Паруса
— это главная часть вооружения яхты, ее
движитель. Шьют их из отдельных полос
парусины — полотнищ. Швы, соединяющие
полотнища, располагаются под прямым углом к
задней кромке — шкаторине — паруса.
Треугольный парус имеет переднюю, заднюю и
нижнюю шкаторины, независимо от того, грот
это, кливер, стаксель или иной парус.
Четырехугольный парус имеет еще верхнюю
шкаторину.
На
рис. 35 и 36 показаны основные части
треугольного и четырехугольного гротов.
У
треугольного паруса различают фаловый,
шкотовый в галсовый углы. У
четырехугольного грота, имеющего два
верхних угла, передний угол называется
верхним галсовым, задний — нок-бензельным.
Передний нижний угол носит название
нижнего галсового, задний, как и у
треугольного паруса, — шкотового угла.
Для
прочности по шкаторинам парус обшивается
ликтросом — специальным тросом отлогого
спуска.
Углы
паруса и другие места, подвергающиеся
большим нагрузкам, усиливают боутами—накладками
из парусины соответствующей формы.
Ликтросы и боуты составляют как бы раму,
которая препятствует излишнему растяжению
паруса. Ликовке * обычно подвергаются
передняя, нижняя и верхняя шкаторины парусов,
задняя же ликуется только частично (у углов).
У передних парусов (стаксель, кливер) чаще
всего ликуются только передняя шкаторина и
углы, у спинакера — все шкаторины очень
тонким стальным тросом. Передняя шкаторина
передних парусов иногда ликуется стальным
тросом. Штормовые и некоторые
дополнительные паруса, о которых речь
пойдет дальше, ликуются по всем шкаторинам.
Задняя
шкаторина грота всегда имеет больший или
меньший выгиб наружу — горб, который не
может стоять без поддержки тонких
деревянных дощечек — лат,
вставляющихся в соответствующие карманы.
Латы должны входить в карманы плотно, но без
излишнего усилия. Карман делают длиннее
латы на 2—4 см. Латы могут быть короткими и
сквозными. Короткие латы делают тоньше у
внутреннего и толще у наружного конца;
самое тонкое место у сквозных лат —
примерно на одной трети длины от
внутреннего конца, чуть толще они у
внутреннего и еще толще у наружного конца.
Латы
делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень,
сосна, орех и др.) или из слоистых пластиков
типа текстолита. Чтобы они не упирались во
внутренний торец кармана и надежно
поддерживали заднюю шкаторину, внутрь
кармана обычно вшивают резиновую полоску,
которая оттягивает лату наружу.
Сквозными
латами можно регулировать в небольших
пределах величину и положение «пуза»
паруса.
Для
предохранения задней шкаторины от
растяжения внутрь ее кромки пропускают
тонкую крепкую снасть— булинь, который
можно подтянуть или ослабить — выбрать или
потравить, в зависимости от условий работы
паруса. Булинь одним концом заделывается
около фалового (нокбензельного) угла;
другой его конец выходит около шкотового угла.
У генуэзских стакселей иногда ставят
булинь по нижней шкаторине, чтобы
регулировать «пузо» паруса в нижней его
части. Поперек паруса, параллельно нижней
шкаторине, проделаны ряды люверсов —
окантованных отверстий, через которые при
уменьшении площади паруса — взятии рифов
— пропускаются тонкие снасти, называемые риф-штертами.
Эти ряды люверсов усилены полосками
парусины—риф-бантами. В настоящее
время сплошные риф-банты применяют редко,
чаще — в виде ромбовидных накладок около
каждого из люверсов. Обычно их делают два-три
ряда, почему и говорят свзять два (один, три)
ряда рифов», то есть уменьшить парус
настолько, чтобы притянуть к гику второй (первый,
третий) ряд риф-бантов. У концов риф-бантов
делают риф-кренгельсы — веревочные
петли с заделанными внутрь металлическими
кольцами—коушами. В передний риф-кренгельс
продергивается штык-болт, ав задний—риф-шкентель—снасти,
которыми парус при рифлении притягивают к
гику. Кренгельсы также заделываются по
углам парусов.
Рис.
35. Бермудский грот и его части
Рис.
36. Гафельный грот и его части
Чтобы
увеличить ширину треугольного грота в
верхней части, к боуту фалового угла
крепят или вставляют внутрь небольшую
головную (фаловую) дощечку, ширина которой
ограничена правилами обмера.
Грот
крепится к гику своим галсовым углом обычно
за соответствующую оковку у пятки (внутреннего
конца) гика с помощью такелажной скобы или
болта. Нижняя шкаторина грота
растягивается вдоль гика грота-шкотом
— специальной снастью, заделанной в
кренгельс шкотового угла. Передняя и нижняя
шкаторины крепятся к гику или мачте одним
из следующих способов (рис. 37):
—
шкаторина продергивается внутрь круглого
паза с губками (лик-паза) на гике или мачте (рис.
37, а и е);—
через люверсы по шкаторинам пришиваются
ползуны,которые либо входят внутрь
охватывающего их рельса, либо сами
охватывают рельс (рис. 37, б, е, г ид);
—
шнуровка, продернутая через люверсы по
шкаторинам и охватывающая гик (или гафель);
на гафельном гроте таким образом крепится
передняя шкаторина — тогда шнуровку
называют слаблинем;
—
охватывающие мачту кольца, которые
прикрепляются к передней шкато-рине
гафельного грота; эти кольца называют
сегарсаии. Чтобы при постановке грота
сегарсы не заедали, спереди их соединяют
тонким тросом; расстояние между ними должно
быть равно расстоянию между люверсами на
передней шкаторине.
А
— каплевидная деревянная
мачта с лик-пазом; Б в В — круглые мачты с
рельсами под наружные ползуны; Г и Д — мачты
с рельсам под внутренние ползуны, Е — металлическая
мачта с лик-пазом
Передние
шкаторины передних парусов соединяются со
штагами карабинами (их привязывают к
передней шкаторине и надевают на штаг) или
такелажными скобами—мочками (см. рис. 51).
*
Неправильно называть ликтрос лнковкой, как
это часто делают. Ликтрос пришивают к
парусу. Этот процесс и называется ликовкой