Перед
спуском швертбота на воду необходимо
вооружить его. Это значит, что надо
закрепить и поставить на место все
снаряжение, обычно снимаемое после
плавания, паруса, руль и любое другое
свободное снаряжение, которое может
быть потеряно или испорчено, если его
оставить на яхте. В зависимости от типа
яхты и условий ее хранения мачта может
быть снята с судна или постоянно
установлена на нем. Если перед спуском
на воду яхту приходится перевозить на
трейлере, мачту нужно каждый раз снимать
и снова ставить.
Если
яхта совершенно новая или по каким-либо
причинам она полностью разобрана,
возникнут дополнительные трудности с
подгонкой тросов стоячего
такелажа. В этом случае лучше обратиться
за советом к специалисту.
Мачту
обычно изготовляют из дерева или
алюминия. Во втором случае она может
быть в виде обычной трубы или иметь
сложный профиль сечения со встроенным
пазом для парусов. Для начинающих
яхтсменов достаточно, чтобы мачта
только поддерживала паруса. На сложных
гоночных яхтах мачта - это важный
элемент, влияющий на ходовые качества
яхты, и проектируется она так, чтобы
выдерживать нагрузки в особых условиях
гонок.
СТОЯЧИЙ
ТАКЕЛАЖ
На
большинстве яхт мачта поддерживается
стоячим такелажем: вантами и штагами.
Ванты крепятся к мачте оковками а к
корпусу яхты -вант-путенсами. Краспицы
не дают мачте изгибаться: их внутренние
концы прикреплены к мачте. Внешние концы
краспиц обмотаны изоляционной лентой
для защиты стакселя от перетирания.
Иногда для этой же цели используют
вращающиеся шайбы, надеваемые на ванты.
Фиксатор
мачты (защелка)
Мачты,
опирающиеся в степсе на киль,
удерживаются на палубе фиксатором в
виде обычной защелки
Носовая
оковка (штаг-путенс)
Носовая
оковка - это точка крепления штага,
которая должна быть надежно привинчена
к палубе яхты
Крепление
вант к мачте
Оковка
представляет собой пластинчатые серьги
и крепится к мачте болтом. Ванту крепят к
серьгам при помощи пальца с шплинтом или
мочкой. Пальцы надо вставлять так, чтобы
избежать повреждения мачты
Регулируемые
планки вант-путенсов
Регулируемое
соединение позволяет устанавливать
мачту под различными углами и изменять
натяжение вант
Степс
Степс
предназначен для установки мачты,
опирающейся на киль. В степс могут быть
вмонтированы три блока - для грота-,
стаксель- и спинакер-фалов. Положение
шпора мачты можно регулировать,
перемещая его в степсе при помощи двух
винтов
УСТАНОВКА
МАЧТЫ
Большинство
мачт на швертботах легкие, но проще
устанавливать мачту вдвоем, хотя это
можно сделать и в одиночку. В
зависимости от конструкции яхты мачта
ставится или на днище яхты (с опорой на
киль, как показано на нижнем рисунке),
или на палубу. Ставя мачту, убедитесь,
что над вами не протянуты электрические
провода.
С
опорой на киль — два человека
1
Аккуратно положите мачту в швертботе
вдоль него. Ваш помощник крепит ванты к
вант-путенсам у бортов
2
Вставьте шпор мачты в степс. Ваш
помощник тянет за штаг до тех пор, пока
мачта не встанет вертикально
3
Один человек закладывает штаг на носу, а
другой защелкивает фиксатор мачты
Степс
на палубе
Мачты,
устанавливаемые на палубе, вставляются
в степс-гнездо на палубе. Некоторые яхты
имеют второй степс, чтобы можно было
переставлять мачту
С
опорой на палубу — один человек
1
Положите мачту рядом со швертботом на
землю передней кромкой вверх, топом в
корму и закрепите штаг и ванту того
борта, который расположен дальше от
мачты
2
Поднимите мачту в вертикальное
положение в районе степса. Убедитесь,
что ни один из тросов не мешает мачте
3
Вставьте мачту в степс, затем закрепите
вторую ванту
ОСНАЩЕНИЕ
ШВЕРТБОТА
Кроме
стоячего такелажа и оборудования,
которые крепят к корпусу швертбота, на
борту необходимо иметь следующие
предметы: ведро, ручной черпак, губку,
швартовный конец, якорь, пару весел с
уключинами или без них, две запасные (аварийные)
пробки, карты и смену одежды в
запечатанных пластиковых мешках. Надо
уложить и закрепить (принайтовить) все
свободные предметы во внутреннем
пространстве швертбота, чтобы не
потерять их в случае опрокидывания. На
некоторых швертботах достаточно места
для хранения вещей в форпике, ахтерпике
и под бортовой палубой, однако большую
часть этого пространства занимают
блоками дополнительной плавучести.
План
укладки
Всегда
старайтесь укладывать снаряжение так,
чтобы при необходимости его можно было
легко достать. Большая его часть
хранится в носу под палубой, а длинные
предметы, такие как весла, размещают под
палубой у бортов
ВОДООТЛИВНЫЕ
СРЕДСТВА
Перед
выходом в плавание скопившуюся в яхте
воду следует удалить, так как
переливающаяся с борта на борт вода
делает швертбот трудноуправляемым и
может заметно снизить его остойчивость.
Откачивать воду можно вручную,
используя пластиковое ведро, черпак и
губку, или же при помощи патентованных
осушительных средств. Некоторые
швертботы оборудованы автоматическими
шпигатами, через которые вода удаляется,
как только яхта набирает скорость.
Гоночные швертботы обычно имеют в
транцевой доске клапаны, через которые
вода из корпуса свободно вытекает за
борт.
Способы
откачивания воды
Воду
всегда нужно выливать через
подветренный борт яхты. Шпигат в днище
работает автоматически, но клапан в
транце нужно открыть с помощью
специального шнура
Складной
якорь
Складной
якорь удобен, так как занимает мало
места В качестве якорного конца можно
использовать швартов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЛАВУЧЕСТИ
Все
швертботы оборудованы средствами
дополнительной плавучести Они могут
быть либо составной частью корпуса, как
встроенные воздушные емкости, либо в
виде плавучих материалов, таких, как
надувные пластиковые мешки или
пенополистироловые блоки,
прикрепленные изнутри к корпусу. Распределение плавучести на яхте столь
же важно, как и ее величина. В идеальном
случае элементы плавучести,
расположенные по бортам, должны при
опрокидывании поддерживать лодку на
плаву в таком положении, чтобы шверт
располагался примерно на 30 см над
поверхностью воды Когда швертбот
поставят на ровный киль, уровень воды в
его корпусе не должен превышать 30 см.
Виды
дополнительной плавучести
Плавучие
мешки, имеющиеся в швертботе, следует
периодически проверять, чтобы убедиться
в том, что они надежно закреплены При
использовании надувных мешков
количество воздуха в них должно быть
достаточным для поддержания яхты на
плаву Встроенные воздушные емкости
имеют заглушки, которые следует
открывать при нахождении швертбота на
берегу для просушки их изнутри Иногда
воздушные емкости оборудуют смотровыми
люками
Распределение
плавучести
1
В носу и корме При опрокидывании
швертбот легко восстановить, но в нем
остается много воды
2
В носу, корме и по бортам Швертбот
остается на плаву, его легко
восстановить и откачать воду
3
Равномерное по периметру в лодке
остается мало воды, но ее трудно
восстановить