Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

Поворот оверштаг

На курсе бейдевинд довольно трудно, не теряя скорости, сделать поворот оверштаг и лечь на другой галс, чтобы заставить швертбот идти с той же скоростью на новом галсе. Это под силу только искусному гонщику.

Для выполнения этого маневра выберите момент, когда вы будете уверены, что швертбот не ударится о волну, как только ляжет на другой галс. Когда почувствуете, что этот момент наступил и швертбот готов сделать поворот, начинайте приводиться. Не сдерживайте швертбот, пусть он поворачивает сам, только немного помогите рулем, и тогда увидите, что на новом галсе он пойдет с той же скоростью, что и раньше. Стоит только, делая поворот оверштаг, резко повернуть руль, и швертбот на новом галсе встанет, и вы наверняка потеряете на этом от двух-трех до десяти корпусов.

В слабый ветер и на гладкой воде, если дать небольшой крен на подветренный борт, можно заставить швертбот самостоятельно сделать поворот оверштаг. Руль понадобится только для того, чтобы сдержать его после поворота на новом галсе.

Смена галса здесь начинается с приведения швертбота, которое сопровождается последующим увеличением давления ветра на паруса, их наклоном под ветер и увеличением скорости. Следовательно, нельзя травить гика-шкот и стаксель-шкот до тех пор, пока паруса не начнут подниматься снова в вертикальное положение. Только паруса пересекут линию ветра, потравите немного шкоты; затем, когда паруса наполнятся ветром на новом галсе, начинайте слегка выбирать их снова.

Мы уже говорили: не делайте поворот оверштаг на сильном ветре до того, пока не почувствуете, что швертбот готов к этому. И особенно в классе «Летучий голландец», который имеет большой генуэзский стаксель. Нельзя травить стаксель-шкот до тех пор, пока парус «Голландца» не начнет пересекать линию ветра.

Многие, наверно, считают, что стаксель-шкот надо заранее, до начала поворота, растравить, чтобы не помешать швертботу делать поворот и затем лечь на другой галс.

Наоборот, надо все время следить, чтобы стаксель работал как можно дольше и швертбот не терял скорости. Ни в коем случае нельзя травить стаксель-шкот, пока стаксель во время поворота не начнет сам заполаскивать. Только после этого немного потравите стаксель-шкот, как можно быстрее перебросьте стаксель на другой борт и поймайте ветер на новом галсе.

Запомните, что травить шкот надо плавно, не отпускать его сразу. Не ослабляйте и другой стаксель-шкот. Как только станете ложиться на новый галс, выбирайте его плавно, без рывков с другого борта. 

В этот момент матрос должен был уже переходить на другой борт

   

Рис. 1.

В том случае, когда волна идет под прямым углом к направлению ветра, естественно, что швертбот должен раскачиваться. Не пытайтесь прекратить качку.

«Корнет» № 520 проигрывает после поворота, так как стаксель слишком долго наполняется ветром. Запомните золотое правило: во всех случаях, когда парус может работать, его нужно заставить тянуть немедленно. Рулевой швертбота № 530 не обращает внимания ни на курс, ни на соперника, наверно, потому, что использует английскую систему проводки гика-шкота через корму. Этот метод заключается в том, что шкот проходит к рулевому через блок на транце он очень неудобен в гонках. Рулевой вынужден поворачиваться спиной по ходу швертбота, вместе с тем при помощи этой системы тяжелее выбирать шкот и поддерживать яхту в балансе. Матрос в этом случае не должен был опускать голову так низко.

Рулевой применяет английский метод проводки грота-шкота, что осложняет выполнение поворота оверштаг, так как он поворачивается лицом к корме при переходе на другой борт и несколько секунд управляет яхтой вслепую.

Поворот фордевинд

Поворот фордевинд—самый трудный маневр на швертботе. Попытаюсь объяснить, как лучше всего сделать этот поворот, чтобы не перевернуться. При повороте фордевинд швертботы переворачиваются чаще всего, когда рулевой и его команда не знают, в какой именно момент перекинуть гик и какие неожиданности подстерегают после этого.

В сильный ветер легче всего делать .поворот фордевинд в промежутке между волнами, или до знака, или когда поравняетесь с ним. Считайте, что вам очень повезло, если в этот момент ветер ослабнет. Поворот нужно выполнять, когда швертбот идет с максимальной скоростью, а не когда набирает скорость.

Известно, что во время набора скорости ветер оказывает сильное давление на паруса швертбота и тогда очень трудно перекинуть гик. И, наоборот, если швертбот идет с максимальной скоростью, то ветер оказывает на паруса меньше давления, так как разница между скоростью ветра и скоростью судна будет минимальной.

Очень часто гонщики перед поворотом, когда швертбот идет с большой скоростью, начинают нервничать, поэтому большинство из них предпочитают именно в такие моменты от поворотов воздерживаться. Но вы должны заставлять себя сделать поворот. Потренировавшись на выполнении этого маневра, вы убедитесь, что гораздо легче сделать поворот фордевинд, когда швертбот идет с максимальной скоростью, а не тогда, когда он набирает ее.

Можно часто видеть, как гонщики пытаются сделать поворот фордевинд, когда швертбот, взбираясь на гребень волны, замедляет скорость. В таком случае скорость мала, давление ветра на паруса велико. Многие совершенно неправильно полагают, что именно в момент, когда скорость низка, надо делать поворот, и переворачиваются. Еще раз подчеркиваю: делайте поворот при максимальной скорости или когда сила ветра начинает ослабевать.

При ветре в бакштаг или прямо с кормы перед поворотом можете немного привестись, затем при первом же спаде давления ветра делайте поворот фордевинд и направляйтесь прямо на знак.

Для выполнения поворота фордевинд в сильный ветер и в состоянии глиссирования делайте следующее: сначала как можно больше подберите гика шкот, но не допускайте при этом крена, затем, как только швертбот наберет максимальную скорость, дайте небольшой крен на наветренный борт, поверните румпель и одновременно рукой резко перебросьте гик на другой борт. В тот момент, когда гик будет пересекать диаметральную линию, верните румпель в исходное положение, чтобы швертбот снова встал на курс точно по ветру. В этом положении будет легче поддерживать баланс.

Если своевременно не вернуть румпель в исходное положение и не одержать швертбот на новом галсе, то центробежная сила, образующаяся во время поворота, может слишком накренить мачту, и швертбот перевернется.

Помните: до того как начать поворот фордевинд, нужно выбрать шварт наполовину или немного больше, чтобы во время поворота. швертбот не «споткнулся» о киль. 

Здесь я пытаюсь ухватиться за весь грота шкот, но в этот момент налетает сильный порыв ветра, и я не в состоянии перекинуть гик
Порыв был настолько сильным, что "Финн" вышел из-под контроля, и гик опирается о воду. Мне ничего неоставалось делать, как выпустить шкот и руль...
...и навалиться на наветренный борт
Шварт полностью выбран, и швертбот соскользнул вбок...
...и его легко вновь взять под контроль. Этот поворот фордевинд не удался, потому что. во-первых, швертбот не имел максимальной скорости и, во-вторых, я не заметил, что с кормы приближается сильный порыв ветра

Швертбот имеет достаточный крен на наветренный борт, и в этот момент нужно перенести гик для выполнения поворота фордевинд, но рулевой слишком растравил гика шкот, и матросу не хватает сил, чтобы перекинуть гик с помощью оттяжки

Так как шварт не был выбран и поворот фордевинд был рассчитан неправильно, швертбот «споткнулся» о шварт и перевернулся. Этого бы, вероятно, не произошло, если бы шварт был поднят на 8 дюймов выше

"Корнет" № 576 выполняет поворот фордевинд правильно. Матрос ухватился за оттяжку и перебросил гик на другой борт. Рулевой и матрос "Корнета" № 550 вылезают за борт, и поставить им его будет очень трудно.

На сильных шквалах

Выходя в море во время грозы или в очень плохую погоду, когда есть опасность перевернуться, следует поднимать шварт. При очень сильных шквалах поднимайте его наполовину и идите по ветру. Пока швертбот идет с хорошей скоростью, перевернуться довольно трудно — даже очень сильный порыв ветра не перевернет его, так как он всегда сможет соскользнуть в сторону благодаря поднятому шварту.

Ветер может дуть с такой силой, что невозможно будет вообще перекинуть гик. В этом случае остается только идти под ветер, пока он не зайдет за паруса и сам не перекинет гик. Прежде чем это произойдет, следует, насколько возможно, выбрать грота шкот.

Еще раз подчеркиваю, что шварт должен быть опущен не более чем на 8—9 дюймов (20—23 см). Следи те за тем, чтобы вас не ударило гиком.

Когда вы не уверены, что сделаете удачный поворот фордевинд во время отгибания знака, следует предварительно привестись, чтобы набрать максимальную скорость, затем сделать поворот фордевинд и идти прямо на знак. 

Рис. 2.

Швертбот "А" будет сильно кренится и не будет отбалансирован, швертбот "В" только соскользнет в сторону.

Глиссирование

Под глиссированием я понимаю такое состояние, при котором швертбот поднимается на гребень волны и идет с большой скоростью, причем площадь смоченной поверхности н сопротивление минимальные.

Заставить швертбот глиссировать очень просто. Здесь первостепенное значение имеет его баланс. Если швертбот имеет правильный баланс, то на руле во время глиссирования не должно быть никакой нагрузки, и только сила ветра должна управлять скоростью глиссирования.

Почти невозможно глиссировать на курсе бейдевинд, так как швертбот имеет большой крен и сопротивление воды слишком велико.

Если несколько потравить шкоты, набить в тугую оттяжку гика и выбрать шверт, то швертбот сразу же начнет глиссировать. Во время глиссирования следует быть очень внимательным, избегать ударов о волны, когда команда вывешивается за борт, откренивая швертбот. Необходимо располагать швертбот так, чтобы волны помогали ему поддерживать максимальную скорость. Например, если форштевень будет находиться в гребне волны и упираться в него, то лодка не сможет идти быстрее самой волны. И, наоборот, в хороший ветер, когда скорость швертбота выше скорости волны, следует приводиться так, чтобы все время оставаться на той же волне. Нужно стремиться, чтобы форштевень не ударялся о другие волны и тем самым не замедлял скорости. Ведите судно так, чтобы оно всегда находилось на нисходящей части волны.

Добиться такого положения довольно трудно, так как на нос лодки постоянно набегают волны, но после небольшой тренировки можно приобрести сноровку, и вы уже автоматически сможете удерживать швертбот в нужном положении.

Однако все время глиссировать на гребне одной и той же волны невозможно. И как только вы почувствуете это, можно увалиться и идти в надлежащем направлении на следующий знак, но это не играет такой роли, как попытка снова добиться глиссирования.

Разница между обычной скоростью и скоростью глиссирования огромна. Поэтому вы всегда должны использовать самую малейшую возможность для глиссирования. С помощью глиссирования можно выиграть у своих конкурентов сразу до 100 м.

Следует помнить, что на курсе бейдевинд невозможно добиться значительного преимущества над другими гонщиками. Поэтому надо думать о том, как заставить швертбот глиссировать. Это самый лучший способ выбраться в лидирующую группу. 

Отлично отбалансированный «Финн»

Этот швертбот «О. К.» глиссирует с максимальной скоростью и с правильным креном. Рулевой сидит близко к корме яхты

Рулевой этого глиссирующего швертбота "Пират" мог бы выбрать больше шверт и дать несколько больший крен швертботу, в этом случае он увеличил бы ход

Рулевому следует отодвинуться больше к корме и этим приподнять нос швертбота

D-496 увеличит скорость, и швертбот будет легче контролировать, если сильнее набить оттяжку гика

Оттяжка гика швертбота D—288 набита туго, и швертбот будет развивать максимальную скорость на глиссировании только в том случае, если рулевой будет хорошо работать на грота-шкоте и не даст ноку гика задевать за воду

В сильный ветер опасно слишком набивать оттяжку гика. Нок гика опустится настолько низко, что может легко упереться о воду. Если вовремя не потравить шкот, то это неизбежно приведет к опрокидыванию

Чтобы не удариться о волну и не потерять-ход, швертботу О—376 надо было привестись, тогда он прошел бы через нее гораздо легче



 
 
 
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: