Вот город Углич остался у вас
позади. Дальше, километров 30 до Мышкина,
Волга не широка - метров 700.
Ближайшее удобное место для
стоянки - река Корожечна, впадает в Волгу с
левого берега на 315-км. Стоянка у ее левого
берега, метрах в 20 выше дер. Алтыново.
Стоянка хорошая, носом в берег, только
шумновато, около Алтынова - дом отдыха.
Река Постная тоже впадает в Волгу
с левого берега. При заходе надо брать как
можно правее и искать место для стоянки у
левого берега Постной.
Одно из моих любимых мест для
стоянки - безымянная бухта на левом
берегу Волги на траверзе 30-го красного буя
(332 км). При входе в бухту, левее его середины,
из воды торчит каменный огрудок, надо
входить метрах в 6 правее него и сразу
сворачивать круто вправо. Стоять можно
носом вплотную к песчаному берегу, носовой
швартов можно задать за корни сосны,
торчащие из песчаного обрывчика. Здесь
следует иметь в виду, что уровень воды
изрядно меняется -недалеко плотина и шлюз.
На ночь оттянитесь от берега метра на 2.
Поднявшись на невысокий, метров 5, обрывчик,
вы обнаруживаете сосновый лес с полянками,
где в хорошие годы бывает уйма земляники.
Здесь приятно, но в выходные дни приезжает
много туристов.
Есть стояночка на 336-м км по
левому берегу Волги в безымянной речке
напротив дер. Костенево. Есть также речушка
на 342-м км, тоже на левом берегу, не доходя
Мышкина. Там в устье речушки грузят песком
баржи. Надо осторожно пройти под самым
бортом баржи, а если ее нет, то под
плавкраном, затем взять полевее и, войдя в узкость, сразу свернуть к правому
для вас берегу. Там тихо. Пройдя по берегу
речушки метров 40, вы попадете на шоссе, где
можете остановить машину и купить бензин. А
бензоколонка в Мышкине, но плохо с подходом
к берегу. А бензин брать надо - до Рыбинки вы
его нигде не возьмете. Если подопрет, в
Мышкине пройдите метров 50 после
пассажирской пристани, станьте на якорь
метрах в 10 от берега и переправляйте на
тузике людей и канистры.
Весьма приятное и спокойное
место для ночевки - Охотинская бухта. Бухта
хорошо укрыта от ветра и волны. Она на
правом берегу Волги на 347 километре. После
Мышкина надо пройти вниз по Волге еще
километра три, и прямо к бухте вас выведет
створ №6 Охотин-ский. Миновав вход в бухту,
пройдите еще метров 40 и сворачивайте круто
влево, к отдельно стоящей на откосе березе.
Якорь надо положить подальше - грунт здесь
держит неважно. Зато какой отличный пляжик
при выходе в Волгу! А еще при входе в бухту
есть на другом берегу деревянный
причальчик; можно встать к самому его концу
(сбоку - мелко) и, пройдя метров 200 по берегу
Волги, обнаружить родничок с чистой водой.
Он неглубокий, поэтому, кроме ведер,
возьмите с собой кастрюльку, чтобы удобней
было набирать воду. А если у вас есть время -
сделайте здесь дневку и отправьте
экспедицию в лес за бухтой, грибов наберете
по потребности.
Рис. 8. Охотинская бухта
Еще стояночка имеется на 359-м км у
белого буя №11 напротив деревни Вздыхайлово.
Вход в ручей с Волги просматривается плохо,
входить только в светлое время. Кроме того,
следует помнить, что вы уже вышли на
уровень Рыбинского водохранилища, а он -
этот уровень - меняется по годам. Ручей
неглубокий, иногда в него не войти.
Здесь Волга начинает уже
разливаться широко, но не советую вам
уходить с судового хода даже на 10 метров -
будете сидеть. Есть места с глубинами 0.7-0.3
метра.
Когда я говорю "есть стояночка",
я имею в виду, что место укрытое от волны с
судового хода; что можно встать носом к
берегу, что народа здесь мало или вообще нет.
Т.е. переночуете спокойно.
А вскоре ваша яхта пройдет под
железнодорожным мостом. Здесь два
судоходных пролета для прохода в разных
направлениях. Нужный для вас проход вам
укажет красный знак на ферме моста. На левом
берегу - железнодорожная станция Волга, из
которой можно уехать прямо в Москву, здесь
многие команды производят полную или
частичную смену экипажей.
