Плавание в одиночку имеет много
привлекательного. Оно дает возможность
испытать себя в управлении парусом, когда
нет рядом матроса, который помогает или
подсказывает. Плавая в одиночку, приходится
полностью отвечать за все действия и
маневры яхты, и любой достигнутый успех -это
ваш личный успех.
Многие предпочитают одиночное
плавание, так как одноместные швертботы
обычно проще в управлении и обслуживании,
меньше по размеру и дешевле. Их. можно легко
перевозить на крыше автомобиля.
Существуют различные типы
одноместных швертботов - от очень маленьких
детских швертботов, таких как „Оптимист",
до яхт олимпийских классов, таких как „Финн".
Они несут, как правило, только один парус,
который ставят на мачте, расположенной
ближе к носу (вооружение типа кэт). Мачты
некоторых одноместных швертботов не имеют
стоячего такелажа, поэтому только изгиб
мачты обеспечивает высокоэффективную
форму паруса.
Трудно сравнивать характеристики
одно-и двухместных швертботов, так как у
каждого проекта свои отличия и особенности,
что и определяет действия рулевого. Многие
одноместные швертботы очень чувствительны
к перемещениям яхтсмена, и поэтому
необходимо постоянно контролировать
поведение швертбота при любом сделанном вами движении. Очень важна
правильная настройка паруса, поскольку он
единственный. Может случиться так, что
настраивать парус придется во время
плавания. На швертботах типа „Лазер"
важную роль в настройке паруса играет
оттяжка шкотового угла (грота-шкот) - ее
выбирают, когда ветер становится сильнее.
При плавании острыми курсами на швертботах,
оснащенных мачтой без штага и вант, рулевой,
перемещаясь, уравновешивает швертбот с
учетом влияния изгиба мачты на кренящую
силу. Одноместные швертботы успешно
конкурируют с двухместными на курсах,
близких к галфвинду, в умеренный ветер и
особенно на волнении, когда появляется
возможность глиссировать. Управлять
одноместными швертботами легче всего на
курсах, близких к галфвинду. На полных
курсах они ведут себя не так, как
двухместные, и управление ими порой
затруднено. Поскольку одноместные
швертботы несут только один парус, они
имеют тенденцию приводиться к ветру. Однако
ее можно преодолеть, если накренить яхту на
ветер. В сильный ветер для уменьшения
кренящей силы нужно травить гика-шкот.
Одноместный швертбот класса „Лазер"
(„Луч ) как наиболее популярный выбран для
рассмотрения в этом разделе. Он имеет
вооружение типа кэт (мачта в носу), мачту без
стоячего такелажа и парус со свободной
нижней шкаториной.
ВООРУЖЕНИЕ ШВЕРТБОТА
Парус швертбота „Лазер" имеет
специальный рукав, в который вставляют
мачту. Это означает, что сначала на мачту
надевают парус, а потом ее ставят на яхту.
Оттяжка Канингхема удерживает мачту от
выскакивания из степса. Рангоут швертбота
очень легок, однако вооружать „Лазер"
значительно проще, если рядом есть помощник.
1 Парус надевают на мачту после
соединения двух ее частей
2 Мачту держат прямо, пока гик
надевают на штырь (шарнир)
3 Шкотовый угол привязывают к гику,
выбирают грота-шкот и закладывают его за
стопор
4 Оттяжку Канингхема обводят вокруг
гика и закладывают за утку на палубе
5 Тали оттяжки гика крепят так, чтобы
их натяжение можно было регулировать снизу
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
Большинство одноместных швертботов
очень чувствительны к любым перемещениям
яхтсмена, поэтому при повороте оверштаг
необходимо точно рассчитать свои движения.
Двигаться поперек яхты нужно плавно, но в то
же время быстро, а переместившись на другую
сторону швертбота, следует сразу же
свеситься за борт. В течение всего поворота
надо стараться удерживать швертбот на
ровном киле (без крена).
1 Яхта идет без крена. Рулевой,
начиная поворот, перекладывает румпель от
себя
2 Когда гик приближается к ДП,
рулевой травит гика-шкот и начинает переход
на другой борт
3 Держа гика-шкот, рулевой
поворачивает удлинитель и устанавливает
румпель в ДП
4 Рулевой садится на новый борт и
меняет руки на удлинителе румпеля и гика-шкоте
5 Рулевой уравновешивает швертбот и
настраивает грот для нового галса
ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД
Перед поворотом фордевинд швертбот
должен идти с большой скоростью. Шверт
следует опустить на 1/3 или 1/2 его длины. Во
время поворота фордевинд надо удерживать
швертбот либо без крена, либо с креном на
ветер. Чтобы гика-шкот не зацепился за
транец и гик плавно перешел с одного борта
на другой, рекомендуется немного выбрать
гика-шкот.
1 Удерживая швертбот на курсе
фордевинд, рулевой перекладывает
удлинитель румпеля на другой борт
2 Заложив гика-шкот в стопор, рулевой
меняет руку на удлинителе
3 Рулевой кренит швертбот на ветер,
перекладывает румпель и отдав! гика-шкот со
стопора
4 Когда гик переходит на новый борт,
рулевой перемещается в сторону
противоположного борта и ставит румпель в
ДП
5 Рулевой садится на новый борт,
разворачивает удлинитель румпеля к себе и
удерживает швертбот от крена
КАТАМАРАНЫ
Катамараны - это легкие
двухкорпусные суда, которые имеют большую
площадь парусов, чем однокорпусные яхты, и
поэтому могут достигать более высоких
скоростей Разнесенные на значительное
расстояние корпуса обеспечивают
катамарану повышенную начальную
остойчивость Кроме конструктивных
особенностей, обусловленных наличием двух
корпусов (например, центральная
брезентовая или сетчатая палуба-трамплин,
двойной руль, шпрюйт штага), есть и другие
характерные отличия от однокорпусных
гоночных яхт, связанные с управлением
катамараном на высоких скоростях Паруса
катамарана значительно более плоские, грот
имеет сквозные по всей ширине латы,
обеспечивающие его жесткость Управляют и
гротом, и стакселем при помощи сложной
системы блоков, что значительно облегчает
их настройку На катамаране устанавливают
профилированную и поворачивающуюся мачту
для более эффективного обтекания паруса
потоком воздуха Техника плавания на
катамаране имеет некоторые отличия от
плавания на однокорпусных швертботах
Поскольку катамараны более остойчивы, чем
однокорпусные яхты, на них легче
производить поворот фордевинд Однако они
тоже могут перевернуться, а иногда
переворачиваются даже через нос Это
происходит в случае, когда катамаран идет с
высокой скоростью и носовые оконечности
корпусов зарываются в воду Следует помнить,
что самый быстрый курс для катамаранов - это
бакштаг Задача экипажа состоит в выборе
таких курсов, на которых катамаран
достигает максимальной скорости Например,
наиболее эффективно идти не чистым фордевиндом,
а лавировать в бакштаг, меняя галсы
Перед выходом в море на катамаране
надо обязательно надевать
водонепроницаемый костюм, так как из-за
высокой скорости на яхтсменов попадает
много воды, особенно в
плохую погоду.
ТИПЫ КАТАМАРАНОВ
Существует несколько типов
катамаранов „Хоби" - двухместный
катамаран "Единорог" -одноместный, „Дротик"
-на нем ходят в одиночку без стакселя и
вдвоем со стакселем. Каждый тип также имеет
некоторые различия например, на „Хоби" приподнятый
над корпусами трамплин, а на „Спарке"
отсутствует гик.
На небольшом легком катамаране „Спарк"
грот поставлен без гика
На катамаране ,,Хоби" трамплин
натянут на балки, возвышающиеся над
корпусом
КАТАМАРАН „ТОРНАДО"
„Торнадо" - двухместный катамаран
олимпийского класса с трапецией. Его
обтекаемые корпуса изготовлены из
стеклопластика и соединены двумя
дюралевыми балками. Каждый корпус имеет
шверт. Трамплин из прочной нейлоновой ткани
натянут между корпусами и балками. Особое
устройство мачты позволяет ей вращаться
вокруг своей оси. Положение грота
фиксируется фаловым замком на топе мачты.
