Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

От Дубны до Углича

Вы отошли от Дубны. Если вам удалось выйти в Волгу с вечера, надо соображать насчет ночевки. У яхт-клуба - нельзя, я уже объяснял: там грунт плохо держит якоря. Близко от Дубны есть так называемая Комариная щель, это яхтсмены ее так прозвали. Посмотрите в лоцманский альбом: чуть дальше отметки 174 км на левом берегу увидите узкий заливчик. Вход в него достаточно сложный, перед ним - мель, которая каждый год меняет очертания. Поэтому входить надо самым малым ходом, а матрос на носу должен все время промерять футштоком глубину. Зато, войдя в "щель", а она действительно узкая, вы можете воткнуться носом в берег в любом понравившемся вам месте. Якорь можете положить метрах в трех от кормы, грунт здесь держит хорошо.

На берегу - ничего хорошего, с обоих берегов ровное поле, поросшее травой. Кустиков, за которые можно задать носовой, - и то нет^. Для таких случаев мы у себя на яхте держим "чудо-кол" - метровый отрезок стального уголка, заостренный с одной стороны. Вот, если не за что швартоваться, матросик выскакивает на берег с колом и топором, обухом забивает кол в землю и задает за него носовой швартов.

Т.е. это место годится только для того, чтобы переночевать в спокойной обстановке. Но комар здесь имеет место. В достаточном количестве и достаточно злой. Впрочем, это вас ждет по всему маршруту, вы же по воде идете, да на север, как же без комара? Так вот, чтобы спать спокойно, мы каждый вечер проводим операцию "комар". Имеем для этого два куска марли, которыми можно закрыть (с запасом) оба люка, а также репеллент в виде аэрозоли. Перед сном обе марлеч-ки готовим к установке. Вся команда вылезает в кокпит, а последний перед тем, как выйти, обильно кропит репеллентом все помещения в яхте, не забудьте форпик и "гробы". Продукты перед этим прикройте чем-нибудь. Затем этот "последний" тоже выскакивает в кокпит, марля на обеих люках задергивается, и мы все минут 20 кормим в кокпите комаров. Курящие курят, некурящие рассказывают анекдоты.

Затем приподнимаем марлю на заднем люке, все быстро вскакиваем в каюту и марлю снова опускаем. В каюте включается свет, все внимательно оглядывают каюту, добивают оставшихся комаров, и -можно спать спокойно.

Рис. 5. Комариная щель

Если вы не смогли или не захотели входить в Комариную щель, есть более приятная стоянка - чуть подальше - в реке Дубне, это правый приток Волги, впадает в нее на 175-м км. Ориентир устья Дубны - церковь с колокольней. Река на несколько километров судо-ходна, но не обставлена, держитесь посередине. А в 200 метрах от устья становитесь под обрыв напротив деревни.

Наутро отправляемся в дальнейший путь. Если ветер для вас подходящий, вздергивайте паруса, если нет - заводите мотор. Способ движения зависит еще и от того, насколько вы спешите. Я, например, когда иду на Онегу, в первые дни стараюсь пройти побольше и иду от света до темноты, чтобы побольше осталось времени походить по прекрасным онежским местам.

Можно, конечно, двигаться и по ночам, но следует иметь в виду оживленное иногда движение теплоходов по Волге. И в команде должны быть люди, имеющие хорошее ночное зрение. Ну, да и спать, конечно, тоже иногда надо. Я, например, с тех пор, как достиг своего, как говорится, "почти трехзначного возраста", по ночам люблю спать. И потом, не хочу вас пугать, но было несколько случаев, когда по ночам и опытные люди на яхтах создавали аварийные ситуации. И даже теряли людей.

Поэтому, двигаясь днем, уже часам к 18 начинаю соображать: где встать на ночевку. Но мне легче - места много раз хоженые, и все бухточки и речки по пути известны. И отмечены карандашом в лоцманском альбоме.

Вот вы идете от Дубны вниз по течению. Река здесь, хоть и называется водохранилищем, но - река. Вот правый берег, вот левый. Двигайтесь между ними, и не заблудитесь.

Через 23 км по обоим берегам будет город Кимры. Если Дубну борзописцы из газет называют городом физиков, то Кимры следует называть городом обувщиков - здесь одна из старейших и крупнейших в России фабрик обуви.

Здесь мост через Волгу, судоходный пролет только один для прохождения и сверху и снизу; и к тому же, оживленное движение местных буксиров, речных трамваев и пр. Здесь лучше всего убрать паруса и, внимательно следя за обстановкой, пройти город под мотором. А дальше - как ветер позволит.

