Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

Глава 2. ШИТЬЕ ПАРУСОВ

При оценке объема ремонта и работ по устранению недостатков парусов необходимо кое-что знать о том, как и почему именно так сделан парус. Если вы не понимаете, чего стремится достичь парусный мастер и что он для этого делает, то скорее навредите парусу, чем исправите его, как только при ремонте или перекрое воткнете в ткань паруса нож или иглу.
Существует четыре способа придания парусу расчетной или регулируемой полноты («пуза»):

  • первый — выкружки по передней и нижней шкаторинам;

  • второй — закрой по полотнищам ткани (сужение полотнищ, вытачки);

  • третий — вытягивание ткани;

  • четвертый — такое расположение полотнищ относительно шкаторин, при котором «пузо» образуется при вытягивании ткани по косой нитке (см. рис. 7 б и в).



ВЫКРУЖКИ ПО ПЕРЕДНЕЙ И НИЖНЕЙ ШКАТОРИНАМ

Если передняя и нижняя шкаторины грота, рассчитанные на прямые мачту и гик, имеют выкружки, т. е. выкроены по выпуклой кривой, то излишек ткани превратится в «пузо», когда парус будет поставлен на рангоут и кромки вытянутся по прямой линии (рис. 5).
Это «пузо» будет располагаться довольно близко к мачте и гику, и парусный мастер не сможет отрегулировать его положение, если не примет других мер. Однако есть много хороших парусов, полнота которых была ;получена именно таким путем. Чем меньше выкружки на парусе, тем более плоским он будет. В верхней части паруса либо совсем нет выпуклости, либо она очень мала; шкаторина вверху может быть даже немного вогнутой, если в этой части нужно сделать парус особенно плоским. Паруса для изогнутого рангоута должны иметь большую выпуклость, тогда они примут форму рангоута в месте его максимальной кривизны и притом все-таки останется ткань для образования «пуза».
Переднюю шкаторину стакселя выкраивают подобным же образом. В нижней части паруса делают выпуклость, обеспечивающую «пузо», а в верхней части, где парус должен быть плоским, выпуклость убирают. Грот выкраивают с расчетом на кривизну мачты; точно так же и стакселю следует придавать форму с учетом кривизны штага. Ни рдин штаг не может быть абсолютно прямым, поэтому парусный мастер должен учитывать возможное провисание. В.противоположность мачте в данном случае искривление будет направлено назад и под ветер, в результате образуется «пузо» и парус будет полнее. С учетом этого обстоятельства передняя, шкаторина вверху должна иметь выемку. Чем длиннее передняя шкаторина, тем больше будет провисать штаг и тем большим должен быть размер выемки (рис. 6).


ЗАКРОЙ ПО ПОЛОТНИЩАМ ТКАНИ

При сужении некоторых полотнищ парус соответственно будет изменять форму подобно тому, как платье приобретает форму благодаря клиньям и вытачкам. Если в парус заложена излишняя ткань в виде выкружки по передней или нижней шкаторине, кривизну его можно регулировать, зауживая соответствующие полотнища до определенной точки.
Различные парусные мастера по-разному называют такое сужение полотнищ, но наиболее общепринято название «закрой». Такие закрои обычно делают по передней шка-торине, у галсового угла и по нижней шкаторине. У паруса, полнота которого создана выкружками по передней и нижней шкаторинам, максимальное «пузо» располагается вдоль линии, по которой прекращается сужение внутреннего конца закроя.
Закрой по полотнищам особенно эффективен при раскрое грота с горизонтальным расположением полотнищ, так как ткань подходит к передней шкаторине под удобным уолом. Именно по этой причине паруса, выкроенные подобным образом, обычно имеют шов, идущий точно в галсовый угол — именно здесь закрой максимально важен для придания нужной формы. При ином расположении полотнищ для образования полноты в нужном месте применяют вытачки (рис. 7), однако тогда в месте окончания вытачек могут появиться небольшие перегибы паруса. Форма паруса у задней шкатори-ны также создается с помощью подобных закроев. В этом месте «пузо» не требуется. Напротив, парус здесь должен быть совершенно плоским, чтобы воздушный поток мог стекать свободно. Следует отнестись с опаской к швам по задней шкаторине, которые ушивались на протяжении всего срока службы паруса. Такие швы могут потяпуть заднюю шкаторину на ветер. Лучше, если они будут несколько распущены, особенно около фалового и шкотового углов, чтобы помочь верхней части задней шкаторины отойти немного под ветер.
Однако не следует слишком усердствовать в этом, иначе весь участок паруса, расположенный в районе задней шкаторины, слишком сильно отойдет под ветер.
Такие же закрои могут быть применены и при пошивке передних парусов, хотя они должны иметь меньшую полноту («пузо») и принимают правильную форму с минимальной пригонкой или вытачками. Здесь большие возможности открывает раскрой стакселя с горизонтальным расположением полотнищ.

