Гораздо проще уменьшить размеры парусов,
чем увеличить их. Тем не менее необходимо
постоянно помнить о вытягивании ткани по
косой нитке, особенно у задней шкаторины.
Еще одним важным фактором является
изменение формы паруса в результате того,
что его обрезают в тех местах, где сделан
закрой по швам или выкружки: такого рода
перекраивание должно быть минимальным.
На
приведенных в приложении эскизах показаны
наиболее часто применяемые способы
уменьшения размеров паруса, а также
наиболее практичные способы увеличения их.
Рассматриваются главным образом гроты и
спинакеры с горизонтальным расположением
полотнищ, а также стаксели, скроенные «елочкой».
Стаксели с горизонтальным расположением
полотнищ переделывают так же, как и гроты с
подобным раскроем.
ГРОТЫ
Укорочение
передней и задней шкаторин. В случае, если
переделку производят, как показано на рис.
67, /, есть опасность испортить форму паруса у
верхней части задней шкаторины из-за
неправильного вытягивания по косой нитке.
Рекомендуется не уменьшать таким образом
размер более чем на 5%. Обтекание по передней
и нижней шка-торинам не ухудшается. Лат-карманы
и номера надо переставлять. Объем работы
невелик: переставить лат-карма-ны и фаловую
дощечку, выровнять заднюю шкаторину.
В случае,
показанном на рис. 67, 2, нет опасности
испортить форму паруса и его плавное
обтекание воздушным потоком у задней
шкаторины. Допустимое уменьшение размера
определяется тем, на сколько поднимается
гик, а также изменением галсового угла. Лат-карманы
и гоночные номера, по всей вероятности, надо
перешивать. Объем работы средний:
переставить лат-карманы и фаловую дощечку,
перекроить линию передней шкаторины и
переликовать ее. Укорочение
передней шкаторины. В случае, показанном
на рис. 68,1, затрагиваются закрои по нижней
шкаторине и у галсового угла, а шкотовый
угол опускается. Объем работы небольшой:
переликовать нижнюю шкаторину и заделать
новый люверс в галсовом углу. Укорочение
передней и задней шкаторин (рис. 68, 2).
Здесь затрагиваются закрои у галсового
угла и по всей нижней шкаторине. Нижняя
шкаторина уменьшается незначительно. Объем
работы небольшой: переставить лат-кар-маны,
поставить новый люверс в гал-совом углу. Укорочение
по всем шкаторинам. Если срезать полосу
почти параллельно задней шкаторине (рис. 69,
1), то угол между полотнищами И задней
шкаториной не изменится и вытягивания по
косой нитке не произойдет. Однако есть
опасность, что при отрезании полосы по
задней шкаторине парус будет испорчен.
Укороченная нижняя шкаторина заставит
уменьшить длину лат у яхт, обмеренных по
правилам ЮК., а лат-карманы и номера надо
перешивать. Объем работ средний: обрезать
парус по задней шкаторине и полностью
возобновить здесь подшивку, передвинуть
лат-карманы, опустить фаловую дощечку,
заделать новый люверс в шкотовом углу.
Лучше
более решительно менять размеры, как
показано на рис. 69, 2: заднюю шкаторину не
трогать, а обре зать по передней и нижней
под нужные размеры. При этом, конечно,
существенно затрагиваются закрои и
выкружки по нижней и передней шкаторинам.
