Старт против ветра на простой
стартовой линии с судейским катером (см. рис.
внизу слева)
С точки зрения организационного
комитета форма стартовой линии будет
наиболее простой, если использовать створ,
находящийся на берегу. Разметка стартовой
линии с судейского катера требует
дополнительной организации и оборудования.
Практически все старты имеют определенные
линии (створы) за исключением стартов через
ворота, используемых в гонках большого
числа швертботов. Длина линии старта -очень
важный фактор; рекомендуемая длина должна
быть как минимум в 1,25 раза больше суммарной
длины всех стартующих яхт.
Береговой створ без внутренней или
внешней ограничивающей вехи
Это самая простая форма стартовой
линии. Однако невозможность перемещения
створов при изменении направления ветра
ограничивает вероятность старта прямо
против ветра. Отсутствие внутренней и
внешних ограничивающих вех позволяет
участникам гонок стартовать в любом месте
линии
Береговой створ с внешней вехой
Эта стартовая линия аналогична
первой, но наличие внешней вехи
ограничивает ее длину. Расположение вехи на
линии берегового створа очень помогает
участникам гонок при старте
Береговой створ с внешней и
внутренней вехами
Вехи, установленные на стартовой
линии этого типа, ограничивают район старта.
Организационный комитет, выставляя
стартовую линию, должен постараться, чтобы
вехи находились на линии створа, хотя это
условие не является обязательным
Простая стартовая линия с судейским
катером
С помощью судейского катера
значительно легче дать старт против ветра.
Организаторы гонок должны уметь разметить
стартовую линию, которая определяется
створом мачты судейского катера и внешней
вехой или буем
Стартовая линия с судейским катером
и внешней и внутренней вехами
Этот старт аналогичен предыдущему.
Отличие лишь в том, что недалеко от
судейского катера устанавливают
внутреннюю веху, ограничивающую подход к катеру участников
соревнований
Стартовая линия между двух вех или
буев
Некоторые организаторы гонок
ограничивают стартовую линию двумя вехами.
Судейский катер может находиться у одной из
этих вех и не отдавать якорь, что удобно в
ветреную погоду. В случае необходимости,
если изменится направление ветра, линию
старта можно перенести
СТАРТ ЧЕРЕЗ ВОРОТА
При участии в соревнованиях
большого числа швертботов используют старт
через ворота. Линию старта определяет яхта
-„следопыт". Примерно за 30 с до старта „следопыт"
проходит
близ стоящего на якоре судейского катера
курсом крутой бейдевинд левого галса. За
ним сразу же следует судейский катер -„вратарь".
Для избежания столкновений „следопыта" с
другими яхтами с подветренной стороны от
него должен находиться судейский
ограждающий катер. Приблизительно за 10 с до
старта экипаж катера-„вратаря"
выбрасывает веху, чтобы обозначить
внутреннюю границу стартовой линии. Сразу
после подачи сигнала старта участники
могут пересекать линию между буем и кормой
катера-„вратаря". „Следопыт"
продолжает идти левым галсом, пока ему не
разрешат присоединиться к гонке подачей
соответствующего сигнала, а катер-„вратарь"
либо остановится, либо выбросит другую веху,
ограничивающую стартовую линию. Яхты
успешно стартуют через ворота в умеренные
постоянные ветры, так как в основе этого
старта лежит постоянный курс, близкий к
ветру. В слабые и переменчивые ветры старт
через ворота менее эффективен. Противники
старта через ворота считают, что из-за
отсутствия борьбы на стартовой линии
ущемляются интересы более опытных
яхтсменов. Ожидая старта через ворота, надо держаться, по
возможности, с подветренной стороны курса,
которым идет „следопыт", в противном
случае можно оказаться по другую сторону
от стартовой линии и не суметь вернуться.
Подходить к корме катера - „вратаря"
следует в крутой бейдевинд правого галса. а
не курсом, близким к галфвинду, чтобы не
попасть в зависимость от яхт, стартующих в
крутой бейдевинд.
Старт через ворота. Швертбот К6551
является „следопытом"; все швертботы стартуют позади
судейского катера - ,,вратаря", следующего
за кормой „следопыта"
Сбросив ограничивающую веху, катер-„вратарь" идет вслед за „следопытом" в
сопровождении катера с подветренного борта.
Катер-„вратарь" уже дал старт, одни швертботы
пересекли стартовую линию, другие еще
ожидают старта
ПОДГОТОВКА К ГОНКЕ
Существует определенная
последовательность подготовки и проверки
яхты перед спуском на воду для участия в
гонке. Будет очень обидно выйти на старт и
обнаружить, что в спешке вы забыли спинакер
или какую-либо важную часть оборудования.
Время, необходимое для подготовки яхты,
зависит от ее типа: например, „Летучему
Голландцу", имеющему сложное вооружение
и настройку, понадобится 2-3 ч, в то время как
„Лазеру" - более простому в управлении -
потребуется несколько минут. Надо
осмотреть корпус и убедиться, что он не
поврежден и свободен от грязи и масла.
Оборудование и такелаж следует тщательно
проверить и заранее заменить все
изношенные и вызывающие сомнение части.
Многие забывают сделать замену вовремя, а
затем сетуют, что из-за поломки
оборудования проиграли гонку. Опытным
яхтсменам это непростительно, так как можно
избежать неприятностей, уделив чуть больше
внимания яхте. Необходима абсолютная
уверенность, что яхта вооружена и настроена
правильно для условий гонки.
Готовя катамаран к гонке, яхтсмены
тщательно проверяют его перед спуском на
воду
Все оборудование яхты, указанное в
правилах класса или парусных инструкциях,
следует надежно уложить и закрепить на
борту. К оборудованию яхты относят также
якорь, черпак и весла. Яхтсмен должен
одеться в соответствии с предполагаемой
погодой, так как если он будет страдать от
холода или жары, это отразится на его
успехах. Одежда яхтсмена не должна стеснять
его движений, оказывая при этом наименьшее
сопротивление ветру.
Если вы предполагаете пробыть в море
длительное время, надо сделать запас
продуктов и воды. Во время гонки не всегда
удается поесть, однако можно что-нибудь
выпить. Напиток должен содержать большое
количество глюкозы, что помогает
восстановить силы.
Внимательное изучение парусных
инструкций и знакомство с системой
подсчета очков облегчит выяснение любых
вопросов с судейской коллегией. Очень
удобно иметь инструкции на борту, так как во
время гонок, находясь в напряжении, бывает
трудно вспомнить какой-нибудь важный пункт.
Инструкции надо хранить в полиэтиленовой
обложке, чтобы предохранить их от влаги.
Иногда участникам гонки выдают
регистрационный жетон или бирку. В этом
случае гоночному комитету значительно
легче выяснить, кто из участников гонки не
вернулся. Организаторы гонок обычно
дисквалифицируют тех участников, которые
забывают взять жетоны. Такие же меры
применяют и к яхтсменам, не вернувшим
жетоны в течение определенного времени
после окончания гонки. Можно
порекомендовать сделать соответствующую
запись на палубе яхты у одного из бортов,
которая будет напоминать о жетоне.
СИСТЕМА ПОДСЧЕТА ОЧКОВ
Многие соревнования организуют в
виде серии гонок, победителем которых будет
яхта, получившая при пересчете лучшее
число очков. Существуют различные системы
подсчета очков и очень важно еще до старта
ознакомиться с той системой, которую
используют в гонках, чтобы оценить
положение своей яхты относительно
соперников еще в ходе соревнования. Обычно
в чемпионатах и других крупных
соревнованиях применяю г олимпийскую
систему подсчета. По этой системе в каждой
серии должно быть семь гонок, но на практике
иногда бывает и меньше (но не менее пяти).
Очки распределяют следующим образом: первое место - 0, второе - 3; третье - 5,7;
четвертое - 8; пятое - 10; шестое - 11,7; седьмое и ниже - номер занятого места
плюс 6 очков. В случае если яхта не
стартовала или сошла с дистанции, или
была дисквалифицирована, число полученных
ею очков равно количеству участников гонки
плюс 1 очко. Победителем считается тот, у
кого окажется наименьшее количество очков
в конце серии гонок. При этом каждому
участнику не учитывают результат одной (худшей)
гонки.
СИГНАЛЫ И ФЛАГИ
Подготовительный флаг на мачте
судейского катера, находящегося на линии
старта, показывает, что до начала гонки
осталось меньше 5 мин
Информацию о прохождении гонок
передают с помощью флагов, вымпелов и
звуковых сигналов. В большинстве
соревнований используют принятый всеми
странами флажный код, с которым нужно
обязательно ознакомиться. Однако в
некоторых клубах действует другая система
сигналов, поэтому ориентироваться надо на
местные инструкции гонок. Сигналы
разделяют на три группы: относящиеся к
соревнованию в целом, к процедуре старта,
инструктирующие в ходе гонок (например,
показывают изменение дистанции). Некоторые
наиболее часто используемые флажные
сигналы приведены ниже. Обычно поднимают
одновременно несколько флагов на стартовом
пирсе или на главном судейском катере.
Необходимо также слушать звуковые сигналы,
которые подают с целью привлечь внимание к
изменениям флагов. Увидев флаг вашего
класса, надо начинать двигаться в сторону
линии старта. Старт считается открытым,
когда флаг вашего класса спускают.
ФЛАГИ
ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ ЯХТ
Протестовый флаг
Если вы нарушили правила, будьте
готовы понести наказание в соответствии с
парусными инструкциями. Однако при
уверенности в своей правоте надо заявить
протест другому участнику инцидента и
показать флаг протеста
Во время гонки вы часто находитесь в
непосредственной близости от других яхт.
Именно в таких случаях очень важно знание
правил гонок для избежания инцидентов,
которые могут привести к вашей
дисквалификации. Для начала достаточно
ознакомиться с некоторыми основными
правилами. Но по мере приобретения
опыта участия в гонках следует расширять
знания, пользуясь официальным сборником
правил Международного союза парусного
спорта (ИЯРУ). Сборник правил можно получить
через национальные парусные комитеты.
Некоторые основные правила приведены ниже,
их упрощенное изложение поможет понять
официальные формулировки, имеющиеся в
сборнике правил. Если неопытному гонщику
будет что-то не ясно, лучше всего уточнить
эти вопросы непосредственно в клубе.
Чисто позади и чисто впереди
Яхта находится чисто позади, если
она расположена за воображаемой линией
траверза самой задней точки корпуса или
вооружения другой яхты. Красная яхта чисто
позади зеленой и связана с желтой, а желтая -
с зеленой
На одном галсе (приводятся)
Если зеленая яхта идет чисто впереди
или является подветренной, она может
приводиться к ветру. Красная яхта должна
уступать ей дорогу (правило 38.1)
Наблюдение по траверзу
Если рулевой наветренной яхты
находится впереди мачты подветренной яхты,
он может не уступать дорогу (правило 38.2)
На разных галсах
Красная яхта, идущая левым галсом,
должна уступить дорогу зеленой яхте, идущей
правым галсом (правило 36)
На одном галсе (связаны)
Наветренная красная яхта должна
уступить дорогу подветренной зеленой
яхте (правило 37.1)
На одном галсе (не связаны)
Красная яхта, идущая чисто позади,
должна сторониться зеленой яхты, идущей
чисто впереди (правило 37.2).
ПРЕПЯТСТВИЯ И ЗНАКИ
Одна из наиболее критических
ситуаций любой гонки - огибание знака.
Здесь сходятся одновременно несколько яхт,
и нужно быть особенно уверенным в
собственных правах, чтобы занять наилучшую
позицию и избежать столкновения.
Существует много правил, применяемых
специально к огибанию знаков и препятствий.
Подходя к знаку или препятствию, следует
посмотреть на другие яхты и решить, кто
имеет право прохода первым Надо уметь также
быстро уступать дорогу, если яхта, имеющая
больше прав в этой ситуации, потребует
места около знака.
Право на место для поворота
Это правило действует в случае,
когда две яхты идут курсом гоночный
бейдевинд и приближаются к препятствию
одним галсом. Если яхте А, находящейся с подветренной стороны
или чисто впереди другой В, необходимо
повернуть, она может потребовать от яхты В
места для поворота оверштаг (правило 43.1)
Огибание или прохождение знаков и
препятствий
В случае когда две или более яхт
готовятся обогнуть или пройти знак или
препятствие с одной стороны, наружная яхта
должна дать место каждой внутренней,
связанной с ней, яхте: А дает дорогу В и С,
но В дает дорогу только С. Яхта D, идущая чисто позади, не может
требовать места у знака, пока она не
станет связанной с наружными яхтами А, В
или С. Связанность яхты D с другими
должна наступить на расстоянии от знака или
препятствия не менее двух длин ее
корпуса (правило 42.1)