Многоблоковые шкотовые системы
предназначены для настройки парусов.
Ножные стропы и страховочный конец, который
матрос крепит к „сбруе", фиксируют
положение его тела при работе на трапеции.
Катамаран „Торнадо" на курсе
бейдевинд идет с хорошей скоростью. Экипаж
правильно балансирует яхту, так что
наветренный корпус едва касается воды
Техника управления катамараном в
значительной степени зависит от его типа.
Кажущееся ощущение устойчивости и
безопасности двухкорпусных яхт часто
бывает обманчиво. При управлении
катамараном на больших скоростях
необходимы способность к концентрации
внимания и быстрая реакция, поэтому для
начинающих яхтсменов катамараны слишком
сложны. Управление катамараном на курсе
обычно требует минимальной перекладки руля,
но чтобы совершить поворот оверштаг или
через фордевинд, необходимо приложить
значительное усилие.
Для правильного управления
катамараном надо хорошо понимать, чем
отличается вымпельный ветер от истинного,
так как высокая скорость катамарана
способствует увеличению разницы между ними.
Паруса должны быть соответствующим образом
настроены, чтобы катамаран не потерял
скорость и не остановился. Важно правильное
положение матроса на катамаране, чтобы
удерживать его на ровном киле и
предотвращать зарывание носовых
оконечностей корпусов в волны.
ПЛАВАНИЕ ОСТРЫМИ КУРСАМИ
При плавании на катамаране самый
легкий курс - галфвинд. В этом случае
вымпельный ветер дует под более острым
углом, чем истинный, и шкоты парусов
выбирают „втугую". Основное средство
управления парусами -это ползун гика-шкота,
позволяющий отрегулировать угол, под
которым парус стоит к ветру, без искажения
его формы. Многие рулевые катамаранов
управляют парусами, используя только
ползун гика-шкота, оставляя самому гика-шкоту
роль оттяжки гика. Оба шверта настраивают
так же, как на однокорпусных швертботах.
Однако ими можно работать независимо, меняя
заглубление шверта либо подветренного,
либо наветренного корпуса. Положение
швертов имеет исключительно важное
значение: если они слишком опущены -
скорость падает; если слишком подняты -катамаран
дрейфует бортом. Распределение веса
экипажа должно исключать дифферент
корпусов на нос или на корму, а наветренный
корпус должен едва касаться поверхности
воды.
Круто к ветру
На курсе бейдевинд ползун гика-шкота
смещают к ДП катамарана, а подветренный
шверт опускают первым. На катамаране даже в умеренный ветер
матрос должен откренивать на трапеции, а
рулевой вывешиваться за борт. Когда яхта
идет еще круче к ветру, оба шверта опускают
полностью, а шкоты парусов максимально
выбирают.Рулевой управляет катамараном,
пользуясь указателем вымпельного ветра и
стараясь скорее поддерживать высокую
скорость судна, чем идти круто к ветру. Если
скорое ib падает, надо увалить катамаран в
полный бейдевинд и затем опять привести к
ветру. Матрос и рулевой должны сидеть рядом,
чтобы оказывать ветру наименьшее
сопротивление, при этом наветренный корпус
катамарана должен слегка касаться
поверхности воды.
Поворот оверштаг
Поворот оверштаг на катамаране - это
маневр, вызывающий определенные трудности
у тех, кто не имеет опыта плавания на
катамаранах. Ошибка в управлении во время
смены галса скорее всего приведет к
остановке катамарана в положении левентик.
Необходимо тренироваться и отрабатывать
технику поворота, как это показано на
рисунках справа.
