Новый парусник “Товарищ” по своему парусному вооружению — барк,
т. е. трехмачтовое судно, у которого на первых двух мачтах имеются реи и прямые
паруса, а на третьей мачте паруса косые. Это учебное судно, поэтому из 176
членов экипажа 134 — практиканты.
Наибольшая, длина судна вместе с бушпритом 73,6 м, а длина по
ватерлинии 62,0 М. Ширина корпуса 12,0 м, высота борта от киля до верхней палубы
7,3 м. Осадка (без киля) 4,6 м, а с килем 4,85 м. Корпус судна стальной, с баком
и ютом. Мачты и реи (кроме двух самых верхних) тоже стальные. На судне всего 25
парусов общей площадью около 1800 кв. м. Топ самой высокой мачты возвышается над
водой на 42 м.
В ходе многовековой истории парусного судостроения были
выработаны определенные пропорции различных элементов судна. Так, высота борта
парусника должна составлять приблизительно 0,6 его ширины (у парусника “Товарищ”
— 0,608).. Кроме того, рекомендуется выдерживать определенное отношение ширины
судна к его длине. Например, если длина судна 20 м, то ширина должна быть в 3,5
раза меньше ее, при длине от 20 до 40 м — в 4 раза, и т. д.
Эти пропорции при постройке “Товарища” не были выдержаны: у
него отношение ширины к длине равно приблизительно
1:5, т. е. судно относительно
широкое. Вероятно, это сделано с целью придать ему наибольшую остойчивость,
чтобы уберечь от повторения трагедии “Ниобеи”.
Площадь парусов определяют в зависимости от
полного-водоизмещения судна:
Водоизмещение судна, т
Площадь основных
парусов (без стакселей между мачтами и
прочих легких парусов), кв. м
500
700
1000
1160
1500
1500
2000
1800
2500
2050
3000
2300
3500
2550
4000
2800
Существует и другой способ определения необходимой площади
парусов. Измеренную площадь мидель-шпангоута, т. с. площадь поперечного сечения
корпуса судна на середине длины корпуса, умножают на коэффициент, зависящий от
отношения длины судна к его ширине таким образом:
Отношение длины к
ширине
Коэффициент
3
30
3,5
32,5
4
35
4,5
37
5
39
5,5
40,5
6
42
6,5
43
7
44
В соответствии с этими традициями и выбрана площадь парусов на барке
“Товарищ”:
Площадь основных
парусов, кв. м
Бом-кливер
46,З
Кливер
45,2
Средний кливер
49,0
Фор-стень-стаксель
33,4
Фок
147,0
Фор-марсель нижний
90,5
Фор-марсель верхний
94,4
Фор-брамсель нижний
93,8
Фор-брамсель верхний
65,1
Грот
164,0
Грот-марсель нижний
90,5
Грот-марсель верхний
94,4
Грот-брамсель нижний
93,8
Грот-брамсель верхний
65,1
Бизань нижний
113,6
Бизань верхний
63,7
Бизань-граф-топсель
72,5
Очень важным для парусника является и правильное расположение
по высоте и длине центра парусности. От его положения по высоте зависят кренящие
моменты от ветра, т. е. вероятность опрокидывания судна, а от положения по длине
зависит управляемость. Рекомендуется, чтобы возвышение центра парусности над
центром подводной части диаметральной плоскости для небольших судов составляло
от 1,4 до 1,7, а для крупных — от 1,5 до 2,0 ширины судна.
На нашем барке центр парусности возвышается над нижней кромкой
киля на 24,36 м, а от центра подводной части диаметральной плоскости
приблизительно на 22 м. Значит возвышение составляет 1,8 ширины судна.
Кроме того, центр парусности должен находиться на 0,01 — 0,02
длины ватерлинии ближе к носу, чем центр подводной части диаметральной
плоскости. На паруснике “Товарищ” центр парусности располагается при положении
парусов в дрейфе на
0,03 длины ватерлинии, а при других вариантах постановки
парусов — на 0,06 и даже 0,07. Благодаря этому судно хорошо управляется при
попутных ветрах.
Мачты на “Товарище”, как принято на всех парусниках, имеют
некоторый наклон к корме. У каждой мачты наклон свой: у передней он
незначителен, а чем ближе мачта к корме, тем наклон больше. Угол наклона мачт
назад равен 2—4°. При таком положении мачт под действием ветра на паруса
несколько уменьшаются килевая качка и напряжение в стоячем такелаже. Кроме того,
при уборке верхних парусов центр парусности перемещается вперед, снижается
рыскливость судна, оно становится стремительным и внешне эффектно выглядит.
Помня о судьбе “Ниобеи”, судостроители придали судну хорошую
остойчивость, т. е. способность возвращаться в вертикальное положение после
накренения. В дальнейшем, в 1960 г., в его днищевую часть дополнительно уложили
20 т твердого балласта, что способствовало повышению запаса остойчивости. В
результате судно способно безопасно крениться под действием внешних сил до 57°.
Бортовые иллюминаторы—снабжены такими закрытиями, которые можно открыть только с
помощью специального ключа, хранящегося в штурманской рубке.
“Товарищ” — двухостровное судно, с ютом и баком. Бак с
расположенными на нем якорными и швартовными устройствами простирается до
фок-мачты. За фок-мачтой он переходит в росГтры, на которых стоят две
спасательные шлюпки.
Ют занимает почти треть длины судна. В середине его —
бизань-мачта, позади нее находится небольшая рубка, в которой разместились
штурманская рубка, радиорубка и небольшое помещение для отдыха капитана, который
иногда подолгу не спускается с мостика. Рулевой рубки на судне нет, штурвал для
управления рулем установлен на открытой палубе юта, перед бизань-мачтой. Над ним
сделано лишь легкое брезентовое закрытие. На юте расположены еще две
спасательные шлюпки, а пятая шлюпка, рабочая, висит на талях за кормой.
На верхней, главной, палубе в носовой надстройке находятся
каюты команды, душевые и другие служебные помещения.
Схема расположения помещений на
верхней палубе барка “Товарищ”.
Схема расположения -помещений на верхнем
твиндеке барка “Товарищ”.
1—Кубрик
курсантов 1-6 вахты; 2—кубрик курсантов 2-й
вахты; 3—кубрик курсантов 3-й вахты; 4—учебная
аудитория.
Барк “Товарищ” (разрез по миделю)
Под рострами расположены камбуз и учебная штурманская рубка. В
середине открытой части верхней палубы стоит грот-мачта. В корму от нее — шахта
машинного отделения со световым люком. В кормовой надстройке по правому борту
размещена кают-компания, а по левому — лазарет. Остальную часть надстройки
занимают каюты комсостава.
На палубе верхнего твиндека в носовой части — столовая и каюты
команды; в средней части — два кубрика курсантов и учебная аудитория; в кормовой
части — еще два курсантских кубрика и каюты руководителей практики.
На палубе нижнего твиндека в средней части судна находится
столовая курсантов, в кормовой — машинное отделение, а носовая отведена для
служебных помещений.
“Товарищ” — надежное судно. Он обладает хорошими мореходными
качествами: легко всходит на волну, палуба почти не заливается, большой запас
остойчивости позволяет выдерживать значительные кренящие моменты. Пожалуй, судно
плохо ходит лишь в крутой бейдевинд и при ветре с носовых курсовых углов сильно
теряет в скорости. Слабоват и главный двигатель, что может сказаться на
безопасности плавания.
Бытовые условия на “Товарище” нельзя, конечно, сравнить с
условиями на современных морских транспортных судах, но они намного лучше, чем
на известных мне иностранных парусниках, где кадеты спят в подвесных койках, а
кубрики одновременно служат столовой.
В целом “Товарищ” может быть принят за основу при
проектировании новых парусных судов.