Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

От Углича до Череповца

Вот город Углич остался у вас позади. Дальше, километров 30 до Мышкина, Волга не широка - метров 700.

Ближайшее удобное место для стоянки - река Корожечна, впадает в Волгу с левого берега на 315-км. Стоянка у ее левого берега, метрах в 20 выше дер. Алтыново. Стоянка хорошая, носом в берег, только шумновато, около Алтынова - дом отдыха.

Река Постная тоже впадает в Волгу с левого берега. При заходе надо брать как можно правее и искать место для стоянки у левого берега Постной.

Одно из моих любимых мест для стоянки - безымянная бухта на левом берегу Волги на траверзе 30-го красного буя (332 км). При входе в бухту, левее его середины, из воды торчит каменный огрудок, надо входить метрах в 6 правее него и сразу сворачивать круто вправо. Стоять можно носом вплотную к песчаному берегу, носовой швартов можно задать за корни сосны, торчащие из песчаного обрывчика. Здесь следует иметь в виду, что уровень воды изрядно меняется -недалеко плотина и шлюз. На ночь оттянитесь от берега метра на 2. Поднявшись на невысокий, метров 5, обрывчик, вы обнаруживаете сосновый лес с полянками, где в хорошие годы бывает уйма земляники. Здесь приятно, но в выходные дни приезжает много туристов.

Есть стояночка на 336-м км по левому берегу Волги в безымянной речке напротив дер. Костенево. Есть также речушка на 342-м км, тоже на левом берегу, не доходя Мышкина. Там в устье речушки грузят песком баржи. Надо осторожно пройти под самым бортом баржи, а если ее нет, то под плавкраном, затем взять полевее и, войдя в узкость, сразу свернуть к правому для вас берегу. Там тихо. Пройдя по берегу речушки метров 40, вы попадете на шоссе, где можете остановить машину и купить бензин. А бензоколонка в Мышкине, но плохо с подходом к берегу. А бензин брать надо - до Рыбинки вы его нигде не возьмете. Если подопрет, в Мышкине пройдите метров 50 после пассажирской пристани, станьте на якорь метрах в 10 от берега и переправляйте на тузике людей и канистры.

Весьма приятное и спокойное место для ночевки - Охотинская бухта. Бухта хорошо укрыта от ветра и волны. Она на правом берегу Волги на 347 километре. После Мышкина надо пройти вниз по Волге еще километра три, и прямо к бухте вас выведет створ №6 Охотин-ский. Миновав вход в бухту, пройдите еще метров 40 и сворачивайте круто влево, к отдельно стоящей на откосе березе. Якорь надо положить подальше - грунт здесь держит неважно. Зато какой отличный пляжик при выходе в Волгу! А еще при входе в бухту есть на другом берегу деревянный причальчик; можно встать к самому его концу (сбоку - мелко) и, пройдя метров 200 по берегу Волги, обнаружить родничок с чистой водой. Он неглубокий, поэтому, кроме ведер, возьмите с собой кастрюльку, чтобы удобней было набирать воду. А если у вас есть время - сделайте здесь дневку и отправьте экспедицию в лес за бухтой, грибов наберете по потребности.

Рис. 8. Охотинская бухта

Еще стояночка имеется на 359-м км у белого буя №11 напротив деревни Вздыхайлово. Вход в ручей с Волги просматривается плохо, входить только в светлое время. Кроме того, следует помнить, что вы уже вышли на уровень Рыбинского водохранилища, а он - этот уровень - меняется по годам. Ручей неглубокий, иногда в него не войти.

Здесь Волга начинает уже разливаться широко, но не советую вам уходить с судового хода даже на 10 метров - будете сидеть. Есть места с глубинами 0.7-0.3 метра.

Когда я говорю "есть стояночка", я имею в виду, что место укрытое от волны с судового хода; что можно встать носом к берегу, что народа здесь мало или вообще нет. Т.е. переночуете спокойно.

А вскоре ваша яхта пройдет под железнодорожным мостом. Здесь два судоходных пролета для прохода в разных направлениях. Нужный для вас проход вам укажет красный знак на ферме моста. На левом берегу - железнодорожная станция Волга, из которой можно уехать прямо в Москву, здесь многие команды производят полную или частичную смену экипажей.

