В открытом море и в территориальных водах, на внутренних водных путях и на
пограничных реках, в России и в других странах, - везде, где есть хотя бы
возможность использования каких-либо судов, действует целый ряд специфичных
законов и правил, направленных на защиту интересов всех участников судоходства,
охрану жизни человека, защиту окружающей среды и обеспечение многих других
правовых норм. Тем не менее, на практике нередко встречаются непредвиденные
ситуации, в результате которых кому-либо причиняется материальный ущерб. В этом
случае законодательством, как правило, предусмотрены судебные и административные
механизмы компенсации убытков потерпевшей стороне. Однако эти механизмы не
гарантируют ни саму компенсацию, ни ее адекватность, поскольку не всегда в
инциденте может присутствовать виновная сторона и не всегда она является
платежеспособной. О малоприятности и длительности судебных процедур говорить
излишне. "Убытки несет тот, кто их потерпел" - часто происшествие резюмирует
именно эта лаконичная формула. И чтобы не становиться ее жертвой, судовладельцы
средневековой Европы придумали эффективный механизм, существующий по сей день во
всех странах и на любых водных пространствах.