Паруса
обычно хранят в парусных мешках (кисах) и
ставят каждый раз перед выходом в море.
Способ постановки грота зависит от
конструкции швертбота, но обычно парус
сначала разворачивают в кокпите и
располагают передней шкаториной к мачте.
Если на парусе нужно взять рифы, то это
следует делать уже после того, как он
полностью поднят. Момент; когда фалы
полностью выбирают, зависит от условий
спуска яхты на воду.
Порядок
постановки грота
1
Ввести нижнюю шкаторину в ликпаз на гике
2
Поставить латы
3
Завести фаловую дощечку в
ликпаз на мачте
4
Соединить пятку гика с
оковкой-вертлюгом
5
Поднять грот
6
Присоединить
оттяжку гика
ПОСТАНОВКА
ГРОТА НА ГИК
Нижнюю
кромку паруса (шкаторину) заводят в ликпаз
на верхней стороне гика. Парус должен быть
полностью расправлен по гику. Обычно на
конце гика имеется отметка (марка),
показывающая предельно допустимое
положение шкотового угла. Парус должен
быть надежно закреплен на обоих концах
гика.
1
Заведите шкотовый угол паруса в ликпаз у
пятки гика и протяните
его до марки у нока гика
2
Закрепите галсовый угол грота у пятки гика
с помощью нагеля, пропущенного через кренгельс
3
Туго натяните нижнюю шкаторину паруса и
закрепите шкотовый угол при помощи грота-шкота
ЛАТЫ
Благодаря
латам задняя шкаторина паруса не
отгибается под ветер. Большинство парусов
на швертботах имеют три латы, которые
вставляются в латкарманы, пришитые к
парусу.
Постановка
лат
Вставьте
лату в карман до упора и затем опустите
ее внешний конец вниз внутрь кармана для
фиксации
ПОСТАНОВКА
НА МАЧТУ
Переднюю
шкаторину грота заводят в ликпаз на мачте,
но парус во время вооружения яхты
поднимают лишь частично. Грот обычно
сильно полощется на ветру, поэтому
добирать его до места следует при спуске
яхты на воду либо уже на воде.
Постановка
грота на мачту
Прикрепите
фаловый угол к грота-фалу (обычно он
расположен справа от мачты). Вставьте
фаловую дощечку в ликпаз. Убедитесь, что
грота-фал не перекручен и не мешает
подъему. Выбирайте фал, заправляя ликтрос
паруса в паз. Заложите грота-фал за утку.
ПЯТКА
ГИКА
Вертлюг
пятки гика - это элемент, обеспечивающий
вращение гика в любом направлении. Вертлюг
крепят к мачте под ликпазом либо
устанавливают на ползуне, перемещающемся
вдоль мачты. Штырь вертлюга вставляют в
гнездо на пятке гика, которое позволяет
гику вращаться для наматывания на него
паруса при рифлении. У основания штырь
имеет квадратное сечение, что исключает
самопроизвольное вращение гика.
ОТТЯЖКА
ГИКА
Назначение
оттяжки гика - не допустить подъем нока
гика вверх при вытравливании гика-шкота.
Это особенно важно при повороте фордевинд.
Одним концом оттяжку крепят к основанию
мачты или степсу, другим - к нижней стороне
гика. В зависимости от силы ветра
натяжение оттяжки можно изменять. Для
облегчения регулирования оттяжки нижний
блок ее обычно имеет клиновой или
эксцентриковый стопор.
Проденьте
верхний конец оттяжки в отверстие на гике (см.
вверху), а нижний конец закрепите у
основания мачты (см. слева)
ПОДЪЕМ
ГРОТА
Когда
грот поднят достаточно, чтобы поддержать
гик, вставьте квадратный штырь оковки в
гнездо гика. Держите гик горизонтально,
пока парус не поднимется полностью.
Закрепите грота-фал на утке, свободный
конец сверните аккуратно в бухту и
повесьте его на утку, как показано на
рисунке.
ПРОВОДКА
ГИКА-ШКОТА
Рулевой
использует гика-шкот для постановки грота
под наиболее эффективным углом к ветру.
Существует два основных типа проводки
гика-шкота: кормовая и центральная.
Центральную проводку гика-шкота применяют
главным образом на гоночных яхтах.
Независимо от типа проводки гика-шкот
снабжают блоками и погоном -расположенной
поперек яхты направляющей, по которой
ходит ползун (каретка) нижнего блока гика-шкота.
Гика-шкот обычно оставляют в яхте и по
окончании плавания, когда яхту поднимают
на берег.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА
На
яхтах используют несколько типов
центральной проводки гика-шкота. Обычно
нижний блок ставят на швертовый колодец, а
верхние блоки устанавливают на гике
отдельно друг от друга.
КОРМОВАЯ
ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА
Кормовая
проводка гика-шкота получила
распространение на небольших прогулочных
яхтах. Существуют очень простые схемы
такой проводки и значительно более
сложные.
Основная
схема
Это
простейший вариант с кормовой проводкой
гика-шкота, обеспечивающий минимальный
контроль. Обычно применяют на самых
маленьких швертботах
Проводка
гика-шкота с блоками
Этот
вариант помогает рулевому
контролировать гика-шкот, но не
предотвращает задирание гика и
скручивание паруса
Проводка
с погоном
Двухшкивный
блок перемещается по погону и помогает
удерживать нок гика от задирания вверх и
парус от скручивания
Узлы
на концах шкотов
На
свободных (ходовых) концах шкотов
необходимо завязывать стопорный узел,
такой, как двойной простой или „восьмерка"
ПОСТАНОВКА
СТАКСЕЛЯ
Стаксель
обычно крепят к штагу застежками,
известными как карабины. Для управления
парусом используют шкоты, которые крепят к
шкотовому углу паруса, проводят вокруг
мачты под вантами или снаружи вант через
кипы. Кипы скользят по погонам (рельсам),
установленным на палубе у бортов или на
зашивке воздушных отсеков. Стаксель-шкоты
предназначены для правильной постановки
паруса. Изменяя положения кип по длине
погона, добиваются оптимальной настройки
паруса на различных курсах к ветру.
Порядок
постановки стакселя
1
Закрепить галсовый угол
на носу
2
Защелкнуть карабины за штаг
3
Завести и прикрепить
стаксель-шкоты
4
Прикрепить фал
5
Поднять стаксель
КРЕПЛЕНИЕ
У ФОРШТЕВНЯ
Галсовый
угол стакселя крепят к носовой оковке. Она
имеет три отверстия (или кольца), к которым
крепят стаксель-штаг, галсовый угол паруса
и носовой швартов -фалинь. Обычно штаг
крепят к самому носовому отверстию (1), галсовый
угол - к среднему (2) и фалинь к кормовому (3).
КРЕПЛЕНИЕ
К ШТАГУ
Пластиковые
или металлические карабины, имеющиеся на
передней шкаторине стакселя, служат для
крепления паруса к штагу. При традиционной
конструкции карабины надевают на штаг
перпендикулярно тросу и затем
поворачивают до их „запирания" на штаге.
ПРОВОДКА СТАКСЕЛЬ-ШКОТОВ
Стаксель-шкоты
крепят к шкотовому углу паруса карабином,
скобой или беседочным узлом, проводят
через кипы и заканчивают стопорным узлом
(„восьмеркой"). Натянутый шкот
удерживают в нужном положении
эксцентриковым стопором.
ПОДЪЕМ
СТАКСЕЛЯ
Перед
подъемом стакселя, пристегнутого к штагу,
его фаловый угол должен быть прикреплен к
стаксель-фалу. При этом следует убедиться,
что фал не перекручен. Если парус не
поднимается сразу же, привяжите его к
штагу шкотом. Когда стаксель поднят, закрепите
фал на утке.
Крепление
фала
Если
фаловый угол паруса крепить к фалу U-образной
скобой, надо убедиться, что палец скобы
плотно сидит в гнезде и не выскочит, когда
стаксель заполощет