ВЫТЯГИВАНИЕ ТКАНИ

Мы уже видели, что при растягивании ткани по диагонали вблизи линии натяжения образуются складки. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взять чистый носовой платок и сложить его по диагонали так, чтобы получился треугольник. Потяните за оба конца по линии складывания; два других конца при этом пусть висят свободно. Когда вы растянете платок по косой нитке ткани, на его «передней шкаторине» образуется складка, которая будет увеличиваться по мере того, как вы будете увеличивать натяжение.
При вытягивании «передней шкаторины» два висящих конца будут подниматься, а «задняя шкаторина» — двигаться по направлению к «передней», образуя излишек ткани (рис. 8). Попробуйте потянуть ткань по прямой нитке и вы заметите, насколько меньше она вытягивается.
Когда подобным же образом парус растягивается по диагонали, вдоль линии натяжения также образуется складка. При правильном регулировании такое натяжение можно использовать для увеличения полноты паруса. Передняя и нижняя шкаторины грота намеренно делаются короче, чтобы натяжение фалом и шкотом образовывало «пузо» вблизи ликтроса или ленты. Если Натяжение невелико, «пузо», образованное при этом, будет небольшим и парус примет форму, заложенную в него выпуклостью шкаторины (выкружкой). При усилении ветра это «пузо» под действием давления и сопротивления трения сместится назади вверх. Его можно снова сместить в первоначальное положение большим натяжением передней и нижней шкаторин.
Для того чтобы созданное таким образом «пузо» работало эффективно, его нужно регулировать. Если дать парусу возможность вытягиваться настолько, насколько позволяет ткань,то ничего хорошего из этого не получится, так как вблизи линии натяжения почти всегда образуется складка. Парусный мастер должен дать такой допуск, при котором парус не вытянется за пределы марок. Если не предпринять дополнительных мер, то ткань вытянется слишком сильно, особенно при применении мощных фаловых лебедок. Однако передняя и нижняя шкаторины грота обшиты ликтросом или лентой, которые ограничивают растягивание паруса. Парусный мастер использует для ликовки трос с известной упругостью и, прежде чем пришивать его к парусу, вытягивает до определенного натяжения. Тогда трос будет короче шкаторины паруса и ограничит ее вытягивание.
Некоторые мастера для ликовки передней и нижней шкаторин грота, особенно для небольших парусов, предпочитают использовать заранее вытянутые синтетические ликтросы. Такой ликтрос меньше тянется, и парус можно кроить, не принимая во внимание «пузо», создаваемое вытягиванием ткани по диагонали. И все же парус необходимо растянуть до его марок, приложив для этого некоторое усилие, так как при пришивании его к ликтросу обычно делают некоторую припосадку ткани.

ОТТЯЖКА КАННИНГХЭМА

Оттяжка Каннингхэма — это устройство для вытягивания передней шкаторины грота, которая уже вытянута до обмерных марок, и поэтому ее нельзя вытянуть фалом еще больше, не нарушив правил, поскольку парус выйдет за марки. Она представляет собой коуш, установленный в подшивке передней шкаторины на расстоянии от 15 до 60 см вверх до галсового угла (в зависимости от размера яхты). Через коуш пропускается трос (линь), который оттягивает переднюю шкаторину вниз, когда нужно переместить «пузо» паруса вперед. В районе галсового угла при этом образуются морщины, но это совсем небольшая расплата за те преимущества в форме паруса и ходе, которые можно получить. Приспособление устанавливают на парусах в основном для слабого и среднего ветра, которые могут быть расправлены до нормального размера. Однако при усилении ветра «пузо» может быть снова перемешено вперед, если подобрать оттяжку Каннингхэма. На гроте для сильного ветра также следует иметь одно такое приспособление, чтобы при действительно сильных ветрах подбирать оттяжку и таким образом противодействовать смещению «пуза» назад. Такое устройство может продлить срок службы паруса, на котором с течением времени «пузо» переместилось назад. Оно может быть использовано также для удаления складок у задней шкаторины, появляющихся вследствие изгиба мачты.

ПЕРЕДНИЕ ПАРУСА

Когда стаксель имеет по передней шкаторине обычный проволочный трос, парусный мастер делает переднюю шкаторину чуть короче, чем трос на котором крепится парус. Этот припуск может быть разным в зависимости от типа паруса и опыта работы парусного мастера с данной тканью (в среднем 2-3% длины шкаторины). В галсовый угол паруса ставят коуш и переднюю шкаторину вытягивают по туго натянутому тросу до тех пор, пока ткань не растянется на всю длину троса. Затем вытянутый парус крепят бензелем к коушу фалового угла на ликтросе так, чтобы избыток ткани по выкружке или закрою образовал складку вдоль передней шкаторины. Если потравить бензель, захватывающий коуш фалового угла, парус опустится по тросу и складка исчезнет. Степень вытягивания паруса зависит от многих факторов, в том числе от веса и качества ткани, типа и роли паруса, размера шкотовой лебедки и от того, каким должен быть парус — плоским или пузатым.
Парус может быть прихвачен с какими-то промежутками к ликтросу передней шкаторины, который по всей длине шкаторины зашит внутрь подшивки так, что все время лежит на ее наружной кромке либо свободно пропущен внутри подшивки передней шкаторины. И в том и в другом случае, когда стаксель расстелен на полу, ликтрос, нерастянутый, будет лежать, образуя серию 5-образных изгибов, утаскивая за собою переднюю шкаторину, либо будет свободно изгибаться внутри подшивки.
Для того чтобы оценить форму паруса, надо туго натянуть ликтрос, а поскольку это трудно сделать рукой, в большинстве случаев ликтрос приходится вытягивать талями (хотя бы в два лопаря).

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОЛОТНИЩ

Поскольку парусная ткань деформируется даже при малейшем натяжении по косой нитке (по диагонали), необходимо обратить особое внимание на расположение полотнищ на парусе. Манипулируя полотнищами таким образом, чтобы натяжение приходилось то на прямую нитку, то за ее пределами, в зависимости от потребности, парусный мастер может проверить, как вытягивается парус в определенном месте. Это особенно важно для задних шкаторин грота и передних парусов, а также для спинакера. Смещение полотнищ всего на 1—2° может испортить форму паруса, а при ошибке в 5° парус может стать практически непригодным. Мы увидим это, когда будем говорить об исправлении формы парусов, на работе которых сказалось влияние угла, при котором полотнища подходят к задней шкаторине. Именно поэтому на большинстве парусов швы идут почти под прямым углом к задней щкатпринр, ибо растяжение этой части паруса по диагонали нежелательно — ткань должна лежать по прямой нитке. Поэтому и полотнища часто разворачивают вокруг выкружки («горба») задней шкаторины грота или «серпа» (вогнутости) стакселя так, чтобы уток располагался примерно по этой линии.

КАК РАЗОСТЛАТЬ ПАРУСА?

Когда говорят «разостлать паруса», имеют в виду расстилание на плазе обычно правой стороной вверх так, чтобы все три шкаторины были умеренно растянуты, а выкружки расположены так, чтобы был виден раскрой паруса (рис. 9).
Парусному мастеру-любителю не просто найти подходящее место с деревянным полом, заменяющее плаз для расстилания парусов, но если всерьез заниматься раскроем или перешивкой парусов, надо все-таки его отыскать.
Чтобы правильно разложить парус на плазе, надо иметь мелкие гвозди или маленькие, остро отточенные шила — их втыкают в плаз через коуши или кренгельсы, если это возможно, а если другой возможности нет — через ликтросы или сам парус.
Для закрепления паруса в растянутом состоянии можно использовать также грузы, но они держат не так хорошо, как шила, да и работать с ними неудобно, так как они занимают много места и мешают разметке и обмеру паруса.
Когда парус растянут, может появиться необходимость проверить точный размер выпуклости или выемки на передней, задней или нижней шкаторине. Возьмите бечевку или шнур с петлей на одном конце и наденьте эту петлю на шило, воткнутое в галсовом углу. Протяните бечевку к шилу, воткнутому в фаловом углу паруса, заложите петлей, проделайте то же самое у шкотового угла и протяните бечевку снова к галсовому углу. Теперь вы имеете базовый треугольник паруса и базовые линии, от которых можно вести измерения.
Грот. Ликтрос или лента на передней и нижней шкаторинах грота ограничивают естественное растяжение паруса, поэтому перед тем, как натянуть бечевки, образующие базовый треугольник, важно, чтобы парус принял надлежащую форму. Воткните шило через коуш галсового угла и убедитесь, что оно хорошо воткнулось в пол. Затем потяните грот за переднюю шка-торину достаточно сильно, чтобы расправилась большая часть морщин вблизи ликтроса, но не так сильно, чтобы позади передней шкаторины образовалась глубокая складка, и прикрепите парус к полу через коуш фалового угла.
Теперь проделайте то же самое для нижней шкаторины и только после этого натяните бечевку вокруг углов. Вы увидите, что ткань можно перетянуть на ту или иную сторону от бечевки простым потягиванием. Решить, лежит ли парус как надо, поможет опыт. Внимательно посмотрев на уток, можно понять, есть ли деформация ткани. Если на передней и нижней шкаторинах имеются правильные выкружки, воткните шило через ликтрос в точках максимальной выпуклости — это позволит правильно оценить выкружку («горб») по задней шкаторине (рис. 10). Если же необходимо знать точную величину выкружки по всем шкатори-нам грота, чтобы увеличить или уменьшить ее, надо убрать (вынуть, снять) ликтрос. Парус, освобожденный от ограничений, свободно ляжет на место, и вы легко расстелите его с необходимой точностью.
Стаксель, передняя шкаторина которого имеет проволочный ликтрос, расстелить легче, чем грот. Растяните трос так, чтобы он был натянут как можно туже, и закрепите оба конца *, затем оттаскивайте шкотовый угол. Возможные отклонения будут невелики и парус ляжет ровно, если переднюю шкаторину натянуть туго, но надо проследить, чтобы трос не имел слабины внутри подшивки передней шкаторины.
Спинакер. Вследствие того, что спинакер имеет почти полусферическую форму, его довольно трудно расстелить на плоском полу. Но если его сложить вдвое посредине так, чтобы шкотовый и галсовый углы совместились, парус ляжет на пол достаточно плоско. Надежно прикрепите коуш в фаловом углу к полу, а затем, взявшись за шкотовый и галсовый углы, наложенные один на другой, растяните боковые шкаторины на всю их длину и закрепите шилом. После этого возьмитесь за середину сложенной вдвое нижней шкаторины и растяните ее, а затем прикрепите к полу пришитой к ней лентой. Проложите бечевку или тесьму вокруг этих трех точек, прикрепленных шилом, и выровняйте по ней кривизну боковых шкаторин и середины паруса. Если надо проверить ширину спинакера по обмерным точкам от середины и 'трех четвертей боковых шкаторин, определите соответствующие обмерные точки и закрепите их шильями к плазу. Следите, чтобы не порвать парус**.

* Вряд ли удастся это сделать на шильях. Придется, вероятно, прибегнуть к каким-либо более основательным креплениям на плазе (прим. переводчика).
** Следует иметь в виду, что эта рекомендация автора относится к спинакерам, скроенным таким образом, что обмер можно произвести на плоскости. Современные сферические спинакеры надо дополнительно проверять согласно рекомендациям ИЯРУ, измеряя рулеткой, свободно лежащей на поверхности паруса, который подвешен за углы так, что его форма выявлена надлежащим образом (прим. переводчика).



ПОДШИВКА

Подшивка шкаторины является важной операцией при изготовлении парусов, и поэтому необходимо понимать ее значение.
Паруса, рассчитанные на сильный ветер, должны иметь прочную подшивку, которая не допускала бы слишком большого вытягивания задней и нижней шкаторин. Паруса, рассчитанные на слабые ветра, должны иметь узкую подшивку, чтобы задняя или нижняя шкаторина и подшивка вытягивались в равной степени, но в пределах допусков. Если полотнища на парусе расположены так, что свободная кромка приходится на косую нитку, то более широкая подшивка не даст ему вытягиваться слишком сильно. И тем не менее она не должна быть настолько широкой, чтобы вытягиваться значительно меньше, чем ткань, на которую она наложена. В таком случае парус образует мешок внутри подшивки, но будет туго натянут по кромке. Некоторые динги имеют паруса вообще без подшивки: задняя шкаторина и, реже, нижняя имеют кромку, уплотненную при термообработке. Такая кромка никогда не будет закручиваться — она слишком плотна, но легко может ослабнуть (не говоря уже о дефектах, которые могут возникнуть в результате износа ).
Отрезная подшивка. На большинстве гротов и стакселей полотнища ткани располагаются не под прямым углом к передней шкаторине. Известно, что ткань сильно тянется по косой нитке, и для того, чтобы растяжение передней шкаторины оставалось постоянным, следует делать подшивку таким образом, чтобы угол наклона полотнищ не менялся. Это значит, что кромку паруса нельзя просто загнуть и подшить — угол перекоса по передней кромке удвоится. Подшивка должна быть отрезана, подкроена, положена на парус и пришита без подвертывания (рис. И). Задача состоит в том, чтобы прямые нити и в ткани паруса, и в ткани подшивки лежали параллельно. Это значит, что вдоль кромки паруса должно быть прошито два шва, один из которых идет прямо по наружной кромке. Если такой шов начнет распарываться по передней шкаторине на стакселе с проволочным тросом, это может иметь серьезные последствия (см. гл. 5).
Подогнутая подшивка. Когда нити ткани идут параллельно и под прямым углом к кромке паруса, можно просто подгибать ткань (рис- 12). В этом случае угол перекоса не будет менятьса и операция проста сама по себе, небольшое количество швов уменьшит вероятность их распарывания впоследствии. Такая подшивка особенно подходит для парусов, рассчитанных на слабый ветер, и для парусов мелких яхт и швертботов, у которых она не шире 12—15 мм. На некоторых парусах делают подшивку, подгибая ткань по всем шкаторинам, независимо от направления прямой нити; в этом случае можно увидеть небольшие морщины.
Подшивка лентой. Характеристики растяжения подогнутой подшивки сильно отличаются от характеристик растяжения основной ткани. В таких случаях для подшивки целесообразно применять териленовую или дакроновую тканую ленту. Однако такая лента тяжелее, чем парусная ткань, а поэтому она больше всего подходит для передней шкаторины паруса (и нижней шкаторины грота) — как мы уже видели, в этом месте наиболее вероятно вытягивание по косой нитке. Такую ленту легко прикрепить ее складывают вдвое вдоль и пришивают с обеих сторон паруса. При желании предварительно можно вложить в нее мягкий или металлический

ПОДГОНКА КРОМОК

Если кусок парусной ткани надо сложить и прошить (как при подшивке), его нужно пригладить по нужной линии. Точно так же приглаживают и парус, когда все полотнища сшиты и остались необработанными лишь кромки, но сам парус, грубо говоря, имеет правильные размеры. Делают это, чтобы придать парусу окончательную форму по точным размерам. В прошлом для такой операции применяли специальные инструменты, а сейчас обходятся любым предметом, имеющим плоскую твердую поверхность, например ручкой ножа.
Вы можете подогнать парус по линии, начерченной на плазе под парусом, по линии, начерченной на ткани паруса, или по ряду отверстий, наколотых на ткани и образующих нужный контур. Если при перешивке парусу надо придать другую форму, например по передней шкаторине, сначала отпарывают ликтрос, затем подшивку и, наконец, изменяют линию выкружки шкаторины — ее делают более полной или плоской (в зависимости от необходимости). Заглаженный рубец — отметка, по которой следует пришивать. Если надо придать плавную кривизну кромке паруса, расстеленного на плазе (без ликтроса), то берут две или три точки, определяющие величину выкружки от бечевки, натянутой между соответствующими углами, и размечают необходимую линию на глаз. Для разметки выкружки («горба») или выемки по задней шкаторине можно использовать тканую ленту или тесьму — их тщательно выкладывают по нужной линии (см. рис. 10) через соответствующие реперные точки *.

* Для этой цели лучше подходит гибкая деревянная рейка с хорошо простроганной кромкой (прим. переводчика).



 
   
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: