Области низкого давления - основная
причина плохой погоды. Наряду с серьезными
атмосферными отклонениями возможны
возмущения малого масштаба, такие, как
грозы, торнадо и ураганы. Хотя они
непродолжительны по времени и охватывают
небольшие районы, их интенсивность
временами настолько велика, что вызывает
проливные дожди и очень сильные
разрушительные ветры.
Различают три основных условия
формирования грозы. Во-первых, наличие
мощного восходящего потока воздуха. Этим
объясняется, почему грозы чаще всего бывают
в жаркие влажные дни и во второй половине
дня или ближе к вечеру. Особенно часты грозы
над Северо-Германской низменностью,
северной Францией и центральной Англией. Во-вторых,
этот поток должен быть достаточно мощным,
чтобы пробиться через слои атмосферы и
достичь точки росы. В-третьих, поток должен
обладать высоким влагосодержанием.
Грозы в открытом море сравнительно
редки. Когда же они случаются, то проходят
вдоль фронта давления (фронтальные грозы). Только над сушей грозы могут
возникнуть внутри устойчивых масс воздуха.
Гроза связана с увеличением мощных кучево-дождевых
облаков. Первый сигнал опасности - растущее
кучевое облако. Верхняя часть облака
приобретает форму наковальни - носок.
Наковальня указывает направление, в
котором дует ветер, т. е. движется шквал.
Вторая характерная черта - большое кучевое
облако под наковальней, края которого
похожи на цветную капусту. Оно расширяется
и устремляется вверх в направлении вершины
- наковальни. Третья характерная черта -
облако в виде горизонтального валика,
вращающегося у основания грозового облака.
Последний признак -темная область осадков,
простирающаяся от основания облака к земле.
Именно здесь зарождается шквал.
Грозы обычно начинаются во второй
половине дня или ранним вечером, чаще на
суше. В океане яхтсмен может встретиться с
грозой между полуночью и зарей. В
тропических широтах грозы наиболее часты, в
более высоких широтах они гораздо слабее и
наблюдаются сравнительно редко.
Справа приведена схема грозового
облака. Стрелки показывают направление
движения воздушных потоков
Когда гроза приближается, ветер
стихает и становится переменным. Если
облако в виде валика оказывается прямо над
яхтой, порывы ветра над поверхностью воды
резко усиливаются. Сразу за этим облаком
последует сильный дождь или град. Когда
шквал пройдет, погода прояснится, а
температура и влажность быстро понизятся.
В худших случаях скорость ветра
может достигать 20-30 м/с, что чаще всего можно
наблюдать в приземном слое. Действительно,
над территорией США такая скорость ветра не
является чем-то необычным. Чем выше
наковальня, тем более жестоким будет шквал.
В более высоких широтах осенью и зимой
штормы менее суровы, чем летом.
Хотя шторм длится сравнительно
недолго, при его приближении морякам
следует принять меры предосторожности. Тем,
кто плавает на швертботах, лучше всего
подойти к берегу, на крейсерской же яхте
надо зарифить паруса, а яхту положить на
курс бейдевинд. Если курс яхты совпадает с
направлением штормового ветра, ее экипаж
будет длительное время испытывать
дискомфорт. Молнии опасны, и на яхте
необходимо установить громоотвод. На
швертботе с металлической мачтой во время
грозы рекомендуется свесить гик через борт
в воду, держа его в то же время в контакте с
мачтой.
Определить расстояние между яхтой и
грозой очень просто. Если яхта находится в
точке грозового разряда, вы, увидев молнию,
одновременно услышите гром, если на каком-то
расстоянии от нее - сначала будет молния, а
затем гром. Этот промежуток времени в
секундах надо умножить на 0,2 и полученный
результат покажет вам приблизительное
расстояние в милях между яхтой и грозой.
Торнадо
Торнадо - это исключительно
интенсивный, но маломасштабный воздушный
вихрь. Происхождение большинства гроз
связано с холодным фронтом, и подобным же
образом торнадо или смерчи возникают вдоль
длинной узкой полосы. На переднем крае этой
полосы холодные нисходящие потоки воздуха
встречаются с теплым воздухом, что
сопровождается грозами. Падение
температуры и резкие порывы ветра
характерны для этого наиболее
разрушительного типа шторма. В некоторых
странах штормов практически не бывает, а
другие серьезно страдают от них. В частности, именно
над территорией Северной Америки
образуется торнадо. В Англии подобные
штормы сравнительно редки и не особенно
сильны. Наибольший круговорот ветра при
смерче (на берегу) обычно имеет диаметр
около 185 м, при этом скорость ветра
достигает 75 м/с.
Ураганы
Ураган - это название, данное
большому тропическому вращающемуся шторму.
По шкале Бофорта любой ветер, сила которого
превышает 12 баллов, классифицируется как
ураган. Обычно в Северном полушарии ураганы
движутся в северо-западном направлении,
прежде чем повернуть на северо-восток; в
Южном полушарии - в юго-западном
направлении, а затем поворачивают на юго-восток.
Этот обычный путь, конечно, подвержен
изменениям. Вращающиеся штормы называют
ураганами в Атлантике, в северо-восточной и
юго-западной частях Тихого океана,
тайфунами в юго-восточной Азии, циклонами в
Арабском море и Бенгальском заливе.
Существуют два пика времени их появления - в
июне-июле и октябре. Тайфуны в Китайском
море и ураганы в северо-восточной части
Тихого океана обычно приходятся на
сентябрь. В Южном полушарии пик сезона
падает на январь.
В настоящее время предупреждение об
урагане получают через геостационарные
спутники, траектория вращения которых
проходит через определенные точки земной
поверхности над экватором. О движении и
интенсивности урагана регулярно
предупреждают по радио. Наилучший способ
уклониться от него - проложить курс яхты в
стороне от тех районов, где часты сезонные
ураганы. Если же яхта оказалась на пути
одного из них, надо попытаться встать на
якорь в закрытой гавани, которая для этой
цели отмечена на картах, или покинуть район
урагана. Если урагана не избежать, остается
задраить люки и надеяться, что яхта выстоит.
Однако если ураган застигнет яхту в порту,
за исключением, пожалуй, наиболее закрытых
гаваней, она будет подвергаться большей
опасности, чем в открытом море. В Северном
полушарии более безопасна для навигации
северная область урагана, и, наоборот, в
Южном полушарии - южная область. Яхтсмену
следует знать, что в сентябре и октябре
тропические штормы движутся через
Атлантику к побережью Европы,
сопровождаясь опасными ураганами.
Туман - это обычное облако, лежащее
на поверхности земли или моря Оно состоит
из водяных капелек, слишком малых, чтобы их
можно было увидеть, но столь многочисленных,
что объекты, находящиеся рядом, плохо
различимы Туман образуется, когда воздух,
насыщенный водяными парами, охлаждается до
температуры, ниже точки росы (температура,
до которой ненасыщенный воздух должен
охладиться, чтобы находящийся в нем пар
достиг насыщения и начал конденсироваться)
Точка росы зависит от температуры и
влажности воздуха Влажный воздух может
стать насыщенным при охлаждении или при
дополнительном испарении влаги Точку росы
определяют с помощью психрометра.
Известны туманы четырех типов.
Причиной туманов первых трех типов
являются факторы, вызывающие охлаждение
воздуха до температуры ниже точки росы
Туман четвертого типа - туман испарения (испарение
арктических морей) - возникает вследствие
поглощения холодным воздухом большого
количества влаги.
Радиационный туман
Радиационный туман формируется
тихой, ясной ночью, когда дневное тепло уже
ушло в атмосферу
Образование радиационного тумана
объясняется тем, что воздух отдает свое
тепло, пока его температура не упадет ниже
точки росы Обычно это происходит в ясные
ночи, когда отсутствуют облака,
задерживающие распространение тепла
Радиационный туман возникает там, где
быстро остывает поверхность земли, а
влажный воздух, прошедший над водой при
слабом ветре, не успевает нагреться,
смешиваясь с верхними слоями воздуха Такое
чаще всего можно наблюдать в областях
высокого давления при слабом ветре и чистом
небе, а также в долинах, где наименее
вероятно смещение воздуха различных слоев
В ранние утренние часы туман может
распространиться над морем, но не далее, чем
на 5 миль К полудню давление падает и туман
рассеивается Обычно это происходит при
антициклонах, когда солнечные лучи хорошо
нагревают землю Радиационный туман
наиболее часто формируется весной и осенью
и может затруднить судоходство в
оживленных водах.
Адвентивный туман
Адвективный туман образуется, когда
теплый влажный воздух лежит на поверхности
холодной воды
Адвективный туман - внутримассовый
туман охлаждения - возникает тогда, когда
воздушные массы перемещаются над
поверхностью, температура которой ниже
точки росы. Адвективный туман известен как
морской туман. Весной и ранним летом теплые
воздушные массы с суши перемещаются в
сторону еще холодного моря. При испарении
воды с поверхности моря точка росы
повышается, воздух охлаждается и
образуется туман Воздушные массы,
движущиеся от теплого участка моря к
холодному - еще одна причина морского
тумана. Это часто происходит в районе
Большой Ньюфаундлендской банки, где теплые
воздушные массы, образовавшиеся над Гольфстримом
проносятся над более холодным Лабрадорским
течением Третья причина возникновения
морского тумана - движение воздушных
потоков над постепенно охлаждающимся морем
Массы теплого влажного воздуха,
перемещающиеся в направлении высоких широт,
охлаждаются, насыщаются парами и
образуется туман Морской туман может быть
очень густым и продолжительным Часто
только полное изменение характера погоды
приводит к рассеиванию тумана.
Фронтальный туман
Фронтальный туман образуется там,
где теплый влажный воздух сталкивается с
холодным
Туман третьего типа - фронтальный.
Его название говорит, что возникает он на
границе, где встречаются теплый влажный и
более холодный полярный фронты Температура
воздушных масс становится ниже точки росы и
образуется туман Туман такого типа обычно
наблюдают в виде низкого облака, которое
иногда опускается до уровня моря. Главная
опасность его заключается в том, что на
некоторой высоте держится дымка, поэтому холмы на
берегу, маяки и другие заметные ориентиры
могут быть заслонены, а у поверхности воды
вокруг яхты воздух абсолютно чист Природа
подобного тумана такова, что он держится в
виде тонкого пояса вдоль теплого фронта.
Туман испарения (арктический
морской дым)
Испарения арктических морей
возникают там, где холодные массы воздуха
перемещаются над теплой водой
Испарения арктических морей -
четвертый (последний) тип тумана - наблюдают
над арктическими морями у кромки льдов. Из
названия тумана ясно, что он образуется за
полярным кругом, когда холодный воздух
поглощает испарения более теплой воды. Из-за
низкой температуры воздуха, а
следовательно, и точки росы любая влага,
попадающая в воздух, почти немедленно
превращается в туман. Однако одновременно с
возникновением тумана воздушные массы
нагреваются от поверхности моря,
температура точки росы растет и туман над
поверхностью моря немедленно рассеивается.
Теплый воздух затем поднимается вверх, где
охлаждается, и туман формируется опять, но
несколько выше. Этот постоянный процесс
образования тумана, рассеивания и
переформирования создает странный эффект,
по которому он -и получил свое название.
Испарения арктических морей длятся краткое
время, так как условия, приводящие к туману,
быстро теряют равновесие, холодный воздух
становится более теплым и сходство с
туманом исчезает.