Когда поздней осенью спасительного 49 года апостол Павел и Сила прибывают в Фессалоники, они находят город, совершенно отличный от тех, которые встречались
на их пути до сих пор. Свободный город (libraе conditionis), находящийся под римским владычеством начиная с 168 г. до н.э., когда он подчинился римскому консулу Эмилию Павлу, после разгрома Персея в Пидне (конечно, так же, как и другие города Македонии), резиденция проконсула, он насчитывает порядка 200.000 жителей. Выбор места, в котором в 315 г. до н.э. город был основан Кассандром - он дал ему имя своей супруги Фессалоники, сестры Александра Великого - не является случайным. Еще примерно за 2500 лет до его основания на богатой равнине, по которой протекают крупные реки, находятся разбросанные поселения, наиболее старые из которых относятся к эпохе неолита. Одно из них существовало ранее в том месте, где были основаны Фессалоники, в глубине залива, который, между прочим, упоминает Геродот и который использовался Ксерксом в качестве морской и военной базы в 480 г. до н.э. во время его похода на Грецию.
Город простирался от моря до акрополя, образуя громадный прямоугольник в пределах стен, наиболее старые из которых относятся к эпохе эллинизма. Посередине города, на месте сегодняшней Эгнатиевой дороги, пролегаля крупная магистраль (decumanus maximus), Via Regia римлян, известная в византийский период в качестве "проспекта", которая на западе завершается внушительными Золотыми воротами, известными также как Ворота Вардара или Аксьоса. За пределами стен простирается утопающая в зелени плодородная долина с оливковыми рощами, виноградниками и другими культурами. Это важнейший транспортный узел, перекресток Балкан, место пересечения морских путей, которые ведут во все порты Средиземного моря.
В начале 2 в. до н.э. город пользуется предоставленным Филиппом Пятым правом чеканить медную монету. В течение этого века, когда происходят гражданские конфликты и вмешательства римлян во внутренние дела македонского государства, Фессалоники, вслед за другими городами Северной Греции, подпадают под власть Рима.
В конце 1 в. до н.э. в городе также имеется достаточно большое число иудеев, которые обладают значительными финансовыми средствами, что обеспечивает им прочное финансовое положение. Как сообщают нам Деяния, в городе также имелась синагога, которая была расположена недалеко от порта. Туда три субботы подряд
апостолов (17, 2 и далее), мы узнаем, что он разговаривает с присутствующими, объясняет им отрывки из Священного писания, в которых говорится, что Христос должен был быть распят и воскреснуть из мертвых. "Это Иисус Христос, о котором я вам рассказываю", - с пафосом говорит он им. Некоторые из слушателей уверовали и стали учениками Павла и Силы. Очень многие из греков, в том числе женщин, из тех, что занимали видное место в обществе города, обратились в новую веру. Неизвестно, сколько было первых христиан, однако точно известно, что в городе была основана церковь.
В Фессалониках, так же, как и в Филиппах, из-за деятельности Павла вскоре начинают возникать проблемы и беспорядки. Неизвестно, сколько времени успели апостолы пробыть в Фессалониках. Некоторые исследователи считают, что они пробыли там дольше, чем можно понять из выражения "и три субботы" (Деян., 17,2). Однако фессалоникийские иудеи взбудоражили толпу с помощью подозрительных элементов. Некоторые направляются в дом новообращенного Ясона, считая, что найдут там Павла и Силу, которые успели спрятаться. Они силой тащат Ясона к "политархам", городским архонтам (институт, который сохранился от македонского эллинизма). Вместе с Ясоном хватают еще нескольких христиан. "Те, которые взбудоражили народ, пришли и сюда, - кричала толпа, - это те, которым Ясон оказывает гостеприимство. Они нарушают законы Кесаря и утверждают, что какой-то Иисус является истинным царем". Под денежный залог Ясон и остальные христиане были отпущены на свободу, но общество было несколько взбудоражено. Ночью Павел и Сила удалились из Фессалоник.
Вот что известно о пребывании апостола Павла в Фессалониках. Согласно существующему преданию, поспешно покидая город, преследуемый своими соплеменниками, он вышел из стен в каком-то высоком месте, где-то там, где позднее был основан монастырь Влатадов, возможно, через какую-то маленькую дверь. Несколько восточнее того места, где в настоящий момент находится монастырь Влатадов, журчал источник. Говорят, что Павел ненадолго остановился здесь, чтобы освежиться. У источника, который получил известность как "святая вода апостола Павла", каждый год чтили память апостола. После освобождения Фессалоник в память о нем здесь был построен храм и святая вода
прославилась. Этот современный внушительный храм в наше время представляет собой свидетельство посещения Фессалоник апостолом Павлом, его учения и плодов, которые принесли брошенные им зерна. Павел поспешно покинул Фессалоники. Однако он никогда не забывал христиан, которых здесь оставил. Доказательством этому служат два его "Послания к Фессалоникийцам", которые свидетельствуют о недремлющем интересе к их духовному и социальному прогрессу, в которых он ободряет их, дает советы и благодарит, а также тот факт, что он направил сюда Тимофея, чтобы узнать, что здесь происходит. Оба послания были написаны в Коринфе. Считается, что 1-е послание было отправлено в 51-52 годах, а 2-е - вероятно, в начале 53 года. Следует отметить, что 2-е послание было написано Павлом, Силуаном и Тимофеем. В 1-м послании он призывает Фессалоникийцев воздерживаться от блуда и не предаваться плотским ошибкам и ссылается на второе пришествие в известных словах: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды" (1-е Фессалоникийцам, 4, 13). И ниже подчеркивает, что ..."Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа" (1-е Фессалоникийцам, 5, 9). В другом месте (1-е Фессалоникийцам, 1, 6-9) он отмечает: "И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так-что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так-что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному". Цель 2-го послания - прояснить некоторые моменты, которые связаны со вторым пришествием. Учение Павла вызвало такой энтузиазм в Фессалониках, что у многих создалось впечатление, что второе пришествие находится "у порога", поэтому они бросили все дела и ждали его, не трудясь. Из этого послания происходит и знаменитое "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фессалоникийцам, 3, 10) и "стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2-е Фессалоникийцам, 2,15). Поспешно покидая Фессалоники, Павел считал, что он
скоро вернется, однако до его следующего посещения прошло целых семь лет, и тогда он опять прятался в разных домах. Характерно, однако, что с этим городом его связали тесные узы, а также то, что он возносил ему похвалы, говоря о его вере, терпении, преданности и любви. В Фессалониках у Павла появилось два прекрасных сотрудника - Секунд, который сопровождал его в последнем путешествии, и Аристарх, который вместе с ним был заключен в тюрьму.