Рис. 34. На этой схеме яхта В занимает отличную позицию, не имея никого с подветренного борта. Вопрос для нее состоит в том, пропустить яхту А под ветер или нет.
Чем быстрее яхта А пройдет по носу у В, тем лучше для последней, так как после этого маневра А не сможет подойти к ней с подветра ближе чем на полтора корпуса, что не помешает В. Если яхта В попытается не дать А пройти, она пересечет линию и испортит старт и яхте А, и себе.
Рис. 35. Яхта В идет полным ходом и хочет занять свободную подветренную сторону от яхты А, которая, заметив это, должна резко увалиться и попытаться заставить ее пройти на свою наветренную сторону. Яхта А должна оберегать свою свободу с подветра, чтобы набрать ход перед самым сигналом и иметь чистый ветер после старта.
Рис. 36. Стартовый сигнал должен вот-вот прозвучать. Яхта С уже должна была предупредить яхты А и В окриком о том, что они не получат места у знака.
Если яхты А и В не примут во внимание это предупреждение и будут продолжать идти своим курсом, яхта С должна увалиться, сохраняя чистый ветер и набирая ход. При этом она потеряет один-два корпуса наветренности, но избежит свалки, в которой она может потерять не только ветер и ход, но и вооружение. Например, в классе «Звездный» в такой ситуации можно было бы легко потерять весь такелаж.
Рис. 37. На полном курсе старт у подветренного конца опасен, потому что там вы будете прикрыты всем флотом.
Однако, если ветер направлен хотя бы чуть острее, гораздо лучше стартовать у подветренного знака точно по времени, особенно при слабом ветре, когда приведение на следующий знак увеличит вашу
скорость.
Рис. 38. Только когда большинство участников поднимаются к наветренному знаку, яхта А может стартовать у подветренного с чистым ветром. Помимо хорошего старта она не будет вынуждена крутить, как яхты В и С.
Рис. 39. Правый знак значительно выше и наветреннее левого, и все суда собираются у него. Яхта А имеет лучшую стартовую позицию, но не имеет хода. Кроме того, яхты В и С занимают верную подветренную позицию по отношению к А.
Яхта D стартует полным ходом под ветром у основной группы судов. Яхта A должна сменить галс как можно быстрее, чтобы не отстать. Даже если она сменит галс на расстоянии двух корпусов от линии, то окажется наравне с яхтой А несмотря на то, что для достижения ближайшей к знаку стартовой позиции она пошла на большой риск.
Рис. 40. На старте против течения большинство рулевых в момент стартового сигнала оказываются за полтора-два корпуса от линии старта. Это происходит потому, что ближайшая к знаку яхта с трудом выходит на знак и начинает приводиться, заставляя другие яхты делать то же самое. В результате все яхты теряют ход. В таких случаях тактически правильнее заходить на старт с наветренной стороны линии, пересекая ее на последней минуте, и затем, приводясь, без потери хода взять старт с хорошей позиции.
Рис. 41. Для яхты А было бы значительно лучше, если бы ее рулевой предвидел фальстарт. Тогда она пересекла бы линию полным ходом, пройдя вдоль нее, и сделала поворот фордевинд для повторного старта. Сейчас же она вынуждена ждать, пока остальные уйдут вперед, чтобы вернуться, и поэтому потеряет очень много времени.
Рис. 42. Яхта В стартовала преждевременно. Однако она не должна терять ход или пытаться повернуть назад, чтобы не лишиться всех прав, пока не сможет сделать это, не мешая другим судам. Она должна потребовать у яхты С места для поворота от препятствия (яхты А, идущей правым галсом), как будто продолжает гонку.
Рис. 43. Рискованно заходить на старт с неверной стороны. В Неаполе на Олимпийских играх я был дисквалифицирован за фальстарт. Я действительно пересек линию до сигнала вместе с лодками Кении и Швейцарии, но сразу увалился, лег на левый галс и прошел по носу у канадской лодки. Судейская коллегия не видела этого маневра за парусами наветренных судов, но, по свидетельству рулевых Кении, Швейцарии, Канады и Норвегии, которые видели мой повторный старт, отменила свое решение и восстановила мое место.
В неустойчивый ветер, когда наветренность знаков меняется, выгодно заходить на старт с другой стороны и можно отложить решение о выборе места старта до последней минуты, нырнув между судами у выгодного знака (рис. 44).
Две стрелки показывают диапазон, в пределах которого меняется ветер. Черная стрелка показывает направление ветра в данный момент. Пять яхт идут правым галсом верно. Яхта А идет неверно, руководствуясь старым направлением ветра и должна немедленно лечь на правый галс.
После стартового сигнала, если нет каких-либо соображений относительно течения, нужно немедленно освободиться от своих конкурентов и выйти на чистый ветер, чтобы добиться максимальной скорости. Обычно ветер меняет направление в пределах 20°, в особых условиях — до 40° или даже в пределах всего компаса. Следовательно, нужно тщательно выбирать наиболее выгодный галс на наветренный знак. На лавировке не следует руководствоваться только одним направлением ветра, но надо также помнить и о месте знака. С тем чтобы не зайти слишком далеко вбок и потом не уваливаться полным курсом на знак (рис. 45).
Если вы отстаете от лидирующей группы яхт, которая идет правильно, с учетом течения и направления ветра, то остается только идти за ними и ждать, пока они не допустят какой-либо ошибки. Основное правило лавировки состоит в том, чтобы всегда идти тем галсом, который ближе всего приведет к знаку. Не следует отрываться от других яхт в поисках удачного изменения ветра, если уверены, что другие идут правильно.
Никогда не забывайте о главной цели гонки и не тратьте время на дуэли с одним из соперников. Очень часто можно видеть, как две яхты, борющиеся друг с другом, забывают о гонке в целом и, выбрав неправильное направление, в итоге теряют несколько мест. Какой смысл в том, чтобы выиграть место у одного и вместе проиграть несколько мест другим гонщикам?
В очень неустойчивый ветер при большом количестве участников сосредоточивайте все свое внимание на ветре, а не на действии участников. Гораздо выгодней при изменении ветра сменить галс и уйти под корму сопернику, потеряв 0,5—1 корпус, чем идти неверным галсом. В таких гоночных условиях лучше освободиться от соперников и сосредоточить все свое внимание на том, чтобы быстрей дойти до знака, используя все изменения направления ветра.
Если вы прикрыты соперником и не можете освободиться от него сменой галса, не следует поворачивать без наличия веских причин для этого. Если яхта соперника, ударившись о волну, снизит ход, тогда моментально смените галс. Вы наверняка приблизитесь к нему, даже если он тоже сделает поворот.
Если захотите сменить галс на волне, но не уверены, что пройдете по носу у яхты, идущей правым галсом с наветра, выбирайте для поворота более спокойное от волнения место и момент, когда соперник входит в большую волну.
Очень часто волнение на одном галсе бывает меньше, чем на другом, и если две яхты идут ровно на более спокойном галсе, следует помнить, что если его сменить и попытаться пройти по носу у другой яхты, то скорость будет меньше и вы не сможете выполнить этот маневр.
Яхта создает ветровую тень на подветренной стороне, и большая часть воздуха, которая должна была заполнить эту зону, отклоняется назад и на ветер. Яхты, паруса которых попали в эту ветровую тень, теряют ход. Тормозящее действие оказывает носовая волна. Поэтому при обгоне нужно держаться вне сферы действия отклоненного воздушного потока, ветровой тени и носовой волны (рис. 46).
Рис. 47. А занимает верную позицию, и В неминуемо отстанет, если не сменит галс или не уйдет под корму А. Чтобы заставить В отстать быстрее, А может подобрать шкоты и привестись круче к ветру.
А сделала большую ошибку, сменив галс для прикрытия В, потому что последняя вынуждена сменить галс. В и С идут теперь в разных направлениях, и Л не может контролировать В. А должна была обождать с поворотом, тока В не прошла ее ветровую тень. Только при благоприятном течении или изменении направления ветра оправдался бы маневр яхты А (рис. 48).
Рис. 49. Если вы лидируете на остром курсе, вы должны стремиться к тому, чтобы яхты, идущие сзади, повторяли ваши маневры.
Если флот распределяется по дистанции и вы не уверены, какая сторона находится в более выгодном положении, нужно держаться впереди ближайших соперников. Я\-та А поступила правильно, прикрывая С, потому что В не может пройти по носу у С и должна сделать поворот у нее под ветром. Она продолжает контролировать яхту С, не прикрывая ее и не вынуждая сменить галс.
Рис. 50. А должна сменить галс, чтобы контролировать суда В и С. Если одна из них сменит галс, яхта А должна сделать то же, чтобы заставить соперника лечь снова на правый галс. Эта тактика применима только при постоянном направлении ветра, когда галсы равноценны.
Рис. 51. Этот маневр применяется для укрепления лидирующего положения, когда вас преследует только один противник. Он осуществляется при постоянном ветре и отсутствии течения, которое могло бы сделать один из галсов более выгодным. Недостаток его в том, что он уменьшает отрыв на два корпуса, если второй швертбот идет тем же галсом после огибания знака. Я считаю, что это не очень спортивно. По-моему, лучше смотреть вперед и стараться быстрей достигнуть следующего знака, чем мешать другим.
Рис. 52. Ложный поворот яхты А может быть использован против плотно прикрывающего соперника, но будет иметь успех только после нескольких поворотов, когда соперник привыкнет менять галс одновременно с вами. Однако если этот маневр не удастся, не пытайтесь его повторить, так как соперник станет более бдительным.
Рис. 53. Яхта В не может пройти по носу у С, и, если правый галс выгоден, она может сменить галс под ветром у С, но при этом должна помнить о правилах и не делать поворота слишком близко к сопернику.
Рис. 54. Яхта А прикрывает другую — В — и вынуждает ее немедленно повернуть. Когда А снова наберет полный ход, она должна лечь на старый галс, чтобы установить контроль над В и С.
Рис. 55. Яхта В прикрыла яхту С, которая должна сменить галс, чтобы освободиться. Но судно В не может сменить галс, так как при этом само попадет в ветровую тень А.
Рис. 56. Яхта А просит у яхты В места для поворота, но та, заинтересованная в том, чтобы занять подветренную позицию относительно А, должна ответить: «Поворачивайте!»,— дабы затянуть свой поворот.
Рис. 57. При ветре силой более 3 баллов яхта А проходит участок дистанции за два галса дальше от берега, где ветер сильнее и волны значительно больше. Если яхта В, идущая ближе к берегу, не будет подходить к нему слишком близко, она не потеряет много в силе ветра и придет к знаку раньше, поскольку из-за отсутствия больших волн ее путь будет короче.
Рис. 58. В этой ситуации яхта В несомненно должна немного уйти под ветер и обогнуть знак по самой плавной кривой, а затем . сменить галс, чтобы пройти вначале длинный галс.
Яхта В должна определить свою тактику до подхода к нижнему знаку, так как очевидно, что следующий участок состоит из длинного и короткого галса. Если она повернет сразу, то на длинном галсе будет иметь свободный ветер и при изменении направления ветра не потеряет высоту и имеет шанс поймать яхту A на правом галсе при подходе к знаку.
Тактика судна А заключается в том, чтобы плавно обогнуть знак, как только она подойдет к нему на расстояние двух корпусов. Затем она должна пройти несколько метров и сделать плавный поворот. Если ход хороший, то она сможет с этой позиции прикрыть яхту В.