При
подготовке этой книги я опустил
описание одной штормовой ситуации в
Бискайском заливе, так как мне казалось,
что книга и так перегружена штормами,
но через некоторое время точно такой же
шторм привел к трагическим
последствиям. Поэтому здесь я
рассматриваю оба эти шторма.
В
гонке 1960 г. из Кауса в Ла-Корунью
участвовало 24 экипажа, которые были
разбиты, как обычно, на три класса. В
южной части Бискайского залива они
попали в шторм. Шторм был не жестокий,
прогноз давал даже не штормовой, а
просто сильный ветер (см. рис. 9 и 30).
Я
шел на “Кохо III”, В среду 10 августа
сильный встречный зюйд-вест дул со
скоростью около 25—30 узлов (6—7 баллов).
Волнение было значительным, и яхта,
быстро идущая под стакселем и гротом,
зарифленным на два оборота гика, иногда
падала с волны с таким ударом, что было
решено ненадолго лечь в дрейф. В дрейфе
яхта вела себя превосходно. Вечером мы
сделали еще два оборота устройством
для закрутки грота и пошли дальше.
Это
была штормовая ночь с проливным дождем.
В судовом журнале у меня отмечено
прохождение двух шквалов силой “более
8 баллов”. Они сопровождались дождем с
градом, периодически гремел гром и
сверкала молния. Во время шквалов “Кохо
III” ложилась в дрейф. Несмотря на
большую площадь парусов она дрейфовала
на удивление спокойно.
После
того как прошел самый сильный шквал,
пришлось зарифить грот до нижних
краспиц и поставить штормовой стаксель.
В это время я был на палубе и, зарифив
грот, взялся за руль. Мы забрали ветер, и
я помню, каким захватывающим и
прекрасным было ощущение движения яхты
в шторм. Тучи неслись по небу, яркая
луна светила между ними, серебря их
края.
На
следующее утро, 11 августа, погода была
по-прежнему штормовой, яхта шла очень
быстро, но не всегда так круто к ветру,
как могла бы. Временами налетали
сильные шквалы.
В
полдень я опять отметил 7 баллов, но
ветер повернул к норд-весту. Шла
крупная зыбь и короткие ветровые волны.
“Кохо III” двигалась так же быстро,
разбрасывая брызги, временами гребни
волн опрокидывались на палубу, но в
кокпите было не так уж плохо. В 14.00 мы
снова легли в дрейф, но через два часа
продолжили плавание, так как показания
барометра были устойчивыми, а ветер
ослаб до умеренного. Ночью опять
пришлось остановиться, но по прогнозу в
Бискайском заливе ожидалось только
сохранение ветра в 7 баллов. На рассвете
показались горы северо-западной
оконечности Испании. Из 24 стартовавших
яхт все, кроме семи, закончили гонку и
встали на якорь в Ла-Корунье. В
спокойной обстановке на берегу все
невзгоды морского плавания были вскоре
забыты. В III классе “Кохо III” с учетом
гандикапа проиграла 45 минут яхте “Меон
Мэйд II”. Этого следовало ожидать, так
как “Меон Мэйд II” шла круче. В I классе
победа досталась французской яхте “Стриана”,
а во II классе — яхте “Мартлет”.
Только
в Англии я узнал, что во время шторма
яхта “Тандала” получила серьезные
повреждения. “Тандала”— новая
океанская гоночная яхта II класса,
сконструированная Фредом Паркером. Это
было хорошо подготовленное судно
длиной 12 м, с экипажем из шести человек.
Вот что с ней произошло по рассказу
капитана.
“В
2.45 11 августа, когда мы были примерно в 100
милях к северо-востоку от Ла-Коруньи,
при зюйд-осте в 6 баллов сломался
вертлюг гика, сам гик треснул в месте
склейки. Незадолго до этого был сорван
мачтовый рельс. Нам пришлось
отказаться от гонки, поставить вместо
гика временный рангоут, связав его с
сильно зарифленным гротом. Кроме того,
был установлен небольшой первый
стаксель.
В
13.00 начался очень крепкий штормовой
ветер силой 8 баллов, и я решил держать
курс на Сантандер. Ветер отошел к норд-весту,
в 14.00 его порывы достигли 9 баллов, я
решил лечь в дрейф под рангоутом и
переждать шторм, оставив в кокпите двух
вахтенных в страховочных поясах.
Примерно в 22.30, когда я и три члена
экипажа спали внизу, раздался ужасный
треск — волна разбила правую сторону
полурубки, снесла комингс кокпита и
принайтованный двухметровый тузик. При
этом погнулись металлические
кронштейны компаса, котелок был
сброшен в кокпит. Внутри яхты воды
набралось более чем на полметра выше
настила. Пробоина в полурубке была
заделана штормовым стакселем. Затем мы
начали держать яхту кормой к
набегавшим волнам и вытравили трос. В
конце концов вода была вычерпана и
внизу стало сухо. К этому времени ветер
упал до 7 баллов. Немного позже мы
подняли небольшую часть грота и первый
стаксель и утром 13 августа наконец
добрались до Сантандера.”
“Тандала”
была сильно повреждена, яхта и экипаж с
трудом спаслись. Примерно такой же
случай произошел с “Вертью XXXV”, когда
во время шторма в Атлантике ее ударила
волна. Разница лишь в том, что в
Бискайском заливе ветер дул не такой
сильный, как в Атлантике, и на “Тандале”
было больше яхтсменов. Отметим, что обе
яхты были повреждены с подветренной
стороны.
Теперь
обратимся к шторму во время гонки 1964 г.
Дистанция в 240 миль проходила из
Сантандера в Ла-Трините. В воскресенье
16 августа при слабом ветре стартовало 46
яхт. К понедельнику ветер посвежел до 7
баллов со шквалами, пошел сильный дождь,
вечером для многих морских районов к
северу были даны штормовые
предупреждения. Несколько яхт
прекратило гонку. Когда во вторник
ночью лидирующие яхты подошли к финишу,
из-за сильного волнения было очень
трудно опознать огни в заливе Киберон.
Однако днем большинство яхт прибыло в
Ла-Трините без происшествий.
Три
яхты III класса —“Ланди Лэди”, “Зиласт”,
“Ви Виктис”, дрейфовавшие в открытом
море, а не вблизи берега при
ограниченной видимости, попали в
наиболее тяжелые погодные условия. Они
финишировали только в среду днем.
Отсутствие известий от них, конечно,
вызывало беспокойство, но при
штормовой погоде причин для задержки
достаточно, и обычно только через два-три
дня после окончания гонки приходят все
яхты. В этой гонке одна яхта не
вернулась, пятеро членов ее экипажа
погибли.
В
понедельник вечером французская яхта
III класса “Алоэ” дрейфовала на север
левым галсом. Вероятно, она находилась
в 25 милях к юго-западу от банки Плато-де-Рошбонн,
где продолжала дрейфовать еще в
течение суток. Во вторник примерно в 17.00
(когда шторм достиг наивысшей силы)
большая волна бросила ее на борт,
разбила часть рубки с подветренного
борта и комингс кокпита. Яхта была
полузатоплена, двигатель выведен из
строя.
Экипаж
откачал воду и попытался заделать дыру
в крыше рубки парусами и матрацами.
Примерно в 18.00 на “Алоэ” обрушилась
вторая волна, которая вновь залила яхту.
Вода была откачана, и капитан, убрав
паруса, решил дрейфовать на восток.
Через
два часа, примерно в 20.00, еще одна волна
обрушилась с левой раковины. На этот
раз яхта опрокинулась. Это
подтверждается тем, что флюгарка и
анемометр на топе оказались погнутыми.
Троих
яхтсменов выбросило из кокпита за борт.
Двое смогли взобраться на борт с
помощью спасательного конца.
Спасательный конец капитана не был
прикреплен к яхте, полагают, что в этот
момент он как раз вышел из каюты. Когда
судно выпрямилось, он находился в 45 м за
кормой в надувном спасательном жилете
шведского типа.
Экипаж
откачал воду, сделал аварийный ремонт,
поставил грот и начал поиск. Были
выпущены ракеты, но обнаружить
капитана не удалось. Волны затрудняли
обзор, и яхта слишком далеко
отдрейфовала от места происшествия.
Только на следующий вечер в среду в 18.00
“Алоэ” заметили с французского
траулера “Жиральда” примерно в 10
милях к юго-западу от банки Плато-де-Рошбонн,
и взяли на буксир.
“Мари-Галант
II”, одна из самых маленьких океанских
яхт в III классе, сошла с дистанции в
понедельник вечером и пошла к реке
Жиронда, которая находилась в 80 милях -по
ветру. Вечером во вторник 18 августа
яхта без парусов и с двумя
вытравленными тросами за кормой
достигла устья, но примерно в 18.00 в
четырех-пяти милях к северо-западу от
маяка Кордуан ее ударили три большие
обрушивающиеся волны. Первая вдребезги
разбила транец, сорвала печь у входа в
каюту и затопила ее, вторая сломала
мачту и опрокинула яхту, а третья
залила и утопила ее. Капитан,
спасательный конец которого был
прикреплен к оснастке, не смогилине захотел отвязаться (в одном
сообщении говорилось, что оннеумел
плавать) и пошел на дно вместе с яхтой.
Тем временем экипаж пытался надуть
резиновую лодку. Лодка была проколота,
но ее все же столкнули в воду и
зацепились за нее. Когда вторая волна
перевернула яхту, одного из членов
экипажа сильно ударило холодильником,
позже он и еще один яхтсмен скончались.
Остальные двое были одеты в водолазные
костюмы, поэтому им удалось выжить в
холодной воде. Рано утром в среду их
прибило к берегу.
Третья
яхта этого класса “Эскироль II” ушла в
укрытие за островом Ре, где и провела
ночь. На следующее утро, когда она снова
вышла в море, порвался стаксель-шкот;
пока его заменяли, яхту снесло на берег.
Во время отлива, экипаж смог сойти на
берег. Яхта сильно не пострадала.
Выводы
В
обеих гонках повреждения произошли при
сильном 7-балльном ветре. Штормовой
ветер силой 8 баллов с порывами и
шквалами до 40—50 узлов мог отмечаться
только в некоторых районах.
Из
карты погоды видно, что утром 10 августа
1960 г. в Ла-Манш пришел неглубокий циклон.
Незначительно углубляясь, он медленно
двигался в юго-восточном направлении. В
полдень 11 августа его центр
располагался около острова Уэссан.
Несколько фронтов проходили через
Бискайский залив и пересекали курс яхт,
шедших северо-восточнее Ла-Коруньи.
Изобары располагались достаточно
редко, так что ветер мог быть сильнее 7
баллов только на фронтах.
Причиной
плохой погоды в 1964 г. был глубокий
циклон, который двигался из Атлантики.
Вечером в понедельник 17 августа центр
циклона с минимальным давлением 979 мбар
находился около острова Мэн. Этот
циклон вызвал сильный шторм в
Ирландском море и Ла-Манше и сильные
ветры до 7 баллов в сотне миль к югу — в
Бискайском заливе.
Из
описанных случаев можно сделать
следующие выводы.
1.
“Тандала”. В гонке 1960 г.
участвовало 24 яхты, из них только “Тандала”—
а она была почти новая, крепкая яхта —
получила повреждения. К счастью, такие
повреждения случаются редм. Они
зависят от формы и особенностей
конкретной ненормальной волны и угла,
под которым пришелся ее удар о яхту.
Неустойчивые (и поэтому потенциально
опасные) волны появляются при отходе
ветра во время прохождения холодного
фронта, которое сопровождается
сильными шквалами. При шквале
образуется новая система волн, идущая
под углом к существующей.
2.
“Алоэ”. В результате
официального расследования был сделан
вывод, что яхта получила повреждения
потому, что находилась вблизи банки
Плато-де-Рошбонн.
Банка
Плато-де-Рошбонн ширинойдве мили с
глубинами4—7 м тянется примерно на
пять миль с северо-запада на юго-восток.
Она отмечена четырьмя буями, но во
время шторма большие волны
ограничивают видимость и буи можно не
заметить, пока не подойдешь к ним
вплотную. В лоции Бискайского залива
банка Плато-де-Рошбонн характеризуется
как “одна из наиболее опасных банок к
западу от побережья Франции. Здесь
происходит сильное обрушивание волн”.
На карте Бискайского залива 36-метровая
изобата находится внутри зоны,
отмеченной буями, но считается, что
подходы к банке на расстоянии от
четырех до пяти миль при плохой погоде
от веста особенно опасны. Насколько я
знаю эту часть Бискайского залива, на
таком расстоянии от банки вряд ли можно
ожидать опасности.
Рис.
30. Гонка в Ла-Корунью 1960 г. Развитие
синоптической ситуации.
а—10
августа,-6.00 по Гринвичу; б — 10
августа, 18.00; в— 11 августа, 0.00; г— 11
августа, 6.00.
Рис.
31. Гонка в Ла-Трините 1964 г. Развитие
синоптической ситуации.
а
— 17
августа. 12.00 по Гринвичу; б — 18 августа,
12.00. Т — Ла-Трините, Р — Ла-Рошель, Ж
— Жиронда, С — Сантандер.
По
общему мнению, авария “Алоэ” связана с
тем, что яхта находилась вблизи банки
Плато-де-Рошбонн, однако возможно, что
она все время была на глубокой воде, так
как траулер подобрал ее в 10 милях к юго-западу
от банки. Ее, как и “Тандалу”, могла
перевернуть ненормальная волна. Ни в
одном сообщении не отмечалось, что
приливный поток повернул против ветра,
а ведь это могло вызвать значительное
увеличение высоты и крутизны волн даже
при скорости течения пол-узла. Таким
образом, яхта, возможно, потерпела
аварию из-за непогоды, а не из-за
влияния Мелководья на волны. Эта
трагедия дает несколько уроков:
—
Во время штормов районы с неровным
дном и скалистыми уступами (даже
достаточно глубокими) вызывают
обрушение волн и становятся не менее
опасными, чем подветренные берега.
—
Аварии “Алоэ” и “Тандалы”
показывают, что ненормальные волны
порой достигают размеров, опасных
для малых яхт при ветре 8 баллов (в
среднем 35—40 узлов) и даже слабее.
—
Повреждение почти всегда происходит
с подветренной стороны яхты и
вызывается обрушением гребня,
бросающего яхту на борт в ложбину,
при этом подветренный борт ударяется
о воду, как о камни; обычно в первую
очередь повреждается полурубка.
—
Яхта может спастись, если
своевременно выполнен аварийный
ремонт; примером служат “Вертью XXXV”,
“Тандала”, “Алоэ”.
—
Случай на “Алоэ” еще раз подтвердил,
что чаще всего человек оказывается
за бортом, когда его спасательный
конец отвязан, например во время
выхода на палубу или при смене
рулевого.
3.“Мари-Галант II”. Когда капитан
этой яхты решил сойти с дистанции,
ветер был 7 баллов. Капитан направился в
ближайший порт — Жиронду. Яхта,
вероятно, хорошо управлялась, но она
подошла к Жиронде в разгар шторма,
когда у побережья ветер достигал 8
баллов с сильными порывами. Во время
штормов с моря канал опасен даже для
больших торговых судов. Возможно, при
плохой видимости во время шквалов “Мари-Галант
II” проскочила глубокий канал или для
сохранения попутного волнения была
вынуждена пересечь мели.
Причиной
гибели судна могло быть волнение в
канале, но вероятнее всего, она погибла
в бурунах мели Кордуан.
Как
бы то ни было, первые два из следующих
выводов очевидны:
—
“Мари-Галант II” не получила
повреждений при дрейфе по волне с
вытравленными тросами на глубокой
воде.
—
Безопаснее дрейфовать в море, чем
уходить в убежище к подветренному
берегу. Даже глубоководные подходы к
Ла-Рошели могут быть очень бурными,
когда ветер дует против течения.
—
Полагают, что капитан “Мари-Галант II”
не смог отстегнуть карабин своего
страховочного конца. Возможно, у него
онемели руки от холода, но надо
отметить, что иногда карабины
страховочных концов становятся
тугими, так как ими редко пользуются
и они ржавеют. Эта трагедия служит
напоминанием о необходимости
проверять и смазывать карабины,
чтобы они всегда легко отстегивались.
—
Несчастный случай напоминает и о том,
что в соответствии с правилами
безопасности Королевского
океанского яхт-клуба спасательные
плоты должны выдерживать всех членов
экипажа.
—
При опрокидывании тяжелые вещи,
например холодильник или
аккумуляторы, нередко представляют
опасность: если они прочно не
закреплены, то могут сорваться с
места и нанести травмы членам
экипажа.