Типы
парусного вооружения довольно
разнообразны и зависят в основном от
условий, в которых предстоит плавать судну,
и от его размеров. Вооружение парусных
судов различается главным образом по форме
основных парусов.
Большие
парусные суда носили (да и сейчас носят) так
называемые прямые паруса. Они имеют
форму трапеции и поднимаются на
горизонтальных реях, располагаясь
симметрично мачте и перед ней. Под такими
парусами судно идет хорошо только с
попутным ветром;
к
ветру оно может идти только под большим
углом — порядка 60—70 . На спортивных яхтах
прямые паруса не применяются в качестве
основных, но на крупных крейсерах иногда на
попутных курсах ставят прямой
дополнительный парус, называемый
брифоком.
Спортивные
парусные яхты вооружают исключительно
косыми парусами, которые располагаются
по одну (заднюю) сторону мачты и передней
кромкой крепятся к ней. Косые паруса
обеспечивают значительно лучше тяговые
характеристики при плавании против ветра,
чем прямые паруса.
Различают
несколько видов косых парусов.
Четырехугольный
гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет
гафель—наклонное рангоутное дерево,
одним концом
упирающееся в мачту. К гафелю крепится
верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя
шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя
— к гику, горизонтальному рангоутному
дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира)
. соединено с мачтой. Разновидностью гафельного
паруса является парус гуари с очень
длинным гафелем (часто длиннее гика и даже
мачты), стоящим почти вертикально.
Рис.
12. Кэты:
А
— рейковый, Б — шпринтовый («Оптимист»);
В — гафельный; Г — бермудский (класс
«Финн»)
Рис.
13, Шлюпы:
А
— гафельныв; Б — бермудский обычный (класс
«470»);
В — бермудский с тоновый стакселем
На
маленьких яхтах, преимущественно на
открытых парусных тузиках— динги, иногда
ставят рейковые или шпринтовые
паруса. У них гафель заменяется рейком,
к которому привязывается верхняя шкаторина
паруса, а его передний конец свободно
выходит вперед за мачту (рис. 12, а),
или шпринтом — шестом, который
растягивает парус, упираясь нижним концом в
мачту, а верхним — в угол паруса по
диагонали, как на детском швертботе «Оптимист»
(рис. 12,б).
Лет
40—50 назад почти все яхты вооружались
гафельными парусами. Сейчас применяют
более простые в обращении и обеспечивающие
лучшие тяговые качества треугольные
бермудские, паруса.
Бермудский
парус (рис. 12, г) не имеет
гафеля, что облегчает его постановку.
Передняя шкаторина его крепится к мачте, а
нижняя, как и у гафельного паруса. — к гику.
По
числу мачт яхты подразделяют на
одномачтовые и двухмачтовые. Суда с
одномачтовым вооружением — это кэт, шлюп и
тендер; с двухмачтовым—иол, кэч и шхуна.
Спортивные яхты редко имеют больше двух
мачт. Исключительным в практике гонок было
участие в гонках одиночников через
Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной
яхты—шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и
парусностью около 100 м2.
Кэт
имеет одну мачту и один парус, называемый
гротом. Мачта у кэта помещена
сравнительно близко к носу. Кэт — очень
простое вооружение, но применяется оно
только на небольших яхтах— парусностью до
8—10 м2. При большей парусности оно неудобно—парус
получается высоким, поэтому и сила давления
ветра на Паруса приложена сравнительно
высоко. Яхту приходится делать широкой, с
повышенной остойчивостью.
В
СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис.
12)—господствующее вооружение гоночных
швертботов-одиночек, управляет которым
один человек (например, швертботы классов «ОК»,
«Оптимист» и «Финн»).
Для
снижения высоты парусности и повышения
остойчивости яхты малого и среднего
размера (парусностью до 60м2) чаще всего
вооружают шлюпом (рис. 13).
Шлюп
— это вооружение, при котором яхта кроме
грота несет еще один передний парус,
называемый стакселем. Шлюп может быть
гафельный или бермудский.
Бермудский
шлюп сейчас самое распространенное
вооружение для яхт малого и среднего
размера. Среди бермудских шлюпов можно
выделить две разновидности: нормальный
бермудский шлюп (или, как его часто называют,
«три четверти», так как стаксель обычно
достигает 75—80% высоты мачты) и бермудский
шлюп с топовым стакселем (стаксель
поднимается по штагу, идущему на самый топ
мачты). Первая разновидность характерна для
гоночных, а вторая — для крейсерско-гоночных
яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и
стаксель-штагом называется передним
треугольником.
Рис.
14 Тендеры"
А
— гафельный, Б — бермудский
Когда
парусность больше 60—80м2, ее делят между
большим числом парусов. Тогда применяют тип
вооружения, называемый тендером. Тендер
(рис. 14) несет в переднем треугольнике два
или больше передних парусов, чем и
отличается от шлюпа. Эти паруса называются:
стаксель
(ближний к мачте внизу), кливер (впереди
стакселя) и кливер-топсель (или летучка)
который ставится у самого топа мачты.
Тендеры,
как и шлюпы, могут быть гафельными и
бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего
имеют мачту не цельную, а состоящую из двух
частей: мачты
и стеньги (надставка к мачте сверху,
которую можно опускать).
Двухмачтовые
вооружения (рис. 15) применяют на крупных
крейсерских яхтах, где для уменьшения крена
важно иметь еще более низкую парусность,
чем у тендеров. Кроме того, распределение
общей парусности на несколько парусов
облегчает работу экипажа с ними, что
особенно важно на яхтах, совершающих
дальние плавания. Чисто морские
преимущества двухмачтовых яхт весьма
велики: уборкой тех или иных парусов можно
сразу уменьшить парусность, а комбинируя
эти паруса, можно приспособиться к большому
диапазону сил ветра без взятия рифов.
Не
очень крупные крейсерские яхты (50—100 м2) в
большинстве случаев вооружают иолом или
кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту),
которая установлена позади головки руля.
Парус на этой мачте называется бизанью.
Иолы могут быть как гафель" ные, так и
бермудские. Заметим, что для всех
двухмачтовых яхт с косыми парусами вид
вооружения определяется формой грота. Так,
если иол имеет гафель-ный грот, он
называется гафельным, независимо от того,
какая на нем бизань — гафельная или
бермудская. Площадь бизани на иоле обычно
составляет 8— 10% общей площади парусности
яхты.
Рис.
15. Двухмачтовые яхты.
А
— бермудский иол; б — стаксельный кэч. В —
гафельная шхуна; Г — бермудская стаксельная шхуна
Кэч
отличается от иола большей бизанью, имеющей
площадь 15—25% от общей парусности, и тем, что
бизань-мачта стоит впереди головки руля.
Как
и иол, кэч может быть бермудским или
гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика,
со шкотовым углом, находящимся у верхушки
бизань-мачты. Нижний промежуток
заполняется тогда большим бизань-стакселем.
Такие кэчи называют стаксельными (рис.
15, б). Бизань-стаксель может быть и у
обычного кэча или иола, только в этом случае
его надо убирать при перекладывании грота с
одного борта на другой.
На
иолах бизань скорее воздушный руль, чем
парус, кроме того, в ряде случаев иол
удобнее с точки зрения работы экипажа на
палубе и обзора для рулевого.
Шхуна
имеет заднюю мачту выше или равную передней.
Передняя мачта двухмачтовой шхуны
называется фок-мачтой, а задняя — грот-мачтой.
Паруса называются соответственно фок и
грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть
гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны
часто вооружены гафельным фоком (при равной
с бермудским фоком высоте он может иметь
большую площадь парусности, чем последний).
Существует разновидность бермудской шхуны—стаксельная
шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока.
Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый
четырехугольник) заполняется одним или
несколькими косыми треугольными парусами.
Шхунами, как правило, вооружают самые
крупные яхты — парусностью более 150—200 м2.