В
ряде случаев нужно отойти или подойти к
плавучему бону (понтону) или деревянным
мосткам. Иногда бон служит
единственным местом доступа к воде и
яхту можно спустить прямо с него(см.внизу)или
по наклонному слипу. Часто слип, с
которого спускают и поднимают яхту,
расположен рядом с боновым или другого
вида причалом. Пользование понтоном
дает возможность яхте уходить и
возвращаться, оставаясь на плаву, и
поэтому быть более маневренной. У бона
можно ошвартовать яхту по окончании
приготовлений к отходу и, если нужно,
оставить ее на короткое время. Боны
удобны также при приливах и отливах (соответственно
поднимаются и опускаются) и,
следовательно, всегда удобны для
спуска яхты прямо в воду Однако
использование плавучих причалов в
приливно-отливных водах имеет
определенные трудности, так как они
притягивают к себе яхту во время
прилива и отталкивают во время отлива.
Обычно
яхту спускают на воду и отходят с
подветренной стороны бона, но при
определенных условиях нужно отходить
от наветренной стороны (например, на
течении). Перед спуском яхты важно
убедиться, что все свободное
оборудование либо вынуто из яхты, либо
надежно закреплено.
СПУСК
НА ВОДУ
Спускают
яхту на воду обычно два человека.
Первый держит швартов и один борт яхты,
а другой поддерживает второй борт(1).
Аккуратно столкните яхту в воду кормой
вперед (2), подведите ее к концу бона и
поверните носом против ветра.
Закрепите швартов. Матрос удерживает
яхту, в то время как рулевой переходит в
яхту и вооружает ее (3).
БОН
У ПОДВЕТРЕННОГО БЕРЕГА
Когда
яхта спущена на воду и повернута носом
против ветра ()), ее подводят к
наветренному краю бона. Рулевой ставит
паруса (сначала грот) и опускает шверт
(2). Подготовив яхту к плаванию, рулевой
и матрос уточняют, свободен ли от
препятствий их предполагаемый курс от
бона, матрос отдает швартов,
отталкивает нос яхты и прыгает в нее.
Подбирают шкоты, и яхта отходит в крутой
бейдевинд (3).
БОН
У НАВЕТРЕННОГО БЕРЕГА
После
спуска на воду яхту подводят к
подветренному краю бона. Рулевой
переходит в яхту и вооружает ее.
Сначала ставят грот, потом стаксель.
Опускают шверт. Когда яхта готова к
отходу, следует спланировать свой курс
от бона. Если со стороны кормы чистая
вода, можно воспользоваться первым из
показанных методов отхода, но при
наличии препятствий со стороны кормы
следует применять второй метод.
Чистая
вода по корне
Когда
рулевой уже находится в яхте, матрос
отдает швартов и переходит на борт,
отталкивая яхту назад
(1).
Матрос выносит стаксель на наветренный
борт, чтобы развернуть нос яхты от
ветра. Затем матрос травит стаксель-шкот
(2). Рулевой выбирает грот, а матрос —
подветренный стаксель-шкот, чтобы
набрать ход
Препятствие
по корме
Матрос
отдает швартов и переходит на борт,
отталкивая нос яхты вперед и от бона (1).
Затем матрос выбирает наветренный
стаксель-шкот, а рулевой перекладывает
румпель на себя, чтобы увалить яхту под
ветер (2). Затем травят шкоты и отходят в
полный бакштаг
ОТХОД
ОТ БОНА НА ТЕЧЕНИИ
При
отходе от бона на течении для выбора
наиболее удобной позиции необходимо
оценить силу ветра относительно
течения. Если действие течения
окажется сильнее, его направление
будет определять выбор стороны бона
для отхода. Как правило, отходят со
стороны, противоположной той на
которую воздействует более сильный из
этих факторов. Нужна особая
осторожность, когда направление ветра
противоположно течению, поскольку это
создает волны вниз по течению от бона.
Способы отхода яхты при трех различных
комбинациях ветра и течения показаны
ниже.
Направления
ветра и течения совпадают
Отходите
от подветренной (вниз по течению)
стороны бона. Рулевой опускает шверт,
поднимает грот, затем стаксель. Матрос
отдает швартов и задерживает стаксель
на ветру. Когда яхта отвернула от бона,
можно выбрать шкоты парусов
Сильный
ветер против слабого течения
Отходите
от подветренной (вверх по течению)
стороны бона. Поставьте яхту у бона
носом по ветру, поднимите стаксель.
Матрос отдает швартов и задает яхте ход.
Грот можно ставить, отойдя от берега на
безопасное расстояние
Сильное
течение против слабого ветра
Отходите
от наветренной (вниз по течению)
стороны бона. При помощи весел отойдите
на свободное пространство. Опустите
шверт, поверните яхту против ветра,
чтобы поставить паруса, и ложитесь на
курс