Чтобы связать
лодку, нужен материал. Мне нужен был
необычный материал — папирус. Где он
есть? На озере Чад. Но сердце Африки не
связано с внешним миром никакими
артериями, ни рекой, ни шоссе, ни
железной дорогой. Самолет? На нем
можно вывезти мастеров, но не вывезешь
столько папируса, сколько надо для
большой ладьи. Да и как его доставишь
из Бола до аэродрома в Форт-Лами?
В Египте? Ну
конечно же. На каменных стенах
гробницы фараона нарисованы лодки из
папируса. Камень и папирус. Камень в
пустыне, папирус по берегам Ныла.
Природа даровала древнейшим жителям
Нильского поречья камень и папирус. Да
еще ил с Эфиопских гор, который
откладывался на берегах реки. Ил
кормил крестьянина, из папируса вязал
себе лодку рыбак, камень нужен был
фараону, беспокоившемуся о своей
загробной жизни. На бумаге из папируса
ученые-египтяне записывали события
древнейшей истории человечества. На
папирусе перевозили камень, на камне
увековечивали папирусную лодку.
Цветок папируса — обычный мотив в
искусстве Древнего Египта. Он служил
государственным знаком Верхнего
Египта, и в одном из мифов
птицечеловек Гор, сын солнечного бога
Ра, связывает его вместе с цветком
лотоса Нижнего Египта, объединяя весь
Египет в одно царство.
Если вам нужен
бальсовый плот, делайте, как делали
инки: отправляйтесь в лесные дебри
Эквадора и срубите стволы, полные
природного сока. Если вам нужна
папирусная лодка, делайте, как делали
люди фараона: отправляйтесь на
заболоченные берега Нила и нарежьте
зеленого папируса. Когда фараону
нужна была лодка, задача решалась
просто. К его услугам были вооруженные
многовековым опытом искуснейшие
корабелы, которые знали все о папирусе
и папирусных ладьях, он имел сколько
угодно рабочих рук, и строительный
материал рос в изобилия прямо у ворот
его дворца. Заросли папируса тянулись
по обоим берегам Кила на десятки
километров от Средиземного моря на юг,
в глубину страны.
Ко так было
при фараонах.
— Теперь в
Египте папирус больше не растет, —
объяснил мне Жорж Сориал, египетский
аквалангист, знающий Нил как свои пять
пальцев. — Камня предостаточно, если
тебе захочется построить пирамиду, но
папируса не наберется даже на
игрушечную лодку.
И он подвел
катер поближе к берегу, чтобы я мог
убедиться в его правоте.
Множество
парусов скользило вверх и вниз по Нилу
между пальмами, песчаными отмелями и
возделанными полями, но ни один
золотоволосый стебель папируса не
склонял больше своей косматой головы
над бурой нильской содой, чтобы
покрасоваться перед зеркалом. Папирус
перевелся в Египте еще в прошлом века.
Никто не знает, почему. Боги забрали
обратно один из своих древних даров,
буквально выдернули его с корнем.
Камень есть — остались горы, остались
пирамиды, ко ила тоже поубавилось с
появлением плотин. И вместе с
папирусом с берегов Нила исчез
последний египтянин, который владел
искусством строить папирусные лодки.
Мы
странствовали по живописному
Нильскому поречью верхом на конях и
верблюдах, на автомашинах, поездах и
катерах. Приходили на рыбачьи шаланды
и грузовые баржи, сидели под солнцем
на серых досках и ели арабские лепешки
с липнущим к палубе мягким сыром,
надеясь получить какие-то сведения от
речников, которые не знали, что такое
обувь, и редко сходили на берег. Оки
родились на борту, и все: жена, дети,
скот, скарб — находилось тут же. Сто
раз чиненная деревянная лодка с
каютой-шатром — родной дом нильского
рыбака, его деревня, его мир. И мы
немало узнали от них. О том, как люди
ухитряются жить и трудиться там, где,
казалось бы, и повернуться-то негде.
Как стряпают на
легковоспламеняющейся палубе над
глиняным очагом. Как заготавливают
провиант, который не боится никакого
солнца. Но о папирусе они нам ничего не
могли рассказать, тут скорее мы их
могли поучить. Рыбаки в жизни не
видели папирусного цветка, не видели
даже маленького пучка этой травы,
посаженного для туристов у фонтана
перед входом в Каирский музей. Они не
заходили внутрь гробниц. И отцы им не
говорили, что некогда по Нилу ходили
совсем другие лодки, а не те, на
которых они сами выросли.
Однако Нил
велик. Он тянется на юг через Египет и
Судан до своих истоков в Уганде и
Эфиопии. И вот там-то, по берегам
озер в его верховьях, папирус уцелел. Я
услышал даже, будто бы он там растет
так же пышно, как на озере Чад.
Должно быть,
древние любили странствовать по свету,
ведь многие из фараонов, правивших
Египтом, родились в далекой Эфиопии,
где начинается Голубой Нил. Но в
средние века нильский путь был забыт,
и легенда помещала истоки великой
реки в таинственных, неведомых Лунных
горах. Лишь после того как европейцы
во времена Колумба тоже пустились в
странствия, итальянцы и португальцы
вновь открыли верховья Нила. И люди
нашей эпохи узнали, что Голубой Нил
вытекает из озера Тана, лежащего
высоко в горах Эфиопии. В Марокко и на
Сицилии тоже есть папирус, но очень
мало, на большую ладью сразу не
соберешь.
Итак,
отправляйся за папирусом к истокам
второй по длине реки земного шара;
позавидуешь фараонам... К тому же в
Судане были какие-то осложнения, и
власти косо смотрели на туристов, да
еще таких, которые уверяли, что цель их
поездки — связать лодку из цветков
папируса! Зато Эфиопия не стала чинить
препятствий, и рейсовый самолет
доставил нас в Аддис-Абебу, столицу
древнего королевства, расположенную
на высоте 3 тысяч метров над уровнем
моря, посреди зеленого нагорья с
россыпью желтых цветов.
Моим спутником
был начинающий кинооператор,
итальянец Тоси, худой и такой
долговязый, что мы насилу втиснули его
в маленький самолет местной линии,
который ходит на озеро Тана. И вот уже
нас качает на воздушных ухабах над
зелеными холмами Эфиопии. Внизу на
склонах и вершинах жались в кучу
живописные круглые соломенные хижины.
Долго ландшафт напоминал волнистую,
всех оттенков зелени площадку для
игры в гольф. Потом пошли
изборожденные ущельями горы. На дне
глубоких диких каньонов пенились
белые ручьи. А вот и верхнее течение
Нила— красно-бурая лента на дне
судорожно извивающейся теснины между
обрывистыми скалами. Эти извивы были
словно рисуночное письмо самой
природы, повествующее о том, как
древняя река в союзе с всесильным
временем тысячелетиями вгрызалась в
горный массив, выплевывая
пережеванные ею скалы Эфиопии в виде
миллионов тонн ила на засушливые
равнины Судана и Египта. С
незапамятных времен Нил без устали
перемалывает горы Эфиопии в удобрение
для полей Египта. Вот уж подлинно
исторический ландшафт, ведь из этих
борозд возникла почва, питавшая один
из корней мировой культуры.
Мои
размышления были нарушены. Пилот взял
ручку на себя, самолет реско пошел
вниз и чуть не сбрил крылом макушки
деревьев на скальном ребре в одном из
зигзагов реки. Нил исчез, мы видели
только деревья и скалы. И в ту же
секунду вдруг услышали со всех сторон
громоподобный гул, в котором
совершенно тонул рокот мотора. Руки
вцепились в сиденье, живот стал
невероятно тяжелым, дыхание на миг
остановилось. Тут же впереди снова
показалось русло Нила, но это была
картина безумного хаоса. Великая река
была разорвана поперек во всю свою
ширину и могучей стеной уходила
отвесно вниз. Впереди нас, по бокам,
вверху, внизу падали с уступа на уступ
беснующиеся белые каскады, вода
бурлила, рокотала, кипела, пенилась,
курилась. Мрачные утесы заслонили
солнце...