Уменьшение длины нижней шкаторины может
изменить максимально допустимую длину лат
и размер фаловой дощечки. Объем работ здесь
большой: надо опустить фаловую дощечку,
переместить лат-карманы и номера,
перекроить и переликовать заново переднюю
и нижнюю шкаторины, заделать люверсы в
шкотовом и галсовом углах. Укорочение
нижней шкаторины (рис. 70, /). Если для этой
цели срезать ткань по передней шкаторине,
то затрагиваются все закрои, сделанные по
ней. Из-за уменьшения длины нижней
шкаторины может понадобиться уменьшить
длину лат и ширину фаловой дощечки. Правда,
если ее укорачивают немного, то фаловую
дощечку, может быть, и не придется даже
перешивать. Объем работ здесь средний:
отпороть ликтрос, обрезать переднюю
шкаторину, сделать на ней новую подшивку и
пёреликовать, а также заделать новый люверс
в галсовом углу и частично или полностью
переликовать нижнюю шкаторину. Укорочение
передней, задней и нижней шкаторин. Для того
чтобы укоротить таким способом все три
шкатори-ны (рис. 70, 2), надо отрезать довольно
много ткани по передней шкаторине. При этом
не обязательно понадобится перемещать
галсовый угол, а нок гика может опуститься,
а может и подняться. Объем работ здесь
средний: отпороть ликтрос по передней
шкаторине, перенести фаловую дощечку,
подшить и переликовать переднюю шкаторину,
заделать новый люверс у галсового угла и,
если надо, переместить лат-карманы.
Укоротить
нижнюю и заднюю шка-торины можно, срезая
ткань главным образом по нижней части
задней шка-торины (рис. 71, 1). В таком случае
есть опасность ухудшения формы паруса
внизу у задней шкаторины из-за вытягивания
ткани по косой нитке, поэтому не следует
уменьшать длину нижней шкаторины больше
чем на 5—10%. Объем работ здесь небольшой:
подрезать и подшить заново заднюю
шкаторину, подвинуть вперед лат-карманы,
заделать люверс в шкотовом углу.
Укоротить
заднюю шкаторину можно, подрезав парус по
нижней шкаторине (рис. 71, 2). Здесь нет риска
испортить заднюю шкаторину и профиль
паруса. Объем работ небольшой: отпороть
ликтрос нижней шкаторины, обрезать, подшить
и переликовать ее, поставить новый люверс в
шкотовом углу и, возможно, перешить лат-карманы. Удлинение
передней шкаторины (рис. 72). Это большая
работа, объем которой во многом зависит от
расположения полотнищ и степени удлинения.
Причем можно также слегка удлинить (на 7—10
см) и нижнюю шкаторину, если галсовый угол
попадет на вставляемое полотнище новой
ткани и может быть сдвинут по нему вперед.
Объем работ здесь большой: отпороть ликтрос
с передней шкаторины, распороть шов, идущий
от галсового угла, вставить новое полотнище,
обрезать и подшить заново переднюю
шкаторину, переликовать ее, поставить новый
люверс в галсовый угол, переставить фаловую
дощечку (иногда удается сохранить фаловый
угол нетронутым), перекроить и подшить
заново заднюю шкаторину.
СТАКСЕЛИ
Укорочение
передней шкаторины (рис. 73, 1). /При этом
есть вероятность, что стаксель будет стоять
хуже из-за вытягивания ткани по косой нитке.
Галсовый угол переместится, задняя
шкаторина останется такой же; кипку для
стаксель-шкотов надо передвигать вперед.
Объем работ здесь небольшой: обрезать и
подшить заново заднюю шкаторину, укоротить
ликтрос передней шкаторины, заделать новый
люверс в галсовом углу.
Если
срезать ткань у верхней части задней
шкаторины (рис. 73, 2), то можно укоротить
сразу и заднюю, и переднюю шкаторины. Однако
если укоротить переднюю шкаторину больше
чем на 5%, то есть опасность, что профиль
паруса испортится вверху из-за вытягивания
ткани по косой нитке. Других вредных
последствий не будет. Кипки остаются на
старых местах. Объем работ здесь небольшой:
обрезать и подшить заново заднюю шкаторину,
укоротить ликтрос и заделать в него новый
фаловый коуш.
Укоротить
заднюю и переднюю шкаторину можно, если
срезать немного ткани в верхней части
передней шкаторины (рис. 74, /). Неприятностей
при этом ожидать не приходится. Шкотовый
угол поднимется; кипки стаксель-шкотов надо
будет подвинуть назад. Объем работ здесь
средний: вынуть ликтрос, обрезать и подшить
по нужному контуру переднюю шкаторину,
укоротить ликтрос и поставить его на место,
заново заделать фаловый угол.
Если
срезать полосу примерно параллельно
передней шкаторине (рис. 74, 2), то
укорачиваются все шкаторины. Здесь тоже нет
хлопот с задней и нижней шкаторинами.
Шкотовый угол и кипки стаксель-шкотов могут
переместиться, если ткань потребовалось
срезать не параллельно передней шкаторине.
Объем работ здесь средний: снять ликтрос,
подкроить, обрезать и подшить заново
переднюю шкаторину, укоротить и поставить
на место ликтрос, заделать новый люверс
галсового угла и заново заделать фаловый
угол. Укорочение
нижней шкаторины. Если для этого отрезать
ткань в нижней части передней шкаторины (рис.
75, /), то опасности испортить парус нет.
Шкотовый угол тогда окажется ниже, а кипки
придется передвинуть вперед. В зависимости
от ширины срезаемого клина может слегка
укоротиться также передняя шкаторина.
Объем работ здесь небольшой: вынуть ликтрос,
обрезать и заново подшить переднюю
шкаторину, заделать новый люверс в галсовый
угол.
Укоротить
нижнюю шкаторину можно, отрезая ткань с
нижней части задней шкаторины (рис. 75, 2).
Этот способ имеет много недостатков: есть
опасность неправильного вытягивания ткани
по косой нитке, если срезано много ткани, а
шкотовый угол уходит от стыкового шва «елочки».
Не следует укорачивать таким методом
нижнюю шкаторину более чем на 5% длины
задней, а шкотовый угол не должен смещаться
от стыкового шва «елочки» больше чем на 5%
длины нижней шкаторины, иначе парус будет
плохо стоять. Объем работы здесь небольшой:
обрезать и подшить заново заднюю шкаторину
и заделать новый люверс (или коуш) в
шкотовом углу. Укорочение
задней шкаторины. Если делать это,
отрезая ткань по нижней шкаторине (рис. 76, /),
есть небольшая опасность, что форма паруса
испортится по нижней шкаторине из-за
возможного вытягивания ткани в данном
месте по косой нитке. Шкотовый угол уходит
от стыкового шва со всеми указанными в
предыдущих случаях последствиями. Кипки
стаксель-шкотов надо подвинуть назад. Объем
работы небольшой: обрезать и подшить заново
нижнюю шкаторину, заделать новый шкотовый
угол. Укорочение
задней и нижней шкаторины. Если срезать
ткань с нижней и задней шкаторин, как
показано на рис. 76, 2, то, конечно, есть
опасность что ткань в этих местах
неправильно вытянется по косой нитке. Не
рекомендуется укорачивать нижнюю
шкаторину таким способом больше чем на 5%.
Кипки стаксель-шкотов остаются на месте.
Объем работы здесь средний: отрезать и
подшить обе шкаторины, заделать новый
шкотовый угол. Увеличение
плошали стакселя (рис. 77). Это довольно
большая работа. Обычно надо увеличить длину
всех трех шкаторин и скроить парус по новым
размерам. Естественно, придется менять
ликтрос по передней шкаторине и
передвигать шкотовый угол в соответствии с
требуемыми размерами стакселя. Объем
работы здесь большой: надо снять ликтрос,
распороть два шва, которые сходятся у «елочки»
около передней шкаторины, вставить два
новых полотнища (или обрезанные по ширине
части полотнищ), обрезать и подшить парус по
новым размерам, поставить новый ликтрос,
заново заделать фаловый и галсовый углы. Угол
между задней и нижней шкаторинами. Если
при уменьшении стакселя этот угол остается
неизменным, стаксель обрезают по передней
шкаторине по желаемой форме в соответствии
с нужными размерами (рис. 78).
