(Brett Sparrow и Scott Wonenberg перед стартом на Ля Гомера.)
Помните историю с призраком-альпинистом на Эвересте? А как насчёт
призраков-гребцов в Атлантическом океане?!
Первая история произошла в прошлом году, когда на перевале Лхо Ла (Эверест)
был, якобы, замечен одинокий альпинист, без разрешения на восхождение и без
снаряжения ( даже без верёвок, - с одним ледорубом!) направлявшийся из
южного лагеря на Тибетскую сторону. В конечном итоге этим мистическим
призраком оказались два Павла – русский и американец чешского
происхождения, - действительно замышлявшие это авантюрное восхождение, но
вовремя остановленные местными властями.
Вторая разворачивается сейчас, когда через Атлантику идёт разбросанная на
тысячу миль флотилия трансатлантической гребной регаты ORSARR 2004,
состоящая из 11-ти лодок официальных участников гонки. Обратите внимание на
ключевое слово «официальных», которое предполагает и наличие других. И это
верно – посреди океана, наравне с лодками, чьё продвижение фиксируется на
ежедневно обновляемых картах спутникового слежения сайта оceanregatta,
плывёт невидимая на этой карте продвижения лодка - лодка-фантом.
История эта началась около года назад. Тогда два друга из Зимбабве,
путешественники-экстремалы Бретт Спарроу и Скотт Воненберг (последний живёт
сейчас на Канарах), узнав о предстоящей гонке, сразу же поняли, что это –
действительно «круто», и что это – для них. Начинать нужно было с лодки и со
вступительного взноса за участие в регате.
Как-то так случилось, что своих денег у них не было :). Однако, они нашли
спонсора в Зимбабве, тут же подали заявку на участие в регате и заказали
лодку. Но многое изменилось в Зимбабве с тех пор… Президент запретил
хождение иностранной валюты, и недавно правительство издало указ, по
которому человека могут арестовать даже за подозрение в операциях с валютой.
Только зимбабвийским долларам дано право покидать страну. Но кому нужны
зимбабвийские доллары за пределами Зимбабве?! Догадываетесь, во что это
вылилось? - Спонсорство провалилось, страна стала бороться за выживание, а
ребята остались без лодки.
Помогли им британцы Роб Абернети и Майк Ноэль-Смитт, пытавшиеся в прошлом
году на вёслах пересечь Индийский океан. Из-за травмы одного из них переход
был прекращён, и гребцов вместе с лодкой поднял на борт корабль ВМС
Австралии. Они-то (гребцы) и одолжили свою лодку команде из Зимбабве.
За переправку лодки к месту старта обещал заплатить наметившийся на Тенерифе
спонсор, и контейнер с ценным грузом отправился из Лондона на Канарские
острова. Но спонсор "расстворился"; а лодку (всё ещё считая, что
договорённость об оплате остаётся в силе) портовые чиновники в порту Санта
Круз каким-то чудом просто выдали ребятам.
Назвав лодку "Несмотря ни на что" или "Вопреки всему" (Against All Odds),
написав через весь борт "Спасите Зимбабве" и недолго думая, счастливчики
спустили лодку на воду и уже своим ходом, на вёслах ( денег на паром у ребят
не было), доставили её к месту старта на о. Ля Гомера.
Здесь уже они влились в «дружную семью» готовящихся к переходу участников
регаты : с миру по нитке - и лодка оказалась экипированной, даже включая
весьма дорогостоящее, но жизненно необходимое оборудование. Семья Хофф с
официальной яхты поддержки регаты «White Admiral» отдала свой запасной
опреснитель морской воды ; оказавшаяся в это время на Ля Гомера американская
яхта «Svoboda» поделилась запасным буйком подачи сигнала SOS (EPIRB).
Кстати, капитан её экипажа, состоящего из двух старых морских волков, -
потомок белого адмирала Российского флота, и на мачте его яхты развевается
Андреевский флаг! ‘Svoboda’ тут же получила статус третьей яхты поддержки и
организаторы гонки снабдили её буйком спутникового слежения Аргос – такие
буйки установлены на всех гребных лодках и двух других яхтах поддержки
регаты.