После моста судовой ход свернет к
правому берегу - к деревне Ивановское. Там
есть створные знаки, но сразу вы их не
увидите, а держите на церковь - она видна
издалека. Там есть ручей Ивановский, в нем
стоять можно, но уж очень людно - он между
двух деревень.
На траверзе этого ручья вы
увидите первый большой озерный буй -здесь
кончается речной и начинается озерный
участок Рыбинского водохранилища.
Вы вышли на этот крупный водоем,
созданный человеческими руками. Плотины,
перекрывшие Волгу и Шексну, были созданы
перед самой войной, и до 1947 года
продолжалось наполнение водохранилища. Вам
следует иметь в виду, что оно расположено на
перекрестке циклонов, возникающих в
европейской части России и поэтому часто
бывает неспокойным. Для больших теплоходов
это опасности не представляет, а вот
яхтсменам надо держать ухо востро. При
шквалах и штормовых ветрах волна здесь
бывает более 2-х метров высотой. Кроме того
уровень водохранилища тоже меняется -
разница бывает до 2.5 метров в течение
навигации. А также надо считаться со сгонно-на-гонными
изменениями уровня, например, при южных
ветрах, длящихся несколько дней, уровень в
южной части Рыбинки может понизиться на
метр.
От деревни Ивановское держитесь
вдоль правого берега - он обрывистый и
приглубый. На 378-м км начинается мерная миля
- 1852 метра, она обозначена двумя секущими
створами, здесь можете проверить ваши
приборы - лаг и счетчик миль.
Два ручья по правому берегу -
Шепелевский и Котинский, конечно, очень
хороши для стоянки, но, во-первых, при входе
в оба ручья каждый год намываются песчаные
бары, и не всегда через них войдешь; а, если
войдешь, тебя постараются оттуда выгнать
местные частные владельцы земли. Почему
будут выгонять - это второй вопрос, но
выгонять будут обязательно.
Так что, лучше вы пройдите еще
пару километров и сверните в Петраковскую
бухту на 380-м км напротив 78-го черного буя. Да
вы ее и без примет не пропустите - вход в нее
широкий, на одном берегу, справа от вас
видна пристанишка, туда "Метеор"
подходит, а напротив - база отдыха. Подход к
пристани обозначен вехами. Встать можно за
пристанью метрах в 10, там у берега стоит
железный понтон. Или же в конце бухты
сворачивайте направо, в ручей - не широкий, но глубокий. Там поищите
приглубый берег на первых 30 метрах справа.
Вглубь ручья ходить не надо - через него
идут низко висящие провода.
Здесь неплохо и постоять и
отдохнуть. В дачном поселке есть колодец с
хорошей водой. Бензина и продуктов вы здесь
не купите. Если уж дозарезу чего-то надо, то
отсюда в Рыбинск ходит автобус. Но ехать
долго.
Основная роль этой стоянки в том,
что отсюда начинается большой переход
через Рыбинское водохранилище. Я несколько
раз переходил через Рыбинку ночью, и мне это
не очень понравилось, особенно при
неспокойной погоде. Поэтому мы утром встаем
так, чтобы выйти не позднее 5 часов утра,
рассчитывая к темноте придти в Череповец
или, в крайнем случае, в Вычеловскую бухту,
яхтсмены прозвали ее Комариной бухтой. Это
км 40 не доходя Череповца.
Переходя водохранилище, я имею в
виду и еще несколько пунктов укрытия: река
Согожа, речка Маткома в деревне Гаютино,
бухта в поселке Мякса. Но, чтобы попасть в
любое из этих мест, надо на изрядное
расстояние свернуть со своего пути. Жалко
времени на это. Конечно, если припрет, то
жалеть времени не надо, а надо скорее
удирать туда, но, лучше, если вы не проспите,
выйти спозаранок и за световой день
пересечь всю Рыбинку.
Если вам пришлось зайти на
ночевку в реку Согожу, то следует знать, что
километрах в 8 от устья на ней стоит городок
Пошехонье. Чуть не доходя города по правому
от вас берегу - мосточки, от которых 200
метров до бензоколонки.
Как через Рыбинку ходить? А очень
просто. Смотрите карту, смотрите на ветер,
смотрите на буи. От Петраковского ручья до
Череповца 160 километров. Случалось мне все
эти километры промолотить за день. А
случалось иначе: однажды, по пути в Москву,
мы проходили Рыбинку 4 дня. Это - как она
пропустит. Можно об этом прочитать в моей
первой книге (под названием "Записки
яхтсмена").
Стало быть, стартовали вы в 5
часов утра. Из Петраковского ручья лучше
выйти на моторе, а там - смотрите на ветер.
Если он слаб, а рано утром это бывает часто,
то под мотором лучше пройти начало пути -
острова Копрпнский, Трясье, Шумаровский.
Поровнявшись со створом-тройником Бабьи
Горы, будьте внимательны: здесь
пересекаются несколько судовых ходов,
посмотрите на карту. А далее - будьте еще
внимательнее - ваш путь идет через
затопленный город Мологу -четко
придерживайтесь линии буев, иначе
пересчитаете килем фундаменты домов.
Когда встанете на основной, 63-й
судовой ход, поднимайте паруса. Чаще всего я
выходил в плавание во второй половине июня,
и мы заставали на Рыбинке устойчивые ветра
южных четвертей, т.е. для нас попутные,
причем не сильнее 2-х - 3-х баллов. Тогда мы
ставили спинакер и спокойно двигались 3-х - 4-хузловым
ходом. Хорошо, конечно, когда видимость
хорошая, буи на Рыбинке стоят довольно далеко друг от друга. Когда
пасмурно или дождь, трудновато бывает
углядеть следующий буй. Но есть ведь еще и
такая вещь, как компас.
А 63-й судовой ход идет почти в
одном направлении и прямо на север.
Номера на буях здесь тоже крупно обозначены
белой краской и прочесть их можно изделека.
Первую половину дня вы будете
удаляться от берегов и какое-то время их не
видеть. А после середины дня впереди и
справа покажется Мяксинский берег, и по
мере приближения вы увидите Мяксинский
щелевой створ. Здоровенные красные знаки на
берегу. Держа по этому створу, вы
приближаетесь к берегу, а потом судовой ход
плавно повернет от него.
Плавание по Рыбинке, ecnii
обстановка спокойная, довольно однообразно.
Заскучав, не забывайте поглядывать на небо.
Конечно, рыбинские шквалы - это не
глобальный катаклизм, но лучше их не
прозевать, а при подходе шквала - поубавить
парусов: зарифить грот, стаксель поменьше
поставить. Спинакер, конечно, убрать.
Вот вы миновали траверз поселка
Мякса. Его двухэтажные дома на высоком
берегу видны издалека. В случае
необходимости можно свернуть туда от 29
черного буя и там переночевать. Только
учтите ветер - бухта в Мяксе открыта для
восточных ветров, и при северных там тоже
будет неспокойно. Не ищите створных знаков,
обозначенных на карте - их давно уже нет.
Увидите пару буев близко к бухте, на них и
держите. А между буями и берегом судовой ход
идет между здоровенным камнем и грудкой
небольших камней. Держите поближе к грудке.
В поселке есть магазины, есть почта, откуда
можно связаться с Москвой, и можно
разжиться бензином.
Если у вас нет ни желания, ни
нужды заходить туда, проходите 29-й буй и
терпеливо отсчитывайте следующие, пока не
поровняетесь с 38-м черным. Посмотрите на
часы: если день идет к концу, т.е.
18 часов уже есть, я не
советую вам идти дальше до Череповца - вам
придется ночью идти по Шексне с оживленным
движением и тысячами городских огней. Да и
усталость у вас уже накопилась, а усталые
люди часто делают ошибки, которые могут
дорого обойтись.
Лучше прямо от 38-го буя
сворачивайте направо - на 90 градусов по
компасу и вскоре увидите по курсу красный
буй, стоящий посреди входа в Комариную
бухту. А, подойдя поближе, разглядите на
берегу бухты, среди леса, прямоугольные
знаки несветящего створа. Держитесь на его
линии, и вы войдете в Комариную бухту. Она
имеет два рукава - вправо и влево. Вправо - к
деревне, я предпочитаю уйти влево.
Сворачивать надо сразу за красным буем, на
который вы шли, и двигаться посреди рукава.
Двигайтесь медленно, особенно при свежем
северном ветре, он сгоняет воду в северной
части Рыбинки, и глубина уменьшается на 50 - 60
см, а для Комариной бухты этого достаточно.
Однажды я свободно вошел туда, а наутро с
трудом продирался к выходу через мели.
Пройдя по рукаву метров 300, вы
огибаете небольшой мысик справа и за
ним ищете место, где яхта подойдет близко к
берегу. При этом не забывайте взглянуть
вверх - мачта может упереться в толстые
ветки сосен. Может быть придется сделать
несколько подходов - глубины меняются.
В своих плаваниях я вожу на яхте
трехметровый трап - прочную доску с
набитыми на нее брусками-ступенями. На ходу
этот трап крепится по борту вдоль леерных
стоек и никому не мешает, а на стоянках -
неоднократно себя оправдывал: часто яхта
упирается килем в мель, не дойдя до берега
метр-другой. Тут баковый матрос в сапогах
или без штанов лезет в воду, крепит на
берегу носовой швартов, а потом принимает с
яхты трап, по которому мы ходим на берег "яко
посуху".
Наутро, собравшись, можно
двигаться к Череповцу, тут уже недалеко.
Выйдите опять к 38-му бую, и - на север, но
вскоре судовой ход плавно повернет к западу,
а километров через б - опять на север. Здесь
фарватер не такой прямой, как посреди
Рыбинки - изгибается, и прошу вас:
постарайтесь все же следовать ему, иначе
сядете.
Около 42-го красного буя на карте
обозначен хороший ориентир -притопленная
церковь Любец. Хороший ориентир... был!
Церковь рухнула, остался маленький
островок из обломков, ориентиром служить не
может. Не ломайте глаза в его поисках.
Есть запасной судовой ход вдоль
восточного берега Рыбинки, но он действует
и обставляется только в годы, когда уровень
Рыбинки достаточно высок. Вы знаете, какой
уровень в этом году? Нет? Я - тоже. Следуйте
по основному ходу.
"Город химиков и металлургов"
(это - опять газетный штамп) Череповец вы
увидите очень издалека - километров за 20. Т.е.
не сам город, а огромную тучу дымов
различных цветов, которые испускают
упомянутые химические и металлургические
производства. Картина удручающая, местным
жителям не позавидуешь. Следует иметь в
виду нехорошую привычку предприятий
Череповца в результате аварий выпускать в
Шексну и, следовательно, в Рыбинское
водохранилище различные вещества, например
серную кислоту, фенол и т.п. Лучше не пейте
воду из-за борта в Рыбинке.
Вскоре, обогнув правым бортом
остров Ваганиха, вы замечаете, что озерные
буи кончились и начались малые - речные: это
вы вошли в реку Шексну. Здесь прошу вас быть
внимательными: движение, как на Садовом
Кольце. Дело в том, что на причалах
череповецких металлургического завода и ПО
"Аммофос" загружаются и разгружаются
суда, часто подходят и отходят. Не говоря
уже о пассажирском и грузовом портах,
теплоходиках местного сообщения и пр. Т.е.
глаза у вас должны быть не только на лице, но
и на затылке.
А пройти по Шексне вам надо около
12 километров, пока вы сможете свернуть в
реку Ягорбу, разделяющую город на две части.
Почему в Ягорбу? Во-первых, здесь можно
хорошо встать к бетонной
набережной. А во-вторых - до всего близко:
магазины, вода, телефон, бензин. Бензин
очень часто продают на стоянке мотолодок за
мостом через Ягорбу. А уж если нет, то
километра полтора вам придется отмолотить
с канистрами вправо от моста. Газовые
баллоны тоже недалеко заправляют. Местные
жители вам все покажут. Также за мостом
через Ягорбу имеется магазин "1000 мелочей".
Название неправильное - мелочей там гораздо
больше тысячи. В частности - очень богатый
выбор инструмента.
Рис. 9. "Комариная"бухта
Ночевать здесь, у набережной, я бы
вам не советовал - слишком уж тут оживленное
движение, яхту все время подхлестывает и
раскачивает волна от проходящих судов. Да и
вообще, ночевать посреди города не очень приятно. На ночевку я
обычно уходил либо к причалу Кабачино у
другого берега Шексны, он в виде буквы Т, и
за его перекладиной можно хорошо стоять,
либо, если позволяло время, возвращался к
устью Шексны, сворачивал направо в реку
Суду (она судоходна и обставлена), и еще раз
направо, в речку Торовку, она же канал,
ведущий к промпорту ПО "Аммофос". Еще с
реки Суды вы увидите мачты яхт, стоящих у
берега - здесь череповецкий яхт-клуб.
Швартоваться удобно у вышки для прыжков в
воду. Здесь, в яхт-клубе, в будние дни почти
никого не бывает - тихо. Я обычно разыскивал
сторожа и докладывал ему, что, мол, яхта из
Москвы просит разрешения переночевать.
Разрешают с полным удовольствием.
Рис. 10 Подходы к я/к "Торово"
Это место называется Торово.
Иногда, чтобы не делать лишних концов, я
сюда направлялся прямо с Рыбинки, здесь
ночевал, а наутро отправлялся в Череповец,
закупал все, что нужно, потом двигался
дальше.