В
популярных районах плавания под
парусом боновые причалы обычно
переполнены ошвартованными
плавсредствами, а акватория -
отходящими и подходящими яхтами.
Поэтому начинающим яхтсменам следует
тщательно спланировать подход во
избежание столкновения и для
обеспечения правильной швартовки. В
приливных водах швартовка может
осложниться из-за течения,
противодействующего ветру. В идеальном
случае яхта должна подходить к бону
против ветра, чтобы сбросить ход и
плавно остановиться. План подхода
должен предусматривать возможность
повторения маневра в случае его
неудачного выполнения. Если течения
нет и ветер дует под углом к берегу,
рекомендуется подходить к
подветренной стороне бона. Когда яхта
подойдет к бону, надо быть готовым
ухватиться за него и удерживать яхту у
бона. Как только яхта остановится,
матрос должен сразу же выпрыгнуть со
швартовом и привязать яхту, используя
узел, соответствующий устройству для
швартовки, имеющемуся на боне. Если
яхту надо оставить надолго, паруса
убирают и снаряжение укладывают на
штатные места. Яхту следует также
закрепить с кормы, используя, например,
конец гика-шкота (если нет кормового
швартова), так чтобы исключить ее
перемещения относительно бона. При
необходимости поднять яхту из воды
надо повторить процедуру спуска в
обратной последовательности.
Подход
бортом к бону
Матрос
держится рукой за край бона и готовится
выпрыгнуть из швертбота. Рулевой
откренивает лодку
БОН
У НАВЕТРЕННОГО БЕРЕГА
К
бону, расположенному у наветренного
берега, следует подходить курсом, параллельным
берегу. Находясь рядом с понтоном, следует
растравить паруса, чтобы замедлить ход,
повернуть яхту носом против ветра и
довести по инерции до места остановки
около бона. Когда яхта подходит бортом
к понтону, матрос хватается за его край
и выскакивает, чтобы привязать яхту.
Однако всегда следует иметь в запасе
отходной маневр, чтобы при
необходимости отойти от бона и берега и
быть готовым повторить подход.
Подход
к бону у наветренного берега
Подходите
к бону на курсах, близких к галфвинду.
Растравите паруса, чтобы сбросить ход,
поверните яхту носом против ветра и
остановитесь у бона. Отходить от бона
нужно в полный бейдевинд
БОН
У ПОДВЕТРЕННОГО БЕРЕГА
При
подходе к бону, расположенному у
подветренного берега, необходимо идти
в непосредственной близости к берегу.
Затем привести яхту к ветру, чтобы
остановиться. Правильная оценка силы
ветра и инерции массы яхты позволит
своевременно произвести поворот и не
проскочить бон. Если понтон расположен параллельно
берегу, то может не хватить места для
поворота яхты носом против ветра. В
таком случае подходить нужно под одним
стакселем. Варианты подхода к трем
различным боковым причалам,
расположенным у подветренного берега,
показаны на рисунках (показаны также
возможные пути отхода).
Бон
перпендикулярен берегу
Подходите
к бону в непосредственной близости к
берегу на курсах, близких к бакштагу.
Поверните яхту носом против ветра, и
она по инерции пойдет бортом к бону
Боновый
причал
Подходите
на курсах, близких к бакштагу, в
пространство между бонами с
подветренной стороны причала. Положите
яхту в крутой бейдевинд, а затем
поверните ее носом против ветра, чтобы
остановиться у края бона
Бон
параллелен берегу
Идите
круто к ветру, поверните яхту носом
против ветра и уберите грот (1). Подходите
под стакселем на курсах, близких к
бакштагу. В районе бона дайте стакселю
заполоскать и подходите к нему по
инерции бортом (2)
ПОДХОД
К БОНУ НА ТЕЧЕНИИ
В
приливных водах подход следует
планировать так, чтобы яхта, закончив
его, стояла носом против ветра или
течения в зависимости от того, чье
влияние сильнее. Поэтому перед началом
подхода необходимо оценить
соответствующую силу ветра и течения (в
самом простом случае их направления
совпадают). Однако нельзя забывать, что
яхта будет продолжать идти по течению,
даже когда паруса спущены. Наиболее
трудная ситуация, когда
направления ветра и прилива
противоположны. С наветренной стороны
бона появляются волны и подход здесь
становится нежелателен. Если
направления ветра и течения взаимно
перпендикулярны, то используют
различные варианты подходов. Можно
ставить яхту бортом к бону со стороны
течения, можно носом против ветра или
носом против течения на краю (у торца)
бона.
Направления
ветра и течения совпадают
Подходите
курсом галфвинд. Рядом с боном
поверните яхту носом против ветра
вдоль бона,чтобы остановиться.
Оставьте место по корме для дрейфа
Направления
ветра и течения противоположны
Подходите
к бону с подветренной стороны курсом
галфвинд. Поверните яхту параллельно
бону. Растравите паруса и дрейфуйте по
течению
Направления
ветра и течения взаимно
перпендикулярны
Со
стороны течения подходите к бону в
галфвинд. Близ бона приведите яхту к
ветру и дрейфуйте к нему. К наветренной
стороне бона подходите под стакселем