Важно, чтобы все члены экипажа
надевали страховочные пояса и пристегивали
их к прочным предметам, даже если они
находятся в кокпите
Безопасность плавания зависит как
от мастерства капитана, так и от оснащения
яхты. Хороший капитан знает, какие
опасности могут встретиться в плавании и
готовит к ним команду и яхту. Он отвечает за
безопасность всех находящихся на борту.
Каждый яхтсмен знает, что в
плавании под парусами, как и в любом другом
виде спорта, есть элементы опасности и
риска, что доставляет ему своеобразное
удовольствие. Однако необходимо принимать
все разумные меры для предотвращения
аварии и не подвергать опасности команду и
всех, кто придет на помощь (береговую охрану,
спасателей или ВМФ). Иначе их действия будут
связаны с риском для жизни.
Меры безопасности
Капитан должен выполнять требования
не выходить в море на немореходном судне
или с неопытной командой и не рисковать, если
в этом нет необходимости. Многие считают,
что плавание под парусами дело легкое, и уже
после нескольких выходов в море в
хорошую погоду на чужой яхте, не
задумываясь, отправляются в незнакомые
районы, не имея серьезных знаний о
навигации и спасательном оборудовании.
Никогда не считайте, что можете правильно
действовать, пока не проверите себя в
сложной ситуации, например, при плавании в
прибрежных водах или проведении операции
по спасанию человека за бортом.
Капитан должен знать квалификацию
членов команды, чтобы давать им
соответствующие указания на яхте. Для
оценки уровня знаний членов команды можно
предложить им перед началом плавания
несколько тестов по морской практике.
Вид оборудования, находящегося на
борту яхты, зависит от ее типа, численности
команды и района плавания. В большинстве
стран мира организации, ответственные за
подготовку плавания, дают рекомендации по
основным спасательным средствам. Ранее был
приведен перечень основных спасательных
средств, которые следует держать на борту.
Не помешают и дополнительные спасательные
предметы. Если на борту есть дети,
необходимы спасательные жилеты и страховочные пояса
подходящих размеров.
Недостаточно приобрести
спасательное оборудование и держать его на
борту. Надо знать, как им пользоваться и
поддерживать в хорошем состоянии.
Сигнальные пиротехнические огни
хранят в сухом легкодоступном месте.
Спасательные жилеты периодически
осматривают, чтобы убедиться, что они не
пропускают воздух, а баллоны с углекислым
газом регулярно заменяют, так как они
постепенно выходят из строя. Все члены
команды должны иметь свои жилеты и знать,
как их надуть. Важно, чтобы капитан соблюдал
те же правила техники безопасности,
выполнение которых он требует от команды.
Прежде чем отправиться в плавание,
обязательно убедитесь, что яхта и все
оборудование в прекрасном рабочем
состоянии.
БОРЬБА С ПОЖАРОМ
Пожар на борту крейсерской яхты
представляет собой большую опасность и
важно принять все меры, чтобы предотвратить
его. Надлежащий уход за двигателем, плитой и
электрооборудованием - самый лучший способ
уменьшить вероятность возникновения
пожара и несчастных случаев, вызванных им.
Пожар может начаться в результате
воспламенения паров топлива искрой от
стартера. Топливные трубопроводы следует
регулярно проверять на износ. Изоляция
моторного отсека огнеупорным материалом,
установка вентилятора и автоматического
огнетушителя также помогут сделать яхту
более безопасной. Важно соблюдать правила
заправки топливом. Перед заправкой надо
остановить двигатель и перекрыть подачу
топлива, выключить электрические и газовые
приборы и закрыть вход в отсек.
Перед новым запуском двигателя
следует проверить, заменен ли топливный
фильтр и очищена ли от грязи топливная
система. Если дополнительный запас топлива
хранят в отдельных баках, они должны быть
специально спроектированы для этой цели и
уложены во внешний рундук в стороне от
двигателя и камбуза, чтобы исключить
возможность его воспламенения.
На камбузе наибольшую опасность
представляет утечка газа; если он
собирается в помещениях, повышается
опасность взрыва. Датчик, установленный на
борту, должен предупредить об опасной
концентрации газа.
Кронштейн плиты и газовые трубки со
временем приходят в негодность, поэтому их
надо регулярно осматривать. Необходимо
строго соблюдать процедуру отключения газа:
сначала перекрывают баллон и дают
оставшемуся в трубке газу сгореть, затем
поворачивают вентиль на плите. Плиту нельзя
оставлять без присмотра. Если вы длительное
время не пользуетесь плитой, баллон надо
отсоединить. Чтобы газ или пары топлива не
скапливались в помещениях, рекомендуется
ежедневно их проветривать (продувать).
Одна из наиболее частых причин
пожара на борту - курение, поэтому разумно
придерживаться некоторых правил: не курить
во время заправки топливом, при постановке
нового газового баллона или лежа на койке,
не оставлять горящие сигареты и, если
можно, ограничить зону курения верхней
палубой.
При возникновении пожара важно
сохранять спокойствие и попытаться
определить его источник, а затем
воспользоваться соответствующим
огнетушителем. Необходимо ограничить
доступ воздуха к очагу пожара и продолжать
пользование огнетушителем еще некоторое
время после исчезновения пламени, так как
пожар может возобновиться. Если
распространение огня уже не ограничить,
следует приготовить спасательные жилеты,
пиротехнические сигнальные средства и
спасательный плот на случай
оставления яхты.
ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
На яхте должны быть огнетушители
разных типов для тушения различных видов
пламени. Их надо периодически проверять.
Наиболее распространены аэрозольные
огнетушители. Они эффективны против всех
видов пламени. Пенный огнетушитель
наиболее пригоден для тушения пожара,
вызванного воспламенением топлива или
пищевого жира. Однако он практически
бесполезен, если огонь возник в электросети.
В этом случае надо использовать
аэрозольный либо углекислотный
огнетушитель. Важным противопожарным
средством является пожарная кошма. Она
всегда должна находиться под рукой на
камбузе. С помощью кошмы можно легко
погасить огонь, например, на сковороде,
стоящей на плите. Кошму держат на сковороде
до тех пор, пока она не остынет, в противном
случае возможно возобновление пожара.