Эта книга
написана известным английским писателем
Джеремв Ховард-Уильямсом, автором
популярных, книг «Паруса», «Паруса
гоночных динги», «Учите своих детей
парусному спорту» и других.
Книга «Паруса»
получила всемирную известность — она
выдержала несколько изданий на английском
языке, переведена на другие языки.
Заслуженным успехом пользуются и другие
книги этого автора, в частности книга «Уход
за парусами и их ремонт», перевод которой
предлагается советским читателям-яхтсменам.
Книга посвящена вопросу эксплуатации и
ремонта парусов — вопросу сравнительно
узкому и, казалось бы, не очень
существенному. Что особенно нового можно
сказать об эксплуатации и ремонте парусов,
да еще в объеме целой книги? Ведь все,
вероятно, знают или должны знать, как
пришить заплату, зашить распоровшийся шов,
наконец, как сложить или помыть парус.
Однако
при всей кажущейся простоте этих работ все-таки
следует знать, как и что надо делать в
каждом конкретном случае, И вот .тут-то с
удивлением обнаруживаешь, что ни в нашей
стране, ни за рубежом нет (да, кажется, и не
было) книги, в которой бы все эти приемы и
сведения были собраны воедино, хотя,
конечно, в некоторых монографиях,
учебниках и журнальных статьях и
освещались отдельные вопросы
эксплуатации и ремонта парусов. Уже сам
факт уникальности такого труда,
посвященного данной теме, привлекает к
нему внимание.
Книга
дает основные сведения о современных
синтетических парусных тканях, некоторых
принципах раскроя и формообразования
парусов при их изготовлении, хранении
парусов и уходе за ними, выявлении
дефектов и ремонте парусов, а также о
некоторых главнейших приемах исправления
формы и типичных такелажных работах при
ремонте парусов.
Все эти
сведения хорошо систематизированы и, при
всей кажущейся простоте изложенного
материала, содержат массу полезной
информации (во всяком случае, для рядового
парусника). Написана книга простым языком,
все приемы изложены очень четко, ясно, а
большое количество наглядных иллюстраций
помогает уяснить сущность описываемых
методов и приемов работы с парусами.
К
несомненным достоинствам книги нужно
отнести материалы, где говорится о
недостатках синтетических тканей, таких,
скажем, как сравнительная недолговечность,
слабая стойкость к действию
ультрафиолетовых лучей, которых в
солнечном свете хватает, и многих других.
Ведь многие считают, что современная
синтетическая парусная ткань совершенно
безупречна и лишена каких-либо
недостатков, что, к сожалению, не совсем
так (и даже отчасти совсем не так).
Автор
настойчиво предлагает в ряде случаев
пользоваться старыми, характерными для
парусов из хлопчатобумажных тканей
приемами (в частности, заделки люверсов,
постановки заплат и т. п.), хотя многие
считают, что синтетическая ткань,
обладающая значительно большей, чем
хлопчатобумажная, прочностью, весьма
упрощает способы ремонта.
В данном
случае, как мне кажется, этот «здоровый
консерватизм» совсем не лишний.
Читателю
можно также посоветовать обратить
внимание на то обстоятельство, что даже
хорошо сшитый парус может быть поставлен
на рангоуте неверно и таким образом
приобрести форму, совершенно не похожую на
ту, которую рассчитывал получить парусный
мастер при раскрое. Большое внимание автор
уделяет вытягиванию парусной ткани по
диагонали (или, как еще говорят у нас, по
косой нитке). Иногда кажется даже, что
такое настойчивое напоминание о
вытягивании по косой нитке излишне, не
заслуживает столь большого внимания.
Однако прислушаться к этим советам стоит,
а игнорировать их тем более не следует.
Может
быть, читатели ждут готовых рецептов по
покрою парусов, к примеру по величинам
выкружек по шкаторинам и закроев по швам, а
также по припосадке ликтроса и тому
подобным вещам, необходимость которых
вроде бы не вызывает сомнений. Автор книги
не дает их.
Здесь
надо иметь в виду, что давать такие
рекомендации очень затруднительно. Думаю,
со мной согласится любой яхтсмен, не один
раз перешивавший свои паруса. И вовсе не
потому, что тут есть какие-то особые
секреты. Просто эти величины настолько
зависят от свойств ткани, настройки
рангоута, способа ликовки, системы
крепления паруса к рангоуту (ползуны или
лик-паз) и многих других факторов, что
практически невозможно их выразить
однозначно.
В
большинстве случаев автор ограничивается
скорее методическими, чем
узкотехнологическими рекомендациями, и
мне думается, что это скорее не недостаток,
а достоинство книги, которая, без сомнения,
будет с удовольст- . вием прочитана
советскими читателями и, думается, окажет
им практическую помощь в эксплуатации и
ремонте парусов яхт.
Н.В. Григорьев, председатель технической
комиссии Федерации парусного спорта СССР