Большинство начинающих плавать под парусами на
швертботах переходят затем на крейсерские яхты, так как специфика плавания на небольшой яхте теряет свою привлекательность Однако некоторые
учатся ходить под парусами сразу на больших яхтах В этом случае плавание будет безопасным, только если на борту яхты находится опытный экипаж и
руководит обучением знающий яхтсмен Крейсерские яхты значительно больше швертботов, они имеют спальные места (от двух коек на самых маленьких
яхтах и до 12, а иногда и более, на самых больших) и, как правило, постоянный фальшкиль Стоимость крейсерских яхт гораздо выше, чем швертботов, и для
начинающих яхтсменов было бы непростительным легкомыслием пытаться сразу же сесть за руль крейсерской яхты - это может привести к серьезным
повреждениям и собственной, и других яхт.
Для капитана и экипажа креисерскои яхты очень важно в совершенстве овладеть искусством швартовки и постановки на
якорь
Крейсерские яхты очень редко проектируют для одиночного плавания, и одно из основных отличий их от швертботов связано с
организацией работы команды на многих крейсерских яхтах требуются по меньшей мере три человека для управления - рулевой (капитан) и команда из
двух человек
На крейсерских яхтах, предназначенных для плавания на большие расстояния, большая часть времени экипажа проходит в общении
Поскольку жилые помещения на борту большинства яхт довольно тесные, важно, чтобы плавание было тщательно организовано как с точки зрения
квалификации экипажа, так и подбора его на совместимость
Любой, кто собирается путешествовать на крейсерской яхте, при выборе маршрута должен учитывать, что частично он будет пролегать
в оживленных водах и в районах судоходных линий Хотя большинство стран не требуют, чтобы яхтсмены имели при себе специальные права, тем не менее
любой рулевой крейсерской яхты должен тщательно ознакомиться с правилами и инструкциями, регламентирующими плавание на судах, и иметь полное
представление, как вести судно в любых условиях, в том числе в плохую погоду и ночью. В большинстве стран имеются официальные курсы по управлению
крейсерской яхтой и навигации, которые любому яхтсмену - опытному или начинающему - рекомендуется окончить Одно из главных удовольствий, которое
доставляет крейсерское плавание, - это возможность побывать в новых портах и районах плавания Если вы предполагаете совершать длинные переходы
в открытом море, то необходимо хорошо подготовиться к этому и тщательно спланировать свое путешествие.
Преимущество крейсерского плавания по сравнению с плаванием на швертботе в том, что оно имеет много вариантов.
В частности,
оно особенно подходит для семейного плавания, поскольку на борту яхты можно провести отпуск.
При большом
скоплении яхт в спортивных гаванях нелегко найти место для швартовки и подойти к причалу, не создавая неудобств для экипажей соседних судов
Многие яхтсмены отправляются в крейсерское плавание в качестве матросов на чужих яхтах. На матроса возлагается особая
ответственность на борту и он должен приготовиться самостоятельно выполнять свою часть работы, следуя рекомендациям, которые будут даны на с 156.
Как только начинающие яхтсмены приобретут опыт, у них появляется желание участвовать в гонках Для этого они должны вступить в
яхт-клуб, который организует соревнования или участвует в них.
Хотя океанские плавания и гонки не рассматриваются в этой книге, многие семейные крейсерские яхты достаточно мореходны, чтобы
пересекать океаны, и достаточно быстры, чтобы принимать участие в гонках при условии, что капитан и экипаж имеют соответствующий опыт.
ВЫБОР КРЕЙСЕРСКОЙ ЯХТЫ
Приобретение крейсерской яхты - ответственное мероприятие, связанное с затратой крупной суммы денег, поэтому, выбирая нужную
яхту, необходимо тщательно все обдумать. Рынок предлагает много типов яхт и, прежде чем остановить на чем-нибудь свой выбор, надо посоветоваться,
например, с экспертом. В любом случае покупка крейсерской яхты, до тех пор пока вы не стали опытным яхтсменом, будет несколько опрометчивым
поступком. Однако если вы все-таки решили ее купить, управлять яхтой должен тот, кто имеет опыт капитана
Основное, чем нужно руководствоваться при выборе яхты, - это каким образом она будет использоваться, в каких водах ей предстоит
плавать, какое количество спальных мест вам необходимо иметь на борту и, наконец, сколько вы можете заплатить за яхту.
Крейсерские плавания на
яхте имеют немало привлекательного. И быстроходная крейсерско-гоночная яхта (см вверху), и мелкосидящий семейный мини крейсер
доставляют
своим владельцам много удовольствия, хотя и привлекают совершенно разных яхтсменов
Диапазон крейсерского плавания очень широк - от кратковременного плавания с семьей до долгих морских переходов Выбирая яхту,
следует учитывать, что высокая ее стоимость в действительности не является показателем самой лучшей яхты Напротив, некоторые малые яхты лучше
подходят для долгих морских путешествий, чем большие Длина яхты, которую вы собираетесь приобрести, определяется скорее вашими финансовыми
возможностями, чем другими соображениями. Многие предпочитают купить подержанную яхту, но стоимость обслуживания такой яхты
будет достаточно высока, поэтому сначала следует показать ее эксперту. Другой момент, который надо помнить при выборе яхты, - место, где она будет
швартоваться. Если ближайшая гавань находится в приливных водах, было бы разумнее выбрать яхту, которая при отливе устойчиво встает на грунт,
например яхту со скуловыми килями.
Ниже показаны четыре типа крейсерских яхт - трейлерная, малая крейсерско-гоночная, большая семейная и специальная для больших
крейсерских гонок. В прессе большинства стран регулярно дается реклама продающихся новых и подержанных яхт, яхтенные брокеры также дадут
информацию и совет будущему покупателю яхты.
ТРЕЙЛЕРНАЯ ЯХТА
Яхта типа „Е боут" предназначена для плавания четырех человек и имеет подъемный шверт. Она наиболее удобна для коротких
морских путешествий и плаваний выходного дня, но из-за ограниченной площади жилых помещений и оборудования длительные переходы на ней
некомфортабельны. К яхтам этого типа относятся также „О'Дей-22", „Хантер соната", „Каравелла-22", „ЛЭС-23" (СССР).
МАЛАЯ КРЕЙСЕРСКО-ГОНОЧНАЯ ЯХТА
„Арманьяк" - малая крейсерская яхта с глубоким килем Яхты этого типа обладают хорошими мореходными качествами, и их
используют как для гонок, так и для крейсерского плавания. Жилые помещения достаточно комфортабельны для пяти человек на период
продолжительного прибрежного плавания Однако для управления такой яхтой требуется опытный экипаж, и поэтому она не всегда подходит для
семейных плаваний. Подобные яхты - „Контесса-28", „Колумбия-31", „Гринда-27", „ЛЭС-31"(СССР)и др.
ЯХТА ДЛЯ БОЛЬШИХ КРЕЙСЕРСКИХ ПЛАВАНИЙ
„Ванкувер-27" - яхта, предназначенная для плаваний на большие дистанции. Ее можно порекомендовать опытному яхтсмену,
желающему совершить продолжительное морское плавание с небольшим, но опытным экипажем. Яхта имеет длинный киль и вооружение тендера. Она
оборудована цистернами повышенной вместимости для воды и емкостями для хранения продовольствия. Для подобных плаваний подходят также яхты „Дюфур-31",
„Николсон-31" и „Велиант-32".
СЕМЕЙНАЯ КРЕЙСЕРСКАЯ ЯХТА
„Уестерли-33" - это широкая крейсерская яхта, жилые помещения которой рассчитаны на семь человек. Яхта может иметь вооружение
типа шлюп или кеч (как показано на рисунке), а также плавниковый либо скуловые кили. Она легка в управлении, поэтому ее экипаж может состоять из
сравнительно неопытных яхтсменов, что идеально подходит для семейного плавания. Другие яхты этой категории - „Сотерли-33", „Дюфур-35" и „Макси-95".
ТИПИЧНАЯ КРЕЙСЕРСКАЯ ЯХТА
Планировка (внутренних помещений и палубы) большинства крейсерских яхт среднего размера примерно одинакова.
Показанная на рисунке крейсерская яхта „Контесса-32" - это бермудский шлюп, у которого комфортабельные жилые помещения
сочетаются с хорошими мореходными качествами Ее можно использовать и для крейсерского плавания, и для гонок, и в качестве модели для иллюстрации
технических приемов управления крейсерской яхтой, рассматриваемых ниже Современные крейсерские яхты таких же размере-ний, например „Картер-30"
(ПНР), незначительно отличаются по конструкции и планировке, но основные мореходные качества остаются неизменными.
ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ
Жилые помещения делят на три основные части. форпик, гальюн (морское название туалета) и кают компанию (общий салон). Форпик
оборудован двумя койками, шкафчиками и рундуками для хранения вещей Гальюн, который также включает умывальник, отделен от кают компании дверью.
Кают-компания вмещает одну двухместную и две одноместных койки, камбуз и штурманский уголок Двигатель расположен под трапом.
ПЛАНИРОВКА ПАЛУБЫ
Планировка палубы крейсерской яхты позволяет работать с парусами, не выходя из кокпита. Палуба изготовлена из стеклопластика с
нескользящей поверхностью и имеет леерное ограждение. Более детальное описание всего палубного оборудования и возможностей его использования
будет дано далее.
ПЛАНИРОВАНИЕ КРЕЙСЕРСКОГО ПЛАВАНИЯ
Для тех, кому нравится крейсерское плавание, вряд
ли найдется какой-либо другой род деятельности, приносящий столько же радости и удовлетворения, как выход в море под парусами, сложный переход и
благополучное возвращение в порт Успеха, однако, можно достичь только в результате тщательного планирования плавания В период первой своей
навигации вы, очевидно, начнете с дневных плаваний, но по мере приобретения опыта и компетентности вам захочется пойти дальше.
Когда команда и яхта
готовы к выходу в море, капитан должен выбрать наилучший метод отхода от причала
Количество людей на борту зависит от размеров яхты и числа спальных мест, хотя это не относится к дневным плаваниям, когда можно
взять несколько дополнительных пассажиров Однако планируя любое крейсерское плавание, особенно длительное, следует много внимания уделить
подбору вашей команды. Необходимо, чтобы члены экипажа обладали достаточным опытом, особенно если предстоит ночное плавание Перед тем как
подняться на борт яхты, команде, должна пройти соответствующий инструктаж и знать, какую одежду взять с собой и как ее упаковать в легкую
складную сумку Следует также уточнить, нужно ли брать водонепроницаемую одежду и какую именно
Очевидно, вам потребуется заранее спланировать маршрут плавания (см. гл „Навигация") Зная расстояние, надо подсчитать
примерное количество часов, которое вы будете находиться в плавании и оценить уровень квалификации команды Когда маршрут плавания намечен и
команда проинструктирована, пора подумать о самой яхте. Необходимо проверить ее и убедиться, что она мореходна и все снаряжение в порядке Далее
следует организовать закупку продуктов, заправку топливом и водой, а также рассмотреть вопрос, где и когда вы сможете сделать остановку, чтобы
пополнить запасы На борту должен быть некоторый излишек продуктов и воды на случай непредвиденной задержки
Перед выходом в море вашу яхту надо застраховать и соответствующие бумаги привести в полный порядок, особенно если вы идете за
границу Постарайтесь предусмотреть все случайности. Разработайте запасные варианты маршрута вашего плавания на случай, если придется изменить
предполагаемый переход из-за плохого прогноза погоды или по какой-либо другой причине. Учтите, что ваша команда, особенно если в ней есть дети, не
всегда будет разделять ваш энтузиазм непосредственно только от плавания, поэтому отведите некоторое время для развлечений на берегу. Когда вы
собрали команду, проводите ее на борт и покажите, как работают все механизмы в каюте и на палубе Распределите между ее членами койки и рундуки и
дайте указание уложить личные вещи так, как положено на судне Если что-либо на яхте вызывает ваши опасения или сомнения, проведите
дополнительный инструктаж по безопасности плавания до выхода в море и убедитесь, что все смогут принять необходимые меры предосторожности
СЛУЖБА БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ
Служба береговой охраны в большинстве стран координирует спасательные операции на море, ведутся ли они их собственными силами,
ВМФ, воздушными силами, обществом спасения на водах или же местными судоходными компаниями. Большинство служб береговой охраны требуют
заполнить оплаченную заранее карточку на станциях береговой охраны, в яхт-клубах или •"•» конторе капитана порта. Ее заполняют до выхода в
море и посылают на вашу местную станцию береговой охраны. Карточка содержит подробную информацию о ваших яхте, базе, пункте назначения и
предполагаемом маршруте Она имеет отрывную часть (листок), который вы можете послать кому-нибудь из родственников или друзей перед отходом,
чтобы в случае необходимости они смогли связаться с соответствующей станцией береговой охраны. Если же вы изменили свои планы, будучи в море, вам
следует уведомить береговую охрану (по УКВ), чтобы они смогли вести точную запись вашего движения. По прибытии в пункт назначения вы должны
уведомить береговую охрану по УКВ или телефону Если они не получат от вас известий, то могут начаться поисково-спасательные работы.