"Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь"(Деян., 16,11).
В северо-восточной части Эгейского моря, к югу от Александруполиса, расположен утопающий в зелени остров Самофракия со множеством целительных источников. Остров, на котором имеются следы обитания человека начиная с новейшей эпохи неолита, пережил период значительного расцвета в эллинистическую
эпоху. Римляне считали его своей прародиной, так как с Самофракии происходил Дардан, предок Энея.
В древности Самофракия была знаменита культом кабиров, великих богов, божеств, не входивших в античный греческий пантеон. В противоположность святилищу Элевсины, святилище Самофракии было открыто также и для всех непосвященных, и люди из любого социального класса и любой страны могли быть посвящены в мистерии кабиров. Его остатки занимают весьма обширную территорию (примерно 50.000 кв.м) недалеко от северо-западного побережья острова. Свод Арсинои Второй, который датируется между 288 и 270 гг. до н.э. и считается крупнейшей круглой постройкой античного греческого мира, Дворец, Зал посвятительных даров, Двор с жертвенником, Театр и "Святилище", дорическая постройка, в котором осуществляли созерцание - высшую степень посвящения, являлись наиболее значительными постройками святилища Великих богов, остатки которых сегодня можно увидеть, посетив археологический заповедник Пальяполи, античного города Самофракии.
К югу от театра, от которого сохранились немногочисленные фрагменты, находился монумент Ники - нос корабля из пепельного мрамора, где была установлена знаменитая статуя "Ники Самофракийской", которая в настоящий момент находится в музее Лувра. Это произведение родосского скульптора Пифокрита было создано в 190-180 гг. до н.э. и является одним из наиболее известных во всем мире оригинальных произведений эллинистической эпохи.
Согласно преданию, сохранившемуся на острове, апостол Павел побывал на Самофракии, пристав к берегу в порту античного города, современном Пальяполи. В память об этом событии впоследствии на этом месте была построена трехпридельная раннехристианская базилика, при сооружении которой были также использованы фрагменты архитектурных деталей зданий античности. Во внутренней части храма сохранились немногочисленные остатки полукруглой арки и часть южной стены второго, одно-придельного храма, в котором, помимо кирпичной кладки, также сохранились фрагменты античных архитектурных элементов.