В Кимрах стоять у берега негде, кроме одного места: через полкилометра ниже моста на левом берегу - мосточки для полоскания белья и рыбалки, около них достаточно глубоко. Недалеко на берегу есть колонка с питьевой водой.

От Кимр до Белого Городка всего 1 б километров. Тут в Волгу впадает река Хотча, ее правый берег весь мелястый, а левый - это населенка, Белый Городок. Имеет смысл подойти ненадолго, если нужен магазин или бензин. А ночевать не стоит. На ночевку можно встать в бухточке у Калинового Ручья, что на правом берегу около 211-го километра. .Примета: берег укреплен бетонными плитами, а на них большая надпись: "База отдыха Калиновый Ручей". Бухточка - чуть не доходя этой надписи. Входить в нее надо осторожно, держась полевее и промеряя глубину. А внутри она глубокая, можно встать носом к берегу. Это территория базы отдыха, к нашему брату здесь относятся приветливо.

А еще через пару километров Волга, ранее идущая к западу, сворачивает на 90 градусов - на север. Вскоре после поворота справа перед вами откроется большой залив. Там внутри стоит на вечном приколе большой теплоход, но это не значит, что туда просто войти - вход в залив весь в мелях, и надо искать проход между ними. Если пришло время вам становиться на ночевку, вы лучше пройдите еще 6 километров и подгребайте к правому берегу напротив устья реки Медведицы, обогнув правым бортом два острова, огороженных красными буями. После второго буя пройдите по судовому ходу еще полкилометра, а потом возьмите круто к берегу. Если поискать, можно найти место, где вы встанете носом к берегу. Говорю: "если поискать" -потому, что глубины у берега меняются, в этом году подошел, а в следующем уселся метрах в 10 от берега. Впрочем, если тузик на яхте есть, то можно и не очень рваться к берегу, а встать на якорь, уйдя подальше от судового хода. Не забудьте только на ночь включить стояночный огонь, чтоб кто-либо в вас не въехал.

Берег здесь яровый, т.е. обрывчик на нем, метров 6 высотой. А на обрывчике лес. А в лесу грибы. А еще клещи водятся, следите, чтобы не влез за шиворот.

На 223-м км есть хорошая стоянка около красного буя №100 прямо от которого и надо заходить в эту бухту, которая вовсе и не бухта, а затопленное устье ручья. Заход: идти чуть правее линии створа №37 Городищенского, пока вход в бухту не окажется у вас на траверзе, после чего примите ближе к правому берегу ручья, повторяя все его изгибы. А через 50 метров от входа будет расширение, оно-то вам и нужно. Стоять можно вплотную и к правому и к левому берегу, только имейте в виду, что бухту часто посещают рыбаки и путейские катера, поэтому якорь кладите недалеко от кормы.

Через 8 км, на 230-м км в Волгу впадает река Печухня, вход в нее на карте обозначен, а на местности нет. Я туда не заходил. А еще через два километра по тому же берегу - река Нерль, река прекрасная, и мест хороших для стоянки там много. Надо пройти 94-й красный буй, и вы увидите створ, ведущий в Нерль и речные бакены, по которым можно в нее войти. Не забудьте, что здесь вы пойдете против течения - белые бакены будут у вас справа, красные - слева. Здесь неплохая рыбалка.

Вскоре у вас по правому борту останется пристань Новоокатово, здесь иногда встают туристические теплоходы, здесь же - бывшая усадьба Д.И.Фонвизина, а теперь - дом отдыха имени него. Ночевать здесь не очень удобно, но с давних пор у многих яхтсменов имеется традиция (неизвестно, откуда пошедшая) - на траверзе этого дома отдыха принимать по стопарику. Нравится вам эта традиция - можете ей воспоследовать.

Я больше люблю ночевать в длинной бухте (вернее - это устье реки Ламенки) у деревни Авсерьгово. Тут стоит красный буй №81. Надо свернуть с судового хода, не доходя метров 70 - 80 до этого буя. Направо, разумеется. Иногда на входе в бухту выставляются две вехи, а иногда нет, тогда держите на середину входа. Пройдя вход в бухту, идите к противоположному берегу и там, свернув направо, двигайтесь метрах в 15 от берега и, почти не сворачивая, выйдете на берег, поросший сосновым лесом. Здесь метровый песчаный обрывчик, вот около него и ищите подход к берегу. Дальше, вглубь бухты ходить бесполезно - берега мелястые. Здесь сосновый лес, но, если вам захотелось грибов - надо уходить подальше, т.к. у самого берега - излюбленная рыбачья стоянка, и все вытоптано.

Через 4 км после этой бухты вы пройдете под Кашинским железно^ дорожным мостом. Судоходный пролет - один в обе стороны. Подходя к мосту, внимательно следите, не идет ли кто вам навстречу. Теплоход увидите издалека, а вот "Метеор" или "Ракета" могут примчаться внезапно, так что держите поближе к правому быку моста.

Сразу за мостом с левого берега в Волгу впадает река Кашинка, она судоходна,но я в ней не бывал и ничего сказать не могу. Кроме того, что на ней стоит город Кашин, где раньше производилась самая противная в России водка. Говорят, теперь у них технология поменялась, водка стала лучше.

Здесь же начинается Калязинская излучина, где на левом берегу за деревней Воскресенское есть три чудные бухточки с приглубым берегом, очень удобные для стоянки. Входить в любую из них посередке и сворачивать влево, стоять будете носом в берег. Рыбалка, грибы, ягоды. Бухточки обозначены на картах атласа.

Во время Московской крейсерской регаты многие гонщики делают здесь, на излучине, срезку - на 251-м км проходят к г.Калязину между двумя большими островами, сэкономив около 2-х километров. Но в обычном плавании я бы этого делать не стал - глубины в проливе не обозначены, чтобы пройти, надо хорошо знать место.

А заканчивая огибание излучины, впереди увидите город Калязин и около него - колокольню, торчащую прямо из воды. Тут, конечно, идут в ход все фотоаппараты и видеокамеры, тем более, что позади колокольни, на берегу, видна гигантская спутниковая антенна, в контраст колокольне.

В Калязине можно купить продукты и бензин, а также набрать питьевую воду. Удобнее всего встать у пристани речных трамваев на траверзе красного буя №72А. Но не вздумайте сворачивать прямо к этой пристани - пересчитаете фальшкилем фундаменты затопленных домов. Надо от буя пройти метров 200 и потом прицелиться носом яхты по линии одной из улиц Калязина, лучше всего напротив каменной лестницы, ведущей к воде. А потом, в 20 метрах от берега, сверните направо, и - назад к пристани. Надо встать сбоку от нее так, чтобы нос вашей яхты не высовывался - речные трамваи подходят частенько. Они в этом городе - основной вид транспорта.

Калязин - довольно древний город, но ничем особым не знаменит, кроме производства валенок. Впрочем, если кто-либо из вашей команды интересуется российской историей, то можно посетить краеведческий музей. Там хранится Евангелие, которое подарил здешнему монастырю Иван Грозный, бывавший здесь.

Выходить обратно на судовой ход - таким же образом, как вы и входили, т.е. по створу городской улицы..

Прошли мы с вами Калязинский плес, после него Волга круто сворачивает направо, а судовой ход уходит к левому берегу. И вот тут -прекраснейшее место для стоянки - устье речки без названия у дер. Заволжье, почти на траверзе 65-го красного буя. Войдете посередке, свернете налево, и яхта упрется носом в песчаный пляжик. Купанье, рыбалка, грибы... Бухточка видна на карте.

Есть и еще стояночка напротив этой речки и чуть ниже - речка у дер. Мицеево. Там надо уйти метров на 200 вглубь речки и свернуть налево. Разумеется, входя в такие речки, бухты, ход - самый малый.

Дальше почти до Углича судовой ход идет от берега к берегу, но он везде обставлен буями и створами. Практически в любом месте у вас и по носу и по корме видны створные знаки.

Рис. 6. Стоянка в р.Пукша 

Из известных мне мест стоянки могу указать такие:

1. 271 километр - устье р.Нерхатки, ее левый яровый берег под дер. Дулепово. В деревне есть молоко.

2. 281 км. в речке Скоморошке у дер. Прилуки. Если пристань в речке еще стоит, то встать можно за ней, а если нет, то будет хорошо видно место, где она была, на левом берегу, метрах в 150 от устья.

3. На 285 км есть боковой судовой ход, ведущий в реку Пукшу. Вход в ее устье обставлен парой буев. Пройдя вверх по Пукше полкилометра, увидите слева большую бухту, вот туда-то ходить не надо. А еще метров через 150, тоже слева увидите маленькую бухточку, метров 15 шириной - она глубокая. Войдя, буквально через 10 метров сверните круто влево и кладите с кормы якорь. Яхта уткнется носом в песок на берегу. А с обрывчика будет прекрасный вид на Волгу. Там же вечером и костерок.

4. А напротив Пукши, с правого берега впадает в Волгу река Де-мковка. В нее надо сворачивать, пройдя траверз белого буя №56. Входите посредине, поглядывая на воду: здесь рыбачьи угодья, можете увидеть поплавки сетей, переметов и пр. Сразу же после входа у вас по правую руку будет видна песчаная коса. Целясь в ее левую сторону, также подойдете носом к берегу. Сам берег за пляжем -неважный, болотистый. Но рыбалка богатая.

Есть в этих местах и еще стояночки, да вы уже близко к Угличскому шлюзу - пора вам туда - шлюзоваться.

Вот вышла ваша яхта на широкий Угличский плес. Судовой ход пойдет вдоль правого берега, но яхта с осадкой не более 2-х метров может спокойно сделать срезку вдоль левого, все-таки километра полтора выгадаете. Тем более, если дело идет к темноте, а в темноте вас шлюзовать не станут, здесь есть где спокойно переночевать. Можно зайти в речку Мимошню и метрах в 100 от устья встать к ее левому берегу (за церковью). А можно и не заходить, а ошвартоваться прямо у ярового берега под деревней Котово. Или под створом №14 Сено-пункт, стоять можно прямо у берега, только здесь уже близко судовой ход, и волна от проходящих судов ночью будет вас беспокоить.

Рис. 7. Стоянка у Красносельских створов

Если вы хотите побывать в городе Угличе до шлюзования, входите в ручей около дер. Камышево и становитесь к его правому берегу у мостков. Камышево - пригород Углича, в 100 метрах от ручья - остановка городского автобуса.

Сообщаю вам место, куда ходить НЕ НАДО. Называется оно Грехов ручей. В нем на высоте 5 метров тянутся проводе местной высоко-вольтки. Вообще, входя в любую речку или ручей, смотрите не только вниз, но и вверх.

Далее вам предстоит шлюзование. Порядки здесь строгие - не вздумайте входить в камеру без команды - сразу выгонят. Удобного места для ожидания здесь тоже нет. Конечно, лучше всего заходить в подходной канал сразу же за идущим в шлюз теплоходом и потихоньку двигаться к воротам шлюза - есть шанс, что вам скажут по радио:

"Яхта, заходите в камеру, правый борт, второй рым". Или иные борт и рым. Тогда - по газам, и - на указанное место. А если нет, то на правом берегу канала, метрах в 200 от ворот стоит белый столбик, а на нем доска, на которой ничего не написано. Вот к этому столбику и швартуйтесь осторожно, положив при подходе якорь метрах в 5-6 от кормы. Матросу, стоящему на баке с носовым швартовым, не разрешайте прыгать на берег, а велите осторожно слезть - о камни можно переломать ноги. И ждите команды.

На обратном пути в этом шлюзе всё так же, только столбик будет у вас слева.

Отшлюзовались, вышли из подходного канала. Справа у вас открывается вид на прекрасные угличские соборы. Хорошо виден храм Димитрия "на крови", построенный на том самом месте, где убили царевича Димитрия. Или он сам убился, - неизвестно до сих пор.

Храм вы еще с воды увидите - у него синие купола, усыпанные звездами. Часть соборов использована под музеи - можете посетить. Если у вас на яхте нет желающих на экскурсию, тогда - влево по судовому ходу. А если экскурсия нужна, тогда - проблема со стоянкой. Вообще-то, под собором с зелеными куполами есть пожарная пристанишка -небольшая, но очень высокая, вылезать на нее неудобно, зато все угличские достопримечательности (в т.ч. магазины) рядом. Я бывало, стоял у этой пристанишки, и никто меня оттуда не гнал. А может просто некому было?

А в других местах, прямо у берега стоять неудобно, особенно при навальном ветре и волне.

При крайней необходимости можно залезть за пассажирскую пристань, пара яхт сможет там встать. Только надо сходить на пристань и попросить разрешения у сторожа постоять до утра. Обычно разрешают постоять до смены, а смена у них в 7 часов утра.

Бензоколонка в Угличе очень далеко от воды.

Начинали вы свой путь в Московской области, прошли большую часть Тверской, а сейчас вы уже в Ярославской. Но это - далеко не последняя область на вашем пути.



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: