Главной
частью рангоута является мачта. Мачты, как и
другие части рангоута, могут быть
сплошного сечения и пустотелые. При равной
прочности пустотелый рангоут значительно
легче сплошного и поэтому предпочтительнее.
На
современных яхтах широко распространен
металлический рангоут из легких сплавов; на
больших яхтах встречается и стальной.
Металлический рангоут легче деревянного,
не меняет веса при изменениях влажности, не
гниет.
На
рис. 37 показаны типовые сечения деревянного
и металлического рангоута.
Верхний
конец мачты называется топом, нижний —
шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и
опирается в степс — деревянную или
металлическую подушку, укрепленную на киле
яхты. Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе,
ее расклинивают деревянными клиньями, а
чтобы в щели не протекала вода, покрывают
пяртнерс чехлом в виде рукава — брюканцем,
который охватывает мачту верхним обрезом, а
нижним плотно надевается на оковку,
окружающую пяртнерс.
На
многих современных крейсерско-гоночных
яхтах степс мачты устанавливают прямо на
палубе. Благодаря этому мачта не занимает
места в каюте, а поскольку она не опирается
на киль, то обшивка в районе степса не
испытывает повышенной нагрузки. В
результате деревянная яхта меньше течет.
Мачта
бывает и складной, то есть может быть
положена вокруг оси, закрепленной в
пасынках. Пасынки либо проходят сквозь
пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как
и обычная мачта), либо крепятся прямо на
палубе. Иногда их называют стандерсами.
Складные мачты очень удобны для речных и
озерных плавании, когда приходится часто
проходить под низкими мостами, проводами и
другими препятствиями. Убрать и поставить
снова такую мачту для хороших матросов дело
10— 15 минут даже на яхте парусностью 40— 60м2.
Самое
толстое место у мачты находится примерно на
середине высоты переднего треугольника. К
шпору и вершине переднего парусного
треугольника мачта тоньше на 10—15%, а к топу—
на 40—50%. Естественно, что при топовом
стакселе, когда вершина переднего
треугольника совпадает с топом мачты,
максимальный диаметр ее придется на
середину, а диаметры у шпора и топа будут
одинаковы — 85—90 % максимального.
Металлические мачты при вооружении с
топовым стакселем делают просто
цилиндрическими.
Стоячий
такелаж состоит из вант, Поддерживающих
мачту от изгиба к бортам, штагов,
поддерживающих ее от изгиба назад, и
бакштагов, поддерживающих от изгиба
вперед. На швертботах-кэтах, например
класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет
стоячего такелажа и под действием ветра на
паруса свободно прогибается.
На
бермудских мачтах верхние концы стоячего
такелажа крепят к оковкам особой формы,
охватывающим мачту и закрепленным на ней
болтами или шурупами.
На
гафельной яхте верхние концы частей
стоячего такелажа надеваются на мачту
заделанными на них петлями — огонами.
Огоны опираются на чиксы — деревянные
или металлические заплечики,
предохраняющие их от сползания.
Если
на яхте две пары вант, то верхние называют
топ-вантами, а нижние— основными.
Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой,
топ-ванты часто распирают краспицами (рис.
38).
Если
вант несколько пар и все они идут нижними
концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами
*. Дальше вниз по порядку расположены:
верхние ванты, средние и нижние.
Сколько
бы ни было пар вант, самые нижние, идущие
прямо на палубу, без краспиц, называют
основными. Топ-ванты всегда проводят в
плоскости мачты, а
основные — слегка к корме. Когда основных
вант две пары, одну из них проводят
несколько впереди мачты.
Рис.
38. Проводка вант:
А
— маленькие швертботы ( класс «Кадет»); Б
— гоночные швертботы (классы М, «Летучий
голландец»); В — крейсерские швертботы в
малые килевые яхты с низким передним
треугольником (класс «Фолькбот»); Г —
яхты с топовыми стакселями; Д — средние
килевые яхты; Е—крупные яхты
Рис.
39. Проводка штагов
Если
краспиц больше одной пары, их называют
верхние, средние, нижние; если
больше трех пар, — по номерам, начиная снизу
(первые краспицы, вторые, третьи и т.
д.).
На
гоночных швертботах часто обходятся одной
парой вант, проведенных позади мачты и
распираемых краспицами
так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким
образом, при усилении ветра уплощается грот.
На
бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты,
они идут на мачту с самого топа через
верхние краспицы. На рис. 38 показаны
различные способы проводки вант.
Штаг,
идущий от вершины переднего парусного
треугольника и поддерживающий стаксель,
называют основным, а если нет других, то
просто штагом. Если штагов несколько, то
штаг, идущий с топа мачты, называют топ-штагом
**, штаг, на котором ставится кливер,
кливер-леером.
У
яхт с бермудским вооружением топ мачты в
большинстве случаев поддерживается еще
одним или двумя ахтер-штагами, идущими
на корму судна (рис.39).
Бакштаги
идут на палубу судна к бортам от того места
на мачте, где крепится основной штаг. Крепят
бакштаги таким образом, чтобы их можно было
отдавать и выбирать при смене галса. Для
этого нижние концы бакштагов снабжаются
талями или ползунами, которые перемещаются
по закрепленным на палубе рельсам или туго
натянутым стальным
тросам — шпрюйтам. На современных яхтах
широкое распространение получили
быстродействующие рычажные натяжки, или
лебедки, облегчающие работу команды и
ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов
(см. рис. 51). Такими натяжками иногда
снабжают и задние основные ванты — тогда
подветренная ванта ослабляется и не режет
грот.
Если
бакштагов две пары, то те, что проведены
выше стаксель-штага, называют фордунами;
а бакштаги, проведенные ниже основных, —
нижними.
На
многих современных гоночных яхтах стоячий
такелаж не столько поддерживает мачту от
изгиба, сколько ограничивает этот изгиб.
Речь идет о так называемом гибком рангоуте,
стоячий такелаж которого проводится и
регулируется так, чтобы мачта имела
возможность прогнуться под действием ветра.
Основная роль такого прогиба —
регулирование «пуза» паруса. Чем сильнее
ветер, тем, вообще говоря, меньше должно
быть «пузо». А так как прогиб мачты
увеличивается с усилением ветра, то
величина «пуза» паруса регулируется как бы
автоматически по силе ветра.
Гибкий
рангоут сейчас применяется почти на всех
гоночных швертботах и на многих яхтах, в том
числе и на крейсерско-гоночных.
У
двухмачтовой яхты к названиям частей
стоячего такелажа прибавляется название
мачты (например, бизань-ванты, основные
грота-ванты, грота-штаг, фор-топ-штаг, бизань-бакштаг
и т. д.). Двухмачтовые яхты часто имеют еще штаг-карнаки,
соединяющие топы мачт.
У
иола и кэча штаги бизань-мачты мешали бы
свободному переходу грота с борта на борт,
поэтому передние основные бизань-ванты
выносят настолько вперед, что они заменяют
штаги.
Ванты
и штаги крепятся к корпусу на
соответствующих оковках — вант-путенсах
и штаг-путенсах, надежно закрепленных на
самом корпусе яхты. Натяжение вант
осуществляется талрепами — винтовыми
стяжками (рис. 40).
Рис.
40. Винтовой талреп
Рекомендуемые
размеры
Диаметр
троса мм
до2
2,5-3
3,2-4,2
4,5-5,2
5,5-6,2
6.5-8
Резьба
талрепа
М5
М6
M8
M10
M12
M14
Гик—горизонтальное
рангоутное дерево, к которому одним из
способов (рис. 37) крепится нижняя шкаторина
грота (бизани, фока). Гик грота называется
грота-гик ***, гик бизани — бизань-гик,
гик фока — фока-гик. Конец гика,
упирающийся в мачту, называется пяткой,
противоположный конец — ноком. Пятка
гика имеет оковку, которая входит в вертлюг,
позволяющий гику поворачиваться в стороны
и вверх. Вертлюг часто делают передвижным
вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах),
чтобы иметь возможность добрать парус, не
трогая фала, при помощи галс-оттяжки (рис.
41).
Если
рифы берут накручивая парус на гик, то для
вращения гика применяют машинку — патент-риф,
смонтированную с оковкой пятки.
Рис.
41. Передвижной вертлюг гика
Рис.
42. Нок гика
Рис.
43. Рейки стакселей
На
ноке гика укрепляются оковки для
присоединения гика-топенантов —
снастей бегучего такелажа, поддерживающих
нок. Шкотовый угол крепят к ползунку,
передвигающемуся по рельсу. Ползун имеет
шкив для грота-шкота, которым растягивается
нижняя шкаторина гика. Грота-шкот крепится
на утку или стопор на гике или вяжется
вокруг гика.
На
крупных яхтах риф-шкентели проводят через
бисы—деревянные планки или оковки со
шкивами (рис. 42). На малых яхтах устройство
много проще.
Блоки
гика-шкотов, то есть снастей, посредством
которых управляют гиком, подвешивают к гику
на стропах из проволочного троса или
оковках, прикрепленных к гику болтами. Если
гик имеет патент-рифы,
то их подвешивают на открытых бугелях,
снабженных роликами. При взятии рифов гик с
наматываемым на него парусом вращается
внутри такого бугеля.
Ноковую оковку гика с патент-рифом делают
вращающейся вокруг оси гика; к этой оковке
крепят топенанты и, если нужно, подвешивают
блоки гика-шкотов, обходясь таким образом
без бугелей.
Гики
бывают круглого, овального или
прямоугольного сечения. Самая большая
толщина у гика примерно в середине или
ближе к пятке; к концам он суживается
процентов на 20—30. Гики под патент-риф
делают круглыми и равного диаметра по всей
длине.
Гафель,
как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля
имеет усы, схватывающие мачту. Усы могут
быть неподвижными или вертлюжными:
неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба
или ясеня), а вертлюжные — из металла.
Поверхность усов, обращенную к мачте,
обшивают кожей, а место на мачте, где они
ходят, — тонкой листовой медью или латунью,
предохраняя ее таким образом от износа.
Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их
соединяют тонким стальным тросиком —
бейфутом. Одним из концов бейфут крепится
к усам тонкой пеньковой снастью такой
крепости, чтобы при падении гафеля она
рвалась, предохраняя
усы от поломки. На бейфут надевают
деревянные шарики — раксклоты, чтобы он
легче ходил по мачте и не царапал ее.
Когда
паруса велики по сравнению с корпусом и
не умещаются на нем, с носа выдвигается (выстреливается)
горизонтальное рангоутное дерево — бушптрит.
Наружный конец его называют |ноком, а
внутренний — шпором, как у мачты.
Бушприт имеет следующий стоячий такелаж:
ватер-штаг, соединяющий его рок с
форштевнем, и ватер-бакштаги, соединяющие
нок с бортами судна. Ватер-штаг отводится
от бушприта краспицей, которая здесь носит
название
мартин-гика,
а
ватер-бакштаги — краспицами,
именуемыми блинда-гафелями.
Кроме
перечисленных частей рангоута на яхтах
применяют спинакер-гики (для
дополнительных парусов спинакеров), а также
рейки стакселей и кливеров (рис. 43). Рейки
стакселей иногда называют
стаксель-гиками.
*
Если мачта имеет стеньгу, то ванты, идущие с
топа стеньги, называют стень-вантами,
**
На мачтах со стеньгой штаг, поддерживающий
топ стеньги, называется стень-штагом.
Применение этого термина к современным
бермудским мачтам, как иногда можно слышать,
ве имеет смысла.