Ручку от себя,
нас вдавило в кресла, высотный руль
вкупе с сильной восходящей струей
воздуха бросил машину вверх, мы
влетели в изумительную радугу на фоне
голубого неба и пронеслись над самым
краем бушующего кратера, там, где
идущий нам навстречу лоснящийся поток,
как бы надломившись, обрывался в
пропасть. И опять под нами Нил, но уже
этажом выше, волшебно изменившийся —
бурого цвета, степенный, неторопливый,
неслышный. И никаких круч или барьеров,
ровное зеленое плато, ничем не
заслоненный вид на отлогие холмы,
блестящую воду и вечнозеленый
лиственный лес.
— Хотите еще
раз посмотреть? — спросил летчик.
Не дожидаясь
ответа, он развернулся, прошел над
обрывом и опять бросил машину вниз, в
клокочущее ущелье.
— Водопад
Тиссисат, — бесстрастно сообщил он, когда
остался позади оглушительный рев. —
Здесь Нил срывается
отвесно вниз с плато. Местные называют
водопад Тис
Аббай. Аббай — имя Нила, а “тис”
означает “дым”. Полу
чается “курящийся Нил”.
Мы обернулись
— в самом деле, там, где великий Нил
исчезал в преисподней, к безоблачному
небу, словно дым исполинского костра,
поднималась завеса из мельчайших
капелек.
Самолет
приземлился в Бахар-Даре, и вскоре мы
уже снимали тот же водопад с земли.
Здесь пролегала грань между двумя
мирами — или этажами двухэтажного
мира. Мы знали, что совсем близко люди
по-прежнему, как во Бремена фараонов,
плавают на папирусных лодках: всего
един дневной переход отделяет
Тиссисат от озера Тана, в котором
берет начало Голубой Нил и на котором
мы рассчитывали найти папирус в
неограниченном количестве.
И вот
мифические Лунные горы, вот начало
реки, и серебряная с чернью гладь
озера Тана отражает вечерние тучки, контуры
гор и макушки деревьев. В зализе что-то
двигалось, словно какие-то животные с
загнутым вверх хвостом беззвучно
пересекали серебристую дорожку.
Нырнут в тень — пропадут, выйдут опять
на отливающий серебром клин —
отчетливо видно длинные силуэты. Я
насчитал шесть силуэтов; шесть
папирусных лодок бесшумно скользили
по воде там, где два лесистых мыса
сдавливают озеро Тана и рождаемся
поток, который медленно катится к
водопаду.
На каждой
лодке сидели люди — где один, где двое,
где трое, — и гребли тонкими шестами,
как двухлопастным веслом. Может быть,
они ловили рыбу в протоке, а может
быть, просто тешились на досуге,
бороздя тихие струи, с которых
начинается Нил. Пониже чья-то лодка
лихо неслась по белым перекатам в
опасной близости от могучего водопада,
но черный гребец искусно вывел легкое
суденышко из бурлящей стремнины и
пошел обратно к озеру, держась в тени у
самого берега.
Лунные горы.
Горы, вздымающиеся к Луке. Так
рисовался здешний край
путешественникам средневековья, карабкаемся
вверх с берегов Красного моря или с
египетских равнин. Озеро Тана лежит на
высоте 1800 метров над уровнем моря, а
горы кругом достигают 3—4 тысяч метров.
Озеро большое — с одного берега
другой не видно. На нем нашли себе
приют черные монахи. Лесистые острова
стали их обителью, и сотни лет только
папирусная лодка связывает их с
внешним миром.
Хотя уже
смеркалось, я даже на таком расстоянии
рассмотрел интересную особенность
здешних лодок. Если на кадай на
уединенном озере Чад корма обрезана
прямо, и только нос загнут вверх
красивой дугой, то папирусная лодка,
дожившая до наших дней в истоках Нила,
сохранила исконную египетскую форму.
Не только нос, но и корма изогнута
вверх, причем ахтерштевень еще
загибается внутрь, образуя
характерный древнеегипетский завиток.
И в этот тихий вечерний час я мысленно
перенесся вниз по течению Нила,
перенесся в далекое прошлое, когда
занималась безмятежная заря истории.
Краешек
тропического солнца провалился за
далекие лесные кроны, и свет медленно
похерк, как в кинозале. Горы и озеро,
скрывшись во тьме, растворились во
времени. Теплый ночной ветерок принес
сладкий запах благовоний и веяние
нетленных тайн — дыхание островов,
где календарь застыл на месте, где в
наши дни живет средневековье, лелеемое
и сберегаемое монахами,
которые пронесли сквозь столетия
образ жизни, одежду, ритуалы и веру,
доставленные сюда их
святыми предшественниками в ту
далекую пору, когда средневековье для
всех еще было явью.
Хотя на
островах высятся могучие деревья,
монахи по сей день не делают ни
долбленок, ни дощанок. Предки провели
папирусную лодку из седой древности в
средневековье, потомки невозмутимо
ведут ее дальше, в атомный век. Вот мы и
приехали к ним за наукой: им ли не
знать, как вяжут папирусные лодки и
где найти нужное нам количество
папируса!
Откуда пришли
учителя черных монахов? Древние
народы, обитавшие в разных концах Нила,
делились друг с другом не только
папирусными лодками и фараонами.
Зарождающееся христианство проникло
в Эфиопию из Египта за тысячу лет до
того, как в спячке средневековья заглохли естественные связи между
равнинами в устье Нила и нагорьем в
его истоках. Уже около 330 года, задолго
до прихода христианского учения на
север Европы, в Эфиопии
распространилась коптская вера.
Первые христиане поселились севернее
озера Тана, в древнем королевстве Аксум высоко в эфиопских горах. Позже
многие из них бежали от преследований
на юг, на затерявшиеся в просторах
озер Тана и Звай острова. Черные
монахи, нашедшие убежище на Тане,
живут там уже семьсот лет, а
преемственность обеспечивают,
привозя на своих папирусных лодках
молодежь с побережья.
Чтобы
познакомиться с монахами и разведать
участки папируса, мы взяли на прокат
железную моторку с папирусной
лодчонкой на буксире. Один
предприимчивый итальянец привез две
таких моторки на Тану и конкурировал с
ладьями из папируса, забирая зерно на
мелких пристанях и доставляя его на
два центральных базара в северной и
южной частях озера.
Густой лес
покрывал откосы первого острова, к
которому мы подошли, корни деревьев
переплелись даже в воде. Мы
протиснулись к суше на папирусной
лодчонке и спрыгнули на берег под сень
листвы. Между стволами начиналась
узкая тропка, здесь стояли два монаха,
словно поджидали нас. В длинных
облачениях с опущенным клобуком,
босые, темно-коричневая кожа, черная
борода. Придерживая рукой коптский
крест на груди, они молча поклонились
и учтивым жестом указали нам путь к
стоящей наверху часовне.
У солнечной
стены сушились поставленные на ребро
папирусные лодки, лежали снопы сухого
папируса. Часовня стояла в высшей
точке острова, такая же, как
разбросанные по откосу скромнее
лачуги монахов, только размером побольше.
Круглая постройка из жердей под
толстой соломенной крышей конусом.
Раздались
низкие мелодичные звуки гонга —
подвешенной каменной плиты, по
которой колотили дубинкой, и к часовне
потянулись монахи. Красивые, статные
люди, как большинство эфиопов: темная
кожа, чеканное лицо, орлиный нос,
острая черная бородка. Тут и юноши, и
зрелые мужи, и согбенные седобородые
старцы. Все в грубых облачениях, босые
или в открытых сандалиях; я приметил
несколько апатичных, изможденных лиц.
Кормились эти бедняки тем, что им
давали жалкие клочки земли, да рыбой
из озера. Дни проходили в молитвах,
псалмопениях и раздумье.
Нас приняли
как желанных гостей; можно было
надеяться, что мы здесь получим важные
сведения. Два старика в чалмах
приволокли похожие на бочонок
барабаны и, колотя по ним ладонями,
затянули надтреснутыми голосами
диковинные церковные песни, явно
унаследованные от древнейших
эфиопских христиан. Должно быть, так же
пели учредители их церкви, когда
пришли сюда из королевства Аксум.
Остров
называется Ковран Гавриил, и архангел
Гавриил богатырского роста, с мечом в
руке встретил нас, когда монахи
предложили нам войти в их часовню с
соломенной крышей. Его изображение,
обрамленное многокрасочными
библейскими сценами, украшало своего
рода алтарь, который занимал всю
среднюю часть часовни от пола до
потолка, оставляя круговой проход
вдоль стен с выходами на все стороны.
По этому принципу устроены все
коптские церкви на озере Тана.
Цветная
роспись алтаря позволяла проследить
всю библейскую историю. По словам
монахов, которые подтверждаются
очаровательно наивной трактовкой,
алтари были расписаны лет двести —
триста назад, а то и раньше. На
картинке, изображающей, как фараон со
своим египетским войском тонет в
Красном море, только блестящие
рыцарские шлемы и ружейные дула
торчат из воды...
Нас попросили
разуться у входа в часовню, и когда мы
вышли, то вынесли с собой полчища блохах, которые долга постились на
церковных коврах. Я еще легко
отделался, а вот порывистые движения
кинооператора говорили о том, что
передовые блошиные отряды быстро
добрались до его подмышек и головы.
Бегом спустившись к лодке, он, к
великому замешательству монахов,
затеял что-то вроде стриптиза с
дезинфекцией при помощи
пульверизатора.
К тому времени
я уже успел выведать у монахов то
немногое, что они могли рассказать о
плавучести папируса. Хотя для этих
островитян папирусная лодка то же, что
для жителя пустыни лошадь и верблюд,
никто из них не пользовался ею больше
одного дня подряд. Походят день —
непременно вытащат на берег и
поставят ее сушиться, не то очень
сильно намокнет. А намокший папирус
хоть и не тонет, но грузоподъемность
совсем не та. Чем больше лодка, тем
дольше она сохраняет плавучесть, но
чересчур большие делать нет смысла,
слишком тяжело вытаскивать из воды и
сушить.
Да, не густо.
Следующий
остров назывался Нарга. Он был плоский,
с папирусом в мелких заливах, но это
растение нужно было самим монахам для
пополнения своего флота. Они говорили,
что папирус как-никак гниет; сколько
ни просушивай лодки, раз в год
приходится вязать новые. А в старинной
каменной башне сидел монах, который
вообще ничего не говорил. И не
двигался с места. Только и видно
темный силуэт на фоне облаков. Башня
была построена царицей Ментуаб 250 лет
назад, монах же уселся на верхней
площадке лишь несколько лет назад,
зато дал богу обет неподвижно
просидеть там всю жизнь. До самой
смерти. Его собратья смотрели на него
как на живого святого.
Мы поспешили к
соседнему острову, Дага Стефано, его
лесистые взгорья высоко вздымаются
над водой. Это самый священный остров
на всем озере, до того священный, что ни
одной женщине, будь она хоть царица, не
дозволяется сходить здесь на берег.
Последний раз такая попытка была
сделана 250 лет назад. Царица Эфиопии
Ментуаб со своей свитой подошла к
острову на большой папирусной лодке,
но ее учтиво спровадили. И пришлось ей
продолжить путь до Нарга, где она и
соорудила храм и башню.
Дага Стефано
благодаря пышной растительности
очень красив. На вершине острова между
древесными кронами мы различили
соломенную крышу с крестом. У
единственного причала стоял на страже
оборванный монах с явными признаками
слоновой болезни; к деревьям позади
него были прислонены маленькие
папирусные лодки. Волнуясь, мы ступили
на священные камни: что последует? Но
монах позволил нам осмотреть лодки и
не стал нас останавливать, когда мы
пошли по широкой тропе вверх. Могучие
деревья, соломенные лачуги, монахи...
Немые поклоны, рот бормочет молитву,
рука придерживает маленький крест...
Папирус? Они дружно показали через
озеро. Вон там. Там его сколько угодно.
Они сами его там берут. Сколько держится на
воде? Восемь дней. От силы две недели. К
тому времени он, если не затонет под
тяжестью груза, все равно сгниет и
развалится на волне. Папирус надо
сушить. Вытаскивать лодки на берег.
Больше они ничего не могли нам сказать.
В храм нас не
пустили. Его овальные стены из камня,
бамбука и соломы грозили вот-вот
рассыпаться. Но рядом было что-то
вроде каменного грота с множеством
реликвий. Два улыбающихся монаха
любезно ввели нас в этакий кабинет
ужасов. В полумраке на полках лежали
белые черепа, старинные кресты и
священные предметы, принадлежавшие
покойным отцам церкви. Главной
святыней были накрытые материей
длинные стеклянные гробы. Покрывала
сдвинули, и мы увидели мощи,
бальзамированные тела четырех эфиопских
царей со скрещенными на
груди руками. 8десь, на священном
острове, они обрели вечный покой. Их
привезли сюда на папирусных лодках
через бурное озеро Тана, как некогда
траурные процессии сопровождали
мумии фараонов по тихому Нилу.
Выйдя из
темного грота на волю, мы устроили
монахам маленький сюрприз: они
услышали собственные голоса,
записанные на портативном
магнитофоне. Другим тоже захотелось
услышать себя. И вот все монахи сидят в
ряд на широкой лестнице и хором поют в
микрофон. Звучат древние коптские
псалмы. Я сижу на корточках перед ними
и регулирую запись. Позади меня стоит
долговязый кинооператор, согнувшись в
три погибели над штативом. Вдруг я
услышал страшное ругательство, от
которого стрелка индикатора на
магнитофоне ударилась в край шкалы,
после чего откачнулась на ноль и
застыла. Монахи закрыли рты и
вытаращили глаза. Я обернулся и увидел,
что мой итальянский товарищ исполняет
какой-то лихой воинственный танец.
Штатив он уже сшиб ногой и теперь
торопливо стаскивал с себя рубаху.
Отбросив ее, он взялся за брючный
ремень.
— Стой! —
яростно прошипел я. — Ты что,
рехнулся?!
Мои слова не
возымели никакого действия. Штаны
последовали за рубахой, и Тоси,
завершив стриптиз, обеими руками
схватился за корму.
— Оса! —
вопил он. — У меня в штанах оса!
Эх, оператор,
оператор, так испортить нам последние
минуты на острове Дага Стефако. Я не
мог его простить, хоть и жалко было
смотреть на беднягу, который не был в
состоянии даже сидеть, когда мы
вернулись в моторку. Монахов с
лестницы как ветром сдуло, осталось
лишь несколько
человек; впрочем, они с
признательностью приняли от нас
скромную лепту в благодарность га
содействие и во искупление греха,
совершенного кинооператором.
В общем визит к
черным монахам нас огорчил. Послушать их, так глазное — делать
папирусную лодку поменьше, чтобы
легче было вытаскивать ее на берег и
просушивать. Не очень-то это подходит
для Атлантического океана... Как
только лодка освобождалась, ее
немедленно выносили на берег.
Чтобы
упростить сушку, лодки побольше здесь
делают из двух частей, которые можно
выносить на берег отдельно: тонкий,
так сказать, корпус с загнутыми вверх
носом и кормой, а внутри корпуса —
пригнанный к нему толстый папирусный
матрац. Чадские кадай куда
массивнее. Если монахи озера Тана
стараются делать лодки легкими,
ревностно сохраняя исконную древнюю
форму, то для будума на озере Чад
важнее всего капитальность
конструкции.
Идя дальше
через озеро, мы миновали несколько
островков, ставших вотчиной бегемотов.
Наше появление вызвало переполох,
могучие звери, покинув свою обитель,
погружались в воду и выныривали около
нас. Нам объяснили” что они ненавидят
папирусные лодки и всегда норовят их
опрокинуть, потому что с таких лодок
исстари били гарпунами бегемотов. Но
когда мы столкнули в воду нашу
папирусную лодчонку, бегемоты,
окружив ее со всех сторон, только
фыркали и таращили любопытные глаза.
В юго-западной
части озера, где берег едва выдается
над водой, раскинулись обширные
заросли папируса.
В одном месте
сквозь папирус пробивается мутный поток, и по озеру словно расплывается
бурая краска. Здесь в Тану впадает
речушка, ее устье сразу и не отыщешь в
густом папирусе, где прячется много
крупных болотных птиц. И так как озеро
питает Голубой Нил, эту речку назвали
Малым Нилом.
Как правило,
Малый Нил настолько мелок, что на
моторке по нему можно пройти всего
несколько сот метров, но необычно
высокий уровень воды позволил нам
подняться вверх по реке до маленькой
деревушки племени абайдар, лежащей в 3
километрах от озера. При появлении
нашей моторки из крытых соломой
круглых хижин высыпали на берег
местные жители. Как нам объяснил Али,
впервые одна из двух принадлежащих
его итальянскому боссу моторок зашла
в Малый Нил.
Встречающие
спустили на воду лодки из папируса,
сушившиеся возле хижин, и направились
к нам, кто на веслах, кто толкаясь
шестом. Самые маленькие здешние лодочки
— по cyти дела, поплавки, смахивающие на
бивень слона; нам сказали, что они
называются коба. Вяжут и применяют
их точно так же, как в Центральной
Африке, в Южной Америке и на острове
Пасхи. Лодка побольше на одного
человека, называется мароча, а
наиболее обычная для Таны разъемная
лодка на двух и больше гребцов — танкуа.
Мы видели танкуа с экипажем в
девять человек, но нам говорили, что
есть лодки, на которых перевозят через
озеро до 2-3 тонн зерна. Был случай,
сильный ветер унес груженую танкуа, и
она целую неделю дрейфовала по озеру,
прежде чем ее удалось пригнать к
берегу, даже зерно успело прорасти.
Абайдары, как и
черные монахи, считали, что две недели
— крайний срок, после которого танкуа,
пропитавшись водой, неизбежно
развалится. Корпус этой лодки
настолько тонок, что она извивается на
малой волне, будто змея.
Все это
подтверждало мои первые впечатления.
Хотя танкуа с загнутой вверх
кормой больше похожи на лодки
древнего Египта, чем чадская кадай, они
уступают ей в прочности. И поскольку в
нынешнем Египте нет ни папируса, ни
строителей папирусных лодок,
напрашивалось решение: взять папирус
с озера Тана, строителей — с озера Чад,
а образец для задуманной мной
реконструкции — с древнеегипетских
фресок.
Ночью
разразилась жуткая гроза. Мы
привязали моторку за дерево на берегу
и накрылись папирусной лодкой. Гром
гремел так, как это бывает, когда
низкие тучи идут над самой водой.
Ослепительный блеск молний и
оглушительные залпы говорили о том,
что центр грозы над нами. Молнии били в
озеро, ударяли в берег. Вспышка, удар
грома, толчок воздушной волны — и
совсем рядом с нами раскололось
огромное дерево! Дождь лил как из
ведра. Наше имущество плавало в лодке
вместе с дневным уловом рыбаков. А
кинооператор крепко спал, в такую
погоду он был избавлен от
необходимости сражаться с насекомыми.
...На самом юге
Эфиопии, с севера на юг параллельно
Красному морю, протянулась в сторону
Кении Рифт-Валли. Геологи полагают,
что эта широкая долина, зажатая между
двумя горными грядами, образовалась
при медленном смещении Африки на
запад за много миллионов лет. На дне
рифта, словно бусины, лежат в ряд
большие озера. На одном из них, озере
Звай, вяжут папирусные лодки. Есть
отличная автомобильная дорога, и
большинство озер — излюбленное место
отдыха; из столицы, Аддис-Абебы, сюда
приезжают охотиться, ловить рыбу и
купаться. Только Звай, хотя оно самое
красивое, не посещается туристами.
Сюда не доходит
шоссе, и здесь растет папирус,
прибежище улитки, в которой вырастает
личинка шистозомы, гроза любителей
купанья.
В Аддис-Абебе я
встретил двух шведов, от которых кое-что
узнал про Звай. Один из них, этнограф,
изучал по литературе жителей тамошних
островов. Другой — он кормится ловлей
птиц в Эфиопии — сам побывал на озере.
Я взял
напрокат джип, погрузил на него
продукты и полевое снаряжение, мы
покинули нашу базу в столице и
помчались сперва по отличной, потом по
хорошей, потом по посредственной и,
наконец, по отвратительной дороге.
Первый ночлег — у гостеприимных
шведских миссионеров на высоком
восточном склоне Рифт-Валли. На другое
утро вместе с переводчиком —
эфиопским учителем Асеффа — и “знающим
дорогу” молодым парнем из племени
галл& мы двинулись дальше к озеру
Звай.
Глубокое
ущелье с порожистой рекой, секущее
равнину к западу от озера, преградило
нам путь, и в поисках переправы
пришлось проехать 25 километров на юг
по строящейся дороге, увязая в сыром
грунте. Наконец мы пересекли реку по
мощному каменному мосту, после чего
километров пятьдесят ехали на северо-запад
вовсе без дороги, где по конной, где по
звериной тропе, где просто в просветах
между редкими деревьями. Часто кому-нибудь
из нас приходилось идти впереди джипа,
отыскивая путь. “Проводник” сидел
смирно, не раскрывая рта, а если и
пытался что-то нам подсказать, то
весьма неудачно. Дикие звери не
попадались, зато мы видели много
старых могильников. То и дело
встречались нам галла — на плече
копье, по пятам трусит собака. Хотели
мы спросить у одного парня про дорогу,
но он так перепугался, когда мы
развернули джип в его сторону, что
поднял копье для защиты, потом
пустился наутек и мигом исчез среди
акаций.
Вечерело,
когда мы выехали на высокий утес, с
которого открывается великолепный
вид на восточный берег озера Звай и
два ближних острова. На утесе стоял
дощатый домик и большая палатка —
шведская миссионерская поликлиника.
Заведовала поликлиникой медицинская
сестра, но она уехала в отпуск в Швецию,
и мы застали только сторожа, живущего
с семьей в шалаше по соседству. Он
позволил нам разместиться в палатке.
От подножия
утеса на юг и на север тянулись
камышовые заросли, а на воде в лучах
вечернего солнца поблескивало желтое
зернышко: папирусная лодчонка
возвращалась на свой остров.
