоустройству стоянки. Что ж, поработайте
- полезно для здоровья.
Прямо за стоянкой имеется A3 С, где
можно запастись бензином и маслом. Чтобы не
тащить далеко в обход тяжелые канистры,
надо одному из вас встать у ворот со стороны
стоянки, а второму передать канистры через
ворота. А за всем остальным (магазины, почта,
баня) надо ехать в город на троллейбусе №1.
Второе место для стоянки - за
пассажирской пристанью. Вы ее увидите
изделека, её обозначат подходящие туда "Кометы",
а около пристани всегда стоят пассажирские
четырехпалубники. Пристань пройдите на
порядочном расстоянии, затем поверните к
берегу и, обогнув левым бортом две вехи,
сворачивайте еще налево, к боковой стороне
пристани. Там есть сходящая к воде лестница;
встать лучше правее или левее неё. Стоять
там удобно - рядом магазины, и вообще это
близко к центру города. Питьевой воды можно
набрать в здании морвокзала. Вот только
надо следить за ветром и волной - если
задует из губы, разгонит волну, тогда
стоянка здесь будет просто опасной. Мне
случалось в таких случаях временно уходить
к противоположному берегу губы и прятаться
за Лой-островом. Он отсюда виден.
А третье место для стоянки - еще
через пару километров вдоль того же
берега - там находится петрозаводский яхт-клуб.
Я там не стоял, но друзья-яхтсмены говорили, что
там разрешают постоять, принимают неплохо.
Рис 13. Кооперативная стоянка в
Петрозаводске
В случае, если вам на яхте
необходим какой-либо ремонт, который вы не в
состоянии произвести своими силами,
обращайтесь на судостроительный завод "Авангард",
там работают многие яхтсмены и нашему брату
сочувствуют.
Что в Петрозаводске плохо - нет
обмена пятилитровых газовых баллонов.
Обменивают только однолитровые и большие -
25 и 50-литровые. Поэтому, если у вас кончается
газ, старайтесь попасть в Петрозаводск к 20-м
числам июля - в это время начинается
Онежская регата и местные власти снаряжают
грузовик с яхтенными баллонами в Лодейное
Поле, где их заряжают и привозят обратно.
Пребывая в Петрозаводске, имеет
смысл купить туристическую схему-карту
города, с ее помощью определите, где что
находится в Петрозаводске, а я писать об
этом не буду - я же все-таки не путеводитель
сочиняю. Скажу только, что это - город чистый,
в центре окурки на тротуар бросать не
хочется. А кроме того, там очень хорошая
дисциплина в части уличного движения:
пешеходы терпеливо ожидают зеленого
сигнала светофора, а водители
останавливают машины и пропускают
пешеходов, идущих по переходу "зебра".
Если человек попер на красный свет, то
говорят: "Москвичи приехали". Впрочем,
времена меняются и нравы тоже.
Рис. 14. Стоянка за пассажирской
пристанью Петрозаводска
Теперь
воспоследует рассказ о приятных местах на
Онеге, пригодных для посещения и стоянок.
Давайте только условимся, что я пишу не
лоцию (она уже написана), а делюсь опытом с
яхтсменами, посещающими Онегу первые разы.
Если по пути от Вытегры до
Петрозаводска у вас возникла
необходимость передохнуть или укрыться от
шторма, то могу рекомендовать два удобных
места. Первое - за островом Брусно. Он
отделен от материка проливом, в который
можно войти с любой стороны, придерживаясь
середины и внимательно следя за
поверхностью воды - здесь часто
выставляются сети. Своевременно увидев их
поплавки, вы не попадетесь, наподобие рыбы.
В зависимости от направления ветра и волны
можно встать к острову, с его западной
стороны выступает в пролив песчанно-галечная
коса. Рядом с ней или около нее можно
отыскать место, где вы встанете носом к
берегу.
А можно с осторожностью подойти к
рыбачьим причалам на материковом берегу.
Там вы не только отстоитесь, но и сможете
договориться насчет свежей рыбки. Раньше
единственной валютой считались водка или
спирт. Теперь эти продукты можно купить
везде, видимо, можно за деньги.
А еще можно просто уйти на
подветренную сторону острова и спрятаться
за ней, встав на якорь.
Рис. 15. Стоянка за о.Брусно
Второе место укрытия в этом
промежутке - Шокшинская бу> 'а. Она
практически укрыта от ветров и волн всех
направлений. Про] т. между
входными мысами, держитесь вдоль правого
для вас берега бухты и через километр -
полтора увидите остатки старой пристани,
они выглядят, как каменистая коса. К ней
можно встать носом с любой стороны. Около
бухты ведутся разработки декоративного
камня -лабрадорита, гарро и др. Иногда
добыча ведется взрывами - не падайте в
обморок, если посреди ночи раздастся
сильный грохот.
Мне случалось укрываться в
поселке Рыбрека, это в четырех милях южнее
Сухоносского маяка. Стоять там - не великое
удовольствие. Правда, укроетесь вы хорошо,
там вас прикроют от волны два волнолома; но
там постоянно идет погрузка камня на
сухогрузные теплоходы, стоит ужасный
грохот и поднимается пыль. Так что я бы там
стал укрываться только в крайнем случае.