Выпускать «Вопреки всему» без Аргоса организаторы гонки не могли, но
дополнительные буйки ( для лодки и для «Свободы»), хоть и были доставлены
«первой лошадью», прибыли на Ля Гомера только через два дня после старта
регаты…
Итак, регата стартовала без команды из Зимбабве. Но как только на лодке
установили Аргос, ни минуты не мешкая ребята вышли на старт и, «гребя как
черти» ( по выражению одного из репортёров), одержимые страстью, рванулись
догонять флотилию.
До последней минуты не оставляя тщетные попытки найти спонсора, Бретт и
Скотт отошли на следующих условиях : если к моменту финиша какой-нибудь
спонсор, привлечённый публикациями в прессе, оплатит вступительный взнос,
они – в регате. Если нет – тогда они официально вне регаты. А им очень важно
было победить ( в своих силах они не сомневались) именно в регате, ведь если
говорить серьёзно, они серьёзно хотели привлечь внимание мира к проблемам
своей страны.
Но спустя какое-то время организаторы гонки получили пару недовольных
звонков от гребцов из океана. Возможно, хороших парней мучила в это время
морская болезнь, или просто появилось время спокойно подумать, но пришло
осознание того, что все участники - иногда совершенно невероятными усилиями,
или влезая в долги, - таки добыли деньги на вступительный взнос, а пусть
даже симпатичная всем команда из Зимбабве, не оплатив ничего, пользуется
всем, что предоставляет им участие в гонках, - за счёт остальных!!!
Действительно нечестно... А если деньги до финиша так и не появятся? [ а
деньги – увы! - и вправду пока не появились ]
Следуя этой справедливой логике, и чтобы не доводить дело до открытого
протеста со стороны участников, организаторы регаты ( тоже оправившись от
предстартовой суеты и спокойно подумав) определили лодку «Вопреки всему» вне
регаты и, естественно, убрали её с карты, показывающей расположение флотилии
в океане и из сравнительной таблицы пройденного лодками и оставшегося до
Барбадоса расстояния
Вот так «Вопреки всему» взяла – и «исчезла с радара» веб-сайта регаты
Тут-то и проявились все те, кто следил за этой командой - посыпались
недоумевающие вопросы из десятка стран мира . Беспокойство болельщиков было
вполне оправдано – как объяснить исчезновение лодки, если до Бермудского
треугольника, где это было бы вполне естественно, ребятам оставалось ещё
полторы тысячи миль?! :)
Но на самом деле команду-невидимку из Зимбабве просто передвинули на
веб-сайт Общества океанских гребцов, который ведёт все независимые переходы
через океаны на вёслах www.oceanrowing.com
Здесь можно видеть и карту продвижения, и суточный проход лодки, и
расстояние от старта и до финиша – всё, как и было. Только отсюда сложнее
сравнивать её с участниками регаты. Наверное, именно этого сравнения и
старались избежать те, кого "Вопреки всему" обошла в первые же дни.
Ещё один нюанс – на лодке нет спутникового телефона, так что для этой
команды, равно как и для одного из официальных участников гонки - Павла
Резвого в лодке "Марион-Львiв", это – «гонка вслепую». Не зная ничего о
продвижении и местоположении других лодок, они просто гребут. И гребут
отлично! На сегодня, 1 марта ( 40-й день в океане для регаты и 38-й день для
«Вопреки всему») команда отстаёт от лидера гонки всего на 47 миль, и это –
после пройденных почти 3-х тысяч! А львовянин Павел Резвой, сам того не
зная, лидирует среди одиночек, увеличив разрыв уже до 35-ти миль.
Над понтонным причалом марины Порт Сент Чарльз на Барбадосе, куда прибывают
прошедшие Атлантику океанские гребные лодки, установлена веб-камера.
Загляните, и окунитесь в вечное лето далёкого тропического острова… И если
вы сможете правильно вычислить потенциальное время прибытия лодок, то
сможете виртуально наблюдать их финиш.
Ведь дойдя сюда, даже лодки-призраки вновь обретают свою плоть и кровь, свой
замолчавший на месяцы голос и живую связь с Планетой Людей.