Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

Глава 4. ОСМОТР И ДЕФЕКТАЦИЯ ПЕРЕД РЕМОНТОМ

В главе 3 мы говорили о том, насколько важна правильная эксплуатация парусов, как следует обращаться с ними, а также как чистить и хранить их. Теперь же мы поговорим о том, как следует осматривать паруса для определения необходимого ремонта.
Первое, о чем необходимо сказать: не надо бояться небольшой перестраховки. Если шов вызывает подозрения, не следует нерешительно вертеть его в руках — сам он не скажет, насколько он слаб. Хорошенько потяните нитки в отдельных местах ногтями и, если какая-либо из них порвется, вставьте в шов тупой стороной нож или конец пилки для ногтей и проверьте прочность шва. Ранняя весна или осень — самое время для поисков тех дефектов, которые могут сказаться впоследствии. Искать дефекты парусов, когда яхта на плаву, уже поздно. Энергично пройдитесь по подозрительному шву, потягивая за стежки через какие-то промежутки, чтобы определить степень слабины. Я не призываю распарывать весь шов, потому что даже слабая нитка будет держать шов, если добавить к ней несколько стежков. Подобным же образом проверьте ткань вокруг изношенного или потертого места и определите, где кончается износ и начинается крепкая ткань, потому что если вы оставите слабую ткань около новой заплаты, она снова порвется.
Наденьте чистые мягкие туфли или вообще снимите ботинки, потому что вам придется ходить по всему парусу, вставать на колени. Надо приготовить иголку и вдеть в нее нитку контрастного парусу цвета, например красную для белого паруса, белую для синего или красного. Качество нитки не имеет значения, так как она используется только для того, чтобы отметить место, требующее ремонта, а потом будет выдернута.
Просматривайте парус методично. Начав, допустим, с фалового угла, обойдите его по шкаторинам, поползайте по нему вдоль и поперек.

ГРОТ

Расстелите парус на чистом полу в каком-либо просторном помещении. Если помещение мало, то придется рассматривать парус частями.
Фаловый угол. Осмотрите саму фа-ловую дощечку, крепко ли держатся заклепки, крепки ли швы, не сломана ли дощечка. Проверьте отверстие, в которое вставляется мочка фала, чтобы убедиться, что нет износа или деформации. Если применяется мачта с лик-пазом для передней шкаторины, ткань между ликтросом и фаловой дощечкой может быть изношена. Если же применяется мачта с рельсом, надо посмотреть ползунки на фаловой дощечке. На яхте любого размера в этом месте должно быть два ползунка, а поэтому, если там остался или был один ползунок, подумайте о том, что надо пришить второй.
Передняя шкаторина. Осмотрите всю переднюю шкаторину, проверьте, достаточно ли крепко и равномерно пришиты ползунки, люверсы; проверьте и прочность швов на подшивке. Нет ли признаков износа около ликтроса? Внимательно осмотрите риф-кренгельсы с точки зрения деформации как самого кренгельса, так и его заделки.
Галсовый угол. Галсовый угол подвергается большим напряжениям, потому что он растягивается фалом и галс-оттяжкой. Это может быть медный коуш, сделанный вручную, а на некоторых парусах — стальной люверс, заделанный на станке. Внимательно осмотрите его и проверьте, нет ли деформации, не порвались ли швы, наложенные вручную вокруг люверса; в этом месте сам ликтрос может иметь следы износа, если он трется о гик из-за того, что поставлена слишком короткая мочка. Необходимо также осмотреть коуш для оттяжки Каннингхэма (если ее нет, то надо установить это простое, но очень эффективное приспособление).
Нижняя шкаторина. Нижнюю шка-торину осматривают так же, как и переднюю: ползунки, люверсы, износ по лик-пазу и швы подшивки. Если стоит патент-риф и имеются какие-либо выступы на гике, такие, как крепление оттяжки, которые могут истирать парус, когда он наматывается на гик, проверьте парус на износ — он обычно более заметен на ткани паруса, у конца первого витка намотки.
И наконец, не забудьте проверить приспособления для изменения профиля паруса и взятия рифов: недостающие зубья в застежке «молния», швы, которые начали истираться, ржавчина на ползунках или их деформация, люверсы для риф-сезней, имеющие следы деформации от перегрузки, и т. п. — все это не должно остаться без внимания.
Шкотовый угол. Шкотовый угол весьма уязвим. Проверьте, нет ли деформации или трещин в коуше или люверсе, целы ли швы около него, нет ли потертостей или разрывов в парусе непосредственно под коушем или люверсом. В шкотовом углу часто поверх ликтроса делается защитная накладка (обшивка) из кожи или парусины — проверьте, чтобы она была хорошо прикреплена, не потерта и не порвана; убедитесь, что она не закрывает слабого места в самой парусной ткани. Отсутствие защитной оболочки может быть причиной, по которой ликтрос имеет тенденцию выскакивать из лик-паза; поставьте такое приспособление, и дополнительная толщина может устранить этот недостаток. Если на нижней шкаторине паруса установлены ползунки, посмотрите, нельзя ли один из них установить поближе к самому коушу шкотового угла так, чтобы он не мешал грота-шкоту, и пометьте, где это можно сделать. Проверьте прочность крепления ликтроса у шкотового угла. В этом месте ликтрос либо резко обрезан, если он вставляется в лик-паз, либо загибается вокруг угла и заходит на несколько сантиметров на заднюю шкаторину, если на гике установлен рельс.
Задняя шкаторина. Из подшивки над шкотовым углом выходит булинь. Проверьте прочность люверса. Имеются ли какие-нибудь способы быстрого крепления булиня? Если нет, возьмите себе это на заметку (см. главу 6). Затем осмотрите заднюю шкаторину. Особое внимание обратите на подшивку в тех местах, где она трется о бакштаги, топенант или спинакер-шкоты. Здесь наиболее вероятны износ и повреждение швов, поэтому приготовьтесь к тому, что вы обнаружите много слабых или лопнувших стежков. Наружные концы лат-карманов особенно подвержены истиранию не только от самих лат, ведь лата служит твердой основой, способствующей износу при задевании паруса о какой-либо трос. Проследите, чтобы верхний конец булиня был хорошо заделан у задней кромки фаловой дощечки.
Ткань паруса. В главе 3 мы уже говорили о том, каким образом может истереться грот. Теперь настало время применить эти знания на практике. Просмотрите весь парус в поисках следов потертости, обратив особое внимание на швы. Вы увидите уязвимую полосу, которая идет от нижней шкатори-ны вдоль передней в том месте, где парус трется о ванты, когда яхта идет курсом фордевинд. Она почти наверное будет отмечена пятнами от металла, которые оставит на парусе сам металлический трос. Просмотрите риф-банты и не забудьте о номерах на парусе.

ПЕРЕДНИЕ ПАРУСА

Те же операции следует проделать и с передними парусами.
Фаловый угол. Посмотрите, не поврежден ли коуш в фаловом углу и бензель, обтягивающий переднюю шка-торину к коушу. Если парус применяется на рангоуте с лик-пазом, следует проверить, насколько свободно он ходит, не истерлась ли ткань вдоль шкаторины.
Передняя шкаторина. Осматривать ее следует так же, как и переднюю шкаторину грота, только вместо ползунков надо проверить раксы или карабины. Если парус имеет переднюю шкаторину с металлическим ликтросом, возьмите нижнюю его часть сантиметров 30—40 длиной, согните трос сначала в одну, потом в другую сторону и прислушайтесь, нет ли характерного шороха от скрученной проволоки (гал-совый угол — наиболее уязвимое в этом отношении место, так как он часто намокает, и целостность любого пластикового покрытия может быть нарушена при установке коуша, и внутрь троса может попасть вода). Если подшивка на парусе сделана накладная, то непосредственно перед тросом будет шов. Это слабое место, и здесь вам надо тщательно проверить, не начал ли расходиться шов. Проверьте работу всех раксов и карабинов.
Галсовый угол. Проверьте, не деформировался ли коуш, не проникла ли через пластиковое покрытие ликтроса вода и не вызвало ли это коррозии троса. Хорошенько осмотрите усиливающие боуты.
Нижняя шкаторина. Нижняя шкаторина может тереться о ванты или о леера, поэтому тщательно проверьте подшивку. Если установлен булинь, проверьте его по нижней шкаторине.
Шкотовый угол. В шкотовом углу сходятся многие напряжения, поэтому тщательно осмотрите коуш: нет ли на нем следов деформации и износа. Швы, которыми пришиты усиливающие боуты в шкотовом углу, могут тереться о мачту или ванты при каждой перемене галса — вот почему это место надо осматривать особенно внимательно.
Задняя шкаторина. Из всех частей парусов, имеющихся на яхте, наиболее важной, пожалуй, является задняя шкаторина генуэзского стакселя. Мы знаем все относительно щели, турбулентности, эффекта сопла и потери тяги. Но помимо всего этого задняя шкаторина оказывает еще влияние и на моральное состояние рулевого. Если часть подшивки отпоролась, она станет хлопать на ветру, создавая звук, как при стрельбе из пулемета. Рулевой начнет беспокоиться, внимание его будет рассеиваться. Задняя шкаторина больше всего подвержена истиранию, особенно у вант и концов краспиц, поэтому просмотрите внимательно швы вдоль задней шкаторины и постарайтесь обнаружить, нет ли лопнувших стежков, которые могут привести к неприятностям, если не будут быстро зашиты *.
Ткань паруса. На ткани паруса не должно быть больших потертостей, за исключением случаев, когда стаксель на тендере должен протягиваться через внутренний штаг при каждой перемене галса; в таком случае потертости могут оказаться везде.
Просмотрите также все сигнализаторы потока и датчики заполаскивания, если они установлены; обновите их, если нужно, и проверьте парус на общий износ.

СПИНАКЕРЫ

Поскольку спинакеры являются, как говорится, наиболее деликатными из всех парусов, они могут дать большую практику парусному мастеру-любителю. Возьмите спинакер на лужайку в тихий безветренный день (если в вашем распоряжении нет достаточно большой комнаты) и расстелите его так, чтобы можно было хорошо рассмотреть и парус в целом, и все его детали.
Фаловый угол. Посмотрите, не деформировался ли люверс (коуш), проверьте крепление вертлюга и целостность швов, которыми пришит боут, особенно если вертлюг присоединен мочкой, позволяющей ему свободно двигаться из стороны в сторону.
Шкотовые углы. И здесь надо проверить, нет ли деформации люверсов и потертостей на боутах.
Боковые шкаторины. Привяжите фаловый угол паруса к дереву на высоте 1,5—2 м, наложите шкотовые углы один на другой и растяните спинакер на всю длину боковых шкаторин. Сравните их длину, и если одна из шкаторин длиннее другой, значит, что-то не в порядке (порван усиливающий трос, если он есть; порвана или вытянулась подшивка). Очень важно найти, что же именно не в порядке, хотя это довольно нудное занятие. Пройдитесь вдоль каждой боковой шкаторины, выискивая потертости, особенно если в подшивку заложены тонкие металлические тросы, — они могут привести к износу самой подшивки. Хорошенько просмотрите также самую кромку найлона, где ткань может быть ослаблена машинным швом, которым она пришита к тесьме. Здесь ткань может изнашиваться, и это может привести к большим неприятностям, если дефект не обнаружить вовремя.
Нижняя шкаторина. Нижнюю шка-торину просматривают так же, как и боковые. Тщательно осмотрите швы шкаторины — она часто трется о штаг.
Ткань паруса. После того как вы привязали фаловый угол паруса к дереву, поднимите как можно выше каждый шкотовый угол по очереди, натяните боковую шкаторину и посмотрите парус на свет. Вы сразу увидите лопнувшие швы и дырки, даже если они размером с булавочную головку. Ткань спинакера является, пожалуй, единственной частью паруса, где не следует делать отметок контрастной ниткой, потому что сами отверстия, проделанные иглой, небезвредны. Для того чтобы отметить место дефекта, возьмите в пригоршню найлон и завяжите его узлом так, чтобы само место пришлось на конец узла.

* На многих современных генуях задняя шкаторина снабжается боутом, нашитым в месте возможного касания стакселя о краспицу (прим. переводчика).

 
   
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: