При центральной проводке гика-шкота
на гоночном швертботе можно обеспечить
тонкую настройку паруса
Центральная проводка гика-шкота,
используемая на многих гоночных швертботах,
позволяет гораздо эффективней настраивать
паруса, чем кормовая проводка. Однако
расположение гика-шкота в кокпите
швертбота ограничивает передвижения
рулевого поперек яхты. Поэтому методы
выполнения поворотов оверштаг и фордевинд
имеют некоторые особенности по сравнению с
рассмотренными ранее.
Способы выполнения каждого маневра
яхты с центральной проводкой гика-шкота
отличаются от стандартных методов для яхт с
кормовой проводкой тем, что рулевой
пересекает швертбот вблизи транца лицом к
носу яхты. Производя поворот оверштаг, он
держит руками удлинитель румпеля и гика-шкот
в течение всего маневра. Рулевой
перемещается поперек яхты, не
останавливаясь для смены рук на удлинителе румпеля, и таким образом постоянно
контролирует яхту. Использование этих
методов увеличивает скорость выполнения
поворотов фордевинд и оверштаг, и теперь
многие гоночные экипажи высокого класса
взяли их на вооружение. Поскольку
большинство гоночных швертботов
чрезвычайно чувствительны к любым
перемещениям экипажа, все движения
рулевого и матроса должны быть легкими и
плавными.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
При повороте оверштаг движения
рулевого и матроса, работающего на трапеции,
должны быть скоординированы так, чтобы
уравновешивать яхту. Матросу на трапеции
необходимо быстро входить в яхту и
выходить и из нее на трапецию.
1 Рулевой проверяет наветренную
сторону. При отсутствии препятствий подает
команду ,.Приготовиться". Затем снимает
гика-шкот со стопора, а матрос
проделывает то же со
стаксель-шкотом
2 Матрос отвечает „Готов". Рулевой
начинает перемещаться поперек швертбота и
потравливает гика-шкот, пока матрос входит
в яхту и отстегивает крюк с кольца трапеции
3 Рулевой и матрос — оба ставят свои
„задние" ноги поперек швертбота. Рулевой
перекладывает удлинитель румпеля от себя
4 Рулевой перекладывает удлинитель
румпеля на другой борт, передвигаясь
поперек швертбота и держа гика-шкот. Матрос
освобождает старый стаксель-шкот и берет новый
5 Рулевой садится на новый борт,
держа удлинитель румпеля за спиной. Затем
берет удлинитель рукой,в которой зажат гика-шкот.
Матрос пристегивается к новому кольцу
трапеции
6 Рулевой выводит румпель из-за спины
и перехватывает гика-шкот ,,передней"
рукой. Матрос берется за ручку трапеции,
добирает стаксель-шкот и
выходит на трапецию
7 Рулевой ставит румпель в ДП и
регулирует грот. Матрос продолжает
выходить на трапецию и регулирует стаксель
ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД
При повороте фордевинд рулевой
берет гика-шкот пучком либо выбирает один
лопарь (часть гика-шкота, проходящая между
блоками), чтобы провести гик поперек яхты.
Это препятствует слишком резкому
перебрасыванию гика с борта на борт.
1 Рулевой проверяет наветренную
сторону. При отсутствии препятствий дает
команду матросу ,Приготовиться к повороту
фордевинд". Рулевой закладывает гика-шкот
в стопор
2 Рулевой и матрос — оба ставят свои ,,задние" ноги
поперек яхты. Рулевой, удерживая руль в ДП,
переносит удлинитель румпеля на новый
наветренный борт
3 Рулевой, стоя в ДП, меняет за спиной
руки на удлинителе румпеля. Затем берет
гика-шкот или один лопарь. Матрос, находясь
в ДП швертбота, держит старый стаксель-шкот
и берет новый
4 Рулевой перекладывает румпель от
себя. Матрос уравновешивает швертбот, держа
оба стаксель-шкота
5 Когда гик проходит ДП, рулевой
быстро перекладывает румпель в ДП и
перемещается на новый наветренный борт.
Матрос в это время отдает старый стаксель-шкот
и пересекает кокпит швертбота
6 Гик перемещается на новый
подветренный борт. Рулевой освобождает
гика-шкот со стопора и садится на
наветренный борт
7 Рулевой выбирает гика шкот и
удерживает швертбот на новом курсе, матрос
настраивает стаксель