Облик города в течение 3 и 2 вв. до н.э. из-за строительной активности считается утраченным для исследователей. Существование агоры в эллинистическую эпоху подтверждено надписями и утверждается, что она находилась в районе более позднего римского форума (Forum Romanum). К юго-западу от агоры были найдены остатки святилища, посвященного Сарапу, которое действовало уже с 3 в. до н.э.
Из-за характера местности Римский форум расположен на двух уровнях от улицы Эгнатия до улицы Олимпу. Форум образуют две параллельные соседние площади, окруженные галереями и одеоном. На южной площади, которая называется Мегалофорос, находится знаменитая Галерея идолов, которая была двухъярусной и богато украшенной. Некоторые из ее статуй были перевезены в Лувр. Агора датируется концом 2 или началом 3 в. н.э., а одеон - периодом 293-305 гг. Античная агора с ее площадями, галереями и пристройками, а также одеон, дворцовый ансамбль Галерия Максимиллиана, термы, ипподром, храмы и все остальные предметы и здания, которые были обнаружены благодаря раскопкам и исследованиям (в том числе - великолепно выполненная мозаика), свидетельствуют о богатстве и высоком культурном уровне жителей. Помимо богов античного греческого двенадцатибожия, особое распространение восточных религий наблюдается в эллинистическую и - в еще большей степени -римскую эпоху, параллельно с культом императоров, кельтских божеств и кабиров.
Развитие города после того, как восторжествовало христианство, доказывает, насколько прав был Павел, который так сильно полюбил и недвусмысленно восхвалял его. Его прибытие в Фессалоники является
началом новой главы в истории города. Императоры позднего римского периода проявляли интерес к Фессалоникам и, оценив их важное стратегическое положение, способствовали превращению к началу 4 в. н.э. в значительный и крупный город. После признания Фессалоник столицей части империи, которая была ему предоставлена (эпоха Тетрархии), Галерий основал отдельный дворцовый ансамбль, многочисленные фрагменты которого сохранились (начало 4 в.). Дворец хорошо сохранился в своей юго-восточной части на площади Наварина. Его центральным элементом является двор, который окружен галереями, коридорами и залами. В некоторых местах сохранились мозаичные полы. В юго-западной части дворца был найден Октагон(восьмиугольник). Его остатки свидетельствуют о том, что это была великолепная постройка с остатками мраморной мозаики на полу. Предназначение его не совсем ясно, однако архитектура во многом напоминает мавзолей Диоклетиана в Спалато, современном Сплите в Далматии. До нас дошли лишь немногочисленные остатки городского ипподрома, который находился с его восточной стороны.
Ротонда была постройкой начала 4 века, неизвестного назначения, которая при Феодосии Великом была превращена в христианский храм, причем время от времени использовалась как кафедральный собор. В настоящий момент храм посвящен Святому Георгию, однако вначале он был посвящен Святым Небесным
Силам бесплотным или Архангелам. Памятник имел мраморную облицовку стен, которая не сохранилась, и был украшен чудесными мозаиками. Неизвестно, когда именно они были созданы. Его мозаики считаются одними из наиболее старых сохранившихся настенных мозаик и, вероятно, относятся к тому времени, когда памятник был превращен в христианский храм. В годы турецкого владычества Ротонда(название, которое утвердилось благодаря путешественникам последних веков) была превращена в мечеть (1590 год), тогда же был построен минарет, который возвышается рядом с ней и по сей день. В 1912 году после освобождения она опять стала храмом, однако начиная с 1920 года используется главным образом как музей. К этому ансамблю принадлежит также и Камара, "арка" Галерия, триумфальная арка, которая была построена в 305 году в память об окончательной победе Галерия над персами и его военных успехах в восточных провинциях римского государства в целом. Она является великолепным образцом этого вида архитектурного сооружения.
Фессалоники стали центром культа Святого Димитрия, покровителя и святого этого города, и его великолепный храм в стиле базилики, который был построен на руинах бань, где в 303 году находился в заключении, претерпел муки и был похоронен великомученик Димитрий, находится к северу от римской агоры. Мраморная облицовка стен, мозаики, фрески, лепнина, капители и т.д. различных эпох - вот характерные особенности этого неповторимого памятника, который был основан в 412-413 гг. епархом Леонтием, сгорел в 1917 году и был вновь открыт после реставрации в 1948 году. Под святым алтарем храма находится место, где святой принял муку -это ансамбль, состоящий из однопридельной базилики, где был похоронен Святой Димитрий, и отдельного полукруглого пространства с четырехугольными колоннами, парапетами и колоннами, окруженного цистернами для воды. В центральной цистерне имеется мраморный свод с встроенной перед ним раковиной, где текла мирра. В середине 5 в. строится храм Богоматери Нерукотворной, трехпридельная базилика с деревянной крышей, один из редких образцов этого вида, сохранившийся в столь хорошем состоянии, несмотря на то, что это был первый храм, занятый Муратом после взятия Фессалоник в 1430 году. В 1930 году здесь стали вновь проходить богослужения. Церковь преподобного Давида - небольшая церквушка,
которая была посвящена Христу-спасителю, но в результате какой-то путаницы в начале 20 века получила свое сегодняшнее название, являлась кафедральным собором Латомского монастыря и была построена на остатках более раннего строения римской эпохи в конце 5 или начале 6 века. К тому же времени относится уникальная по своей теме мозаика в одной из четвертей сферы алтарной ниши, на которой имеется великолепное изображение видения Иезекииля.
Церковь Святой Софии в центральной точке города была построена в середине 7 века на руинах в три раза большей ее по длине раннехристианской базилики, причем в византийский период ее окружали многочисленные здания как культового, так и административного назначения. В этом памятнике в городе впервые появляются характерные особенности архитектуры храмов раннего византийского периода с использованием купола и кладкой стен из чередующихся рядов тесаного камня и кирпичей по принятому в Константинополе образцу. Исторические и архе-ологические данные свидетельствуют о том, что в нефе и в южной части колоннады храма Святой Софии были похоронены митрополиты Фессалоник, например, Григорьос Куталис. Один надгробный памятник был найден в результате раскопок у фундамента стилобата раннехристианской базилики, который с внешней стороны определяет южный стилобат современного храма и имеет фрески, которые относятся примерно к первой четверти 13 века. Речь идет о сооружении над перезахоронением мощей одного из митрополитов, по всей вероятности, Константина Месопотамитиса.
В юго-западной части античной агоры в 1028 году начальник императорской охраны Христофор строит церковь Богородицы Халкеон красивейший храм, формы которого имеют чисто константинопольское происхождение. Он относится к типу крестово-купольного храма и построен из кирпичей, которые придают ему характерный колорит. Точная датировка храма помогает при сравнительной датировке других памятников города. Четырехколонным, вписанным в форму креста, является храм Святого Пантелеймона, расположенный недалеко от Камары Галерия, бывший главный храм монастыря, построенный около конца 13 или в начале 14 века, который примерно в 1570 году был превращен в мечеть. Церковь Святого Николая Орфаноса (сироты), ранее - главный храм монастыря в районе Верхнего города, согласно современным исследователям, считается построенным на деньги сербского короля Стефана Милютина. Фрески датируются 1310-1320 годами и являются произведениями мастера македонской школы. Имя иконописца неизвестно.
Некоторые считают, что это Г. Кальергис, другие - М. Астрапас или Эвтихий. Часовня Св. Димитрия, церковь Святого Эвфимия, в форме трехпридельной базилики, к северу от римской агоры,
была построена на средства Михаила Протостратора Главаса Тарханьотиса и расписана в 1303 году. Согласно исследователям, фрески, которые относятся к македонской школе, вероятно, являются произведением Панселиноса, Астрапаса или Эвтихия. Фрески македонской школы имеются также в храме Святой Екатерины в северо-западной части города возле стен. Храм, который по своему архитектурному типу является сложным четырехколонным, вписанным в крест, датируется 1320-1330 годами, а роспись его схожа с росписью храма Святого Николая Орфаноса. Великолепным образцом храмовой архитектуры эпохи Палеологов является храм Пророка Илии, главный храм монастыря 14 века, особенно сложная постройка со святогорскими элементами. В нем сохранились немногочисленные фрески, некоторые из которых датируются 1360-1370 годами.
Как указано выше, самые старые укрепления города относятся к эллинистической эпохе. Строительство новой стены было начато в середине 3 века, а завершено - в 5 веке. Для первого этапа характерна спешка, в противоположность более поздним участкам, которые строились весьма тщательно. Значительная часть периметра стен утрачена. В разных точках стены были найдено несколько надписей и монограмм, прочтение
которых способствовало датировке некоторых ее участков.
Акрополь и его сооружение связаны с работами, осуществлявшимися в 5 веке. В северо-восточной оконечности акрополя находится Эптапиргион, который состоит из десяти треугольных и четырехсторонних башен и межбашенных пространств, причем его строительство осуществлялось в несколько различных этапов начиная с первых лет Византии вплоть до периода турецкого владычества, которые весьма сложно классифицировать. В последнем десятилетии 19 века Эптипиргион был превращен в тюрьму и стал известен уже как Еди Куле. В 1989 году тюрьму эвакуируют, а здание поступает в распоряжение Министерства культуры как археологический памятник. В последние годы в Фессалониках обнаружены захоронения первых веков христианства с интересными живописными композициями, на которых изображены аллегорические сцены, птицы, цветы, сцены из Ветхого и Нового завета и т.д. Великолепный образец такого памятника был раскопан в 1994 году в муниципалитете Амбелокипи. Речь идет о купольном захоронении, характерном образце захоронения состоятельной семьи эпохи после правления Диоклетиана. Оно сохранилось в достаточно хорошем состоянии, было перенесено и
экспонируется в Византийском музее г. Салоники. Датируется 360-370 годами и является великолепным образцом живописи с имитацией мраморной облицовки стен.