После моста судовой ход свернет к правому берегу - к деревне Ивановское. Там есть створные знаки, но сразу вы их не увидите, а держите на церковь - она видна издалека. Там есть ручей Ивановский, в нем стоять можно, но уж очень людно - он между двух деревень.

На траверзе этого ручья вы увидите первый большой озерный буй -здесь кончается речной и начинается озерный участок Рыбинского водохранилища.

Вы вышли на этот крупный водоем, созданный человеческими руками. Плотины, перекрывшие Волгу и Шексну, были созданы перед самой войной, и до 1947 года продолжалось наполнение водохранилища. Вам следует иметь в виду, что оно расположено на перекрестке циклонов, возникающих в европейской части России и поэтому часто бывает неспокойным. Для больших теплоходов это опасности не представляет, а вот яхтсменам надо держать ухо востро. При шквалах и штормовых ветрах волна здесь бывает более 2-х метров высотой. Кроме того уровень водохранилища тоже меняется - разница бывает до 2.5 метров в течение навигации. А также надо считаться со сгонно-на-гонными изменениями уровня, например, при южных ветрах, длящихся несколько дней, уровень в южной части Рыбинки может понизиться на метр.

От деревни Ивановское держитесь вдоль правого берега - он обрывистый и приглубый. На 378-м км начинается мерная миля - 1852 метра, она обозначена двумя секущими створами, здесь можете проверить ваши приборы - лаг и счетчик миль.

Два ручья по правому берегу - Шепелевский и Котинский, конечно, очень хороши для стоянки, но, во-первых, при входе в оба ручья каждый год намываются песчаные бары, и не всегда через них войдешь; а, если войдешь, тебя постараются оттуда выгнать местные частные владельцы земли. Почему будут выгонять - это второй вопрос, но выгонять будут обязательно.

Так что, лучше вы пройдите еще пару километров и сверните в Петраковскую бухту на 380-м км напротив 78-го черного буя. Да вы ее и без примет не пропустите - вход в нее широкий, на одном берегу, справа от вас видна пристанишка, туда "Метеор" подходит, а напротив - база отдыха. Подход к пристани обозначен вехами. Встать можно за пристанью метрах в 10, там у берега стоит железный понтон. Или же в конце бухты сворачивайте направо, в ручей - не широкий, но глубокий. Там поищите приглубый берег на первых 30 метрах справа. Вглубь ручья ходить не надо - через него идут низко висящие провода.

Здесь неплохо и постоять и отдохнуть. В дачном поселке есть колодец с хорошей водой. Бензина и продуктов вы здесь не купите. Если уж дозарезу чего-то надо, то отсюда в Рыбинск ходит автобус. Но ехать долго.

Основная роль этой стоянки в том, что отсюда начинается большой переход через Рыбинское водохранилище. Я несколько раз переходил через Рыбинку ночью, и мне это не очень понравилось, особенно при неспокойной погоде. Поэтому мы утром встаем так, чтобы выйти не позднее 5 часов утра, рассчитывая к темноте придти в Череповец или, в крайнем случае, в Вычеловскую бухту, яхтсмены прозвали ее Комариной бухтой. Это км 40 не доходя Череповца.

Переходя водохранилище, я имею в виду и еще несколько пунктов укрытия: река Согожа, речка Маткома в деревне Гаютино, бухта в поселке Мякса. Но, чтобы попасть в любое из этих мест, надо на изрядное расстояние свернуть со своего пути. Жалко времени на это. Конечно, если припрет, то жалеть времени не надо, а надо скорее удирать туда, но, лучше, если вы не проспите, выйти спозаранок и за световой день пересечь всю Рыбинку.

Если вам пришлось зайти на ночевку в реку Согожу, то следует знать, что километрах в 8 от устья на ней стоит городок Пошехонье. Чуть не доходя города по правому от вас берегу - мосточки, от которых 200 метров до бензоколонки.

Как через Рыбинку ходить? А очень просто. Смотрите карту, смотрите на ветер, смотрите на буи. От Петраковского ручья до Череповца 160 километров. Случалось мне все эти километры промолотить за день. А случалось иначе: однажды, по пути в Москву, мы проходили Рыбинку 4 дня. Это - как она пропустит. Можно об этом прочитать в моей первой книге (под названием "Записки яхтсмена").

Стало быть, стартовали вы в 5 часов утра. Из Петраковского ручья лучше выйти на моторе, а там - смотрите на ветер. Если он слаб, а рано утром это бывает часто, то под мотором лучше пройти начало пути - острова Копрпнский, Трясье, Шумаровский. Поровнявшись со створом-тройником Бабьи Горы, будьте внимательны: здесь пересекаются несколько судовых ходов, посмотрите на карту. А далее - будьте еще внимательнее - ваш путь идет через затопленный город Мологу -четко придерживайтесь линии буев, иначе пересчитаете килем фундаменты домов.

Когда встанете на основной, 63-й судовой ход, поднимайте паруса. Чаще всего я выходил в плавание во второй половине июня, и мы заставали на Рыбинке устойчивые ветра южных четвертей, т.е. для нас попутные, причем не сильнее 2-х - 3-х баллов. Тогда мы ставили спинакер и спокойно двигались 3-х - 4-хузловым ходом. Хорошо, конечно, когда видимость хорошая, буи на Рыбинке стоят довольно далеко друг от друга. Когда пасмурно или дождь, трудновато бывает углядеть следующий буй. Но есть ведь еще и такая вещь, как компас.

А 63-й судовой ход идет почти в одном направлении и прямо на север. Номера на буях здесь тоже крупно обозначены белой краской и прочесть их можно изделека.

Первую половину дня вы будете удаляться от берегов и какое-то время их не видеть. А после середины дня впереди и справа покажется Мяксинский берег, и по мере приближения вы увидите Мяксинский щелевой створ. Здоровенные красные знаки на берегу. Держа по этому створу, вы приближаетесь к берегу, а потом судовой ход плавно повернет от него.

Плавание по Рыбинке, ecnii обстановка спокойная, довольно однообразно. Заскучав, не забывайте поглядывать на небо. Конечно, рыбинские шквалы - это не глобальный катаклизм, но лучше их не прозевать, а при подходе шквала - поубавить парусов: зарифить грот, стаксель поменьше поставить. Спинакер, конечно, убрать.

Вот вы миновали траверз поселка Мякса. Его двухэтажные дома на высоком берегу видны издалека. В случае необходимости можно свернуть туда от 29 черного буя и там переночевать. Только учтите ветер - бухта в Мяксе открыта для восточных ветров, и при северных там тоже будет неспокойно. Не ищите створных знаков, обозначенных на карте - их давно уже нет. Увидите пару буев близко к бухте, на них и держите. А между буями и берегом судовой ход идет между здоровенным камнем и грудкой небольших камней. Держите поближе к грудке. В поселке есть магазины, есть почта, откуда можно связаться с Москвой, и можно разжиться бензином.

Если у вас нет ни желания, ни нужды заходить туда, проходите 29-й буй и терпеливо отсчитывайте следующие, пока не поровняетесь с 38-м черным. Посмотрите на часы: если день идет к концу, т.е. 18 часов уже есть, я не советую вам идти дальше до Череповца - вам придется ночью идти по Шексне с оживленным движением и тысячами городских огней. Да и усталость у вас уже накопилась, а усталые люди часто делают ошибки, которые могут дорого обойтись.

Лучше прямо от 38-го буя сворачивайте направо - на 90 градусов по компасу и вскоре увидите по курсу красный буй, стоящий посреди входа в Комариную бухту. А, подойдя поближе, разглядите на берегу бухты, среди леса, прямоугольные знаки несветящего створа. Держитесь на его линии, и вы войдете в Комариную бухту. Она имеет два рукава - вправо и влево. Вправо - к деревне, я предпочитаю уйти влево. Сворачивать надо сразу за красным буем, на который вы шли, и двигаться посреди рукава. Двигайтесь медленно, особенно при свежем северном ветре, он сгоняет воду в северной части Рыбинки, и глубина уменьшается на 50 - 60 см, а для Комариной бухты этого достаточно. Однажды я свободно вошел туда, а наутро с трудом продирался к выходу через мели.

Пройдя по рукаву метров 300, вы огибаете небольшой мысик справа и за ним ищете место, где яхта подойдет близко к берегу. При этом не забывайте взглянуть вверх - мачта может упереться в толстые ветки сосен. Может быть придется сделать несколько подходов - глубины меняются.

В своих плаваниях я вожу на яхте трехметровый трап - прочную доску с набитыми на нее брусками-ступенями. На ходу этот трап крепится по борту вдоль леерных стоек и никому не мешает, а на стоянках - неоднократно себя оправдывал: часто яхта упирается килем в мель, не дойдя до берега метр-другой. Тут баковый матрос в сапогах или без штанов лезет в воду, крепит на берегу носовой швартов, а потом принимает с яхты трап, по которому мы ходим на берег "яко посуху".

Наутро, собравшись, можно двигаться к Череповцу, тут уже недалеко. Выйдите опять к 38-му бую, и - на север, но вскоре судовой ход плавно повернет к западу, а километров через б - опять на север. Здесь фарватер не такой прямой, как посреди Рыбинки - изгибается, и прошу вас: постарайтесь все же следовать ему, иначе сядете.

Около 42-го красного буя на карте обозначен хороший ориентир -притопленная церковь Любец. Хороший ориентир... был! Церковь рухнула, остался маленький островок из обломков, ориентиром служить не может. Не ломайте глаза в его поисках.

Есть запасной судовой ход вдоль восточного берега Рыбинки, но он действует и обставляется только в годы, когда уровень Рыбинки достаточно высок. Вы знаете, какой уровень в этом году? Нет? Я - тоже. Следуйте по основному ходу.

"Город химиков и металлургов" (это - опять газетный штамп) Череповец вы увидите очень издалека - километров за 20. Т.е. не сам город, а огромную тучу дымов различных цветов, которые испускают упомянутые химические и металлургические производства. Картина удручающая, местным жителям не позавидуешь. Следует иметь в виду нехорошую привычку предприятий Череповца в результате аварий выпускать в Шексну и, следовательно, в Рыбинское водохранилище различные вещества, например серную кислоту, фенол и т.п. Лучше не пейте воду из-за борта в Рыбинке.

Вскоре, обогнув правым бортом остров Ваганиха, вы замечаете, что озерные буи кончились и начались малые - речные: это вы вошли в реку Шексну. Здесь прошу вас быть внимательными: движение, как на Садовом Кольце. Дело в том, что на причалах череповецких металлургического завода и ПО "Аммофос" загружаются и разгружаются суда, часто подходят и отходят. Не говоря уже о пассажирском и грузовом портах, теплоходиках местного сообщения и пр. Т.е. глаза у вас должны быть не только на лице, но и на затылке.

А пройти по Шексне вам надо около 12 километров, пока вы сможете свернуть в реку Ягорбу, разделяющую город на две части. Почему в Ягорбу? Во-первых, здесь можно хорошо встать к бетонной набережной. А во-вторых - до всего близко: магазины, вода, телефон, бензин. Бензин очень часто продают на стоянке мотолодок за мостом через Ягорбу. А уж если нет, то километра полтора вам придется отмолотить с канистрами вправо от моста. Газовые баллоны тоже недалеко заправляют. Местные жители вам все покажут. Также за мостом через Ягорбу имеется магазин "1000 мелочей". Название неправильное - мелочей там гораздо больше тысячи. В частности - очень богатый выбор инструмента.

Рис. 9. "Комариная"бухта 

Ночевать здесь, у набережной, я бы вам не советовал - слишком уж тут оживленное движение, яхту все время подхлестывает и раскачивает волна от проходящих судов. Да и вообще, ночевать посреди города не очень приятно. На ночевку я обычно уходил либо к причалу Кабачино у другого берега Шексны, он в виде буквы Т, и за его перекладиной можно хорошо стоять, либо, если позволяло время, возвращался к устью Шексны, сворачивал направо в реку Суду (она судоходна и обставлена), и еще раз направо, в речку Торовку, она же канал, ведущий к промпорту ПО "Аммофос". Еще с реки Суды вы увидите мачты яхт, стоящих у берега - здесь череповецкий яхт-клуб. Швартоваться удобно у вышки для прыжков в воду. Здесь, в яхт-клубе, в будние дни почти никого не бывает - тихо. Я обычно разыскивал сторожа и докладывал ему, что, мол, яхта из Москвы просит разрешения переночевать. Разрешают с полным удовольствием.

Рис. 10 Подходы к я/к "Торово"

Это место называется Торово. Иногда, чтобы не делать лишних концов, я сюда направлялся прямо с Рыбинки, здесь ночевал, а наутро отправлялся в Череповец, закупал все, что нужно, потом двигался дальше.



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: