Корпоративный клиент в яхтинге – явление все более распространенное. Такова мировая тенденция. Самые разные компании по миру переводят свои традиционные корпоративные мероприятия из отелей и «сухопутных» курортов на борт яхты. Это связано в первую очередь с появлением большого количества предложений в каждой ценовой нише, на которую ориентируется конкретная фирма.
Иными словами, помимо традиционно дорогих крупных судов престижных классов, по большей части моторных, сегодня можно найти варианты даже для совсем небогатых по европейским меркам компаний. Это организованные под ключ мини-ралли, аренда недорогих, но вместительных судов для выездных семинаров, календарных мероприятий и многое другое. Количество участников любая компания может определить от 3 до 250 человек. Зарубежные маршруты, которые разрабатываются для таких заказчиков, проходят по недорогим районам плавания – например, в Турции. Но преимущества чистой природы, самой атмосферы круиза, позволяют добавить к любому такому мероприятию прилагательные «эксклюзивный» и «элитный».
Сегодня в Европе место яхтинга – в законном ряду вполне обыденных признаков среднего класса. В наибольшей степени на его выход из ограниченной потребительской ниши («спорт аристократии»), превращение в массовый вид активного отдыха, сыграла Франция и, особенно, ФРГ в рамках традиционной немецкой пропаганды спорта и здорового образа жизни. Научно-техническая революция обусловила появление более надежных и дешевых яхт. Благодаря этому и росту благосостояния, еще в 60-е годы в Европе резко выросло количество яхт-клубов и яхтсменов.
Сегодня на Западе яхтинг - это область туризма, соизмеримая по объемам инвестиций и количеству вовлеченных людей, например, с горнолыжным спортом. Яхта буквально вынуждает человека к активному, здоровому образу жизни. В реальной, не киношной жизни, корабль предлагает совсем другие понятия – спорт, познание мира, интересные встречи, самодисциплина. Это и есть мир западной элиты, если познавать его на собственном опыте, а не по кинохитам.
На Западе особенно важно выглядеть в своих и чужих глазах современным человеком, бизнесменом. И огромное количество людей из европейского среднего класса устремилось в яхтинг именно из этих соображений. В ответ яхтенные агентства стали предлагать клиентам «бюджетные», экономические решения. На сегодня средняя цена отдыха на яхте в Средиземном море на 30-40% дороже традиционного «пляжного» отдыха. В некоторых случаях, она уже сравнялась со стоимостью проживания в отеле. Но, являясь своеобразным плавучим отелем, сама яхта имеет перед ним неоспоримые преимущества.
В яхтинге современность, простота, демократизм и элитарность, престиж легко могут уживаться в рамках одного подхода.
Для крупных мировых компаний (например, Volvo, Mannesmann), иметь не одно судно, но даже яхтенную флотилию – рядовая практика. Дело в том, что помимо корпоративных мероприятий, эти яхты постоянно используют для проведения конфиденциальных переговоров с самыми важными партнерами в престижной обстановке. Кроме того, эти же суда защищают честь фирмы и представляют ее логотип на престижных гонках, которых в любом районе плавания достаточно. Эти регаты и учреждены именно с такими целями. При всех изменениях на мировом рынке яхт и связанных с ними услуг, до сих пор понятия «яхта» и «престиж» разорвать невозможно.
Перспективы корпоративного яхтинга в России
Рынок корпоративных мероприятий во внутренних водах будет развиваться медленнее. Инвестиции в его инфраструктуру (пристани, дороги, пирсы, оборудованные марины, топливные заправки) требуют вложений, к которым отечественный бизнес не готов. Очевидно, что существующая инфраструктура не удовлетворяет растущим потребностям этого бизнеса. Но положение может изменить только приход крупного международного капитала, как это случилось, например, с гостиничным строительством. Клиентская база, как раз вполне достойная.
В этих условиях, гораздо быстрее будет расти поток российских корпоративных клиентов в зоны хорошо развитого яхтинга, в первую очередь Средиземноморье. В этих районах предоставляется наибольший комплекс самых качественных услуг яхтинга. Зимой можно плавать в Таиланде, хотя не менее интересные возможности в этот сезон предоставляет зона Карибского бассейна, и, частично, Канарские острова.
В целом корпоративный сегмент в рынке яхтенного чартера в России будет динамично развиваться в ближайшие пять лет. Границы его насыщения еще не видны, пока их даже трудно определить. Задача яхтенных агентств - сделать этот вид активного отдыха и работы таким же доступным и популярным как в Европе. Он является безошибочным индикатором становления и развития отечественного среднего класса. Именно по темпам развития яхтинга, а не обычного туризма, в России можно судить о положении этого образующего основу государства слоя населения.