Спинакер - это специальный
дополнительный парус, используемый для
увеличения движущей силы в основном при
плавании полными курсами. Прообразом
спинакера были легкие вспомогательные
паруса, которые ставили на судах с прямым
вооружением в легкий ветер. Вначале
спинакер использовали только при плавании
полными курсами; современная конструкция
паруса позволяет применять его и на курсах
до полного бейдевинда. Созданию такой
конструкции спинакера способствовало
развитие техники раскроя и пошива парусов.
Спинакер, в отличие от других парусов,
крепят к рангоуту и такелажу только углами,
а шкаторины паруса оставляют свободными.
Спинакер принимает свою форму только при
наличии ветра,и для его правильного подъема
и настройки необходимы соответствующие
навыки и умение.
Существует множество различных
типов спинакеров, систем его хранения,
подъема и спуска - от импровизированных
систем на старых яхтах до сложных
парашютных систем на гоночных швертботах.
Эти системы включают в себя средства,
обеспечивающие быстрые подъем и спуск
спинакера, минимальную возможность его
зацепления, ровную укладку без
перекручивания, готовность к новому
подъему. Обычно тип используемой системы
определяет конструкция яхты. Самые
современные швертботы приспособлены для
подъема спинакера и оборудованы карманной
или парашютной системой укладки. Каждая из
этих систем дает возможность экипажу
эффективно работать со спинакером.
Обращение со спинакером требует
умения и от рулевого, и от матроса. Только
скоординированные действия обоих
обеспечат эффективное управление
спинакером. Распределение обязанностей
между рулевым и матросом варьируется в
зависимости от конструкции швертбота и
систем, которыми она оснащена, но рулевой в
основном отвечает за оборудование на корме,
а матрос - на носу. Учиться работать со
спинакером лучше всего под руководством
опытного яхтсмена, тогда можно избежать
ошибок, вызывающих поломку или потерю
оборудования. Необходимо всегда помнить,
что спинакер после подъема развивает
сильную тягу и может легко стать
неуправляемым.
КОНСТРУКЦИЯ СПИНАКЕРА
Спинакеры изготовляют из легкой
нейлоновой парусной ткани, которая
специально укреплена с целью повысить ее
сопротивление на разрыв. Ткань обладает
свойством вытягиваться, что используют при
раскрое паруса. Форму паруса определяют
характер покроя, расположение полотнищ и
швов. Спинакеры имеют более полную форму,
если они предназначены для плавания по
ветру, и более плоскую форму - для плавания в
галфвинд или полный бейдевинд.
Ткань для спинакера
Парусная ткань для спинакеров
способна противостоять разрыву, слабо
растягивается вдоль и поперек основы и
значительно — по диагонали к нитям основы
Радиальный покрой
Спинакеры радиального покроя
применяют сравнительно редко, так как они
часто теряют форму в нижней части
Горизонтальный покрой
Спинакеры горизонтального покроя
растягиваются в основном в верхней части.
Они наиболее пригодны для плавания полными
курсами
„Звездный" покрой
Спинакеры „звездного" покроя
сохраняют плоскую форму при больших
нагрузках. Их поднимают на острых курсах
Три - радиальный покрой
Сочетание радиального,
горизонтального и звездообразного покроев
привело к созданию многоцелевого спинакера
Радиально- горизонтальный покрой
Сочетание радиального и
горизонтального покроев позволяет
использовать спинакер в слабый ветер
ЧАСТИ СПИНАКЕРА
Спинакер должен обеспечиваться
соответствующим вспомогательным
оборудованием: специальным гиком,
называемым спинакер-гиком, фалом, системой
подъема и системой шкотов, проведенных от
каждого угла спинакера в обход всего
такелажа по бортам. Шкот с наветренного
борта яхты называют брасом. Многие экипажи
предпочитают систему непрерывных шкотов, в
которой один трос крепится к обоим углам
спинакера. Для правильной постановки
спинакера кипы шкотов или вертлюжные блоки
должны быть установлены так, чтобы шкоты
располагались под углом 25° к палубе.
КАРМАННАЯ СИСТЕМА
Спинакерные карманы часто имеют
дополнительные отделения для хранения карт
или инструкций
Иногда на швертботах с обеих сторон
мачты прикрепляют по одному карману из
ткани для укладки спинакера, карман имеет
застегивающийся клапан Спинакер поднимают
непосредственно из того кармана, в котором
он хранится. Очень важно, чтобы парус не был
перекручен, а фаловый и оба шкотовых угла
лежали сверху кармана и их можно было бы
легко и быстро пристегнуть.
УКЛАДКА СПИНАКЕРА
Перед спуском на воду необходимо
убедиться, что спинакер упакован в карман
без перекручивания. При наличии каких-либо
сомнений, следует произвести его пробный
подъем. Для этого надо вынуть спинакер из
кармана и пройти вдоль каждой шкаторины,
чтобы убедиться, что она не перекручена.
Закрепив спинакер-фал к фаловому углу и
шкоты к шкотовым углам, нужно поднять, затем
спустить и заново упаковать парус.
Как укладывать
Поднимите спинакер (1). Затем один
человек травит спинакер-фал, а другой, взяв
наветренный шкотовый угол, укладывает
парус в карман (2). Фаловый и шкотовые углы
кладут сверху. Затем фал закладывают в
стопор, установленный у борта (3)
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА
Многие гоночные швертботы оснащены
парашютной системой укладки и специальной
системой подъема. При этом спинакер
укладывают в матерчатый чулок или трубу под
носовой палубой. Отверстие в палубе
находится впереди или сбоку от штага и
закрывается стеклопластиковой крышкой. При
подъеме спинакер выходит из трубы.
Достоинства парашютной системы укладки в
том, что парус не перекручивается, так как
его втаскивают в чулок прямо от центра
спинакера, и его можно легко и быстро
поднимать и укладывать. Недостатками
являются попадание воды в яхту через
отверстие в палубе и износ паруса в
результате трения.
СПИНАКЕР-ГИК
Спинакер ставят на спинакер-гике,
который крепят одним концом (пяткой) к скобе
на передней части мачты. Другой конец гика (нок)
пристегивают к брасу. Специальное
оснащение позволяет быстро освобождать гик
под нагрузкой, правильным считается
положение, когда открытый зев оковки гика
смотрит вверх. Спинакер-гик поддерживается
топенантом сверху и оттяжкой снизу С их
помощью можно регулировать положение гика.
ПОДЪЕМ И УКЛАДКА СПИНАКЕРА
Спинакер поднимают с помощью
спинакер-фала за фаловый угол. Спинакер-фал
проводят в корму от мачты и крепят на
стопоре около рулевого Свободный конец
спинакер-фала протягивают через чулок или
трубу и закрепляют на спинакере в одном из
двух положений, чтобы использовать в
качестве нирала Когда травят спинакер-фал и
тянут за нирал, спинакер складывается и
втягивается в трубу.
ВЫСОТА СПИНАКЕР-ГИКА
Высота спинакер-гика должна быть
такова, чтобы после подъема паруса оба
шкотовых угла были на одном уровне. В
нормальном положении спинакер-гик
практически перпендикулярен мачте. Но если
спинакер-гик поднят слишком высоко или,
наоборот, стоит слишком низко, настроить
парус правильно не удается.