Если В хочет помешать А обогнуть знак
первой, она должна сменить галс под ветром у
А и пройти под кормой у С, а затем лечь на
правый галс, надеясь, что С вынудит А
сделать поворот (рис. 83).
Рис. 84. Возможности яхты В
обогнуть знак первой зависят исключительно
от яхты А. Если судно А сменит галс под
ветром у В, последняя должна сменить галс на
траверзе у знака, пропустить яхту С и
обогнуть знак первой. Если же А пройдет по
корме у В и пропустит С на ветер, то первой
обогнет знак А. Яхта С и в том и в другом
случаях обогнет знак последней.
Рис. 85. Яхта А проходит
правым галсом по носу у яхты В, она должна
выйти достаточно на ветер, чтобы, когда она
ляжет на левый галс, прикрыть В и помешать
ей вырезаться на знак. В результате В
обогнет знак последней. Однако маневр яхты
А применим только при отрыве от всего флота.
Рис. 86. Яхта А не вырезается на
знак, суда В и С проходят у нее под кормой,
надеясь поймать ее на следующем галсе.
Поэтому яхта А должна сменить галс
немедленно после пересечения курса С, что
помешает В к С вовремя повернуть. Выйдя на
знак, яхта А вновь сменит галс и обогнет
знак первой.
Рис. 87. Суда В и С должны уступить
дорогу яхте А, подходящей правым галсом.
Если яхта В увалится под корму яхте А, она
должна будет дать место судну С для такого
же маневра и в этом случае обогнет знак
последней. Если же яхта В потребует у С
места для поворота, она имеет шансы
обогнуть знак второй, если повернет вовремя,
как показано на рисунке (3), когда С не может
сменить галс из-за яхты А. Яхта В должна
вновь лечь на правый галс для огибания
знака до того, как С достигнет знака.
Тактически полные курсы значительно менее
интересны, чем лавировка. При равных
ходовых качествах места судов на этих
курсах не меняются, особенно при слабых
ветрах. Однако очень часто яхты, идущие
рядом, начинают лувинг, удлиняя свой путь и
позволяя задним судам приблизиться к ним.
При подходе к знаку ушедшие на ветер суда
вынуждены будут увалиться до курса
фордевинд, что замедлит их ход и позволит
преследователям обойти их. На полных
курсах нужно стремиться к выигрышу за счет
настройки яхты. Если ветра достаточно,
нужно выводить свое судно на глиссирование.
Для обгона идущего недалеко соперника
нужно сперва начать глиссирование, а потом
привестись и выйти на ветер к обгоняемому.
Пройти под ветром у других судов
невозможно, так как ваша лодка перестанет
глиссировать, как только зайдет в зону
ветровой тени. Тактика обгона состоит в том,
что не следует приводиться и пытаться
обойти соперника до того, как появится
возможность сделать это на глиссировании.
Если глиссирование прекратится, когда вы
поравняетесь с другим судном, вы
немедленно окажетесь вовлеченным в лувинг-матч,
на котором оба потеряете значительное
расстояние. Нужно всегда помнить основную
задачу гонки и избегать дуэлей с другими
судами.
Когда ветер изменяется до
попутного и создается возможность
использования спинакера, да к тому же
многие суда выжимают друг друга на ветер,
часто выгоднее немедленно поставить
спинакер и увалиться, а в конце отрезка
дистанции убрать спинакер и привестись на
знак. Другие суда, опасаясь обгона, будут
приводиться и подойдут к знаку значительно
наветреннее.
Если нет уверенности в том, что
спинакер будет тянуть эффективно, лидер не
должен поднимать спинакер прежде, чем это
сделает ближайший соперник, который может
обойти лидера с наветра, пока тот ставит
спинакер. Никогда не следует идти так полно,
чтобы стаксель был прикрыт гротом. Лучше
идти немного острее, тогда стаксель будет
работать полноценно.
Если вы идете с таким отрывом,
что паруса задних судов не влияют на тягу
ваших, нужно идти точно под ветром у этих
судов, чтобы иметь тот же ветер, что и они.
Точно так же, следуя за лидерами, вы должны
повторять их курс, чтобы использовать тот
же ветер, если вы хотите сохранить свое
место. С другой стороны, если вы хотите
выиграть ценою риска, ищите другие пути,
чтобы поймать лучший ветер.
Если яхта А хочет получить право
лувинга 5, она должна сохранять расстояние
от нее в три корпуса, чтобы последняя не
могла уваливаться от надлежащего курса. В
то же время яхта А не должна подходить к В
ближе чем на два корпуса, прежде чем ее
мачта окажется впереди рулевого В (рис. 88).
При подъеме спинакера
скорость немного теряется, и поэтому яхта В
не должна начинать подъем спинакера раньше
яхты А, если расстояние между ними невелико.
В ситуации, изображенной на рис. 89, яхте А
достаточно привестись, чтобы догнать яхту В
и прикрыть ей ветер. Затем, подняв свой
спинакер, яхта А легко обойдет В (рис. 89).
Рис. 90. При большом количестве
участников значительное число судов
выбирает более наветренный курс. Поэтому,
если заднее судно не сидит, как говорится, у
вас на хвосте, лучше выбрать более
подветренный курс. Он будет короче и
позволит вам привестись и набрать ход при
подходе к знаку, когда наветренные суда,
уваливаясь, потеряют ход.
При боковом течении, сила
которого нарастает по ходу дистанции, нужно
идти курсом а. Тогда течение будет сносить
вас на знак и вы будете иметь наибольшую
скорость при подходе к знаку на участке X.
При этом судно относительно дна будет идти
курсом Ь, но, если вы будете рулить по этому
курсу, вы пойдете по курсу с и при подходе к
знаку будете идти против течения. Если
ветер в начале участка отойдет в
направление 2, поднимайте спинакер и
уваливайтесь. Пройдя под спинакером
половину участка, убирайте его и
приводитесь (рис. 91).