На
полных курсах шкоты никогда не следует
наматывать на стопор. Они должны
находиться в руках. Рулевой ведет судно
прямо на знак, не принимая во внимание
изменение силы и направления ветра.
Матросы же должны постоянно работать
на шкотах и регулировать установку
парусов в зависимости от изменения
направления ветра.
На
слишком острых курсах никогда не
ставьте спинакер, если нет полной
уверенности в том, что вы выиграете на
этом. Без спинакера можно выиграть
очень небольшой отрезок или сохранить
прежнее положение относительно других
яхт. В противном же случае можно
значительно ухудшить свое положение,
зря затратив время на постановку
спинакера и на то, чтобы заставить его
тянуть. На острых курсах следует
выдвигать ползун гика-шкота как можно
ближе к борту, а также регулировать
степень набивания оттяжки гика. Если
она будет набита слишком сильно, задняя
шкаторина натянется настолько, что
такелаж потеряет гибкость, и это
приведет к уменьшению скорости яхты.
В
сильный ветер при больших волнах,
которые могут вывести килевую яхту на
режим скольжения по волне, невозможно
набить оттяжку гика до отказа. Чем
больше она будет набита, тем яхте легче
начать скольжение. Прежде чем начать
скольжение, яхту необходимо отдифферентовать.
И если она будет иметь крен хоть
немного больше положенного, то
скольжение окажется невозможным. Чтобы
отдифферентованную яхту заставить
скользить, необходимо уваляться в тот
момент, когда волна начнет поднимать
корму и подталкивать лодку вперед.
Когда она станет скользить по волне,
можно немного привестись и держаться
на гребне. Не приводитесь слишком,
чтобы не потерять баланс.
Из
всех существующих сейчас
международных классов яхт класс «Звездный»
— самый лучший для скольжения по волне
(я не упоминаю класс «Темпест», который
занимает промежуточное положение
между килевыми яхтами и швертботами).
Когда яхта начинает скользить по волне,
нужно быстро и слегка подобрать грота-
и стаксель-шкоты, чтобы лодка
продолжала идти в том же режиме. Это
необходимо потому, что увеличение
скорости сопровождается перемещением
направления вымпельного ветра (вперед).
Когда яхта сходит с волны и (скорость
падает, тотчас же необходимо несколько
потравить шкоты.
Все
килевые яхты, за исключением, конечно,
класса «Звездный», могут хорошо
скользить по волне только со
спинакером. Труднее всего вывести на
режим скольжения яхту класса «5,5-метровый».
Здесь важнее всего выбрать правильный
спинакер для превалирующей силы ветра
и для курса, которым будет идти лодка.
Если окажется, что спинакер поставлен
слишком большой, и вы не хотите его
убирать, то следует увалиться, чтобы не
потерять баланс, и продолжать
скольжение. Если тот курс, которым вы
идете, уводит далеко от знака, следует
убрать большой спинакер, поставить
меньший, чтобы можно было идти круче к
ветру и продолжать скольжение. Если же
до знака недалеко, может быть более
выгодно продолжать идти тем же курсом с
большим спинакером, затем совсем
убрать его и пройти оставшийся отрезок
на знак без спинакера.
Я
думаю, что яхта не должна задерживаться
на гребне этой волны, как видно на фото.
яxma не имеет крена, и рулевой может
свободно привестись и. сохраняя баланс,
легко перейти через волну
На
этом фото показаны условия, когда в 11.5,5-метровом»
классе уже невыгодно нести большой
спинакер. US—31 выбрал правильно плоский
спинакер, который выбран втугую вниз
Это единственная яхта, находящаяся в
отличном, балансе
На
острых курсах часто выгодно
одновременно нести геную и спинакер.
