Съемка с якоря получается хорошо в
том случае, если взаимодействие между
членами экипажа отработано.
Прежде чем ставить паруса на яхте,
стоящей на якоре, подбирают насколько
возможно якорный канат, учитывая при этом
состояние погоды и держащую силу грунта.
Поставив затем грот и полностью приготовив
к постановке стаксель, по команде рулевого
«Якорь выбирать!» выбирают якорный канат
до панера (то есть до такого положения,
когда он встанет вертикально и когда
достаточно будет одного рывка, чтобы
вырвать якорь из грунта). Матрос, выбирающий
якорь, обязан своевременно громко доложить
о панере рулевому. В этот момент быстро
ставят стаксель и одновременно с командой
рулевого «Выбрать якорь!» выносят его на
ветер.
Если якорь сразу отделился от грунта
и матрос с бака докладывает: «Якорь встал!»—то
яхта уверенно ложится на заданный галс, все
шкоты выбирают с подветренного борта. Когда
якорь выйдет из воды, с бака докладывают:
Рис. 127, Схема съемки
с якоря:
1— «панер»; 2— «якорь встал»: 3 — «якорь
чист»
«Якорь чист!»—смывают с него грязь,
поднимают на палубу, разоружают и крепят на
месте по-походному (рис. 127). Не следует
забывать, что яхту, стоящую на якоре, все
время водит ветром. Поэтому момент подачи
команды на якорь определяется только
рулевым, который все время наблюдает за положением
судна относительно ветра. Когда снимаются с
якоря, все лишние разговоры на палубе
прекращаются; тем более недопустимы какие-либо
советы рулевому.
Может случиться, что якорь будет
вырван из грунта одновременно с приходом
яхты на панер. В этом случае судно» как
правило, получает задний ход. И если места
за кормой мало, а стаксель поставить не
успевают, навал на другие суда или посадка
на мель неизбежны. Выход здесь один—сразу
же снова отдать якорь. Когда же за кормой
чистая вода, то быстро поставленный
стаксель и положенный на заднем ходу руль
спасают положение — яхта почти сразу
разворачивается на нужный галс.
Торопливый доклад о панере, когда
остается еще несколько метров якорной цепи,
приводит к тому, что команду «Выбрать якорь!»
выполнить не удается. А поскольку
расторопный матрос уже поставил стаксель и
вынес его на ветер, яхта резко уваливает,
туго натягивая якорный канат. Приходится
начинать все сначала, и когда судно
возвращается в положение левентик, надо
снова подбирать канат до панера, вырывать
якорь из грунта и т. д.
В гавани случается зацепить якорем и
вытащить на поверхность какой-либо
затопленный предмет, чужой якорный канат
или трос. В этом случае баковый матрос
докладывает: «Якорь не чист!» — и освобождает якорь от посторонних
предметов. Если предмет не мешает
продолжать маневр, его просто снимают с лап
якоря и сбрасывают в воду. Когда же на якоре
окажется чужой канат, связывающий яхту с
грунтом, следует обезветрить паруса,
подвести под канат серьгу, закрепив ее на
палубе, потравить свой якорный канат, пока
якорь не освободится, и, вынеся стаксель на
ветер, сбросить чужой канат в воду.
Рис. 128. Схема подхода к якорной
стоянке или бочке
Постановка на якорь
почти ничем не отличается от постановки на
бочку— подходят к месту якорной стоянки
так же, как к бочке: против ветра и самым
малым ходом (рис. 128).
При подходе к месту намечаемой
якорной стоянки заблаговременно отдают
команду «Приготовиться к постановке на
якорь!». По этой команде вооружают якорь и
выкатывают на палубы не менее трех глубин
якорного каната. Канат или цепь
растаскивают по палубе змейкой и
укладывают шлаги ровно и близко друг от
друга. Так как обычно всю цепь не используют,
то место, до которого ее собираются травить,
надо несколькими шлагами накинуть на шпиль
или битенг, чтобы за борт не ушло больше, чем
нужно.
Приведясь к ветру и убрав стаксель,
подходят к месту якорной стоянки в
положении левентик с расчетом потерять ход
в месте отдачи якоря. Когда яхта получит
небольшой задний ход, рулевой командует «Отдать якорь!». Якорный
канат травят постепенно, так как якорь
ложится на грунт штоком вверх, и если на
него накинуть цепь, то при переворачивании
якоря она обернется вокруг штока и якорь не
заберет. Потравливать канат надо медленно,
причем матрос все время докладывает
рулевому при каждом натяжении цепи: «Пришли
на канат» — и получает от него команду
стопорить или травить дальше.
Якорь рекомендуется отдавать с
буйрепом; а в тех местах, где дно заведомо
засорено, это совершенно обязательно, так
как с помощью буйрепа гораздо легче вырвать
якорь из грунта.
Буйреп — это прочная
снасть, которую одним концом крепят
буйрепным узлом (см.) к тренду якоря, а
другим— к томбую (небольшому буйку из
металла, дерева или из парусинового шара,
набитого пробкой). Томбуй должен быть
хорошо виден, поэтому его окрашивают в
яркий цвет. Если на яхте нет штатного томбуя,
его можно заменить спасательным кругом,
деревянной колобашкой или чем-нибудь
подобным.
При свежем ветре или плохом грунте
якорь может сразу не забрать и поползти.
Узнают об этом обычно по подрагиванию
якорной цепи, непрекращающемуся выделению
пузырей воздуха в районе отданного якоря
или изменению пеленга на какой-либо
береговой предмет. Последний признак не
надо путать с небольшими изменениями
пеленга из-за того, что яхту водит ветром.
Чтобы дать возможность якорю остановиться,
якорный канат травят до тех пор, пока он не
заберет.
Когда якорь забрал, канат или цепь
стопорят за битенг или шпиль, набрасывая на
него несколько шлагов. При длительных
стоянках и забравший якорь может почти
незаметно ползти. Поэтому, особенно если
стоянка неспокойна, рекомендуется точно у
вант опустить до самого дна балластину или
лот и дать лот линю достаточную слабину.
Подбирая время от времени эту слабину,
всегда можно точно узнать, сместилась яхта
со своего места или нет.
Только когда есть полная
уверенность, что якорь забрал и держит
хорошо. можно убирать паруса. При
непродолжительной стоянке, чтобы яхту
меньше водило, можно взять гик на топенанты.
Если же стоянка продолжительная, паруса убирают, но не снимают с
рангоута, чтобы в случае необходимости
быстро поставить их.
Нередко к месту якорной стоянки
приходится подходить попутным ветром. В
таких случаях следует заблаговременно
привестись, убрать грот и идти под
стакселем; при подходе—убрать стаксель, в
последний момент под одним рангоутом
привестись и, потеряв ход, отдать якорь.
Якорный канат всегда должен уходить
в воду полого. И чем хуже держит грунт или
свежее погода, тем положе он должен
располагаться. Поэтому в обычных условиях
травят три глубины каната, при ветре пять-шесть
баллов — пять-шесть глубин, а в шторм —
десять и более.
При стоянке на
открытом рейде, когда волна большая и много
ветра, полезно дополнительно прижать канат
ко дну. Для этого какую-либо балластину
навешивают на якорный канат и дают ей
соскользнуть к якорю примерно на половину
длины каната. Таким образом увеличивается
держащая сила якоря и канат меньше дергает
на большой волне. В очень свежую погоду
иногда приходится травить весь якорный
канат («до жвакагалса»), тогда держащая сила
якоря увеличивается весьма существенно.
Рис. 129. Постановка на два якоря
способом «гусек»
Если на яхте есть запасной якорь, то
в условиях неспокойной стоянки
целесообразно встать на два якоря. Чтобы
канаты не перепутались, второй якорь отдают
с другого борта, а его канат вытравливают
короче. Можно также встать «на гусек». Для
этого якорную цепь расклепывают, вводят в
нее второй якорь и крепят внутренний конец
цепи за его скобу, а внешний — за тренд (рис.
129). Другой способ постановки «на гусек»
заключается в том, что запасной якорь
вооружают своим канатом, который и крепят
буйрепным узлом к тренду штатного
станового якоря. В обоих случаях сначала
отдают первый якорь, а когда он заберет и
яхта придет на канат,—отдают второй,
постепенно потравливая оставшуюся часть
каната. Отдавать их вместе нельзя: оба
каната неизбежно перепутаются.
Уверенная стоянка на якоре во многом
зависит от характера грунта, и об этом
капитан яхты обязан справиться по карте и
лоции. Лучше всего держит глина и суглинок,
несколько хуже—песок и мелкий камень и
очень плохо или совсем не держит твердый
грунт—массивные горные породы.
Если на якорь или на бочку
приходится становиться при течении, не
совпадающем с направлением ветра, надо
оценить соотношение силы ветра и течения:
форштевень яхты должен быть
направлен против той силы, которая больше.
Вот почему на реках с сильным течением при
слабом низовом ветре часто встают на якорь
или на бочку с курса фордевинд, для чего убирают грот и
подходят к месту стоянки под стакселем.
Если ветра много, то идут под рангоутом. При
очень свежей погоде паруса не убирают, а
разворачиваются по всем правилам по
течению, но против ветра.
Как только яхта подошла к месту
своей стоянки в гавани, ее нужно надежно и
правильно ошвартовать. Для швартовки
используют растительные или синтетические
тросы достаточной крепости и длины —
обычно 2—4 м, которые называют
швартовами. На одном конце швартова
заделывается огон, который накидывают на
пал или кнехты, находящиеся на причале.
Другой конец швартова, с прочной маркой,
предохраняющей его от распускания, крепят
на палубе за швартовую утку, битенг или
кнехты.
Если приходится швартоваться за рым
(на бочке или на причале), то швартов крепят
либо скобой, как это делается при
длительной стоянке на бочке, либо с помощью
одного из узлов для швартовки — простого,
рыбацкого или штыка со шлагом. Тогда концы
швартова меняют местами: огон накидывают на
яхтенную утку или битенг, а коренной конец
ввязывают в рым. Можно также швартов
завести серьгой (рис. 130).
Рис. 131. Способы швартовки яхт
Наиболее распространена швартовка
кормой к причалу с заведенным на буек
носовым швартовом или с отданным якорем.
Чтобы положение кормы относительно причала было стабильным и в
случае надобности можно было положить
сходню, поданные на берег два кормовых
швартова (правый и левый) разносят и крепят
под углом к диаметральной плоскости яхты (рис.
131). Варианты такой швартовки — носом к
причалу и двумя швартовами (с носа или с
кормы) на два буйка.
В этих случаях при потравленном
швартове, заведенном на буек, первыми
крепят швартовы, поданные на причал, после
чего выбирают и крепят швартов, заведенный
на буек.
Если яхта имеет штатную стоянку в боксе, то и с носа, и с кормы
обязательно подают по два швартова. Длина
их подбирается так, чтобы яхта стояла на
одинаковом удалении от стенок бокса (рис.131).
На стоянке у причала или борта
другого судна лагом яхту нужно швартовать
двумя швартовами с носа и двумя с кормы.
Одну пару швартовов подают вперед и назад
по причалу, чтобы судно не двигалось вдоль
него; вторую пару крепят под прямым углом,
прижимая яхту к причалу. Между причалом и
бортом яхты обязательно вывешивают кранцы (рис.
131).