Апостол Павел прибыл в Афины из Верии в 51 году на корабле. В то время путешествие по суше продолжалось около двенадцати дней. Афины середины 4 века н.э. разительно отличались от того блестящего города, каким они были в классическую эпоху. Произведения искусства систематически разграблялись, город Афины Паллады опустошался из-за римского завоевания, становился ощутимым также упадок моральных ценностей. Корабль, на котором плыл апостол, пристал к берегу в Фалироне. В ту эпоху здесь, так же, как и ранее, находился
главный порт Афин. Отсюда Тезей отплывал на Крит, а Менестеас на пятидесяти кораблях отправлялся в Трою. В период турецкого владычества местность называлась "Уцпургас" (три башни), которые сохранялись вплоть до 19 века и использовались в качестве сторожевых постов. Порт был расположен между дельтой реки Кифисос и небольшим храмом Святого Георгия. Считается, что храм находится на месте причала античного Фалирона, и в будущем прилегающая местность будет соотве тствующим образом использоваться. Оттуда начиналась дорога, которая вела в Афины. Именно по ней пошел Павел после высадки с корабля. Век спустя путешественник Павсаний заметит в связи с этим: "у афинян есть и другие порты - один в Мунихии, с храмом Артемиды Мунихийской, и один в Фалироне со святилищем Димитры неподалеку. Там имеются жертвенники богов, которые зовутся Неведомыми" (1.1,4). В Деяниях святых Апостолов (17,23) апостол Павел не указывает точно, где он видел жертвенник "неведомому богу", он говорит "проходя и осматривая я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому богу". Вполне вероятно, что он увидел один из этих жертвенников. Следует отметить, что в поздней античности многие посвящают жертвенники и посвятительные дары "неведомым богам" либо из суеверия, либо желая предупредить последствия упущения по отношению к богам, которых они не знали. В
Деяниях апостолов в гл.17 (16-34) имеется описание пребывания, деятельности и выступления Павла перед афинянами.
Ожидая прибытия Силы и Тимофея из Македонии, Павел бродил по городу, беседовал с гражданами в синагоге, на агоре, возмущался множеством идолов. Его учение о гибели Иисуса на кресте и его воскресении поражало некоторых эпикурейских и стоических философов, которые называли его "суесловом". Павел не подвергался гонениям в Афинах из-за своего учения. Напротив, его привели на Ареопаг, с тем, чтобы он мог в торжественной обстановке подробно изложить свое учение. Как комментируют Деяния, "афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (17,21). В отношении места, откуда апостол Павел выступал перед афинянами, исходя из того, что учение было принято одним из них - Дионисием Ареопагитом -высказывалась точка зрения, что он излагал свое учение перед членами Ареопага.
Ареопагом назывался холм к западу от афинского акрополя, где, согласно мифологии, судили тех, кто совершал убийство. Имеются археологические свидетельства о культе семи или эриний, демонов, которые мстили за пролитую кровь, и с древнейших времен с ним связывали "буле с Ареопага", который, собираясь на судебные заседания, связанные с
убийствами, осуществлял судопроизводство на Ареопаге, в то время как по другим вопросам его члены собирались в резиденции архонта басилевса, в Царской галерее (на афинской агоре). Эта галерея являлась одной из наиболее знаменитых общественных построек в г.Афины, и ее первые остатки были обнаружены в 1970 году, возле рва электрической железной дороги. Она служила своего рода архивом основных законов государства, там находился басилевс в эпоху после Солона и давались официальные обеды. Считается, что буле на Ареопаге созывался на открытом месте перед холмом, так как место на самом холме ограничено. Недалеко от холма Ареопага имелись остатки Иовакхиона, зала, в котором собирались сторонники одной восточной религии, связанной с мистериями, а также остатки храма, посвященного Святому Дионисию Ареопагиту, который был построен в 7 или 8 веке и отреставрирован в 11 веке. Немногочисленные следы этого храма сохранились с северной стороны Ареопага. Согласно преданию, в колодце, который имелся на территории храма, прятался апостол Павел, чтобы спастись от своих преследователей-язычников... Афиняне выслушали Павла, который имел возможность изложить учение Иисуса и не подвергся гонениям за то, что проповедовал. В эпоху духовного и общественного
упадка те, кто занимался философией, продолжали интересоваться новыми идеями и верованиями. Упоминание Павлом воскресения мертвых явилось моментом, который осложнил ему дальнейшую проповедь Евангелия в Афинах. Поскольку бессмертие души являлось кульминационным пунктом учения Платона, в то время невозможно было понять учение о воскресении мертвых. Однако первое зерно было брошено. Помимо этого, аттическое небо, светлое и безоблачное, греческое понятие о красоте и благочестии являлись факторами, благоприятными для изложения Павлом его учения, который рассказывал афинянам, что Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все" (Деян., 17,24-25).
Святой Дионисий Ареопагит, о котором говорили, что он путешествовал в Египет в то время, когда Христос был распят и произнес знаменитую фразу "Или Бог страдает или все погибает", так как не было обычным явлением, когда среди бела дня в Великую Пятницу становится темно, немедленно принял крещение вместе со всей своей семьей, лишь только услышал апостола Павла. Он стал мучеником при Домициане или, согласно другим источникам, при Траяне и Адриане. Он стал покровителем афинян и судей - дань его памяти воздается 3 октября и по решению Элладской церкви он упоминается как ее основатель.
Храм апостола Павла был основан в 1887 году совсем близко от центра Афин. Два года спустя, при митрополите Афинском Прокопии и мэре Ламбросе Каллифронасе, королева Ольга заложила камень в фундамент нового, более крупного храма (архитекторы - Тромбюс и Шульце). В 1923 году архиепископ Афинский Хрисостомос Пападопулос установил обычай служить вечерю в день апостола Павла на Ареопаге.