КАК ПРОИЗВЕСТИ ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
1 Рулевой и матрос проверяют,
свободен ли район поворота. Рулевой подает
команду "Приготовиться к повороту" и
слегка уваливает катамаран
2 Матрос снимает с утки стаксель-шкот,
держа его натянутым (если матрос находится
на трапеции, то готовится вернуться на борт)
3 Рулевой командует ..Поворот",
начинает перекладывать румпель от себя и
травить гика-шкот. Матрос немного травит
стаксель-шкот
4 Рулевой перекладывает румпель
дальше от себя, оба яхтсмена начинают
двигаться к ДП катамарана. Матрос берет
новый стаксель шкот
5 Находясь в ДП, матрос дает
возможность стакселю перейти на другой
борт, а рулевой переносит удлинитель
румпеля за гика-шкотом
6 Матрос перемещается на новый
наветренный борт, отдает старый сгаксель
шкот. Рулевой перекладывает удлинитель
румпеля на этот же борт
7 Матрос выбирает стаксель-шкот, пока
рулевой меняет руки на гика-шкоте и
удлинителе и ставит румпель в ДП
8 Рулевой выбирает гика-шкот,
поворачивая мачту на новый галс, и
перекладывает румпель, чтобы набрать
скорость на новом курсе крутой
бейдевинд
УКАЗАТЕЛЬ ВЫМПЕЛЬНОГО ВЕТРА
Рулевой должен знать, что высокая
скорость и ускорение катамаранов приводят
к резким изменениям силы и направления
вымпельного ветра. Поэтому следует
применять указатели вымпельного ветра.
Обычно „виндекс" (или флюгарку) ставят на
топе мачты над передней шкаториной
стакселя, чтобы регистрировать малейшее
изменение направления вымпельного ветра, а
затем оптимально настраивать паруса.
ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕВЕНТИК
Если катамаран остановился носом
против ветра (в левентик), необходимо
установить руль в положение,
противоположное заданному направлению
движения. Затем растравить стаксель так,
чтобы катамаран сносило ветром назад до тех
пор,
пока носы корпусов не повернутся в
нужном направлении. Выбрав стаксель-шкот и
переложив румпель на себя, надо быстро
увалить катамаран на курс
Указатель вымпельного ветра — „виндекс"
ПЛАВАНИЕ НА КАТАМАРАНЕ ПОЛНЫМИ
КУРСАМИ
При плавании на катамаране по ветру
нельзя забывать один из главных принципов -никогда
не следует идти курсом фордевинд. Вместо
этого рекомендуется идти галсами или
лавировать по ветру. Как известно,
катамаран развивает наибольшую скорость на
курсе бакштаг (выше, чем в фордевинд),
поэтому желательно идти от одного бакштага
к другому, производя повороты фордевинд.
Многие однокорпусные яхты также ходят
быстрее в бакштаг, чем в фордевинд, однако
им нет смысла лавировать по ветру,
поскольку скорости, набранной в бакштаг,
недостаточно для компенсации
дополнительно пройденного расстояния.
Удерживая катамаран строго на курсе
бакштаг, можно добиться максимальной скорости хода.
Голубой линией обозначено
расстояние, пройденное от точки А различными
курсами за одинаковое время. Рисунки (хотя они выполнены не в масштабе)
показывают соотношение скоростей катамарана и
швертбота на курсах от крутого бейдевинда
до фордевинда
ЛАВИРОВКА ПО ВЕТРУ
Лавировка по ветру имеет много
общего с лавировкой против ветра. При
обучении технике лавировки лучше сначала
лавировать против ветра, а затем
возвращаться тем же путем по ветру.
Необходимо довести до совершенства технику
поворота фордевинд. Рулевой, производя
поворот, переводит гик с одного борта на
другой, а матрос переносит и настраивает
стаксель, чтобы создать максимальную тягу.
Нельзя проявлять медлительность при
повороте фордевинд, иначе потеряется
преимущество в скорости, получаемое за счет
зигзагообразного курса.
НАСТРОЙКА ПАРУСОВ
При лавировке по ветру очень важно
уметь правильно настраивать паруса, так как
на курсе бакштаг угол между направлениями
истинного и вымпельного ветров наибольший.
„Колдунчики" на парусах помогают
определять направление воздушного потока-
Начиная лавировать по ветру, следует
разогнать катамаран на курсе галфвинд, а
затем увалить на бакштаг. Пользуясь
ползуном гика-шкота, надо настроить грот и
развернуть мачту так, чтобы переднюю
шкаторину вынесло вперед. Матрос должен
лечь на подветренный корпус и оттянуть вниз
стаксель-шкот. На некоторых катамаранах для
этой цели используют специальную снасть,
называемую оттяжкой Барбера.