В практике мореплавания встречаются
случаи, которые принято называть особыми.
Они всегда связаны либо с опасностью для
судна и экипажа (аварии, спасение на море и т.
п.), либо требуют максимального внимания и
осторожности (буксировка, оказание помощи
другому судну). Эти случаи требуют от
капитана судна и его экипажа не только
умения правильно маневрировать, но и
предельной собранности,
дисциплинированности, способности на
практике применить свои знания морского
дела.
Чтобы избежать подстерегающих
мореплавателя опасностей, необходимо точно
соблюдать правила и действия, выработанные
многовековой морской практикой *. Так
называемая обычная морская практика
требует от судоводителя умения сочетать
свои действия, основанные на знаниях и
опыте, с благоразумием и осторожностью во
избежание происшествий в обычных,
сравнительно простых условиях.
Управление судном в сложных
условиях или при ликвидации последствий
какого-либо происшествия предъявляют к
судоводителю требования гораздо большие.
Здесь нельзя пренебречь ни малейшей
возможностью соблюсти лю бую
предосторожность. В этом и заключается
сущность хорошей морской практики,
которую можно проиллюстрировать известным
штурманским правилом—всегда считать себя
ближе к опасности, чем на самом деле. Иначе
говоря, хорошая морская практика — это совокупность ряда широко известных
в распространенных морских обычаев, неуклонно выполняемых всеми
судоводителями. Они носят в основном
технический характер и дают образец
действии помогающих точно и правильно, с
учетом всех фактических обстоятельств
выполнить необходимые маневры.
История мореплавания знает немало
примеров, когда аварии и катастрофы
случались только из-за пренебрежения
правилами хорошей морской практики и
неоправданного лихачества. Об этом должен
помнить каждый яхтсмен независимо от его
личного опыта. Морская зрелость спортсмена-парусника
определяется не столько его спортивным или
квалификационным званием, сколько той
ответственностью, с которой он подходит к
управлению яхтой к каждому плаванию.
Однако силы природы и
обстоятельства плавания иногда бывают
неодолимы, несмотря на правильные и
своевременно принятые меры. Чтобы знать,
как и что делать, оказавшись в
неблагоприятных или требующих
ответственных решений условиях, ниже
рассматриваются некоторые особые случаи,
встречающиеся во время плавания на яхтах,
Необходимой принадлежностью каждой
крейсерской или крейсерско-гоночной яхты
является тузик — деревянная или
пластмассовая шлюпка, рассчитанная на
одного гребца и одного-двух пассажиров.
С помощью тузика экипаж может:
— сообщаться с берегом, если осадка
яхты не позволяет подойти близко к берегу
или причалу и подать сходню;
— заводить основные или
дополнительные швартовы на бочку или на
причал;
— непродолжительно буксировать
яхту в тихую погоду, если необходимо
переставить ее на другое место,
— завозить якорь и делать промер
глубин при снятии яхты с мели;
— оказывать помощь человеку,
упавшему за борт, или другой яхте.
Рис. 132. Два способа
крепления тузика по-походному:
В походном положении тузик крепится
на верхней палубе перед мачтой (если есть
место) или на крыше рубки. Обычно его кладут
вверх днищем и крепят к обухам на палубе
двумя крест-на-крест расположенными
найтовными концами (рис. 132). На более
крупных яхтах, имеющих свободную палубу,
тузик можно устанавливать по-корабельному
— на специальных кильблоках. В этом случае
его крепят не менее чем двумя найтовами (по
одному с каждого борта) и закрывают сверху
чехлом.
Небольшие крейсерские яхты, такие,
как широко распространенный «Фольбот», у
которых места на палубе для тузика
практически нет, могут буксировать его за
кормой. Для крепления буксирного конца
тузик должен иметь на форштевне, в районе
ватерлинии, буксирный рым. А чтобы на ходу
его не заливало водой, надевают парусиновый
чехол, под которым обязательно должен быть
туго натянутый между верхними точками
форштевня и транцевой доски леер или
деревянная распорка. Тогда вода не
скапливается на чехле, а скатывается за
борт. Чехол прочно крепят шнуровкой к
небольшим обушкам или кольцам, ввернутым в
борт тузика под буртиком.
Чтобы буксировать тузик более или
менее спокойно, буксирный конец должен быть
строго определенной длины. Один из опытных
яхтсменов предвоенных лет, ленинградец Н. Ю.
Людевиг, советует:
«Если шлюпку буксируют за кормой, то
фалинь вытравливают такой длины, чтобы она
шла на гребне следующей за яхтой волны. При
курсах попутных— фордевинд или бакштаг—длина
фалиня должна быть увеличена по крайней
мере в два раза, иначе в моменты, когда тузик
будет спускаться с волны, он, подгоняемый
гребнем и ветром, получает такой большой ход, что может ударить своим
штевнем в корму яхты. Если длину буксира
дать такую, чтобы тузик оказался в долине
волны, а яхта на гребне, то толчки, образующиеся от разности в
скоростях, будут настолько велики, что
конец почти всегда лопнет»**.
Конечно, такая буксировка не очень
удобна для экипажа, особенно в свежую
погоду. Пляшущий на буксире тузик, несмотря
на свою легкость, снижает скорость и
управляемость яхты. Но, несмотря на это, польза тузика в плавании
настолько очевидна, что любые связанные с
ним хлопоты, в том числе и буксировка,
окупаются полностью.
Если яхта идет вдоль волны, тузик
удобно буксировать под подветренным бортом.
«Для этого закладывают носовой фалинь на
одну из уток около бакштага, а кормовой —
на носу яхты. Регулируя натяжение этих
снастей, добиваются того, что тузик
отрыскивает несколько в сторону и спокойно
идет под ветром в воде, поверхность которой
несколько сглажена прошедшей яхтой»***.
Необходимо иметь в виду, что при
небольших размерах тузик — это валкое и
верткое суденышко. Поэтому в нем не следует
становиться на ноги и все работы, в
особенности такие, как завоз якоря и
промеры, нужно выполнять только сидя.
Греблю на тузиках можно доверять только
достаточно хорошо подготовленным матросам.
Чтобы завезти на тузике якорь, поступают следующим образом.
Подводят тузик кормой к яхте и удерживают в
этом положении. Вооруженный якорь
укладывают на корме тузика так, чтобы его
лапы находились на транце, а шток упирался в
рыбину. Если якорь без штока, то его
веретено кладут на кормовое сиденье тузика.
После погрузки якоря в корме тузика бухтой
укладывают канат или часть его свободными
шлагами, следя, чтобы они не перепутались.
После этого тузик движется в указанном
направлении, канат травят с яхты, пока
хватает силы у гребца, а потом — с тузика.
Когда канат полностью вытравлен, а тузик
достигает заданной точки, якорь сбрасывают
в воду. Завозить якорь должны не меньше двух
человек: один гребет второй работает с
якорем.
При оказании помощи человеку, упавшему за борт, тузик используют с
известной осторожностью, имея на нем
какое-либо спасательное средство (спасательный
круг или нагрудник), закрепленное прочным
концом за подъемный рым. Подходить к
человеку, находящемуся в воде, нужно только
кормой, чтобы он мог схватиться за транец, и
после этого отбуксировать его к месту, где
его можно принять на борт или подождать
яхту или катер. Не следует пытаться брать
человека из воды в тузик: он неминуемо опрокинется под
тяжестью человека в намокшей одежде. Если
спасаемый человек не может держаться за
транец, нужно подать ему круг и буксировать
его в таком положении.
* Здесь и ниже понятие «морская
практика» означает «практические действия»,
в отличие от морской практики как науки,
изучающей способы управления судном и
содержания его в исправности,
** Людевиг Н. Ю. Парусный спорт, Изд, 3,
ОГИЗ, 1931, стр. 106.
***Людевиг Н. Ю. Парусный спорт. Изд. 3.
ОГИЗ, 1931, стр. 106,