День угас
быстро, как и должно быть в восьми
градусах от экватора. И тотчас начался
спектакль. На деревьях тараторили
обезьяны. Грузные бегемоты выбирались
на берег и шли лакомиться кукурузой на
поля. Все ближе и ближе скулили и выли
гиены. Откуда-то с озера доносилась
далекая барабанная дробь. Из палатки
были видны костры на островах. Асеффа
объяснил, что это копты готовятся
встретить свой праздник маскал. Я
вышел, чтобы полюбоваться всей
панорамой, и у самых дверей наткнулся
на две темных фигуры с копьями. Это
сторож с одним из своих родичей пришел
спросить, не хотим ли мы посмотреть на
гиен, которые нашли околевшего мула к
устроили пир.
Мы крадучись
вошли в рощу. Где-то впереди звучали дикие
вопли, тявканье, рычание,
щелкали челюсти. В кустах со всех
сторон сверкали, словно стоп-сигналы,
бдительные глаза гиен. Но стоило мне
включить фонарик, и обладатели глаз
беззвучно улетучились, как будто по
волшебству. Видно только лежащую на
земле истерзанную тушу. Выключаю
фонарик и жду. Опять кругом пара за
парой вспыхивают глаза, опять зверье
воет, скулит и рвет мясо, трещат кусты
и сучья. Зажигаю фонарик... Половины
туши как не бывало, осталась только
передняя часть, да и та разодрана на
куски. Мы поискали в кустарнике, идя по
кровавым следам, но задние ноги мула
канули в ночь.
На другое утро
мы спустились к озеру. Маленькое
кукурузное поле у подножия утеса
подверглось за ночь основательному
опустошению, вторгшийся сюда бегемот
сжевал не одну сотню початков. Мы
застали хозяина, когда он разгонял
обезьян, которые задумали доесть то,
что осталось после вылазки озерного
исполина.
Вдали
показалось несколько маленьких
папирусных лодок, они шли от островов
прямо к нам. Мы стояли там, где
расчищенный в папирусе проход от
причала встречался с тропой,
спускающейся сверху. У нас были
припасены топоры, веревки и два
толстых сука в рост человека. Мы
задумали один план и ждали, когда
подойдут лодки.
Вот и они.
Похожи на чадские: корма обрезана
прямо, только нос заострен и
изгибается кверху. Правда, совсем
маленькие, на одного человека.
Островитяне
пересекли озеро для меновой торговли
с галла. Один привез буроватое
кукурузное пиво в кувшине и в калебасе.
У другого была свежая рыба. Подошел
третий и начал вытаскивать свою лодку
на берег. Мы перехватили их и
предложили сделку. Взяв напрокат все
три лодки, мы поставили их рядом и
связали вместе. Только так можно было
осуществить наш план и попасть на
острова, к людям племени лаки. На всем
озере Звай лишь они делают лодки,
притом такие маленькие, что никто
посторонний не может воспользоваться
ими, чтобы проникнуть в древнее
пристанище этого племени.
Лаки не
состоят в родстве с галла, обитающими
на берегах Ззай. Галла — типичные
африканцы, кормятся земледелием и скотоводством, они прочно приросли к
суше, им в голову не приходило связать
лодку или плот, чтобы выйти на озеро. А
в жизни лаки папирусная лодка играет
важную роль, ведь они не только
земледельцы, но и рыбаки, и торговцы.
Несмотря на черную кожу, лаки не
негроиды, у них, как у большинства
эфиопоз, узкие лица, четкий рисунок
которых наводит на мысль о жителях
библейских стран. Как и монахи озера
Тана, они пришли из области верховий
Нила и принесли с собой искусство
строительства лодок из папируса. Уже в
1520—1535 годах, они, спасаясь от гонений,
после долгого странствия достигли
Рифт-Валли и уединились на глухих
островах озера Звай со исеми своими
церковными сокровищами и древними
коптскими рукописями. Мне говорили,
что рукописи сохраняются до сих пор,
ведь галла ни разу не смогли
проникнуть на острова, несмотря на четырехвековую
вражду с лаки. Правда,
в последние годы розни пришел конец,
наладилась меновая торговля,
некоторые семьи лаки даже перебрались
на берег, но по-прежнему на озере
делают только такие лодки, что на них
кроме гребца может поместиться от
силы один человек. Да и то он рискует
перевернуть тонкую связку папируса,
если не будет сидеть тихохонько,
вытянув ноги вперед или свесив их по
колено в воду.
Вот почему мы
смотрели с торжеством на свое
произведение — устойчивый плот из
трех связанных вместе лодок. Мы уже
собрали снаряжение и хотели занять
места на плоту, чтобы переправиться на
заманчивые острова, когда увидели, что
один из лодочников потихоньку
развязывает узлы. Объяснив Асеффе, что
он пришел за дровами для большого
праздничного костра, но теперь
вспомнил, что самые хорошие дрова не
здесь, а в другом месте, островитянин
учтиво попрощался с нами и поспешно
удалился на одной трети нашего
тримарана.
Лишь под вечер
нам удалось наконец зазвать еще
одного лаки. Он шел вдоль камышей,
забрасывая в воду небольшую сеть, и
чуть не всякий раз в его сети
трепетало живое серебро. Мы купили
весь улов, двадцать одну тулуму с
нежнейшим мясом, испекли на углях по
рыбе на человека, а остальное вернули
рыбаку. В нашу сделку с ним входил также прокат
лодки, и на этот раз мы поспешили
отчалить, как только связали плот. Он
легко выдерживал вес троих пассажиров
и кинокамеры с треногой, и Асеффа
нерешительно присоединился к нам,
когда я напомнил ему, что мне
понадобится переводчик.
Берег был
оторочен густыми зарослями низкого
камыша, ко папируса мы здесь не
увидели. Небольшая волна заставила
всех взяться за весла. Постепенно
берег озера ушел вдаль, а над нами
поднялись зеленые холмы ближайшего
острова. Между деревьями на склонах
отчетливо различались живописные
круглые хижины из соломы. В это время
из-за мыса вышла маленькая лодчонка и
направилась прямо к нам. Верхом на
папирусе, спустив ноги в воду, сидел
суровый человек в похожем на мундир
костюме защитного цвета. Умело
работая веслами, он развернул свою
лодку и стал поперек нашего курса.
Асеффа сообщил, что этот человек
называет себя не то шерифом, не то
шефом острова Тадеча и требует, чтобы
мы предъявили ему документы, прежде
чем он пустит нас на берег.
Асеффа спросил,
нет ли у меня какой-нибудь официальной
бумаги. Я достал из нагрудного
кармашка написанное по-французски
письмо норвежского министра
иностранных дел, адресованное властям
Республики Чад. Асеффа ни слова не
знал по-французски, но это не помешало
ему, стоя на плоту, торжественно
произнести на языке галла долгую
тираду, в которой я разобрал только
поминутно повторяемое имя императора
Хайле Селассие. Что уж он там сочинил,
знают лишь сам Асеффа да шериф; во
всяком случае суровый чиновник
растерянно отдал честь, освободил нам
путь задним ходом и возвратился к мысу,
а мы взяли курс на ближайший залив.
Остров был
изумительно красив. Яркая зелень,
пологие холмы, аккуратные кукурузные
поля... В заливе голые ребятишки удили
рыбу, сверху спускались к причалу
женщины с кувшинами на голове, в
платьях из домотканой материи,
навстречу им поднимался мужчина, неся
на плече свою папирусную лодку. Кругом
сновали куры, порхали красочные птицы.
На открытом гребне холма примостилась
чистенькая деревушка, горстка хижин с
конической соломенной крышей, стены —
из камня и обмазанного глиной плетня,
расписанные незамысловатым узором.
Около большинства хижин сушились на
солнце остроносые лодки, где одна, где
две, а то и три. Нас учтиво пригласила к
себе в дом симпатичная супружеская
чета и предложила свежего кукурузного
пива айдар. Его звали Дагага, ее — Хелу.
В доме было уютно и чисто.
На
утрамбованном глиняном полу стоял
ткацкий станок и большие запечатанные
кувшины. На каркасе стен висели
калебасы и нехитрые орудия труда,
постелью служили шкуры, подушкой —
кривая деревянная скамеечка вроде
древнеегипетских. Дагага и Хелу жили
без забот, вещей у них было очень мало,
зато бездна времени, чтобы получать от
них радость. Нет холодильника, зато
нет и счета за электричество. Нет
автомобиля, но ведь и спешить некуда.
Они отлично обходятся без того, чего у
них нет и что мы привыкли считать
необходимым. И у них есть все, что им
необходимо и чем охотно обходимся мы,
расставаясь с городом на время
долгожданного отпуска. Когда наш
современный мир вскорости проникнет к
ним, они многое у нас переймут, а мы у
них — ничего, но это будет бедой и для
них, и для нас, ведь обе стороны
считают, что умнее, лучше, счастливее
мы, раз у нас больше всякой всячины.
Так ли это?
Пока я
философствовал, сидя на холодке у
двери, красавица Хелу с мудрыми
глазами потчевала незнакомых гостей.
Дагага сидел и поглаживал козленка, от
души радуясь, что может угостить нас
пивом и жареной кукурузой. До чего же
вкусно! И до чего хорош вид из двери на
зеленые холмы. Вот бы, лежа на шкурах,
полюбоваться озером на закате, когда
пойдут домой последние папирусные
лодки... В эту минуту что-то сверкнуло
на горизонте, потом донесся глухой
рокот. По небу ползли черные тучи.
Кинокамера! И все наше имущество в не застегнутой
палатке на том берегу!..
Надо поторопиться, если мы хотим
пересечь озеро до грозы. Солнце
склонилось совсем низко. Я глянул на
свои часы: ого! В доме Хелу и Дагаги
часов не было, время здесь не
дефицитный товар и нет нужды его
мерить.
Мы сбежали
вниз по склону и оттолкнули от причала
папирусный тримаран. И вот уже остров
уходит назад, растворяясь в вечерней
мгле. Последнее, что мы видели, раньше
чем дождь все заслонил, были тусклые
огоньки на гребне холма. Наши лакские
друзья, надежно укрытые в своих уютных
хижинах, зажгли фитили масляных
светильников...
Наступил
маскал, главный коптский праздник,
когда все эфиопы-христиане празднуют
так называемое “открытие истинного
креста”. С нашего утеса мы видели
большие костры на островах. Мы
собирались еще раз навестить лаки,
расспросить их о папирусных лодках, но
не тут-то было. В этот день ни одна
лодка не вышла на озеро. На следующий
день мы увидели две лодки с рыбаками,
но они держались вдали от берега.
Может быть, им так велел шериф, чтобы
избежать повторных визитов.
Мы погрузились
в джип и покатили обратно.
Ориентироваться было нетрудно.
Несмотря на прошедший ливень,
отпечатки наших колес сохранились. Мы
уже приближались к ущелью, когда
заметили между деревьями другой джип.
Он тоже ехал по нашему следу, но
навстречу нам. В машине сидели эфиопы.
Выйдя из джипа, чтобы поздороваться,
мы обратили внимание на одного из них,
который был почти на голову выше
остальных. На нем была роскошная ряса
с шитьем, ниже косматой седой бороды
на животе болтался огромный коптский
крест на цепочке. Асеффа поцеловал
крест и объяснил нам, что этот
богатырь с благодушный! лицом — глава
эфиопской церкви, епископ Лука. Он
направляется к озеру Звай, чтобы
навестить своих единоверцев лаки.
Епископ лукаво сказал, что знает
способ вызвать лодки. И если мы сможем
приехать на следующей неделе, он нас
примет на главном острове — Девра
Зионе. Но для этого надо спуститься к
озеру с другой стороны, там есть
небольшой лепрозорий, а при нем —
пластмассовая лодка.
Возвращаемся в
Аддис-Абебу. Нагружаем джип свежими
запасали. Через несколько дней едем на
юг по туристской магистрали вдоль
западной кромки Рифт-Валли. Отсюда
совсем просто спуститься к Звай, но в
этом конце озера нет ни папируса, ни
островов. Лепрозорий оказался
закрытым, окна заколочены. Сидевший на
крыльце галла с распухшими от
слоновой болезни ногами сообщил нам,
что лодку увезли на ремонт в Аддис-Абебу.
А других лодок тут нет, только
маленькие евелла, которые лаки
вяжут из папируса.
Попытались
проехать вдоль берега на север. Сплошное
бездорожье. На юг... Заросшая
тропа привела нас к монастырской
школе. Школа тоже закрыта. Дальше путь
нам преградила глубокая река. Сонный
монах, кутаясь в рясу, сидел на траве и
глядел на бегемота, который нежился у
другого берега в тени могучих
деревьев, высунув голову из воды. Ниже
по течению начинались пороги.
Лодка? Откуда
ей быть. Здесь никто не вяжет лодок:
слишком много бегемотов, которые
недолюбливают их еще с той поры, когда
на них охотились люди с папирусных
лодок. Автомобильная дорога? Нету.
Здесь нету.
Возвращаемся к
шоссе. Едем по нему на юг. Озеро
Лантана среди каменистой равнины.
Островов нет, папируса нет, шистозомы
нет. Есть пляж, туристский отель, пиво,
лимонад. Пластмассовая лодка? (Мы
надеялись взять ее напрокат.) Увы. Она
в Аддис-Абебе, ремонтируется. Едем
обратно по шоссе. Ночь, тропический
ливень. В деревне Ада-митуллу мы нашли
приют. В дощатом сарае женщина галла
торговала пивом и эфиопскими
чебуреками. А во дворе за сараем мы
увидели две конурки с постелями, ничем
не огороженную выгребную яму и бочку с
водой для тех, кто привык умываться.
Кинооператор
приоткрыл дверь своей будки и
просунул внутрь руку, в которой держал
распылитель с дезинсекталем. Потом
распахнул дверь настежь и вымел
веником богатую коллекцию дохлых
насекомых. Он так и уснул, лежа поверх
покрывала с распылителем в руке. Я
отыскал одного галла и поставил
сторожить машину, снабдив его
фонариком, затем вынес из своей будки
все, оставил только голую железную
кровать, и развел на полу костерок из
взятых у хозяйки благовонных палочек.
Всю ночь из окошка струился ароматный
дымок.
Только я
задремал, как в соседней конурке
послышалось ругательство, и оператор
с грохотом выскочил на волю и исчез в
ночи. Утром я обнаружил его в нашем
джипе, он лежал поверх багажа,
свернувшись калачиком. Мало того что
его чуть не сожрали паразиты, он всю
ночь глаз не сомкнул из-за какого-то
человека, который все время светил ему
в лицо. Сторож гордо доложил, что это
он следил за тем, чтобы верзила,
явившийся откуда-то среди ночи, ничего
не стащил.
Этот сторож
нас здорово выручил. Уроженец
деревушки, лежащей у южной
оконечности озера, он сказал нам, что
туда очень легко проехать, он охотно
покажет нам путь. С проводником и
переводчиком мы покатили через рощи и
перелески, пока не уперлись в уже
знакомую нам порожистую речку, правда,
в другом месте, здесь через стремнину
было переброшено для перегона скота
несколько кривых бревен, присыпанных
камнями и землей. Дюйм за дюймом мы
форсировали этот мост и покатили
дальше по конным тропам, сухим руслам,
просекам и глинистым полям от одной
идиллической деревни галла к другой.
Километр за километром нас
сопровождали веселые ребятишки, они
живо разбирали изгороди на нашем пути,
засыпали камнями и сучьями канавы.
Природа тут красивая, разнообразная,
птиц словно в зоопарке. Галла к югу от
Звай образуют свой замкнутый мир, ни о
чем не просят, ничего не получают и не
нуждаются ни в чем. Никто не
вмешивается в их жизнь, никто им не
докучает, никто их не совершенствует и
не портит. Они привязаны к земле, и
никому из них не приходило в голову
связать себе лодку.
Продолжая
движение, мы под вечер увидели совсем
Слизко самый большой из островов лаки.
Его зеленые вершины вздымались выше,
чем холмы на берегу. И вот уже только
широкий пролив отделяет нас от Девра
Зиона, куда направлялся
епископ Лука. Мы выехали на ровное
поле, к очередному селению галла. Ни у
кого не было лодки, зато все знали, что
епископ Лука сейчас на острове. За ним
приходила оттуда большая оболу — так
лаки называют лодки из трех снопов
папируса, связанных плугом. Мы до сих
пор видели обычные, узкие лодчонки,
которые опрокидываются при малейшем
неверном движении. Лаки называют их шафит,
галла — евелла.
Поблагодарив
за информацию, мы съехали по крутому
спуску к самой воде и сигналили до тех
пор, пока к нам с той стороны не
подошел какой-то любопытный лаки на
маленькой шафат. До острова здесь
было всего 2 километра, и мы попросили
лодочника вернуться и передать, что мы
приглашены епископом Лукой и нам
нужна оболу. Вскоре кинооператор
вместе с переводчиком и лакским
гребцом уже сидел в широкой лодке
епископа. Сам я уселся на обычной шафат,
спина к спине с гребцом, который
объяснил мне, что нельзя сгибать ноги
в коленях и надо плотнее прижиматься к
нему, чтобы не опрокинуться. Съемочную
аппаратуру мы погрузили на другую шафат.
Моя лодка была
кое-как связана полусгнившим лубом. Я
оперся рукой, чтобы не сидеть в
шистозомной воде, в ту же минуту две
лубяные петли лопнули и шафат начал
разваливаться. Гребцы не на шутку
переполошились, все трое что-то
кричали друг другу и нам на своем
языке. На всякий случай соседи
подогнали к нам свои лодки, хотя было
очевидно, что спасаться у них, если
наша лодка распадется, бесполезно,
только опрокинемся все вместе.
Чувствуя, как
мои штаны все глубже погружаются в
теплую воду, где резвились
микроскопические чудовища, я сидел
будто вкопанный и судорожно сжимал
руками стебли папируса, чтобы
предотвратить дальнейшее разрушение.
Может быть, эти твари уже прокладывают
себе путь через тонкую ткань шортов?
Раньше до острова было рукой подать,
теперь он вдруг отодвинулся куда-то
страшно далеко. Никогда еще двадцать
минут не казались мне такими долгими.
Когда мы
вытащили на берег растрепанный сноп
папируса, было очевидно, что этот шафат
отслужил свой срок. Но мы добрались
до Девра Зиона, а это все окупало.
От прибрежного
папируса до скал внутри острова
простирался поистине парковый
ландшафт, на зеленых склонах высились
старые деревья-исполины. Источенные
ветрами утесы напоминали колонны и
террасы разрушенного замка, который
оброс цветущими кустами, лианами,
кактусами и диковинными деревьями.
Мы шли очень
быстро по горной тропе, не встречая ни
полей, ни хижин, ни людей, лишь обезьян
да многоцветных птиц. Наконец у наших
ног простерлась глубокая долина в
виде подковы. Ее ложе представляло
собой сплошное зеленое болото с
папирусом и зарослями камыша, в
которых кишели длиннохвостые
обезьяны и крупные болотные птицы.
От устья
долины в озеро вдавалась песчаная
коса, здесь мы застали епископа. Под
его руководством два десятка лаки
сооружали из только что срубленных
сучьев нечто странное, больше всего
похожее на двухэтажную клетку для
птиц. Епископ Лука, явно удивленный
нашим появлением, приветливо объяснил,
что каркас обмажут глиной и получится
дом для гостей с большой земли. Мы
посмотрели на безлюдную заболоченную
долину, на курящийся паром горячий
источник, который впадал в озеро по
соседству с косой.
А епископ тем
временем уже развернул свои припасы и
настаивал, чтобы мы ели его печенье и
превосходные фрукты. Мы еще не успели
опомниться от смущения, когда святой
отец с тревогой в голосе добавил, что,
закусив, мы сразу должны отправляться
обратно, дескать, ночью озеро опасно
из-за бегемотов. Мы ответили, что
собираемся ночевать на острове. Ни в
коем случае! При всей учтивости
епископа Луки было очевидно, что ему
не терпится нас спровадить.
— А
пергаментные рукописи? Можно их
посмотреть?
Рядом с
епископом стоял высокий худощавый
человек с орлиным носом, острой
бородкой и проницательными глазами.
Они посовещались и кивнули. Можно,
только поскорей, сейчас нас проводят в
церковь, а оттуда к лодкам.
Епископ быстро,
но сердечно попрощался с нами, и так же
быстро нам представили нашего
проводника. Это был высокий спутник
епископа, по имени Брю Мачинью,
верховный вождь всех лаки, обитающих
на пяти островах озера Звай, общим
числом две с половиной тысячи. Следом
за Брю, сопровождаемые вереницей его
подданных, мы, тяжело дыша, затрусили
вверх по склону между валунами и
кактусоподобными деревьями. Подъем
продолжался не один километр, наконец
мы, совершенно измотанные, шатаясь на
ходу, ступили на вершину острова.
Отсюда открывался великолепный вид на
озеро, соседние острова, дальний берег
и горы. Прямо под нами, метрах в
трехстах над озером, вырисовывались
круглые соломенные крыши небольшой
деревушки, прилепившейся на уступах
склона. На самой вершине стоял сине-зеленого
цвета квадратный домик из досок. Брю
объяснил нам, что это новый монастырь
и временная обитель епископа Луки.
Монах впустил
нас в домик, и мы увидели на пыльной
полке беспорядочную груду
пожелтевших старинных рукописей и
пергаментных книг. Брю гордо сообщил,
что все это привезли с собой прадеды,
пришедшие с севера много сотен лет
назад. Я протянул руку наугад и
вытащил огромную книгу длиной в
полметра, с изумительно
разрисованными страницами из кожи
козлят. Картинки изображали древних
патриархов в красочных облачениях и с
крохотными ногами. Текст — черная с
красными завитушками вязь непонятных
эфиопских письмен — тоже смотрелся
как произведение искусства. В любой
библиотеке мира такая книга хранилась
бы под стеклом в ряду самых дорогих
реликвий.
Монах извлек
откуда-то два огромных серебряных
блюда с гравированным изображением
апостолов—старинные изделия, также
доставленные на остров предками. В эту
минуту осмотр был прерван, нам
напомнили, что пора бежать дальше, к
причалу, скоро стемнеет. А мы хотели
переночевать на Девра Зионе и
всячески тянули время. Нельзя ли
послать на другой берег шафат за
продуктами и спальными мешками для
нас? Это исключено. Никто из лаки не
согласится возвращаться в темноте. Мы
должны переночевать у галла, а завтра
утром можем приехать опять.
Меня разбирало
любопытство. Что тут такое происходит,
почему никто из посторонних, кроме
епископа Луки, не должен ночевать на
острове? Начало смеркаться. Я шепнул
несколько слов кинооператору и, когда
все ринулись вниз по склону, незаметно
спрятался за большим камнем. Вскоре
вся компания исчезла и воцарилась
тишина. Только ветер шелестел в листве,
оттеняя мое одиночество. Я чувствовал
себя так, словно сидел на крыше Африки.
Вот наши лодки отчалили и пошли
навстречу тени, ползущей по равнине.
Озеро поглотило солнце, и поверхность
воды превратилась в раскаленный
металл. Медленно остывая, она стала
темно-синей, потом почернела, а ночь
уже катила дальше, через леса, горы и
долы туда, где кончается земля.
Африка ночью...
Исчезли во мраке круглые крыши, ничего
не видно, только слышны какие-то
странные звуки, сплетение тирольских
трелей с религиозным песнопением.
Было так темно, что я не рисковал
трогаться с места. Лучше уж буду
сидеть здесь, воспринимая мир на слух
и на запах. Летучая мышь? Трава шуршит...
Вдруг на плечо мне легла чья-то рука.
Это был вождь Брю. Он молча взял меня
под руку и повел, будто слепого, по
невидимой тропе между
огромными валунами н каменными
террасами. Мы шли молчком, все равно мы
не поняли бы друг друга без
переводчика. На всем острове не было
человека, с которым я мог бы
объясниться.
Вождь знал тут
каждый камень и следил в оба, чтобы со
мной ничего не случилось.
Мы миновали
первые хижины, прошли через две-три
террасы и очутились перед домом
собраний, который заметно выделялся
своими размерами. Из низенькой двери
падал наружу свет. Так вот откуда
доносилось странное пение! Брю подвел
меня к старейшинам, сидевшим на
колодах и скамеечках у двери.
В плошке с
растительным маслом горел фитиль, и
глиняная штукатурка стен была
расписана множеством огромных колышущихся
мужских силуэтов. В
глубине помещения стояли в ряд
молодые женщины в белых одеяниях, они
кланялись и ритмично хлопали в ладоши,
одна выводила голосом переливы,
остальные что-то монотонно пели. В
полумраке за этими нимфами я
разглядел круглые кувшины, такие
большие, что в каждом свободно
поместилось бы два человека. Несмотря
на тлеющие головешки в глиняном очаге,
дым не скапливался под высоким
потолком, который покоился на столбе с
распорками вроде зонтичных спиц.
Вместе с самым
почтенным старцем, этаким белобородым
Моисеем из Библии, меня и Брю посадили
на резные скамеечки в полукруге
мужчин. По эфиопскому обычаю, перед
нами поставили столик, накрытый
конической плетеной крышкой. Под ней
лежали в два слоя огромные, мягкие,
словно губчатая резина, лепешки с
кусочками жареной рыбы и горкой
коричневатого порошка, после которого
обычный перец показался бы сахаром.
Оторвал кусок лепешки — макни в этот
порошок. Но прежде чем началась общая
трапеза, каждый ополоснул пальцы в
миске с водой. Брю старательно выбирал
для чужестранца самые лучшие куски. И
молчаливый перебежчик сразу ощутил
себя почетным гостем. Под звуки
необычного женского хора виночерпий
наполнил наши кружки сперва сладким
кукурузным пивом, потом крепчайшим
самогоном. Мужчины оживились,
зазвучали торжественные монологи на
языке лаки. Один я сидел, как немой. Тут
я вспомнил, что у меня на плече висит
магнитофон... Не успели женщины
устроить перерыв, как откуда-то
полились тирольские трели. И не один
мужчина поперхнулся пивом: только
приложишься к кружке, в это время
раздается твой собственный голос! В
первую минуту воцарилось полное
смятение, но затем магнитофон стал
гвоздем вечера. С ним я превратился в
чревовещателя,
свободно болтал на языке лаки и громко
хохотал, как будто понимал все шутки,
всё, что пелось и говорилось в доме
собраний.
Наконец
старейший встал в знак того, что пора
расходиться по домам. К выходу
потянулась вереница поющих женщин, и
тирольский хор стал распадаться на
отдельные голоса в ночи, смолкающие по
мере того, как их обладательницы
исчезали в своих хижинах.
Вождь взял
меня под руку и отвел к себе. Его
лачуга была устроена в точности, как
дом собраний, только поменьше. В
тусклом свете коптилки я различил
несколько фигур, они свернули и
вынесли покрывала, освобождая для
меня единственную кровать, такую же,
как древнеегипетские кровати в
Каирском музее, с сеткой из узких
кожаных ремней. Спорить было
бесполезно, хозяева перетащили свои
одеяла и подголовники в другую хижину,
а мне знаком предложили располагаться
на кровати, постелив чистые шкуры и
домотканое покрывало. Пока я
разувался, вождь велел своему сыну
принести таз и вымыть мне ноги.
Закончив омовение, мальчик отвесил
глубокий поклон и облобызал пальцы
моих ног, после чего ему и другим было
велено покинуть дом. Поистине, на
Девра Зионе еще живы библейские
времена.
Я лег не
раздеваясь, а Брю с женой затеяли
вполголоса какое-то совещание. При
этом они то и дело поглядывали на меня,
как бы проверяя, всем ли я доволен, или
они что-нибудь упустили. Не совсем
понимая, что происходит, я вдруг
заметил, что они стоят не одни, с
другой стороны кровати смутно
виднелась еще какая-то фигура. Скрытая
столбом коптилка позволяла только
различить, что это молодая женщина.
Вот она чуть-чуть повернулась, и я
рассмотрел очерченный тусклым светом
красивый профиль. Наверное, одна из
дочерей Брю... Наконец родители вышли,
пригнувшись в дверях. Светильник был
при последнем издыхании. Кажется,
таинственная фигура исчезла? Нет, вон
она по-прежнему стоит в ногах. Хорошее
дело. Я занял кровать вождя, его сын
вымыл мне ноги, теперь дочь выполняет
роль ангела-хранителя... Вдруг я
услышал, как чей-то далекий голос в
ночи .зовет меня. Это был кинооператор.
Я не стал отзываться, боясь нарушить
очарование. Но мой товарищ не унимался,
голос его звучал все ближе, и вот он
уже входит в комнату вместе с Брю и его
женой. Кинооператор объяснил, что
тревога за меня заставила его
вернуться с переводчиком на остров на
епископской оболу. Хозяева
принесли кукурузного пива и лепешки с
рыбой, постелили новым гостям шкуры на
полу.
Мы остались
гостить у вождя еще на день и с помощью
переводчика узнали все, что нас
интересовало.
Папирус на
Звай рос в труднодоступном месте,
нечего было и думать о том, чтобы
вывезти его в большом количестве.
Только болота озера Тана могли нас
выручить. Но мы выяснили на земле лаки
еще кое-что. Лакские шафат и оболу
скорее походили на лодки Чада,
Мексики и Перу, чем на связанные
эфиопскими сородичами лаков танкуа
с озера Тана. Лаки вяжут лодки из
папируса не потому, что на озере пет
леса, напротив, древесину здесь
заготовить легче, чем папирус. Еще мы
убедились в том, что не всякий народ,
обосновавшись на берегу озера,
непременно начинает делать
папирусные лодки. Это явствовало уже
из того, как сложно нам было попасть на
острова из области галла. Искусство
вязания лодок из папируса
передавалось по наследству. Это
древний обычай, который сопровождал
определенные народы в их скитаниях.
Однако лаки отмечали тот же
недостаток, что монахи озера Тана:
папирусные лод-/си надо каждый день
вытаскивать на берег и просушивать.
Если оболу или шафат оставлять
в воде, она придет в негодность через
восемь — десять, самое большее
четырнадцать дней.
Уезжая назад в
Египет, я колебался. Стоит ли
отваживаться на такой лодке
пересекать Атлантический океан?