Штурман, прокладывая курс от А к В,
вводит поправки на различные факторы,
которые могут увести яхту с курса. Однако
как бы тщательно это ни было сделано, вполне
вероятно, что в реальных условиях плавания
один из факторов или все будут отличаться
от принятых в предварительных расчетах.
Собственная скорость яхты, дрейф,
испытываемый яхтой, скорость и направление
течения - все может меняться во время
плавания. Кроме того, рулевой по различным
причинам не сможет точно держать заданный
курс. Из-за этих различий между
планируемыми и действительными данными
штурман должен периодически определять
местоположение яхты и наносить его на карту.
Наиболее точен способ определения
действительного местоположения (за
исключением плавания от одного
навигационного знака к другому) с помощью
обсервации объектов, зафиксированных на
карте. Когда это невозможно, штурман должен
уточнять предполагаемое местоположение
яхты, используя информацию, имеющуюся в его
распоряжении, - записи в вахтенном журнале обо всех
изменениях курса, скорости яхты и
пройденного расстояния. Без этих записей
невозможно нанести на карту предполагаемое
местоположение. Очень важно иметь точные
координаты точки, от которой будет вестись
счисление. Когда яхта находится в этой
точке, лаг надо выставить на „нуль" или
зафиксировать его показания, записав время
и компасный курс. Если во время перехода
штурман получает новую исходную точку,
приблизившись к знаку или определив
координаты, которые можно подтвердить и
другим способом, первоначальная исходная
точка перестает быть таковой, и всю
последующую прокладку штурман будет
проводить из новой точки. Получая любую
новую информацию, надо обязательно делать
соответствующие записи в вахтенном журнале.
При лавировке против ветра каждый поворот
штурман должен немедленно занести в
вахтенный журнал с указанием нового курса,
времени поворота и показания лага, так же
как и любую другую соответствующую
информацию.
КАК ПРОКЛАДЫВАТЬ КУРС
Из счислимой точки отложите вектор
течения, чтобы получить счислимую точку с
учетом скорости и направления течения на
данный момент времени
Существует определенная
последовательность прокладки курса. Из
вахтенного журнала возьмите компасный курс
(КК) и исправьте его в истинный, учтя
девиацию и склонение. Оцените дрейф яхты и
отложите его от линии ИК с подветренной
стороны, что даст направление линии пути.
Прокладывайте линию пути от исходной точки
Д. Измерив пройденное расстояние с момента выхода из точки А, отложите
его в масштабе широты на линии пути - вы
получите точку В. Данную точку называют
счислимой (термин „счисление по лагу"
можно употреблять в более широком смысле -
как название всего процесса определения
места судна). При наличии течения из
счислимой точки проведите линию по
направлению приливного течения, которое
воздействовало на яхту с момента выхода из
точки А. Вдоль линии течения отложите в
масштабе широты расстояние, на которое яхту
снесло приливом с момента выхода из точки А.
(При работе с МК не забудьте перед
прокладкой перевести информацию о приливе
в магнитное направление.) Отметьте
положение яхты и запишите время и показание
лага. Это и будет счислимая точка в данный
момент времени.
Когда первая счислимая точка
нанесена на карту, дальнейшие точки
рассчитывают от нее
В одно время (11.00) на карту нанесена
счислимая точка и проведена обсервация.
Разница между положениями этих двух точек (невязка)
дает информацию о действительной скорости
приливного течения
СЧИСЛИМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Могут возникнуть ситуации, когда
информация, используемая для нанесения на
карту счислимой точки, отличается от
действительной. Поэтому местоположение
яхты надо определять через регулярные
промежутки времени (см. с. 247). Разница,
или невязка, в координатах действительной и
счислимой точек несет важную информацию.
Если не было ошибок при прокладке курса, то
невязка вызвана отличием действительного
приливного течения от предполагаемого.
Например, в 11.00 получена (обсервована) точка
положения и на этот момент времени нанесена
счислимая точка. Разница в их координатах
показывает, что приливное течение на 50 %
сильнее, чем предполагалось.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ
Умение с точностью находить
координаты -важный навык в судовождении.
После прокладки курса на карте, определения
расчетного положения яхты необходимо
проверить точность счисления пути яхты. Для
этого проводят обсервацию, т. е. получают
точку пересечения по крайней мере двух
линии положения яхты, нанесенных на карту
по пеленгам на видимые объекты, имеющиеся
на той же карте. Точка пересечения пеленгов
и даст местоположение яхты.
Существует несколько методов
получения линии положения. Чаще всего
визуальные направления - пеленги объектов -
определяют с помощью ручного компаса-пеленгатора.
Можно также применять радиопеленгатор (см.
с. 250). При использовании другого метода
находят расстояние до объекта и пеленг. В
этом случае после определения расстояния
от яхты до объекта получают линию положения
в виде дуги окружности. Какой бы метод ни
использовали, должна быть гарантирована
идентификация выбранного объекта на карте.
Обязательно проверьте, не допущено ли
ошибок при идентификации, иначе ваш труд
будет обесценен. Можно довольно точно
определить местоположение яхты, если
замерять глубины, следуя линии изобат (см. с.
251), или делать несколько промеров и
сравнивать их с глубинами, отмеченными на
карте. Для уточнения положения можно
воспользоваться также
створом.
ПЕЛЕНГОВАНИЕ ПО КОМПАСУ
Наиболее известный способ
обсервации - пересечение на карте двух или
трех линий положения, полученных компасным
пеленгованием объектов. В этом случае важно,
чтобы пеленги пересекались под углом,
близким к 90°. Линии положения от трех
объектов при пересечении должны
образовывать два угла, близких к 60°.