Видите сами, насколько увеличивается
парусность судна. Во время гонок под
спинакером один из матросов должен
сидеть на баке и наблюдать за передней
шкаториной, от положения которой
зависит баланс яхты
S—40
поставила слишком большой спинакер,
что может быть очень опасно. В зтих
условиях можно потерять гораздо больше
на слишком большом спинакере, чем на
маленьком
Спинакер
с короткой нижней шкаториной следует
держать ближе к центру яхты так же как
стаксель. Сравните положение спинакер
шкотов на US—31 с положением надругой яхте
На
фото отлично видна слаженная работа
экипажа яхты класса «Дракон». Рулевой
полностью сосредоточился на
поддержании хорошей скорости, один из
матросов регулирует паруса и должен
после этого вернуться на наветренный
борт. а второй матрос висит за бортом,
удерживая яхту в балансе
Из
всех олимпийских классов килевых яхт
выходить на глиссирование в полном
смысле может только «Звездный». Для
глиссирования на яхтах этого класса
остаются те же правила, что и для всех
килевых яхт, находящиеся на полном
курсе. Однако, когда волны достигают
определенной высоты, становится опасно
соскальзывать с гребня одной волны в
нисходящую часть другой. Избежать
этого можно, переместив шкотового к
корме, до уровня румпеля. Если этого
будет недостаточно, следует увалиться
и, скользя на одной волне, искать
возможность проскочить на следующую.
Глиссировать гораздо легче, если
такелаж настроен так, что верхняя часть
мачты может гнуться в стороны, тогда
снимается напряжение с задней шкаторины,
и руль не будет перегружен.
В
слабый ветер на гладкой воде
старайтесь как можно плавнее менять
галс и перекладывать румпель. Не
следует резко перекладывать румпель до
отказа и держать его в этом положении,
пока яхта не ляжет на новый галс, а
затем также резко возвращать назад.
Перемещать его во время поворота надо
постепенно, а затем так же возвращать
обратно, чтобы в тот момент, когда он
вернется в центральное положение, яхта
лежала на новом галсе.
Во
время смены галса на гладкой воде не
обязательно потравливать грота-шкот.
Нельзя травить и стаксель-шкот до тех
пор, пока грот не начнет переходить на
другой борт. С другой стороны, никогда
не давайте стакселю задерживаться во
время поворота в прежнем положении.
Надо потравить стаксель-шкот в тот
момент, когда парус начинает сам
переходить на другой борт, но не раньше,
поскольку, когда вы приводитесь,
давление ветра на паруса увеличивается
и скорость при смене галса не теряется.
Помните,
что с тактической точки зрения
необходимо всегда находиться лицом по
ходу лодки. Никогда не поворачивайтесь
спиной к носу судна, переходя с одного
борта на другой во время поворотов
оверштаг или фордевинд. Если вы
повернетесь лицом к корме, это будет
равноценно тому, как если бы в самый
критический момент гонки вы закрыли
глаза на несколько секунд.
Чем
больше волна, тем сложнее менять галс.
Никогда не начинайте приводиться для
смены галса, пока судно не наберет
максимальную скорость или если вы
видите, что нос его может удариться о
большую волну. Яхта теряет скорость во
время смены галса больше на волне, чем
на гладкой воде, поэтому, чтобы легче
вновь набрать скорость после смены
галса, необходимо слегка потравить
грота-шкот и, набрав скорость на новом
галсе, снова выбрать его.
То
же самое относится и к стакселю при
смене галса на волне. Никогда не
выбирайте стаксель-шкот до такой
степени, как если бы вы шли с
максимальной скоростью, пока
действительно не наберете ее.
Вот
хороший пример того. как важно
тренироваться на точность и
аккуратность. № 4969 обогнула
подветренный знак внутренней и отошла
только на один корпус от знака, как
матрос уже закончил выбирать стаксель,
яxma имеет правильный баланс. № 4593 не
имеет баланса, и через несколько секунд
ее обойдут
Хочу
еще раз напомнить, что при смене галса
необходимо всегда смотреть вперед,
чтобы видеть волны и успеть быстро
рассчитать, когда следует повернуть и
избежать ударов волн о нос яхты.
Советую
как можно чаще выходить в море и
отрабатывать технику смены галсов, а
также разучивать, когда
лучше переходить с одного курса на
другой. Тогда во время гонок на каждом
повороте вы будете терять минимум
наветренности. Что значит отрабатывать?
Я имею в виду от 30 до 50 поворотов за
тренировку, а отнюдь не 10, как в среднем
это происходит в каждой гонке.
Практикуйтесь также в смене галса даже
в тех условиях, когда менять галс
невыгодно и вы не хотели бы это делать,
так как подобные ситуации очень часто
встречаются в гонках.
При
смене галса стаксель никогда не должен
заполаскивать (сникать). Шкот должен
быть выбран в тот момент, когда ветер
готов наполнить стаксель.
В
слабый ветер постановка и уборка
спинакера не представляет трудности. В
сильный ветер на полном курсе вначале к
мачте крепят спинакер-гик. Затем
наветренный шкот спинакера из кокпита
пропускают через глазок на конце
спинакер-гика и крепят к спинакеру.
Подветренный шкот спинакера заводят
вокруг штага и крепят к другому углу
спинакера. Далее прицепляется спинакер-фал.
После этого приступают к постановке
спинакера, обращая внимание на то,
чтобы он не наполнился ветром, пока не
будет поднят полностью. Так я ставлю
спинакер на яхте класса «5,5-метровый».
На
курсе фордевинд мешок со спинакером
обычно крепят к подветренной ванте и
спинакер ставят с подветренного борта.
Нельзя выбирать наветренный шкот до
тех пор, пока спинакер не будет поднят
полностью. В противном случае он
наполнится ветром раньше, чем надо, и
его невозможно будет поднять до места.
Тот, кто выбирает фал, должен
действовать быстро и осмотрительно.
Труднее всего убрать спинакер на курсе
острый бакштаг в сильный ветер. Худшее,
что можно ожидать при уборке спинакера,
вы видите на фото.
Лучший
способ уборки спинакера на этом курсе
такой. Шкотовый на баке отдает брас; в
тот же момент другой матрос,
находящийся в кокпите, выбирает
спинакер-шкот как можно быстрее. Как
только наступит момент, когда
подветренная шкаторина натягивается,
наветренная растравлена и сникла к
подветренному борту, а оба матроса
находятся у спинакера, немедленно
стравливают фал. Матросы быстро
подбирают парус у его основания. Это
единственно безопасный метод уборки
спинакера на курсе острый бакштаг.
Они.
замешкались. Спинакер наполнился
ветром прежде, чем был поднят до конца.
Спинакер-брас правильно пропущен через
кольцо на ноке спинакер-гика и идет
назад в кокпит. Так можно было легко
сломать мачту!
Поворот
фордевинд в слабый ветер с поднятым
спинакером выполняют следующим
образом. Вначале травят брас и ловят
подветренный угол спинакера. Затем
спинакер-гик отцепляют от мачты и к
нему крепят подветренный угол
спинакера. Когда спинакер-гик остается
соединенным с мачтой топенантом и
оттяжкой и к одному его концу
прикреплен подветренный угол
спинакера, а к другому— наветренный
угол спинакера, рулевой уваливается от
первоначального курса до тех пор, пока
яхта не пересечет линию ветра. В этот
момент матрос как можно быстрее
перебрасывает гик не выбирая гика-шкота
через блоки, а ухватившись за него
руками. Если он не успел ухватиться за
гика-шкот, надо быстро перекинуть
руками гик.
В
момент перехода гика на другой борт
матрос, который на баке держит спинакер-гик,
резко выталкивает вперед прежний
подветренный конец спинакер-гика и
устанавливает его на наветренном борту
под прямым углом по направлению к ветру
гак, чтобы спинакер не сник. Убедившись,
что он не опадает, матрос отцепляет
ставший теперь подветренным угол
спинакера от спинакер-гика и крепит
этот конец спинакер-гика к мачте.
При
таком выполнении поворота спинакер не
должен упасть, даже если какое-то время
он будет находиться в тени грота. Это не
должно произойти потому, что при столь
энергичном переносе спинакера
создается свой ветер, который
наполняет парус.
В
сильный ветер лучше всего
перебрасывать спинакер-гик до
переброски гика-грота. Для этого матрос
ловит подветренный шкот спинакера,
отцепляет спинакер-гик от мачты, крепит
этот конец его к подветренному углу
спинакера. Наветренный угол спинакера
отцепляют от гика, и этот конец гика
крепят к мачте.
Чем
сильнее ветер, тем дальше заводят
спинакер под ветер за грот, тогда легче
отцеплять его от спинакер-гика.
В
сильный ветер кипы шкота а брас
спинакера следует передвигать ближе к
носу, чтобы яхта на ходу не поднималась
и не рыскала.
В
тот момент, когда спинакер-гик крепят к
мачте, необходимо выбрать гика-шкот,
дабы не потерять баланс, а затем сразу
же увалиться и продолжать выбирать
гика-шкот, пока гик сам не перекинется
на другой борт.
Надо
увалиться настолько, чтобы сделать
поворот фордевинд сразу. Старайтесь
делать этот поворот быстро, иначе
скорость будет потеряна. Если будете
медлить, давление ветра на паруса резко
возрастет, и это может помешать
выполнить задуманный маневр. Когда на
новом галсе паруса начнут наполняться,
надо немедленно увалиться и тем самым
удержать яхту в балансе.
Если
после поворота фордевинд яхта класса «5,5-метровый»
или другая, несущая большой спинакер,
должна будет лечь на курс острый
бакштаг со спинакером, рулевому не
следует приводиться с курса бакштаг
или фордевинд до тех пор, пока матрос не
закрепит спинакер-гик на мачте.
Мне
кажется, наиболее интересным маневром
в парусных гонках является поворот
фордевинд на яхте класса «Звездный».
Техника поворота та же, что и для
глиссирующего швертбота с длинным
гиком.
Самый
удобный способ поворота следующий.
Перед поворотом фордевинд нужно
перенести на другой борт стаксель-рею.
Сам поворот выполняется быстро, так-как
стаксель находится в тени у грота и
ветер не сказывает на него никакого
давления, при этом яхта почти не теряет
скорости. Поворот следует выполнять,
когда яхта идет с максимальной
скоростью и давление ветра на паруса
наименьшее, а не тогда, когда
она набирает скорость или зарывается в
волну. Лучше всего выждать ослабления
ветра. Однако в гонке такая ситуация
встречается редко, так как обычно
поворачивать приходится при
достижении знака.
Непосредственно
перед поворотом шкотовый ослабляет
оттяжку гика, а рулевой подбирает шкот,
пока гик не образует с диаметральной
линией угол 30°. Это легко сделать,
сохраняя баланс, даже в режиме
глиссирования благодаря большой
скорости и тому, что вы начинаете
уваливаться для поворота. Затем
шкотовый полностью отпускает оттяжку
гика, и в это же время вы выполняете
поворот на большой скорости.
Чтобы
сделать поворот фордевинд сразу,
необходимо довольно круто увалиться и
очень быстро повернуть. В противном
случае яхта может полностью потерять
ход, и вы упустите возможность для
поворота. Далее рулевой двумя руками
быстро перекидывает гик и после того,
как тот пересечет диаметральную линию,
отпускает ходовой конец шкота. Матрос
выбирает новый стаксель-шкот на другом
борту и снова набивает оттяжку гика.
Выполняя
поворот таким образом, вы сохраните
скорость. Стаксель, вынесенный на
стаксель-рее с другого борта, поможет
яхте увалиться. и лечь на новый курс.
Так.
нужно ставить спинакер при огибании
наветренного знака. Спинакер-гик уже
установлен и удерживается топенантом и
оттяжкой. Брас пропущен через нок гика.
Так как спинакер поднимается с
подветренного борта, ему нельзя давать
наполниться прежде, чем он будет поднят
до места. Затем быстро выбирается брас,
пока угол спинакера не достигнет нока
спинакер-гика
Можно
многое узнать из этих фото с Токийской
олимпиады. А—34 готовится к повороту
фордевинд, матрос на баке готов
отцепить спинакер-гик, но не видно,
чтобы, кто-либо взялся за подветренный
шкот. На нижнем фото рулевой US—219
держит спинакер-шкот и собирается
перебросить грота-гик, матрос на носу
пытается пристегнуть шкот к спинакер-гику,
но запоздал: генуя не свернута, и
поэтому рулевому трудно наблюдать за
спинакером
Здесь
КС—101
выполняет поворот фордевинд гораздо
лучше, матрос на баке вовремя отстегнул
спинакер-гик, от мачты, и от паруса и еще
не пристегнул его к другому углу
спинакера в момент поворота. Пока
спинакер наполнен ветром, но вряд ли он
останется в таком состоянии. до того,
как будет пристегнут к спинакер-гику.
Тщательно регулируя шкотами, другой
матросе кокните помогает первому
наполнить спинакер ветром. Матрос на
баке готов перебросить спинакер на
другую сторону как объяснялось в
тексте, но у него вообще ничего не
пристегнуто к гику
Вот
хороший пример. Яхта выполнила поворот
фордевинд и идет на остром бакштаге.
Матрос на баке легко заставляет
спинакер тянуть, наветренный угол
спинакера лежит на штаге. В этом случае
боковый матрос может легко пристегнуть
спинакер-гик
Вот
пример плохой работы спинакера на
остром бакштаге. Рулевому следовало бы
поставить меньший спинакер с такими же
большими «ушами», но с более короткой
нижней шкаториной
Когда
надо сделать поворот фордевинд под
спинакером с одного острого бакштага
на другой. очень важно вовремя
освобождать галсовый угол спинакера
для быстрого выполнения поворота.
Вторая яхта уже освободила этот угол
спинакера, и она может быстро сделать
поворот без потери скорости. У второй
яхты имеется возможность сделать
поворот без обезветривания и сникания
спинакера. Все зависит от работы в
кокпите. Подветренный шкот надо
потравить настолько, чтобы угол
спинакера достиг штага, а наветренный
шкот надо выбрать настолько, чтобы
спинакер не погас. В этом случае
баковый будет иметь достаточно времени,
чтобы пристегнуть спинакер-гик к
новому наветренномц углу, а затем и к
мачте, ничего на этом не потеряв
Здесь
показана установка спшакер-гика,
имеющего жесткий топенант, конец
которого крепится к. тому же рельсу на
мачте, что и спинакер-гик. Здесь не
нужна оттяжка. Когда спинакер убран,
гик и топенант спускаются вниз, так что
гик ложится на палубу. Поворот
фордевинд выполняется описанным в
книге методом. Недостатком smou системы
является то, что сделать поворот
невозможно, не погасив спинакер, потому
что жесткий топенант ограничивает
подвижность спинакер-гика
При
огибании знаков яхта приводится. В
результате растет давление ветра на
парус, что увеличивает скорость яхты.
Чтобы максимально использовать эту
возможность, необходимо вовремя
выбрать одновременно грот и стаксель.
Рулевой должен контролировать весь
маневр и подбирать грота-шкот с такой
скоростью, которая соответствует
скорости приведения. Чтобы стаксель не
задувал на грот, шкот его выбирают
точно с той же скоростью. Если грот
выбирать быстрее, не со-1ласуясь со
скоростью приведения, то он будет
мешать носу яхты выходить на ветер.
Поэтому рулевому придется помогать
яхте приводиться рулем, что
останавливает ее.