Умение контролировать и
прогнозировать погоду так же важно для
яхтсмена, как настраивать паруса. Объем
необходимой капитану информации зависит от
вида плавания, которое он собирается
предпринять. Плавающему на швертботе
потребуются знания погодных условий в
каких-то отдельных районах в течение
короткого периода времени. Команде
крейсерской яхты необходимо знать
изменения погоды в течение ряда дней над
обширными районами. Те яхтсмены, которым
предстоит плавание в широтах, где погода
более переменчива (т. е. в районах полярных
фронтов), должны знать, как контролировать
прогнозы погоды, уметь составлять
собственные метеорологические карты и
самостоятельно прогнозировать погоду.
Первое, что должен сделать яхтсмен
еще до того, как думать о выходе в море или о
составлении собственной метеорологической
карты, - это понаблюдать и записать в журнал
реальные изменения погоды в порту или на
якорной стоянке. Необходимо отмечать
значения давления по барометру, а если
известен морской прогноз, записывать
изменения давления. Тогда будет ясно,
поднимается или падает давление, и это даст
некоторое представление о том, улучшается
или ухудшается погода. Также надо
записывать направление и скорость ветра.
При отсутствии необходимых инструментов о
направлении ветра можно судить по
положению якорной цепи или по линии
ветровых волн (но не по мертвой зыби) на воде.
Волны почти всегда идут под прямым углом к
истинному направлению ветра. Определите и
запишите направление по компасу.
Представление о скорости ветра дает
состояние моря (см. фотографии,
показывающие состояние моря в умеренные и
очень сильные ветры). На закрытой якорной
стоянке можно понаблюдать за деревьями и
другими объектами. Необходимо принимать в
расчет видимость, обращая внимание на тип и
характер облаков и на то, какая часть неба
затянута облаками. Подобные наблюдения
надо продолжать в течение всего плавания.
Выработав своего рода стенографические
приемы, можно быстро и легко вести записи
собственных прогнозов и прогнозов с
метеостанций. Некоторые условные
обозначения, используемые метеорологами,
приведены на с.283.
Слабый ветер (3 балла)
Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Волны
короткие, гребни образуют стекловидную
пену. Средняя высота волны 0,6 м
Умеренный ветер (4 балла)
Скорость ветра 5,5— 7,9 м/с. Волны
удлиненные, белые барашки видны во многих
местах. Средняя высота
волны 1м
Свежий ветер (5 баллов)
Скорость ветра 8,0— 10,7 м/с. Волны
умеренные с частыми белыми барашками и
отдельными брызгами. Средняя высота волны 1,8м
Крепкий ветер (7 баллов)
Скорость ветра 13,9— 17,1 м/с. Волны
громоздятся, гребни срываются, пена ложится
полосами по ветру. Средняя высота волны 4 м
Шторм (9 баллов)
Скорость ветра 20,8— 24,4 м/с. Волны
высокие, гребни опрокидываются, рассыпаясь
в брызги. Средняя высота волны 7м
Жестокий шторм (11 баллов)
Скорость ветра 28,5— 32,6 м/с.
Исключительно высокие волны, море
покрыто длинными хлопьями пены,
срывающимися с гребней. Средняя высота
волны 11,3 м
Шкала
Бофорта, баллы
Характеристика ветра и
скорость, м/с
Береговые
признаки
Рекомендации для
плавающих на швертботе
Рекомендации для
плавающих на крейсерской яхте
0
Штиль 0-0,2
Дым поднимается
вертикально. Листья деревьев неподвижны
Накрените швертбот,
чтобы уменьшить смоченную поверхность и
дать возможность парусам принять
правильную аэродинамическую форму
Часто невозможно
поддерживать скорость яхты, при которой
она слушается руля. Используйте
двигатель
1
Тихий 0,3-1,5
Дым ,,плывет". Флюгер
не вращается
Паруса следует выбрать.
Швертбот должен иметь дифферент на нос и
крен на подветренный борт
Спинакер может наполниться, но опадает в затишье.
Используйте двигатель
2
Легкий 1,6-3,3
Ощущение легкого ветра
на лице. Листья деревьев колышатся.
Флаги слегка колеблются. Флюгеры
вращаются
Ветра достаточно, чтобы
идти с постоянной скоростью на ровном
киле. Паруса могут быть наполнены ветром
Тоже
3
Слабый 3,4-5,4
Ветер развевает флаги.
Листья деревьев в постоянном движении
Большинство швертботов
идут полным ходом; возможно
глиссирование. Идеальные условия для
тренировок
Ветра достаточно, чтобы
паруса наполнились и яхта шла с
небольшой скоростью. Чтобы не потерять
ход, возможно понадобится использовать
двигатель
4
Умеренный 5,5-7,9
Вымпелы вытягиваются,
флаги заполаскивают. Колышатся
небольшие ветки деревьев.В воздух
поднимается пыль и мусор
Шкотовый откренивает
швертбот, полностью вывешиваясь за борт.
Глиссирование возможно на большинстве
галсов
Большинство крейсерских
яхт идет полным ходом. Можно поставить
все паруса, но на некоторых яхтах
возможно придется взять один риф на
гроте
5
Свежий 8,0-10,7
Небольшие деревья
раскачиваются. Вершины всех деревьев в
заметном движении
Идеальные условия плавания для опытных
яхтсменов. У неопытных экипажей
возможно опрокидывание
Большие передние паруса можно заменить на
меньшие. Тяжелые яхты с традиционными
обводами идут на предельной скорости. На
легких яхтах меняют передние паруса и рифят
гроты
6
Сильный 10,8-13,8
Крупные ветви деревьев в
движении. Начинают гудеть провода
Без рифления парусов
плавание затруднено. В гонках могут
участвовать только опытные экипажи
Большинство экипажей
начинают искать укрытие или остаются в
гавани. На гротах надо взять два ряда
рифов
7
Крепкий 13,9-17,1
Деревья качаются.
Движение против ветра затруднено
Большинство швертботов
остается на берегу. Те, кто спускают
лодки на воду, рискуют потерпеть неудачу,
так
как возможны поломки и перегрузка
парусов
Семейные экипажи, за
исключением очень опытных, ищут укрытие
или, если по прогнозу ожидается шторм,
стараются уйти от берега, чтобы
переждать шторм в море
8
Очень крепкий 17,2-20,7
На деревьях ломаются
ветки. Скорость ветра препятствует
движению
Швертботы нужно крепко
привязать, иначе их может унести
Сильно зарифлен грот и
поднят штормовой стаксель. Необходимо
задраить люки и выход из каюты.
Приготовьтесь к тому, что волны будут
перекатываться через яхту и заливать
кокпит
9
Шторм 20,8-24,4
Срывает черепицу с крыш,
валит заборы
Опасность опрокидывания.
Некоторые яхты продолжают идти под
парусами. Другие должны убрать паруса и
принайтовить румпель. На сильном
волнении можно поставить трисель
10 и более
Сильный шторм 24,5 и более
Деревья вырывает с
корнем. Серьезные повреждения в
оснастке и надстройках
Очень опасные условия,
особенно вблизи отмелей. Реальная
опасность крена 90° и опрокидывания.
Держитесь на хорошем расстоянии от
береговой линии