Значительное преимущество имеет
использование трех объектов - любая ошибка
сразу становится видна. На практике три
линии пеленгов вряд ли пересекутся в одной
точке, и тогда образуется треугольник
погрешностей, размер которого служит
показателем точности пеленгования. Если
площадь треугольника велика, пеленги
следует уточнить. Местоположение яхты
определяют обычно в центре треугольника, но
фактически яхта может оказаться и вне его.
Если яхта находится рядом с каким-либо
препятствием, проведите циркулем из центра
треугольника окружность радиусом, равным
двойной длине самой длинной стороны
треугольника. Местоположение яхты выберете
на окружности в точке, ближайшей к
возможному препятствию.
Линии положения двух предметов,
используемых для получения обсервованной
точки, должны пересекаться под углом,
близким к 90°
При использовании трех объектов для
пеленгования точные результаты будут
получены, если линии образуют два угла,
близких к 60°каждый
Чем ближе объект пеленгования к яхте,
тем меньше возможная ошибка. Небольшая
ошибка в районе А существенно меньше, чем в
районе В
ВЗЯТИЕ КОМПАСНОГО ПЕЛЕНГА
Для взятия пеленга большинство
яхтсменов используют ручные компасы-пеленгаторы.
Чтобы обсервация была максимально точной,
особое внимание следует уделить
пеленгованию. Выберете такое место на яхте,
чтобы в радиусе 2 м от вас не было
крупного стального предмета, и привяжите
себя как можно надежней к трапу или к мачте.
В последнем случае используйте
страховочный пояс и сядьте так, чтобы обе
руки были свободны. Определив объект на
карте, наведите компас на объект при помощи
V-образной прорези или кольца с мишенью. До
взятия пеленга дайте картушке компаса
устояться;
Возьмите по три пеленга на ' каждый
объект и усредните значения для конечного
пеленга. Попросите кого-либо записывать
пеленги по мере их взятия и пусть
записывающий произносит эти значения вслух.
Для нанесения пеленга на карту предварительно исправьте его из
компасного в истинный, а затем проведите
при помощи прокладочных инструментов линию
(обратный пеленг) от объекта в направлении,
противоположном пеленгу, полученному с
яхты. Обсервованную точку отмечают на карте
кружком с точкой посередине, около нее
указывают время и пройденный путь.
ОДНА ЛИНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
Иногда можно взять пеленг только
одного объекта. Это не должно ставить
штурмана в тупик, так как существует
несколько способов определения положения
даже по одному пеленгу. Если пеленг
параллелен или почти параллелен курсу яхты,
он позволит решить, можно ли следовать
далее этим курсом. Если пеленг пересекает
курс яхты под углом приблизительно 90°,
точку траверза штурман может использовать для проверки
расчетной скорости. Линия положения,
определенная створом, помогает войти в гавань или выйти из
нее. Один пеленг также можно
использовать в качестве ограничивающей линии,
чтобы избежать опасностей,
находящихся с одной или другой стороны линии
положения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КРЮЙС-ПЕЛЕНГУ
Если для взятия нескольких пеленгов
через заданные интервалы времени
используют один береговой объект, то этот
метод называют крюйс-пеленгом. Он не так
точен, как обсервация по двум и более
объектам, описанная ранее, но в некоторых
случаях может быть очень полезен. Первый
пеленг на объект наносят на карту, указывая
время и показания лага. Когда яхта пройдет
некоторое расстояние и пеленг объекта
достаточно изменится, чтобы составить угол
50-100° с первым пеленгом, необходимо взять
второй пеленг на тот же объект и также
проложить на карте с указанием времени и
показания лага. Между взятием пеленгов яхту
надо удерживать на постоянном курсе,
который также записывают. При -отсутствии
течения между линиями пеленгов из любой
точки на первом пеленге проводят линию
курса яхты относительно дна с поправкой на
дрейф. Исходя из показаний лага вдоль линии
курса откладывают расстояние, пройденное
за время между взятием пеленгов. Затем,
пользуясь параллельной линейкой или другим
прокладочным инструментом, через
полученную точку проводят линию,
параллельную первому пеленгу. Этот прием
называют переносом линии положения. Точка
пересечения линий перенесенного пеленга и
второго пеленга показывает положение яхты
во время взятия второго пеленга. При
наличии приливного течения штурман должен
найти в атласе приливов направление и
скорость течения в период между взятием
пеленгов, а затем учесть это при расчете
пройденного расстояния, чтобы получить
свое действительное передвижение
относительно дна. Крюйс-пеленг - полезный
технический прием, точность которого можно
повысить, если два пеленга удастся привести
ко времени третьего, используя
показания лага. В результате можно будет
построить треугольник ошибок, по размерам
которого оценивают точность информации,
полученной при пеленговании, замерах и
пересчетах. Крюйс-пеленг применяют также в
случаях, когда нельзя взять пеленги на один
и тот же объект.
Например, если яхта идет вдоль
побережья при плохой видимости, можно
получить один пеленг на объект прежде, чем
он скроется из виду. Спустя некоторое время
удается увидеть другой объект и взять на
него второй пеленг. Тогда, как и прежде,
первый пеленг надо привести ко времени
взятия второго пеленга.
При отсутствии приливного течения
линию положения (первого пеленга) объекта
переносят параллельно, проводя ее через
конечную точку отрезка пройденного
расстояния за время между взятием пеленгов
При наличии течения надо ввести
поправку на его воздействие (снос), прежде
чем переносить линию первого пеленга