Советы начинающим С.Я.
Мошковского,
яхтенного капитана, при участии Б.Г. Штрейса,
яхтенного капитана
Дорогие друзья-яхтсмены!
Конечно, если вы отправляетесь в
дальнее плавание на яхте, само собой
разумеется, что у вас должны быть с собой
навигационные карты, лоции, атласы
внутренних водных путей и другие пособия на
те районы, которые вы собираетесь
посетить. Исправно работает компас, в
рабочем состоянии другие приборы. Все это
поможет вам не сбиться с пути.
Но есть вещи, которые не
обозначены ни на картах, ни в лоциях, а они
для нашего брата-путешественника
представляют очень большой интерес. Ну,
например, где получше встать на ночевку?
При этом желательно, чтобы ночевка была
спокойной, а яхта стояла бы носом в
берег, ,и можно было выйти и потоптать
твердую землю. А где можно запастись
бензином? А где -питьевой водой? Где
магазины? Какие достопримечательности
стоит посмотреть?
Вот этих и многих других вещей в
лоциях вы не найдете. Я и решил написать
такое простенькое пособие - советы
опытного человека для начинающих.
Помню свои первые плавания. Карты
читать я уже научился и сильно на них
надеялся. Как вдруг оказалось, что стоянка,
которую мы выбрали - место весьма
беспокойное: сюда ночью приходят одна за
другой моторки с пьяными мужиками - на
рыбалку прибывают. Сна не было. Или: идем по
реке правильным путем, и все нормально,
как вдруг кончается бензин. А ветра нет.
Никто из местных понятия не имеет, где
поблизости можно взять бензин.
Вот поэтому я и надеюсь, что мои
труды пойдут на пользу вам, мои начинающие
коллеги. Книжонка получилась небольшая,
много места не займет -почитайте ее перед
выходом в плавание, а потом на ходу
заглядывайте, имея в виду участок, который
вы намереваетесь пройти.
Я от всей души желаю вам, мои
молодые друзья, чтобы вы в своих плаваниях в
первую очередь заботились о безопасности
вашей яхты и вашей команды. Благое дело -достигнуть
намеченной цели, только вопрос: какой ценой?
Все-таки наш парусный спорт - это спорт, а
жизни и здоровье людей - это самое дорогое.
Ну и судно - вы на нем не в последнее
плавание идете. Берегите его.
Автор
От Москвы до Дубны
Первая ваша цель - достигнуть
шлюзов канала им. Москвы, через который
лежит путь на Дубну - там вы попадете в Волгу.
Никаких сложностей при проходе от
Химкинского, Клязьминского или Пестовского
водохранилищ до шлюза №б, что в поселке
Икша, не имеется. Надо только соблюдать
правила: проходя по каналу, держаться
правой стороны по своему ходу. Течение на
канале считается в сторону Москвы, значит,
вы идете вдоль левого берега. Не удаляйтесь
от берега более, чем на 10-12 метров, но и не
приближайтесь к урезу воды ближе, чем на 4
метра. Профиль канала имеет корытообразную
форму, и килевая яхта, приблизившись к
берегу, может посчитать камешки килем.
Проходя Клязьминское
водохранилище, надо помнить, что местные
правила плавания предписывают маломерным
судам двигаться правее судового хода и
пересекать его только в установленных
местах. Например, идя на яхте из Москвы, вы
будете двигаться правее линии створов, а
они будут у вас и по корме и по носу. И только
дойдя до поворота в Пироговский рукав,
направляйте яхту в канал. Вход в него, как и
везде, обозначен двумя белыми столбиками по
обоим берегам, а ночью на левом для вас
столбике будет красный огонь, а на правом - белый или зеленый.
При движении по каналу в темное
время вам помогут огни, стоящие у самого
уреза воды. Также правый берег (по течению)
обозначен огнями красного цвета, а левый -
зеленого. Эти огоньки стоят часто - примерно
через 500 метров. Надо сторониться
теплоходов, как идущих навстречу вам, так и
обгоняющих. Вахтенные этих теплоходов,
завидя ваши ходовые огни, имеют зловредную
привычку включать пару мощных прожекторов
и светить вам в глаза, пока вы вовсе не
ослепнете. Я в этих случаях становился с
правой стороны кокпита так, чтобы свет
прожекторов был прикрыт от моих глаз гиком
с намотанным на него гротом и смотрел не на
теплоход, а на ближний берег. Идите в 5 - 6
метрах от него и вам вполне хватит места
разойтись с кем угодно.
Канал между Клязьминским и
Пестовским водохранилищами имеет длину 11
километров, а далее вам надо пройти
Пестовское водохранилище - 7 км. Здесь тоже -
створы по корме и по носу, а также буи,
ограничивающие судовой ход. В самом конце
водохранилища на правом от вас берегу -
деревня с церковью. Это Рождествено - имение
А.В.Суворова, там похоронен его отец. Далее
два километра канала, и вы - в Икшинском
водохранилище. Посреди него пройдете
заградво-рота и вскоре, двигаясь по буям,
придете к подходному каналу шлюза №6. Если
вы пришли к шлюзу под вечер, то не
рассчитывайте, что сегодня вас отшлюзуют.
Перед входом в подходной канал справа от
вас есть бетонный причал, на котором
написано "Не швартоваться". Вы и не
швартуйтесь, а, пройдя весь этот причал,
развернитесь так, чтобы яхта стояла
параллельно берегу и ошвартуйте нос за
кнехт на самом конце этой пристани. А с
кормы положите якорь. Мы так стояли не
единожды - никто не возражал.
Рис. 1. Стоянка перед шлюзом №6
С
утра у вас начнутся заботы, связанные
непосредственно со шлюзованием. Конечно,
если у вас на яхте есть рация, забот будет
намного меньше - вы вызовете вахту шлюза и
получите от нее указания -когда и за кем вам
заходить в камеру шлюза. Но у большинства
яхт раций нет. Плохо также, что перед шестым
шлюзом постоять и переждать толком негде. Я
обычно осторожно, на самом малом ходу
подходил к месту, где левая (по вашему ходу)
причальная стенка упирается в берег,
шустрый матросик выскакивал с носа яхты на
бетонный откос берега (осторожно, бывает
скользко!), принимал с яхты носовой и
кормовой швартовы и с их помощью оттаскивал
яхту метра на три от берега. Хорошо бы ее
развернуть, чтобы стоять носом к каналу. Но
при этом нос не должен высовываться из-за
изгиба стенки. Стенка - не для нас!
Рис. 2.
Ожидание шлюзования перед шлюзом №б
Какие ваши действия дальше? Если
у стенки стоит в ожидании шлюзования
теплоход, можно сходить к нему, вызвать
вахтенного и попросить его связаться с
вахтой шлюза и выяснить, какие указания
будут вашей яхте. Речники к нам относятся
сочувственно и никогда в этом не отказывают.
Если судна рядом нет, можно
сходить на территорию шлюза. Охранник
скорее всего будет вас не пускать, угрожая
берданкой. Но его надо уговорить, и он
отведет вас к местному телефону, по
которому вы свяжетесь с вахтой и
выясните то, что вам нужно. Иногда вам
разрешают пройти прямо на вахту. Имейте с
собой документы.
Многие капитаны яхт, не долго
думая, направляются прямо за входящим в
шлюз теплоходом. Что ж, можно и так. Только,
во-первых, не забудьте оглянуться назад - а
не идет ли там еще один теплоход. При подходе к воротам шлюза
следите за входным светофором, и, увидев
красный огонь, немедленно отворачивайте -
вас в камеру не пускают. Пытаться войти в
шлюз при красном огне светофора - верный
шанс лишиться прав рулевого или капитана.
Вы направляетесь в камеру шлюза
за попутным теплоходом, не зная, пустят ли
вас туда. У вас над ухом трещит подвесной
мотор, мешая услышать, что говорят по
громкой связи со шлюза. Я заранее сажаю
одного матроса на носу яхты, там шум от
мотора много меньше, он слышит все указания
и во всю глотку транслирует их мне.
Входя в камеру, вы должны заранее
вывесить кранцы по обоим бортам. Почему по
обоим? Во-первых, чаще всего вы не знаете,
каким бортом вам придется встать к стенке. А
кроме того, возможно, что к вам под борт
встанет еще яхта, для которой другого места
в шлюзе нет. А хуже того - моторка или катер,
хозяева которых чаще всего представления
не имеют, что такое кранцы. А также о том, что
надо беречь борта - свои и чужие.
Проходя линию ворот, убавляйте
ход до минимума - я прямо в воротах глушу
мотор или ставлю его на нейтралку. И по
инерции двигайтесь к свободному рыму, лучше
всего к первому по вашему ходу. Нормальная
швартовка - правым бортом, но если там нет
свободных рымов - ничего страшного, можно и
левым.
Так же заранее вы должны
приготовить швартовные концы, задав их на
утки с носа и кормы. Каждый швартов должен
быть протянут по борту (которым вы
собираетесь подойти к стенке) до миделя
яхты и возвращен обратно своим свободным
концом. Матрос, стоящий на миделе, накинет
оба швартова серьгой на плавучий рым, и двое
матросов на носу и корме возьмут свободные
концы на руки. Только сначала посмотрите,
как ведет себя теплоход, стоящий перед вами.
Он может начать подрабатывать задним или
передним ходом, струёй от винтов вашу яхту
потянет соответственно вперед или назад, и
у ваших матросов может не хватить силенок,
чтобы удержать ее на швартовах. Поэтому они
должны быть готовы мгновенно задать
свободные концы за носовую и кормовую утки.
Иногда приходится заводить даже по два
швартова для верности.
Вы входите в камеру на небольших
ходах, а моторки, которых особенно много
собирается по выходным дням, несутся, как
угорелые, и, возможно, войдя, вы обнаружите,
что они заняли все свободные рымы. В этом
случае, медленно двигаясь вдоль стенки,
громким и уверенным голосом голосом
предложите ближайшей моторке отойти от
рыма, пропустить вас к нему и встать к вам
под борт.
Ну-с, шлюзование началось. Обычно
после закрытия ворот по радио подается
команда: "Внимание на судах! Начинаю
наполнение (или опорожнение) камеры.
Следите за швартовами!" Камера
наполняется (или опорожняется),
соответственно поднимаются (опускаются)
плавучие рымы и все суда. в шлюзе. Тут надо
поберечь борта. Хорошо для этого на яхте
иметь два отпорных крюка, т.е. багра, и матросы на носу и корме, одной
рукой держа швартовы, другой отпор-никами
упираются в стенку, придерживая борт яхты
сантиметрах в 20-30 от стенки.
Не позволяйте всей команде
сидеть на одном борту, ближе к стенке - яхта
закрепится в сторону стенки, и вы можете
поломать краспицу на вашей мачте.
Когда подъем или спуск воды
окончен, приходится снова следить за
впереди стоящим судном; трогаясь с места,
оно винтами создает мощную струю, которая
также может оторвать вашу яхту от рыма.
Особенно следует опасаться толкача, у
которого впереди две баржи, ему, чтобы их
сдвинуть, приходится давать большие
обороты своим двигателям.
Не торопитесь отдавать швартовы -
теплоходы идут по камере шлюза, очень
медленно набирая ход. Дождитесь, пока корма
последнего судна будет у третьего от
выходных ворот рыма. К этому времени мотор
должен работать на холостых оборотах, тут
вы и подавайте команду "отдать швартовы",
а потом - "оттолкнуться от стенки".
Проследите, чтобы от стенки отошли и нос и
корма, и теперь включайте скорость.
Направляясь к выходу из камеры, будьте
внимательны: в узкости шлюза выходящие суда,
особенно "Ракеты" и "Метеоры",
разгоняют большую волну, и вашу яхту может
бросить в сторону стенки.
А вот выйдя из камеры,
прибавляйте ходов, сколько возможно, надо
не отстать от впереди идущих судов, тогда вы
попадете в следующий шлюз вместе с ними.
Впрочем, это зависит от расстояния между
шлюзами. Например, между 6-м и 5-м шлюзами
всего полтора километра, и вам лучше не
торопиться, тем более, что любое судно,
приближаясь к воротам шлюза сбрасывает ход
до самого малого. Да еще вам надо подождать,
пока оно ошвартуется в шлюзе. А вот между 3-м
и 2-м шлюзами 43 километра, здесь, как правило,
мы не торопимся, все равно за теплоходами
нам не угнаться.
Кроме шлюзов в канале имеются еще
препятствия, могущие нас задержать -
тросовые паромные переправы. Обычно
издалека видно, какой знак висит над
паромом - черный цилиндр, который означает,
что троса опущены и вы можете проходить, или
красный конус, его называют "морковкой"
- тогда следует ожидать. К берегу, как
правило встать негде или неудобно, вот и
приходится ходить кругами, зря теряя время
и расходуя горючее. Попробуйте погромче
погудеть в туманный горн, на некоторых
паромщиков это действует, и они опускают
троса.
Канал им.Москвы и все его
сооружения - плотины, шлюзы, заград-ворота -
сооружены в 1937 году, но до сей поры
находятся еще в приличном состоянии, чего
нельзя сказать, например, о Беломоро-Балтийском
канале. А здесь вы можете рассчитывать, что
техника канала вас не подведет.
Здесь также есть на что
полюбоваться. Подходя к шлюзу №3, что уже
недалеко от Дмитрова, посмотрите, какие
красивые колумбовские каравеллы на башнях этого
шлюза. Я даже запомнил фамилию их автора - В.Я.
Мовчан.
Идя от Москвы к Волге, надо так
рассчитать время, чтобы к темноте придти в
Дубну, т.е. за световой день желательно
пройти весь канал или хотя бы 5 шлюзов.
Потому что ночевать в канале крайне
неудобно и даже опасно. И уровень воды
меняется и волны от проходящих судов
запросто могут сорвать вашу яхту с якорей.
Но если все-таки вы видите, что
вам за день канал на пройти, имейте в виду
место в канале, где можно спокойно
переночевать. После Дмитрова, на 119 км, не
доходя белого буя №5, сворачивайте направо
в сторону расширения канала. Здесь в канал
впадает ручей, а метрах в 50 правее его устья
вы можете подойти вплотную к берегу.
Рис. 3. Расширение в канале
Но ночевать у берега не советую -
уровень меняется от работы шлюза и плотины.
На якорь можно встать метрах в 20-30 от берега.
Еще одно обстоятельство следует
иметь в виду, проходя канал, да и на всем
протяжении пути - высоту мостов и надводных
линий электропередач. Если ваша мачта имеет
высоту в пределах 10 метров, забот у вас не
будет, а если выше - смотрите в атлас - там
обозначены высоты всех надводных
препятствий.
Но вот вы благополучно прошли
шлюз №2 и приближаетесь к Дубне. Посмотрите
на карту в вашем атласе: здесь расположен
перекресток трех дорог: одна - та, по которой
вы пришли из Москвы; вторая - налево, в сторону Твери;
третья - направо, через шлюз №1, вниз по
матушке по Волге. Туда-то нам и надо. Если вы
явились к этому шлюзу после 21 часа, вас
скорее всего сегодня не пропустят, в
темноте маломерные суда не шлюзуют. Тогда
направляйтесь к месту ночевки. Выбор здесь
небольшой. Если ветер и волна слабые, или их
нет, заходите за дамбу, которая идет по
левому для вас берегу канала при его
окончании, положив якорь, тихонько
подходите носом к этой дамбе и швартуйте
нос за какое-либо дерево. Если же ветер дует
с восточных четвертей, т.е. с Московского
моря, то лучше, выйдя из канала, не
сворачивать, а пилить прямо к берегу
напротив, где стоит огромный монумент В.И.Ленина.
Чуть левее Ильича почти любая яхта может
ткнуться носом в берег, положив с кормы
якорь, а носовой задав за кусты на берегу.
Рис. 4. Перекресток перед Дубной
Разумеется, перед сном надо
оттянуть яхту подальше от берега, да неплохо
бы развернуть ее носом к воде.
Вообще, если вы любите спать
спокойно, не жалейте времени и трудов на
организацию ночной стоянки яхты. По
молодости лет и недостатку опыта я этим
пренебрегал - ткнулся в берег, привязался и -
хорош, можно спать. В результате
пробуждение часто бывало неожиданным и
неприятным. Встали на стоянку - тщательно
проверьте: как задан носовой швартов; хорошо
ли держит якорь (его надо сильно потянуть в
четыре руки), потыкать футштоком и выяснить,
сколько у вас глубины под килем, а также с
носа и с кормы. Если есть сомнения, заводите
еще швартов с носа, положите второй якорь,
оттяните яхту подальше от берега и т.д. Ну, а
если при всех принятых вами мерах стоянка
все же кажется вам ненадежной, что ж - не
ленитесь и поищите другую.
И еще одно общее замечание:
конечно, и в канале и на Волге вы не
заблудитесь: держитесь промеж берегов и
придете, куда надо. И все же очень нужно, а в
первых плаваниях просто необходимо, иметь
лоцманский альбом (правильное его
название: "Атлас единой глубоководной
системы Европейской части РСФСР"). От
Москвы до Калинина и до Череповца - том 2; от
Череповца до Санкт-Петербурга - том 3.
Заглядывая в него, вы всегда будете знать,
где находитесь, сколько прошли, сколько
осталось. Где надо держаться только в
пределах судового хода, а где можно срезать
- глубины в атласе обозначены. И стоянку в
незнакомых местах тоже легче выбрать с
помощью атласа.
Напротив памятника Ленину есть
широкая лестница, ведущая к воде, там можно
временно ошвартоваться (лучше всего, где к
воде спускаются ступенчатые перила). Оттуда
метров 150-200 до бензоколонки.
А дальше - к шлюзу №1. Здесь тоже
нет удобного места для ожидания шлюзовки. Я
обычно подхожу к правому по ходу берегу, там,
где причальная стенка загибается к берегу,
на загибе отыскиваю торчащие из стенки
арматурины и швартую за них и нос и корму.
Поставить яхту надо так, чтобы, высунувшись
с носа, увидеть, что происходит на шлюзе.
Пойдут из шлюза суда - надо поберечь борта.
Хотя я надеюсь, что кранцы у вас на бортах
привязаны.
Кстати о подвеске кранцев.
Большинство яхтсменов крепит кранцы к
леерам с помощью так называемого "кранцевого
узла". В номенклатуре узлов его нет, но
это - комбинация выбленочного и рифового
узлов. Держит хорошо, а надо убрать кранец -
дернул за ходовой конец, и узел развязался,
только не упусти кранец за борт.
Дождались шлюзования. Здесь, в
Дубнинском шлюзе наибольшее внимание
уделяйте моторкам, их здесь всегда много, и
носятся они, как ненормальные, разгоняя
волну, сталкиваясь друг с другом. Следите,
чтобы в вас кто-нибудь не въехал.
Вот, стало быть, прошли вы и этот
шлюз и оказались в Волге. Если быть точным,
то теперь Волги, как таковой, уже нет. У вас
позади осталось Иваньковское
водохранилище, сразу за шлюзом №1
начинается Угличское водохранилище и т.д.
Только от Волгоградской плотины до
Каспийского моря - Волга, а все остальное -
водохранилища. Ну, это так - к слову.
Отсюда вы движетесь уже по
течению, следовательно, справа от вас
фарватер ограждают красные буи, а слева
белые. Или кое-где -черные. Все они имеют
номера, написанные крупно, и, если ваш
лоцманский альбом не очень старый, вы
всегда, глянув на номер, будете точно знать
свое место.
По правому берегу у вас остается
город физиков - Дубна. Делать вам там
особенно нечего, но, если хотите подкупить
продуктов или отметить на почте
крейсерскую книжку, то лучше всего
ошвартоваться у пирсов дубнинского яхт-клуба.
Мачты его яхт вы увидите с воды вскоре после
пассажирской пристани. Пирсы у них - в виде
ковша, местные яхты стоят внутри него, а вам,
гостям, внутри делать нечего. Подходите
снаружи, кладите с кормы якорь, а нос
швартуйте за стальные сваи пирсов или за
стойки перил.
Имейте в виду, что грунт здесь
плохо держит якоря, и какой-нибудь
проходящий "пассажир" может шарахнуть
вашу яхту волной и разбить ее нос о пирс.
Поэтому не оставляйте яхту без присмотра
и, пока ваши люди бегают по берегу,
оттяните ее подальше от пирса.
Для таких маневров лучше всего
швартовать нос яхты "серьгой", т.е.
швартов, заданный за носовую утку, обвести
вокруг стойки или • дерева на берегу и
ходовой конец снова задать за ту же утку.
Или за битенг, что там у вас есть на носу.
Всегда можно, не выходя с яхты, потравить
или подтянуть носовой швартов. Или отдать
его совсем, вытянув на яхту.