А что дальше? Дальше - 55
километров по Нижней Шексне, судовой ход
здесь узкий и извилистый, а сразу за судовым
ходом - мели -где мягкие, а где и каменистые.
Еще когда я ходил на яле с осадкой полметра,
мне случалось, отойдя от судового хода на 5
метров, загромыхать по камням.
Имейте в виду, что вы здесь
движетесь против течения. Течение здесь
слабое, просто следует знать, что красные
буи у вас слева, а белые - справа. Постоять на
этом переходе особенно негде, да и ни к чему
- пять с небольшим часов хода, и вы
прибываете в город Шексну, где вам
предстоит шлюзование.
Это будет шлюз №7 уже Волго-Балтийской
речной системы или, как его называют, Волго-Балта.
Этот речной путь существует с 1964 года. Он
заменил старую Мариинскую систему, которая
служила более 150 лет. Нам частенько
надоедает прохождение семи шлюзов Волго-Балта.
Но мы забываем, что в Мариинской системе
судам приходилось шлюзоваться более 30 раз.
Шекснинский шлюз №7 двухниточный, это
значит, что две камеры его идут параллельно.
Здесь вам придется причалить к правому по
ходу берегу, пройти на территорию шлюза,
разыскать диспетчерский участок и узнать
там: надо ли оплачивать шлюзование. А
если не надо, то договориться о порядке
вашего прохождения шлюза: когда, за кем, в
какую нитку.
Если после шлюзовки вы хотите
произвести какие-то закупки, то, выйдя из
шлюза, сверните направо и, подойдя к
пассажирской пристани, ошвартуйте яхту
сбоку нее бортом. Поставьте яхту так, чтобы
нос не высовывался за уровень пристани, и
посылайте людей в магазин.
Город Шексна, так же как и
Череповец, ни с исторической, ни с
эстетической точек зрения особого интереса
не представляют. Города, существующие
только благодаря промышленности в них.
Яхту здесь без присмотра
оставлять нельзя (как, впрочем, и в других
обитаемых местах).
А произведя закупки,
возвращайтесь на основной судовой ход и,
пройдя разлив после шлюза и плотины, вы
обогнете крестовый поворотный буй и
окажетесь в Средней Шексне. Есть тут и буи,
есть и створы, но чем хороша эта Средняя
Шексна, это тем, что она широкая и почти от
берега до берега - глубокая. Берега красивые
- холмистые и лесистые. На карте у берегов
обозначен затопленный лес, а иногда и на
местности видны торчащие из воды коряги. Но
ширины хватит и для лавировки, и, там более,
для движения одним галсом. Не припомню
случая, чтобы мне пришлось здесь идти под
мотором.
Насчет стоянок. Иногда я
сворачивал в широкую и тихую реку Ирдомку -
правый приток Шексны. Заходить в нее
следует, держась в 20 -30 метрах от ее правого
берега (карту посмотрите), а, поровнявшись с
обломками причала, можно уже гулять по всей
ширине реки. У левого берега Ирдомки - база
отдыха Череповецкого метзавода, у берега
стоит дебаркадер. Иногда там разрешали
постоять, иногда - нет. Тогда я уходил метров
на 500 вверх против течения и недалеко от
берега становился на якорь. У какого берега?
А у того, который прикроет вас от ветра. Я
обычно описывал циркуляцию диаметром
метров 20 и посередке нее становился на
якорь, убедившись, что глубина достаточна.
Якорный конец крепим на носу, и яхта сама
развернется носом к ветру.
Вообще, ночевка на одном якоре,
если он хорошо держит - вещь неплохая. Надо
только следить, чтобы якорь пошел в воду как
следует, т.е. не швырять его, как попало, а
чуть притормаживать рукой якорный конец,
чтобы он не захлестнул за лапу якоря.
Неплохо также на самом малом ходу положить
якорь с кормы и, убедившись, что якорь
забрал, перенести якорный конец на нос.
В километре выше устья Ирдомки на
Шексне стоит пассажирский причал Ирма.
Оттуда тоже близко до упомянутой мной выше
базы отдыха. Там есть магазин, бар, питьевая
вода. Есть также сауна, но это - уже предмет
отдельного разговора с местным начальством.
А ночевка у этого причала плохая - судовой
ход близко, волна будет ночью лупить по
вашей яхте.
Несколько выше по Средней Шексне
случалось мне стоять у при-топленной баржи
рядом с причалом Аристове. Не советую
только делать это в выходные дни -
спокойствия не будет: на берегу идет
повальная пьянка. А также имейте в виду, что
судовой ход близко: разверните яхту носом к воде и
оттяните ее от баржи подальше.
Иногда мне случалось зайти на
ночевку в устье реки Камешницы -правый
приток Шексны, впадает в нее на 629-м
километре. Заранее вас предупреждаю, что
подходов к берегу здесь нет - ночевать
придется на якоре. Зато - тихо и спокойно.
Входите в реку на 250-300 метров и посередке
становитесь на якорь. Я сюда заходил, если
дело шло к вечеру. Почему? А потому, что
через пару километров начинается
Сизьминский разлив - водоем широкий и, как
бы это сказать? - не всегда уютный. Здесь частенько
гуляют свежие ветра и разгоняют короткую
и крутую волну, бывает до 1.5 метров. А буи и
створы довольно далеко друг от друга,
поэтому ночью, да при плохой видимости
я бы не хотел идти через этот разлив.
Когда-то московская яхта "Тишина"
ночью потеряла здесь ориентировку и
нанизалась на торчащее из воды бревно. Что с
ними потом было - это к моему повествованию
не относится. Я только скажу вам, что на
Волго-Балте, так же как и на Волге, я
стараюсь избежать ночных переходов. Тоже
бывали неприятные случаи. Здесь погибла
московская яхта "Удача", столкнувшись
ночью с сухогрузом. И человек погиб. В мою
задачу не входит разбор аварийных
происшествий, скажу только, что днем этого
бы не произошло.
В начале Сизьминского разлива у
вас по корме останется щелевой створ - три
красных знака на берегу, по ним и выставьте
ваш компасный курс, а потом увидите и буи
впереди. Здесь, в начале этого судового хода,
есть еще боковой ход влево - в реку Ковжу. Он
обставлен речными бакенами. Я там не бывал,
а друзья бывали, и говорят, что там неплохие
рыбные угодья. Туда из Череповца рыбаки
ездят на выходные дни на катерах и моторках.
Если вы прошли Сизьминский
разлив, и команда притомилась, можно встать
на отдых, свернув с судового хода за красный
буй на 660-м км. Здесь увидите небольшой
остров, который укроет вас от волны и ветра
с разлива.
Весь ход по Сизьминскому разливу
- 33 км. А дальше вы попадаете в Верхнюю
Шексну. Что мы здесь имеем? На 665-м км справа
будет вход в Северо-Двинский канал. Сюда
обычно сворачивают те, у кого есть лишние
дни, и кто хочет посмотреть Кирилло-Белозерский
монастырь. Войдя в канал, через 300 метров вы
упретесь в два маленьких деревянных шлюза.
Перепад воды в первом 1 метр, а во втором -
три.
Тут надо выходить на берег и
обращаться к теткам в будке: если они в
хорошем настроении, то прошлюзуют сразу, а
если в плохом -заставят ждать попутного
теплохода, который придет неизвестно когда.
После шлюзов - 10 км узенького канала, затем
наплавной мост, который вам откроют по
первому требованию.
И вы оказываетесь в красивом
Сиверском озере, на берегу которого стоит
городок Кириллов со своим знаменитым
монастырем. Есть местечко прямо под стенами
монастыря, где вы сможете подойти прямо к
берегу. Примета - отдельная группа деревьев,
а рядом мостки, с которых рыбачат. Кстати
тот, кто не пойдет на экскурсию, а останется
стеречь яхту, может тоже закинуть удочку - в
спокойную погоду здесь ловится крупная
плотва.
А прямо напротив места, где вы
причалили, есть в стене калитка, через
которую вы попадете в монастырь и начнете
свою экскурсию. В монастыре, в числе
достопримечательностей имеется заведение
под названием "Трапезная", там вас
могут хорошо накормить. А в городе можно
прикупить кое-что из продуктов.
А в 20 километрах от Кириллова -
село Ферапонтове, где находится Ферапонтов
монастырь, знаменитый своими хорошо
сохраненными фресками Дионисия. Туда можно
из Кириллова съездить на автобусе.
Восточная пословица гласит: "Прежде,
чем войти, подумай, как выйти". Т.е.,
отправляясь в Кириллов, надо иметь в виду,
что вам предстоит выход и опять шлюзовка. По
пути туда договоритесь с тетками на шлюзе
об обратном проходе, возможно, они вам
скажут, когда завтра пойдет попутный для
вас теплоходик.
Если вы в Кириллов не пошли, вам
следует знать, что можно переночевать,
встав сбоку пассажирского причала Топорня,
он через полтора километра после входа в
канал. По правилам - не положено, но обычно
никто не возражает. На берегу, правее
причала, родничок с хорошей питьевой водой.
А с другой стороны - вполне цивилизованный
туалет на 2 очка - вы, наверное, по такому уже
соскучились.
Судовой ход по Верхней Шексне -
узкий и извилистый, на карте многие места
называются "прорезь". Похоже, - в
некоторых местах ширина фарватера не более
70 метров. Хотя разлив местами достигает 2-3
км.
В 1 б км выше Топорни на холмистом
левом берегу Шексны лежит селение Горицы.
При подходе доставайте фотокамеры: на
берегу виден красивый Горицкий монастырь, с
воды хорошо смотрится. Его сейчас
реставрируют. А из Гориц автобус ходит в
Кириллов, можно съездить отсюда, если вы не
захотели заходить в канал.
Сразу за Горицами - живописный
проход между двумя высокими островами. Они
называются: гора Никитская и гора
Городецкая. Тоже можно пофотографировать. В
самих Горицах постоять негде, от пристани
гоняют. За островами - широкий разлив; если
ветра нет или он слабый, можно встать на
якорь за горой Никитской, метрах в 30 от
берега. А можно и к берегу подойти, свернув
после прохода направо и подойдя к крутому
берегу острова гора Городецкая. Тоже
смотрите на ветер: если задует свежий
западный, волну разгонит, и стоять будет
беспокойно.
А через 30 км после Гориц вам
предстоит выход в Белое озеро. Не доходя
него километров 10 вы найдете обставленный
боковой фарватер к селению Вогнема. Там -
нефтебаза и бензоколонка, но есть смысл
туда пойти, если вы поспеваете - все это
работает до 18 часов, Там же при подходящем
ветре, т.е. с берега, можно и переночевать.
Или у деревянной набережной нефтебазы, у
дальнего ее конца, или у пассажирского
причала - он чуть подальше. А за 7 км до входа
в Белое озеро вы увидите на левом от вас
берегу серый столбик наподобие обелиска -
это вход в Белозерский обводный канал.
Хаживал я по нему, когда не нравилась
обстановка на Белом озере. И скажу вам прямо:
не люблю я этот канал! Он - узкий и мелкий,
иногда мели доходят до середины канала.
Бревна в канале не только плавают, но иногда
и точат из воды, как сваи. А есть там кое-что
и похуже: плоты по нему таскают.Не один раз
приходилось прижиматься к берегу, высаживаться на мель и молить
Бога, чтобы бревна, торчащие от плота, не
зацепили и не разнесли вашу яхту. Плоты
длинные, подолгу приходится ждать, пока его
мимо протащат.
А бывало и еще хуже: посреди
канала стоит баржа, рядом плав-кран, который
грейфером грузит на нее грунт - углубляет
канал. Он-то углубляет, а вам-то - не пройти.
Случалось возвращаться.
А пройти хотя бы часть канала
иногда надо. На берегу, не доходя 5-7 км до г.Белозерска
- нефтебаза с бензоколонкой. Припрет, так и
зайдешь, а потом - добежишь до г.Белозерска,
а оттуда - через прорезь в озеро.
Белозерск - старинный город,
постарше Москвы. Соответственно в нем есть
памятники старины. Два красивых собора, их
купола видны далеко с озера. А еще
деревянная церковь конца XYII века. В былые
времена сюда цари ссылали опальных бояр.
Есть магазины. И баня. И обмен
газовых баллонов.
Но не только поэтому я иногда
проходил каналом. Меня немного пугает
неспокойный нрав Белого озера.
Что такое это озеро? Круглое
блюдце диаметром 45 - 50 километров. Глубины
во всех местах-от 4-х до 5.5 метров. Это значит,
что, если разгонит волну, а это здесь бывает
часто, то волна будет крутая и короткая, как
и на всех мелких водоемах. А если при этом
ветер встречный, то вас ожидает долгая,
трудная и нудная лавировка. Моим
одноклубникам случалось, выйдя в Белое
озеро и побултыхавшись немного, повернуть
обратно, уйти в Шексну и, найдя укрытие,
переждать, пока на озере не станет
поспокойнее. Я не склонен никого осуждать
за такое решение -это не трусость, а
разумная осторожность.
Переходя Белое озеро,
посматривайте на воду на предмет бревен,
они там имеются и ведут себя коварно.
Встреча с бревном, особенно стоячим, не
сулит вам ничего хорошего. В период белых
ночей можно переходить через озеро и ночью,
но вахта должна быть внимательна. Выход
рассчитайте так, чтобы в реку Ковжу войти
уже при свете.
А если вам дозарезу хочется
побывать в старинном городе Белозер-ске,
так в него можно попасть и с озера, для этого
имеется прорезь, огражденная каменным
волноломом. Входить желательно засветло,
тогда вы издалека увидите красный столбик
на конце волнолома, а дальше - буи, ведущие к
городу.
Если вам придется ночевать в
Белозерске, не вздумайте становиться для
этого в канале. Там иногда проходят
плотогоны с плотами или буксиры с баржами и
при подходе орут по радио: "Раздавлю и
отвечать не буду!" Лучше попросить
отодвинуть наплавной мост (нам не
отказывают) и свернув в ковш Белозерской
рембазы, найти тихое место у какой-нибудь
брошенной баржи. Нет на этой стоянке ничего
хорошего, кроме спокойствия, но ведь и это -
немало. "На свете счастья нет, а есть
покой и воля!"
Имейте в виду также, что, если, не
дай Бог, поломалось у вас на яхте что-то, на
рембазе вам помогут это "что-то"
отремонтировать.
Рис 11 Белочерск
Пребывая в Белозерске, помяните
многочисленных арестантов, пребывавших в
многочисленных окрестных лагерях. Здесь В.М.Шукшин
снимал свою "Калину красную".
А наутро - обратно через
наплавной мост, в прорезь и - в озеро.
Просчитайте свой компасный курс на вход в
реку Ковжу, и - вперед! Основной судовой ход
через озеро обставлен большими буями
осевой системы, их видно издалека. И
теплоходы, идущие по озеру, вам помогут. А
еще ориентир - церковь Ковжа у входа в эту
реку. Но это, конечно, дальний ориентир, а
перед входом в Ковжу надо держать по
створам и буям. Их здесь достаточно.
Если вы прошли Белое озеро к
концу дня, можно уйти на ночевку к рыбачьему
причалу в поселке Ковжа, у церкви.
Далее ваш путь лежит по реке
Ковже и водораздельному каналу. Скажем
прямо - места не очень приятные. Вокруг
болота, поэтому -невообразимые полчища
комаров. Это 90 километров от выхода из
Белого озера до шлюза №6 Волго-Балта. Я
всегда стараюсь проскочить эти места без
остановок. Но о стоянках скажу на всякий
случай.
Вначале пойдут широкие разливы с
узким судовым ходом, невдалеке от которого
торчат из воды коряги. А потом канал с
болотистыми берегами, встать в котором
практически негде. Иногда на 774-м км я
сворачивал в реку Шелопасть, она обставлена
буями и запанями, потом в реку Кему и, пройдя
всего 3 км от основного хода, можно пристроиться на ночевку за
пассажирским причалом в пос. Новокем-ский.
Причал - это здоровенная баржа, можно
спрятаться между ней и берегом. Местные
жители относятся к нам приветливо. В
Новокем-ском есть нефтебаза, там можно
запастись горючим.
Здесь также места расположения
лагерей, в большинстве уже бро-шеных. Лес
вырубили и лесоповал окончился, а зэков
перевели в другие места. Бывший большой
лагерь вы увидите с воды около причала
Курдюг. Причал тоже брошенный, почти
развалился. Стоянка здесь плохая.
Есть на Ковже и еще места для
ночевок, но не очень удобные. Река неширокая,
судовой ход рядом. Когда проходит
пассажирский теплоход, он сначала мощно
отсасывает воду от берега, а потом дает
такую волну, что ваш якорь, как пробка,
вылетает из грунта. Нет, на Ковже стоять
плохо. А вода в ней - цвета кофе (без молока),
не то что пить или посуду мыть - палубу не
помоешь, одна грязь будет.
Один местный житель подсказал,
что на 809-м километре можно зайти в реку
Тумбу. Я туда заходил и ночевал, река
глубокая и вода в ней темного цвета, но
чистая. А подхода к берегу мы и там не нашли.
И - комар, многомиллионный комар! Злой, как
сатана!
На 820-м км по правому для вас
берегу имеется пассажирский причал Ужла.
Возле него можно пристроиться сбоку для
ночевки. Как обычно, проследите, чтобы нос
яхты не высовывался: утром к причалу
подходит "Метеор".
После 826-го км начинается поселок
Анненский мост. Мост там и в самом деле есть
- наплавной. Это - две здоровенных баржи, они
перекрывают судовой ход, по ним едут машины
и идут люди. Для вас одних этот мост не
разведут - и не просите. Становитесь с
краешка к пассажирской пристани (у вас она
слева) и следите. Как только поднимут
пандусы с краю моста, командуйте: "Отдать
концы!", и - по газам. Обычно мост начинают
отводить, когда теплоход еще далеко, я его
не ждал, а сразу проскакивал. Если же вы
идете в сторону Москвы с севера, то перед
мостом я ждал, причалив к небольшому
дебаркадеру. Около него и переночевать
разрешают. Еще в поселке Анненский мост
есть столовая, раньше там неплохо кормили. И
питьевой воды там можно набрать.
Еще 20 километров - и опять
препятствие: в селении Волоков мост -
тросовая паромная переправа. Слева у вас -
бревенчатая стенка, около нее глубоко,
можно подойти, прицепиться к стенке и
подождать, пока троса опустят.
А через 10 километров после
Волокова моста шлюз №6 Волго-Балта, т.е.
здесь вы начнете спускаться до уровня
Онежского озера.
Здесь я практиковал тот же способ,
что и везде: подходил к стоящему в ожидании
теплоходу и просил вахтенного связаться по
УКВ с вахтой шлюза и получить указания
насчет нашего шлюзования. А потом
становился к палам справа по нашему ходу. Не
пытайтесь залезть за них - там сразу же
мелко- Да и уровень меняется часто.
Вытегорские шлюзы вдвое уже
московских, т.е. по ширине можно встать
только один теплоход. А по длине - два, и если
зашли два "Волго-Дона", то для вас уже
места не останется, а вот, если "Волго-Дон"
и какой-либо маленький, то один-два
свободных рыма для вас будут.
От шлюза №6 до пятого - 5 с
небольшим км, а уже через три км начинается
длинный подходный канал. Поэтому, если
сразу по выходе из 6-го шлюза теплоход
убежит от вас, не пытайтесь оторвать ручку
газа у вашего мотора - в канале теплоход
замедлит ход, и вам еще ждать придется. Если
дело к ночи, то здесь есть два места для ночевки.
Первое - сбоку у причала Девятины. Надо
испросить разрешения, если есть у кого
спрашивать. Утром сюда подойдет "Метеор".
Второе местечко - в бухточке севернее
Девятин.
Между 5-м и 4-м шлюзами, а также
между 4-м и 3-м, расстояния маленькие - меньше
километра, так что не мчитесь за теплоходом,
а выйдя, посторонитесь вправо: скорее всего
идут встречные суда, не мешайте им.
Выйдя из 3-го шлюза, вы попадаете в
Белоусовское водохранилище. До второго
шлюза будет 5.5 км, но вы гляньте на часы: если
дело к темноте (а темнеет здесь поздно, вы
уже на севере), а команда ваша притомилась,
то здесь имеются два прекрасных места для
стоянки. Местные жители гордо называют эти
места "Вытегорская Швейцария". Ну,
положим, супротив Швейцарии Вытегория - это
"все равно, что плотник супротив столяра".
Но, думаю, было бы здесь очень неплохо, если
бы вода была почище, она здесь еще цвета
Ковжи.
Одно из удобных для стоянки мест -
на 867-м км, сразу за белым буем виден вход в
узкую и длинную бухту. Глубины посреди
бухты -5-6 метров, и легко найти место, где
встать носом к берегу. Стоять здесь
спокойно. На берегу - грибы, иногда в
безумном количестве. При подходе к берегу -
глаза кверху: ветки сосен торчат.
Второе место чуть дальше этой
бухты. Обогните полуостров правым бортом и
осторожно войдите между ним и следующим
островом, держась посредине, подвиньтесь
почти до берега, а метрах в 6-7 возьмите чуть
правее. Будете стоять носом к яровому
берегу.
Рис. 12. Стоянка в г.Вытегра
После шлюза №2 начинается
Вытегорское водохранилище. Здесь до 1-го
шлюза 10 км, а при подходе к нему вы уже
находитесь в городе Вытегре. Отшлюзовались,
и через 300 метров от нижних ворот
сворачивайте направо в реку Вытегру. Река -
громко сказано - так, речка. Но она
судоходная на целый километр, и, кроме того,
она - улица города. Метров через 600 река
свернет чуть влево, вы туда не ходите, а
прямо по носу увидите каменный столбик,
наподобие памятника. Здесь сохранили в
качестве музейного экспоната старый
деревянный шлюз Мариинской водной системы,
которую в наши дни заменил, спрямил и
укоротил Волго-Балт. Прямо в воротах этого
шлюза можно встать, растянув яхту поперек
ворот. Стоять удобно, один только недостаток:
это место облюбовала вытегорская молодежь -
днем для
купания, а вечером и ночью - для тусовок.
Гуляют допоздна, сильно шумят и применяют ненормативную
лексику.
Зато в Вытегре - как в Греции -
всё есть. В магазинах продукты, с почты
можно связаться с Москвой, питьевая вода
близко. А с бензином и вовсе хорошо - при
выходе из реки Вытегры в канал, не доходя 100
метров, на берегу бензоколонка. Вы увидите
на правом по ходу берегу стенку.
Швартуйтесь бортом к ее началу, вылезайте
и пройдите 20 метров назад - попадете на
бензоколонку. Отправляясь за бензином,
наденьте штаны - здесь не любят
джентльменов без штанов.
Уже в перестроечные времена я
заметил: чем дальше от Москвы, тем бензин
дешевле. Но зато - грязнее, советую вам как
следует его фильтровать.
Вытегра - город старый, здесь еще
Петр 1 бывал. Но из исторических мест - только большой собор,
в котором расположен местный краеведческий
музей. Самый интересный экспонат - чучело:
"Ворона серая обыкновенная".