Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

От Череповца до Вытегры

А что дальше? Дальше - 55 километров по Нижней Шексне, судовой ход здесь узкий и извилистый, а сразу за судовым ходом - мели -где мягкие, а где и каменистые. Еще когда я ходил на яле с осадкой полметра, мне случалось, отойдя от судового хода на 5 метров, загромыхать по камням.

Имейте в виду, что вы здесь движетесь против течения. Течение здесь слабое, просто следует знать, что красные буи у вас слева, а белые - справа. Постоять на этом переходе особенно негде, да и ни к чему - пять с небольшим часов хода, и вы прибываете в город Шексну, где вам предстоит шлюзование.

Это будет шлюз №7 уже Волго-Балтийской речной системы или, как его называют, Волго-Балта. Этот речной путь существует с 1964 года. Он заменил старую Мариинскую систему, которая служила более 150 лет. Нам частенько надоедает прохождение семи шлюзов Волго-Балта. Но мы забываем, что в Мариинской системе судам приходилось шлюзоваться более 30 раз. Шекснинский шлюз №7 двухниточный, это значит, что две камеры его идут параллельно. Здесь вам придется причалить к правому по ходу берегу, пройти на территорию шлюза, разыскать диспетчерский участок и узнать там: надо ли оплачивать шлюзование. А если не надо, то договориться о порядке вашего прохождения шлюза: когда, за кем, в какую нитку.

Если после шлюзовки вы хотите произвести какие-то закупки, то, выйдя из шлюза, сверните направо и, подойдя к пассажирской пристани, ошвартуйте яхту сбоку нее бортом. Поставьте яхту так, чтобы нос не высовывался за уровень пристани, и посылайте людей в магазин.

Город Шексна, так же как и Череповец, ни с исторической, ни с эстетической точек зрения особого интереса не представляют. Города, существующие только благодаря промышленности в них.

Яхту здесь без присмотра оставлять нельзя (как, впрочем, и в других обитаемых местах).

А произведя закупки, возвращайтесь на основной судовой ход и, пройдя разлив после шлюза и плотины, вы обогнете крестовый поворотный буй и окажетесь в Средней Шексне. Есть тут и буи, есть и створы, но чем хороша эта Средняя Шексна, это тем, что она широкая и почти от берега до берега - глубокая. Берега красивые - холмистые и лесистые. На карте у берегов обозначен затопленный лес, а иногда и на местности видны торчащие из воды коряги. Но ширины хватит и для лавировки, и, там более, для движения одним галсом. Не припомню случая, чтобы мне пришлось здесь идти под мотором.

Насчет стоянок. Иногда я сворачивал в широкую и тихую реку Ирдомку - правый приток Шексны. Заходить в нее следует, держась в 20 -30 метрах от ее правого берега (карту посмотрите), а, поровнявшись с обломками причала, можно уже гулять по всей ширине реки. У левого берега Ирдомки - база отдыха Череповецкого метзавода, у берега стоит дебаркадер. Иногда там разрешали постоять, иногда - нет. Тогда я уходил метров на 500 вверх против течения и недалеко от берега становился на якорь. У какого берега? А у того, который прикроет вас от ветра. Я обычно описывал циркуляцию диаметром метров 20 и посередке нее становился на якорь, убедившись, что глубина достаточна. Якорный конец крепим на носу, и яхта сама развернется носом к ветру.

Вообще, ночевка на одном якоре, если он хорошо держит - вещь неплохая. Надо только следить, чтобы якорь пошел в воду как следует, т.е. не швырять его, как попало, а чуть притормаживать рукой якорный конец, чтобы он не захлестнул за лапу якоря. Неплохо также на самом малом ходу положить якорь с кормы и, убедившись, что якорь забрал, перенести якорный конец на нос.

В километре выше устья Ирдомки на Шексне стоит пассажирский причал Ирма. Оттуда тоже близко до упомянутой мной выше базы отдыха. Там есть магазин, бар, питьевая вода. Есть также сауна, но это - уже предмет отдельного разговора с местным начальством. А ночевка у этого причала плохая - судовой ход близко, волна будет ночью лупить по вашей яхте.

Несколько выше по Средней Шексне случалось мне стоять у при-топленной баржи рядом с причалом Аристове. Не советую только делать это в выходные дни - спокойствия не будет: на берегу идет повальная пьянка. А также имейте в виду, что судовой ход близко: разверните яхту носом к воде и оттяните ее от баржи подальше.

Иногда мне случалось зайти на ночевку в устье реки Камешницы -правый приток Шексны, впадает в нее на 629-м километре. Заранее вас предупреждаю, что подходов к берегу здесь нет - ночевать придется на якоре. Зато - тихо и спокойно. Входите в реку на 250-300 метров и посередке становитесь на якорь. Я сюда заходил, если дело шло к вечеру. Почему? А потому, что через пару километров начинается Сизьминский разлив - водоем широкий и, как бы это сказать? - не всегда уютный. Здесь частенько гуляют свежие ветра и разгоняют короткую и крутую волну, бывает до 1.5 метров. А буи и створы довольно далеко друг от друга, поэтому ночью, да при плохой видимости я бы не хотел идти через этот разлив.

Когда-то московская яхта "Тишина" ночью потеряла здесь ориентировку и нанизалась на торчащее из воды бревно. Что с ними потом было - это к моему повествованию не относится. Я только скажу вам, что на Волго-Балте, так же как и на Волге, я стараюсь избежать ночных переходов. Тоже бывали неприятные случаи. Здесь погибла московская яхта "Удача", столкнувшись ночью с сухогрузом. И человек погиб. В мою задачу не входит разбор аварийных происшествий, скажу только, что днем этого бы не произошло.

В начале Сизьминского разлива у вас по корме останется щелевой створ - три красных знака на берегу, по ним и выставьте ваш компасный курс, а потом увидите и буи впереди. Здесь, в начале этого судового хода, есть еще боковой ход влево - в реку Ковжу. Он обставлен речными бакенами. Я там не бывал, а друзья бывали, и говорят, что там неплохие рыбные угодья. Туда из Череповца рыбаки ездят на выходные дни на катерах и моторках.

Если вы прошли Сизьминский разлив, и команда притомилась, можно встать на отдых, свернув с судового хода за красный буй на 660-м км. Здесь увидите небольшой остров, который укроет вас от волны и ветра с разлива.

Весь ход по Сизьминскому разливу - 33 км. А дальше вы попадаете в Верхнюю Шексну. Что мы здесь имеем? На 665-м км справа будет вход в Северо-Двинский канал. Сюда обычно сворачивают те, у кого есть лишние дни, и кто хочет посмотреть Кирилло-Белозерский монастырь. Войдя в канал, через 300 метров вы упретесь в два маленьких деревянных шлюза. Перепад воды в первом 1 метр, а во втором - три.

Тут надо выходить на берег и обращаться к теткам в будке: если они в хорошем настроении, то прошлюзуют сразу, а если в плохом -заставят ждать попутного теплохода, который придет неизвестно когда. После шлюзов - 10 км узенького канала, затем наплавной мост, который вам откроют по первому требованию.

И вы оказываетесь в красивом Сиверском озере, на берегу которого стоит городок Кириллов со своим знаменитым монастырем. Есть местечко прямо под стенами монастыря, где вы сможете подойти прямо к берегу. Примета - отдельная группа деревьев, а рядом мостки, с которых рыбачат. Кстати тот, кто не пойдет на экскурсию, а останется стеречь яхту, может тоже закинуть удочку - в спокойную погоду здесь ловится крупная плотва.

А прямо напротив места, где вы причалили, есть в стене калитка, через которую вы попадете в монастырь и начнете свою экскурсию. В монастыре, в числе достопримечательностей имеется заведение под названием "Трапезная", там вас могут хорошо накормить. А в городе можно прикупить кое-что из продуктов.

А в 20 километрах от Кириллова - село Ферапонтове, где находится Ферапонтов монастырь, знаменитый своими хорошо сохраненными фресками Дионисия. Туда можно из Кириллова съездить на автобусе.

Восточная пословица гласит: "Прежде, чем войти, подумай, как выйти". Т.е., отправляясь в Кириллов, надо иметь в виду, что вам предстоит выход и опять шлюзовка. По пути туда договоритесь с тетками на шлюзе об обратном проходе, возможно, они вам скажут, когда завтра пойдет попутный для вас теплоходик.

Если вы в Кириллов не пошли, вам следует знать, что можно переночевать, встав сбоку пассажирского причала Топорня, он через полтора километра после входа в канал. По правилам - не положено, но обычно никто не возражает. На берегу, правее причала, родничок с хорошей питьевой водой. А с другой стороны - вполне цивилизованный туалет на 2 очка - вы, наверное, по такому уже соскучились.

Судовой ход по Верхней Шексне - узкий и извилистый, на карте многие места называются "прорезь". Похоже, - в некоторых местах ширина фарватера не более 70 метров. Хотя разлив местами достигает 2-3 км.

В 1 б км выше Топорни на холмистом левом берегу Шексны лежит селение Горицы. При подходе доставайте фотокамеры: на берегу виден красивый Горицкий монастырь, с воды хорошо смотрится. Его сейчас реставрируют. А из Гориц автобус ходит в Кириллов, можно съездить отсюда, если вы не захотели заходить в канал.

Сразу за Горицами - живописный проход между двумя высокими островами. Они называются: гора Никитская и гора Городецкая. Тоже можно пофотографировать. В самих Горицах постоять негде, от пристани гоняют. За островами - широкий разлив; если ветра нет или он слабый, можно встать на якорь за горой Никитской, метрах в 30 от берега. А можно и к берегу подойти, свернув после прохода направо и подойдя к крутому берегу острова гора Городецкая. Тоже смотрите на ветер: если задует свежий западный, волну разгонит, и стоять будет беспокойно.

А через 30 км после Гориц вам предстоит выход в Белое озеро. Не доходя него километров 10 вы найдете обставленный боковой фарватер к селению Вогнема. Там - нефтебаза и бензоколонка, но есть смысл туда пойти, если вы поспеваете - все это работает до 18 часов, Там же при подходящем ветре, т.е. с берега, можно и переночевать. Или у деревянной набережной нефтебазы, у дальнего ее конца, или у пассажирского причала - он чуть подальше. А за 7 км до входа в Белое озеро вы увидите на левом от вас берегу серый столбик наподобие обелиска - это вход в Белозерский обводный канал. Хаживал я по нему, когда не нравилась обстановка на Белом озере. И скажу вам прямо: не люблю я этот канал! Он - узкий и мелкий, иногда мели доходят до середины канала. Бревна в канале не только плавают, но иногда и точат из воды, как сваи. А есть там кое-что и похуже: плоты по нему таскают.Не один раз приходилось прижиматься к берегу, высаживаться на мель и молить Бога, чтобы бревна, торчащие от плота, не зацепили и не разнесли вашу яхту. Плоты длинные, подолгу приходится ждать, пока его мимо протащат.

А бывало и еще хуже: посреди канала стоит баржа, рядом плав-кран, который грейфером грузит на нее грунт - углубляет канал. Он-то углубляет, а вам-то - не пройти. Случалось возвращаться.

А пройти хотя бы часть канала иногда надо. На берегу, не доходя 5-7 км до г.Белозерска - нефтебаза с бензоколонкой. Припрет, так и зайдешь, а потом - добежишь до г.Белозерска, а оттуда - через прорезь в озеро.

Белозерск - старинный город, постарше Москвы. Соответственно в нем есть памятники старины. Два красивых собора, их купола видны далеко с озера. А еще деревянная церковь конца XYII века. В былые времена сюда цари ссылали опальных бояр.

Есть магазины. И баня. И обмен газовых баллонов.

Но не только поэтому я иногда проходил каналом. Меня немного пугает неспокойный нрав Белого озера.

Что такое это озеро? Круглое блюдце диаметром 45 - 50 километров. Глубины во всех местах-от 4-х до 5.5 метров. Это значит, что, если разгонит волну, а это здесь бывает часто, то волна будет крутая и короткая, как и на всех мелких водоемах. А если при этом ветер встречный, то вас ожидает долгая, трудная и нудная лавировка. Моим одноклубникам случалось, выйдя в Белое озеро и побултыхавшись немного, повернуть обратно, уйти в Шексну и, найдя укрытие, переждать, пока на озере не станет поспокойнее. Я не склонен никого осуждать за такое решение -это не трусость, а разумная осторожность.

Переходя Белое озеро, посматривайте на воду на предмет бревен, они там имеются и ведут себя коварно. Встреча с бревном, особенно стоячим, не сулит вам ничего хорошего. В период белых ночей можно переходить через озеро и ночью, но вахта должна быть внимательна. Выход рассчитайте так, чтобы в реку Ковжу войти уже при свете.

А если вам дозарезу хочется побывать в старинном городе Белозер-ске, так в него можно попасть и с озера, для этого имеется прорезь, огражденная каменным волноломом. Входить желательно засветло, тогда вы издалека увидите красный столбик на конце волнолома, а дальше - буи, ведущие к городу.

Если вам придется ночевать в Белозерске, не вздумайте становиться для этого в канале. Там иногда проходят плотогоны с плотами или буксиры с баржами и при подходе орут по радио: "Раздавлю и отвечать не буду!" Лучше попросить отодвинуть наплавной мост (нам не отказывают) и свернув в ковш Белозерской рембазы, найти тихое место у какой-нибудь брошенной баржи. Нет на этой стоянке ничего хорошего, кроме спокойствия, но ведь и это - немало. "На свете счастья нет, а есть покой и воля!"

Имейте в виду также, что, если, не дай Бог, поломалось у вас на яхте что-то, на рембазе вам помогут это "что-то" отремонтировать.

Рис 11 Белочерск

Пребывая в Белозерске, помяните многочисленных арестантов, пребывавших в многочисленных окрестных лагерях. Здесь В.М.Шукшин снимал свою "Калину красную".

А наутро - обратно через наплавной мост, в прорезь и - в озеро. Просчитайте свой компасный курс на вход в реку Ковжу, и - вперед! Основной судовой ход через озеро обставлен большими буями осевой системы, их видно издалека. И теплоходы, идущие по озеру, вам помогут. А еще ориентир - церковь Ковжа у входа в эту реку. Но это, конечно, дальний ориентир, а перед входом в Ковжу надо держать по створам и буям. Их здесь достаточно.

Если вы прошли Белое озеро к концу дня, можно уйти на ночевку к рыбачьему причалу в поселке Ковжа, у церкви.

Далее ваш путь лежит по реке Ковже и водораздельному каналу. Скажем прямо - места не очень приятные. Вокруг болота, поэтому -невообразимые полчища комаров. Это 90 километров от выхода из Белого озера до шлюза №6 Волго-Балта. Я всегда стараюсь проскочить эти места без остановок. Но о стоянках скажу на всякий случай.

Вначале пойдут широкие разливы с узким судовым ходом, невдалеке от которого торчат из воды коряги. А потом канал с болотистыми берегами, встать в котором практически негде. Иногда на 774-м км я сворачивал в реку Шелопасть, она обставлена буями и запанями, потом в реку Кему и, пройдя всего 3 км от основного хода, можно пристроиться на ночевку за пассажирским причалом в пос. Новокем-ский. Причал - это здоровенная баржа, можно спрятаться между ней и берегом. Местные жители относятся к нам приветливо. В Новокем-ском есть нефтебаза, там можно запастись горючим.

Здесь также места расположения лагерей, в большинстве уже бро-шеных. Лес вырубили и лесоповал окончился, а зэков перевели в другие места. Бывший большой лагерь вы увидите с воды около причала Курдюг. Причал тоже брошенный, почти развалился. Стоянка здесь плохая.

Есть на Ковже и еще места для ночевок, но не очень удобные. Река неширокая, судовой ход рядом. Когда проходит пассажирский теплоход, он сначала мощно отсасывает воду от берега, а потом дает такую волну, что ваш якорь, как пробка, вылетает из грунта. Нет, на Ковже стоять плохо. А вода в ней - цвета кофе (без молока), не то что пить или посуду мыть - палубу не помоешь, одна грязь будет.

Один местный житель подсказал, что на 809-м километре можно зайти в реку Тумбу. Я туда заходил и ночевал, река глубокая и вода в ней темного цвета, но чистая. А подхода к берегу мы и там не нашли. И - комар, многомиллионный комар! Злой, как сатана!

На 820-м км по правому для вас берегу имеется пассажирский причал Ужла. Возле него можно пристроиться сбоку для ночевки. Как обычно, проследите, чтобы нос яхты не высовывался: утром к причалу подходит "Метеор".

После 826-го км начинается поселок Анненский мост. Мост там и в самом деле есть - наплавной. Это - две здоровенных баржи, они перекрывают судовой ход, по ним едут машины и идут люди. Для вас одних этот мост не разведут - и не просите. Становитесь с краешка к пассажирской пристани (у вас она слева) и следите. Как только поднимут пандусы с краю моста, командуйте: "Отдать концы!", и - по газам. Обычно мост начинают отводить, когда теплоход еще далеко, я его не ждал, а сразу проскакивал. Если же вы идете в сторону Москвы с севера, то перед мостом я ждал, причалив к небольшому дебаркадеру. Около него и переночевать разрешают. Еще в поселке Анненский мост есть столовая, раньше там неплохо кормили. И питьевой воды там можно набрать.

Еще 20 километров - и опять препятствие: в селении Волоков мост - тросовая паромная переправа. Слева у вас - бревенчатая стенка, около нее глубоко, можно подойти, прицепиться к стенке и подождать, пока троса опустят.

А через 10 километров после Волокова моста шлюз №6 Волго-Балта, т.е. здесь вы начнете спускаться до уровня Онежского озера.

Здесь я практиковал тот же способ, что и везде: подходил к стоящему в ожидании теплоходу и просил вахтенного связаться по УКВ с вахтой шлюза и получить указания насчет нашего шлюзования. А потом становился к палам справа по нашему ходу. Не пытайтесь залезть за них - там сразу же мелко- Да и уровень меняется часто.

Вытегорские шлюзы вдвое уже московских, т.е. по ширине можно встать только один теплоход. А по длине - два, и если зашли два "Волго-Дона", то для вас уже места не останется, а вот, если "Волго-Дон" и какой-либо маленький, то один-два свободных рыма для вас будут.

От шлюза №6 до пятого - 5 с небольшим км, а уже через три км начинается длинный подходный канал. Поэтому, если сразу по выходе из 6-го шлюза теплоход убежит от вас, не пытайтесь оторвать ручку газа у вашего мотора - в канале теплоход замедлит ход, и вам еще ждать придется. Если дело к ночи, то здесь есть два места для ночевки. Первое - сбоку у причала Девятины. Надо испросить разрешения, если есть у кого спрашивать. Утром сюда подойдет "Метеор". Второе местечко - в бухточке севернее Девятин.

Между 5-м и 4-м шлюзами, а также между 4-м и 3-м, расстояния маленькие - меньше километра, так что не мчитесь за теплоходом, а выйдя, посторонитесь вправо: скорее всего идут встречные суда, не мешайте им.

Выйдя из 3-го шлюза, вы попадаете в Белоусовское водохранилище. До второго шлюза будет 5.5 км, но вы гляньте на часы: если дело к темноте (а темнеет здесь поздно, вы уже на севере), а команда ваша притомилась, то здесь имеются два прекрасных места для стоянки. Местные жители гордо называют эти места "Вытегорская Швейцария". Ну, положим, супротив Швейцарии Вытегория - это "все равно, что плотник супротив столяра". Но, думаю, было бы здесь очень неплохо, если бы вода была почище, она здесь еще цвета Ковжи.

Одно из удобных для стоянки мест - на 867-м км, сразу за белым буем виден вход в узкую и длинную бухту. Глубины посреди бухты -5-6 метров, и легко найти место, где встать носом к берегу. Стоять здесь спокойно. На берегу - грибы, иногда в безумном количестве. При подходе к берегу - глаза кверху: ветки сосен торчат.

Второе место чуть дальше этой бухты. Обогните полуостров правым бортом и осторожно войдите между ним и следующим островом, держась посредине, подвиньтесь почти до берега, а метрах в 6-7 возьмите чуть правее. Будете стоять носом к яровому берегу.

Рис. 12. Стоянка в г.Вытегра

После шлюза №2 начинается Вытегорское водохранилище. Здесь до 1-го шлюза 10 км, а при подходе к нему вы уже находитесь в городе Вытегре. Отшлюзовались, и через 300 метров от нижних ворот сворачивайте направо в реку Вытегру. Река - громко сказано - так, речка. Но она судоходная на целый километр, и, кроме того, она - улица города. Метров через 600 река свернет чуть влево, вы туда не ходите, а прямо по носу увидите каменный столбик, наподобие памятника. Здесь сохранили в качестве музейного экспоната старый деревянный шлюз Мариинской водной системы, которую в наши дни заменил, спрямил и укоротил Волго-Балт. Прямо в воротах этого шлюза можно встать, растянув яхту поперек ворот. Стоять удобно, один только недостаток: это место облюбовала вытегорская молодежь - днем для купания, а вечером и ночью - для тусовок. Гуляют допоздна, сильно шумят и применяют ненормативную лексику.

Зато в Вытегре - как в Греции - всё есть. В магазинах продукты, с почты можно связаться с Москвой, питьевая вода близко. А с бензином и вовсе хорошо - при выходе из реки Вытегры в канал, не доходя 100 метров, на берегу бензоколонка. Вы увидите на правом по ходу берегу стенку. Швартуйтесь бортом к ее началу, вылезайте и пройдите 20 метров назад - попадете на бензоколонку. Отправляясь за бензином, наденьте штаны - здесь не любят джентльменов без штанов.

Уже в перестроечные времена я заметил: чем дальше от Москвы, тем бензин дешевле. Но зато - грязнее, советую вам как следует его фильтровать.

Вытегра - город старый, здесь еще Петр 1 бывал. Но из исторических мест - только большой собор, в котором расположен местный краеведческий музей. Самый интересный экспонат - чучело: "Ворона серая обыкновенная".



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: