Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

КАРТЫ ПОГОДЫ

Точно так же, как географы составляют топографические карты, используя контурные линии и соединяя точки равной высоты, метеорологи обозначают области высокого и низкого давлений линиями, соединяющими точки равного давления. Эти линии называют изобарами. На картах погоды (синоптических картах) изобары позволяют оценить направление и скорость градиентного ветра. По рисунку изобар можно определить области циклонов с центром низкого давления и антициклонов с центром высокого давления. Вообще говоря, чем ниже давление в центре циклона, тем выше вероятность проливного дождя. Чем глубже циклон, тем больше перепады давления и соответственно сильнее ветер. Аналогично, чем выше давление в антициклоне, тем слабее будет ветер. Яхтсмен должен уметь читать эти карты, чтобы иметь представление об изменениях погоды и соответственно организовать предстоящее плавание.

Яхтсмен может составить собственную изобарическую карту на основании информации метеорологической службы в прогнозе для судов, перенеся ее на специально отпечатанный бланк карты. Прогноз для судов содержит около 500 слов, и, как правило, ни одно из них не бывает лишним. Чтобы не пропустить чего-либо из этой информации, необходимо выработать своего рода вид стенографической записи. Можно использовать также официальный свод условных обозначений метеорологической службы, внеся в них некоторые изменения.

Прогноз для судов обычно состоит из четырех частей: 

первая содержит краткое сообщение о штормовых предупреждениях; 

вторая - информацию о состоянии погоды;

третья - прогноз в районе на следующие 24 ч; 

четвертая - отчеты об особых условиях в прибрежных районах, полученные со станций наблюдения за морем по всему побережью. 

Рассмотрим запись прогноза для судов в течение одного дня в декабре, который дает специальная служба. Во-первых, в перечне морских районов надо сделать отметки, где ожидаются штормы. Общие синоптические данные, записанные в верхней части листа, дадут информацию о местоположении циклонов, антициклонов, теплых и холодных фронтов. Далее надо записать подробности прогнозов на район. Именно здесь яхтсмену понадобится стенография, так как иначе он почти ничего не успеет записать. Однако надо быть уверенным, что используемая система записи эффективна и достаточно понятна. В этой части приводят данные о ветре, погоде и дальности видимости. Пусть по первым трем районам (в данном примере) по радио сообщают следующие подробности о ветре, погоде и видимости: „Викинг, Фортиз, Кроматри, северный, семь-девять, уменьшающийся до пяти с запада. Снег с дождем. Умеренная до хорошей". Это записывают на карте в виде ряда чисел, букв и условных обозначений. Затем надо рассмотреть прибрежные отчеты. Для первого передают: „Тайри, северный, пять, 27 миль, 1033, растущее". Эти подробности, как и предыдущие, стенографируют. В таблицу записывают изменение давления. Построенная кривая покажет характер изменения давления: поднимается ли оно медленно, падает постепенно или резко и т. д.

Данную информацию с некоторыми усложнениями можно перевести на карту погоды. По мере накопления опыта этот процесс становится на удивление простым. Во-первых, нужно записывать прогнозы изменения ветра в каждом морском районе в соответствующем месте на карте. Положение станций наблюдения за морем отмечают точками и стрелками и показывают направление ветра по данным метеослужбы. Оперение стрелки используют для обозначения силы ветра по шкале Бофорта: один штрих - 2 балла, полштриха - 1 балл. Здесь также указывают атмосферное давление.

Затем строят изобары по значениям давления, приведенным в прибрежных отчетах. Точки равного давления соединяют линиями, рисунок которых определяет положения циклонов и антициклонов (сведения о них получают из метеорологических сводок). Для начала проведите легкие линии мягким карандашом, так как возможно их придется корректировать. В данном примере давление в районе островов Силли и Белл Рок одинаковое (1028 мбар), следовательно, изобара пройдет между этими островами. Направление градиентного ветра параллельно изобарам, но надо учитывать, что в приземном слое существуют искажения (см.с.272), и стрелки, нанесенные с учетом этого, дадут некоторое представление о направлении, в котором пойдут изобары. По логарифмической шкале изобар в верхней части карты приблизительно определяют соотношение между силой ветра по Бофорту и градиентом давления над морем.

002.jpg (20455 bytes)003.jpg (49886 bytes)

Небольшие части метеокарт, в которые заносят детали прогноза для судов. Показан способ деления прогноза на три части: общее изложение, прогнозы районов и прибрежные отчеты 

Если поместить шкалу на карте, совместив изобару с нулевой отметкой на шкале, то точка, в которой следующая изобара (через 2 мбар) пересечет шкалу, покажет наиболее вероятную силу ветра. С другой стороны, зная силу ветра, можно проложить изобару. Расстояние между изобарами зависит от направления ветра в приземном слое и от скорости движения фронтов. Две другие геострофические шкалы позволяют определить скорость движения фронтов на время составления карты. И, наоборот, промежуток между изобарами можно рассчитать, зная скорость движения фронтов. Получившаяся изобарическая карта может быть не точна, но в море она дает яхтсмену более полное представление об ожидаемых изменениях скорости и направления ветра, а следовательно, и погоды в следующие 24 ч. Только научившись составлять такие карты на берегу, вы сможете безошибочно делать это в море. В процессе составления карт необходимо сравнивать собственную работу с работой профессиональных метеорологов по картам погоды в одной из отпечатанных сводок.

БАРОМЕТРЫ

Регулируемую стрелку следует совместить со стрелкой после записи показаний давления. В этом случае легче следить за повышением и падением давления. 

Наиболее важной, действительно необходимой частью метеорологического оборудования является барометр-анероид. Сейчас во всем мире давление измеряют в миллибарах, поэтому не следует приобретать барометр только с дюймовой или сантиметровой шкалой. Один из дефектов барометра-анероида заключается в том, что пружина его постепенно ослабевает и по истечении одного сезона плавания барометр становится неточным. Однако можно не обращать на это особого внимания, так как яхтсмену гораздо важнее знать не само давление, а его изменение. Так, подъем или падение давления на 3 мбар или более в час предвещает плохую погоду. Регулируют барометр следующим образом. Сообщают местоположение яхты на ближайшую станцию погоды и запрашивают значение давления в миллибарах на среднем уровне моря. Затем уточняют показания барометра, осторожно поворачивая винт на задней стенке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИЛИВОВ

Причины возникновения приливов, бывшие предметом постоянного изучения в течение многих столетий, относятся к тем проблемам, которые породили много противоречивых теорий даже в сравнительно недавнее время.

Ч. Дарвин писал в 1911 г.: „Нет необходимости искать античную литературу ради гротесковых теорий приливов". Однако морякам удается измерять их высоту и использовать возможности приливов, не имея представления о действительных причинах их возникновения. Информация о приливах, необходимая штурману, приведена в гл. „Навигация", ниже сделана попытка дать простое объяснение происхождению приливов.

Гравитационное взаимодействие

Силы притяжения Луны вызывают две приливные волны через б ч после прохождения Луны над данным местом. Пунктиром показано относительное движение Луны, стрелкой - эффект вращения Земли 

Между Луной и Солнцем существуют силы притяжения. Эти силы в соединении с центробежными, развивающимися при вращении систем Земля-Луна и Земля-Солнце, обусловливают периодические колебания уровня моря - приливы. Большая из сил -лунная - определяет основные черты прилива. Обычно прилив и отлив бывают два раза в сутки. Приливы - это волны; типичный период их составляет 12 ч 25 мин, так как Луна вновь проходит над каждым меридианом через 24 ч 50 мин (лунный день). Максимальное поднятие воды называют полной водой (ПВ), минимальное - малой водой (MB). Как время наступления, так и высоты полной и малой вод меняются каждый день. Примерно в течение недели высота полной воды увеличивается (высокая ПВ), а высота малой воды уменьшается (низкая MB), затем ПВ становится низкой и MB высокой.

В течение суток можно наблюдать одну полную и одну малую воды (суточный прилив) или две полные и две малые воды (полусуточный прилив). Две полные и две малые воды каждые сутки могут быть неодинаковыми по высоте. В полярных районах формируются суточные приливы, а в экваториальных - полусуточные. В других районах приливы смешанные - сочетание суточных и полусуточных с большими перепадами уровней между высотами ПВ и MB.

Полусуточные приливы дают две полные и две малые воды каждый лунный день

Суточный прилив - чередование одной полной и одной малой вод каждый лунный день

Смешанные приливы — чередование двух полны» и двух малых вод каждый лунный день с неодинаковыми высотами полных и малых вод

Различные положения Луны: 

А - новолуние; В — первая четверть; С полнолуние; D — последняя четверть. Положения А и С связаны с сизигией, положения В и О с квадратурой

Кроме того, на высоту прилива также влияет положение Солнца относительно Луны и Земли. Дважды в месяц, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной прямой (когда Луна либо полная, либо новая), сказываются силы притяжения Солнца и Луны, и полная вода будет самой высокой, а малая вода самой низкой. Такой прилив называют сизигийным (не следует путать с аналогичным названием времени года -они не имеют ничего общего). В период между сизигийными приливами Солнце и Луна находятся под прямым углом друг к другу, и воздействие Солнца сводит к минимуму влияние Луны. При этом ПВ будет низкой, a MB высокой. Такой прилив называют квадратурным. Эффект сизигийного и квадратурного приливов проявляется с некоторой задержкой - примерно двое суток.

Несмотря на то что подъем и спад уровня моря в течение многих лет фиксируют в определенных iочках, где прогнозы приливов достаточно точны, капризы погоды могут разрушить характер явления. Так образуются, например, приливные зыби, создавая более высокие или более низкие, чем предсказывалось, приливы. Именно эти приливные зыби вызывают так много отклонений в сизигийном приливе. Пользуясь таблицами приливов для оценки предполагаемых высот полной и малой вод, не считайте, что данные таблиц абсолютно точны.

В сизигийные приливы перепад (разница высот между полной и малой водами) велик, в то время как в квадратурных приливах перепад гораздо меньше

ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Приливное течение огибает с двух сторон такое препятствие, как остров

Направление и скорость приливного течения зависят от встречаемых на его пути препятствий. Например, огибая остров, приливная волна разделяется на потоки, которые затем соединяются, вновь образуя единый поток. Существуют районы (яхтсмены должны знать о них), в прямых узких каналах которого приливное течение ускоряется.

При рассмотрении приливного течения следует помнить о вращении Земли, вследствие которого массы воздуха и воды отклоняются от прямого пути вправо в Северном полушарии и влево в Южном. В результате в Северном полушарии для пролива, протянувшегося с востока на запад, перепад уровней вследствие приливов будет меньше у северного берега и больше у южного. Примером может служить пролив Ла-Манш, где перепад уровней воды у французского побережья больше.

Интересное явление наблюдается в мелководных морских проливах. В некоторых районах пролива перепад уровней воды равен нулю, т. е. приливное течение отсутствует. Такие районы называют амфидромическими и изображают на специальных картах, которые используют для определения высоты прилива при нахождении в открытом море. В узких каналах, расположенных на одной оси с потоком приливного течения возникает эффект „качелей": на одном конце - полная вода, на другом - малая. Это можно сравнить с перемещением шарика по желобу - качелям: когда один конец наверху (высокий прилив), другой -внизу; шарик (приливное течение), перемещаясь по желобу, замедляется, пройдя половину пути, а другой конец качелей начинает подниматься. Таким образом, в канале, протянувшемся с запада на восток, перепад уровней прилива будет больше в тех районах, которые находятся ближе к концам канала.

Яхтсмену в большей степени нужна практическая информация о приливах, нежели знание причин происхождения приливных течений. Подобную информацию на навигационные карты наносят официальные гидрографы, причем высоты приливов указаны относительно высоты, известной как нуль глубин - это низший уровень моря, выведенный по данным уровенных наблюдений, или наименьший уровень, до которого упадет любой отлив при средних метеорологических условиях. Глубины на большинстве карт измерены от этой базовой цифры. Информация о расчетах высот приливов и течениях приведена в гл. „Навигация".

Эффект „качелей" возникает, когда приливная волна попадает в узкий канал: полная вода на одном конце канала, малая — на другом, и наоборот

009.jpg (10117 bytes)



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: