Предусмотрительный яхтсмен обычно
считает крайне необходимым записывать
перипетии гонки, представляющие интерес с
точки зрения техники. Это один из способов
использования опыта для ускорения процесса
обучения. Этот метод не только очень
поучителен и напоминает о событиях, которые
при других обстоятельствах остались бы
незамеченными, но может существенно
повысить удовольствие от плавания.
В противоборстве со стихиями опыт
является самым важным (возможно, главнейшим)
союзником яхтсмена. Опыт сам по себе не
принесет пользы и не реализуется, если он,
как говорится, скатывается с яхтсмена как с
гуся вода.
За некоторый промежуток времени активный
рулевой или экипаж встречаются со
множеством изменяющихся условий и
сталкиваются с огромным количеством
проблем, которые ставят перед ними воздух и
вода. Иногда эти проблемы решаются одним
образом, иногда — другим, иногда верно, а
иногда ошибочно. С точки зрения обучения
ошибки не менее полезны, чем успехи, а
ошибки других, как и их победы, также весьма
поучительны.
Чтобы обладать искусством плавания под
парусом, нужно научиться так многому, что
никто, сколько бы он ни плавал или читал, не
сможет узнать все. Записи, сделанные по
возможности подробно и как можно скорее
после состязаний, будут содержать
наблюдения и крупицы знаний, которые могут
забыться среди массы других фактов,
хранящихся в памяти. В конечном счете опыт
— память о прошедших событиях. В регулярных
записях некоторые небольшие события будут
время от времени повторяться. Возможно,
сами то себе они могут показаться
несущественными, но уже сам факт частого их
повторения свидетельствует об их важности.
Таким способом опыт приобретается гораздо
быстрее.
Дело не ограничивается простой фиксацией
фактов, произошедших во время плавания:
такие записи поощряют яхтсмена к анализу и
более глубокому проникновению в
происходящее. Кто-то сказал, что, учась
плавать под парусами, не следует бояться
ошибок, важно знать, какая ошибка сделана.
Составной частью искусства плавания
является умение признавать ошибку и знать,
в чем она заключается.
Даже самые лучшие рулевые часто совершают
ошибки, но они почти всегда знают, в чем их
причина. Если на гонках яхтсмен действует
неверно, то знает, почему, а это половина
победы в следующей гонке при аналогичных
условиях. Поэтому небольшой анализ
прошедшей гонки и запись выводов после
тщательного изучения результатов — одна из
самых полезных привычек.
Ведение записей может быть особенно
полезно для плавающих только летом, ибо с
наступлением весны они обнаруживают, что
утратили кое-какие навыки и умение понимать
обстановку. А какое удовольствие может
доставить чтение записей прошедших
состязаний или походов, сделанных по свежим
впечатлениям!
В заметках следует отражать не только ваш
собственный опыт, но и запомнившийся опыт
других яхтсменов. Например, если рулевой
победившей яхты достаточно откровенен и
расскажет о секрете своего успеха, то
полезнее записать его рассказ, чем
собственные менее удачные действия. Записи
не следует вести в скучной и тяжеловесной
манере, но иногда в компетентных отчетах о
гонках имеются данные, которые следует
выписать для последующего использования.
Или, если на шути от пункта А к В, лавируя на
некотором расстоянии от берега в поисках
лучшего ветра, замечаешь, что некоторые
яхты поймали у берега выгодный приливной
вихрь и проносятся мимо, то это тоже стоит
отразить в своих заметках.
Периодически (раз в год, а может быть, и
чаще) полезно просмотреть записи и отметить
то, что показалось вам важным. Их можно
подчеркнуть или даже собрать вместе в виде
резюме. Ту же информацию, которая при
последующих наблюдениях оказалась
ошибочной, стоит пометить как сомнительную.
Через несколько лет ранние записи могут
показаться элементарными и даже глупыми;
опыт внесет свои коррективы и в изложенные
в них идеи. Тем не менее заметки сослужили
свою службу и к ним никогда не следует
относиться с презрением.