Иногда
этот угол нужно изменить. Тогда распарывают
стыковой шов «елочки» и одну из отпоротых
частей накладывают на другую с того или
иного конца. В результате можно укоротить
две шкаторины паруса, но передняя шкаторина
должна быть перекроена. На рис. 79, 1, показано,
как уменьшить, а на рис. 79, 2, — как увеличить
этот угол по сравнению с исходным стакселем,
показанным на рис. 78. Объем работы здесь
большой. Изменения такого рода достаточно
трудоемки сами по себе, к тому же они часто
сочетаются с увеличением размера паруса,
как показано на рис. 77. Подобные переделки
обычно делают на парусах довольно большого
размера с длиной по передней шкаторине по
меньшей мере 12 м и больше.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛНОТЫ ПАРУСА
Уменьшение
полноты грота и стакселя. Полноту паруса
уменьшают довольно часто, и работа не
представляет трудности (мы уже говорили в
главе 7). Прежде всего парус надо поставить
для проверки и определить, на сколько надо
уменьшить выкружку по передней шкаторине.
Это можно сделать, заложив складку вдоль
передней шкаторины (рис. 80). Преимущество
такого способа в том, что складку всегда
можно распороть и вернуть парус в
первоначальное состояние, отделавшись
двумя рядами дырок от стежков. Не так просто
заложить складку шириной меньше 12—15 мм,
потому что тогда ширина закладки будет
вдвое меньше, кроме того, она должна еще
сходить на нет к концам. Опасность
появления морщин у концов складки очень
невелика. Объем работы здесь небольшой.
Основное время уходит на проверку паруса и
определение величины закладки. Увеличение
полноты грота и стакселя. Увеличить
полноту паруса непросто: для
дополнительной полноты нет ткани. Добавить
длинную полосу ткани вдоль передней
шкаторины нельзя, так как это создало бы
встречные напряжения, поскольку
направление основы и утка на полосе не
совпало бы с направлением основы и утка на
парусе. Лучший способ увеличить полноту
паруса— распороть его на две части, как
показано на рис. 72 и 77, и вставить новое
полотнище. Это дает возможность увеличить
выкружку по передней шкаторине, но если нет
надобности изменять размер паруса, то
следует подумать, прежде чем приступить к
операции, так как сама она достаточно
трудоемка. Если допустимо небольшое
уменьшение размера паруса, то следует
поступать так, как описано в главе 8.
СПИНАКЕРЫ
Уменьшение
ширины. По центральному шву надо вырезать
по нужному контуру вертикальную полосу.
Если сферический спинакер до переделки не
имел центрального шва, то после переделки
этот шов появится. Объем работ здесь
небольшой: перешить гоночные номера и
центральный шов, вырезав полосу ткани (рис.81,
1). Уменьшение
высоты. Вырезать полосу ткани
параллельно нижней шкаторине лучше всего в
нижней части паруса, где нет ушивки по швам
у боковых шкаторин. Нижнюю шкаторину и углы
лучше не трогать, чтобы отпоротая часть
могла быть снова пришита к укороченному
парусу. Объем работ здесь небольшой:
вырезать полосу нужной ширины, укоротить
ликтросы или ленты, сшить парус снова (рис.
81, 2). Увеличение
ширины. Конечно, для этого можно добавить
короткие куски ткани к каждому полотнищу у
центрального шва. Однако такая работа
потребует много времени и, кроме того, нет
уверенности в том, что парус будет стоять
хорошо, так как на нем будет слишком много
швов. Одно вертикальное полотнище,
вставленное по распущенному центральному
шву, дает удивительно хорошие результаты (рис.
82, /). Форма спинакера в верхней части будет
несколько нарушена, но эластичность
найлона вполне компенсирует те дефекты,
которые могут появиться из-за
неправильного вытягивания ткани по косой
нитке. Объем работ здесь средний: снять
номера, распороть центральный шов, вставить
тщательно подкроенное новое полотнище,
пришить номера. Увеличение
спинакера. Это относительно простая
операция. Объем работ здесь средний:
распороть нижний шов, вставить новое
полотнище соответствующей ширины (рис. 82, 2),
удлинить или поставить новые тросы по
боковым шкаторинам либо удлинить ленты,
если спинакер не имеет тросов.