Один из наиболее жизненно важных
приборов на крейсерской яхте - компас. На
яхте необходимы три компаса: один для
удержания курса - путевой компас, другой для
взятия пеленгов - ручной компас-пеленгатор
и третий в комплекте радиопеленгатора (см. с.
250). Все компасы работают по одинаковому
принципу: круговая картушка показывает
направление компасного Севера (см. с. 240);
окружность картушки разделена на 360 , обычно
с отметкой через каждые 5° и цифрой через
каждые 10°. Маркируют компасы в зависимости
от их типа - иногда по кромке картушки,
иногда сверху.
Компасная картушка с верхней и
боковой градуировкой и с осью вращения. Две
курсовые черты, расположенные под углом 45°
к основной черте, удобны для управления
яхтой, когда рулевой сидит на ее борту
В нижней части картушки находится
гнездо-топка, в которую упирается острие
шпильки. С обеих сторон от топки
прикреплены маленькие магнитные брусочки.
Вся конструкция помещена в котелок,
заполненный смесью воды и спирта. Эта
жидкость поддерживает на плаву компасную
картушку и гасит любые резкие колебания.
Линия, называемая курсовой чертой,
служит линией отсчета: от нее отсчитывают
любое движение картушки. Курсовую черту наносят краской или гравируют на
внутренней стороне котелка, но ее положение
зависит от типа компаса. Обычно компас
установлен в кардановом подвесе, чтобы при
крене яхты котелок сохранял горизонтальное
положение. Конструкция некоторых компасов,
в частности расположенных на стойках или
переборках, обеспечивает горизонтальное
положение картушки и вертикальное курсовой
черты независимо от крена. Следовательно,
таким компасам карданов подвес не нужен.
ПУТЕВОЙ КОМПАС
Выбирая путевой компас, прежде всего
необходимо убедиться, что компас в хорошем
состоянии. Брать надо такой, у которого
самая большая картушка, самая четкая
маркировка и есть подсветка, чтобы им можно
было пользоваться ночью. Разместить компас
лучше всего прямо перед рулевым, а не сбоку
от него. Расстояние между двигателем и
компасом должно быть не менее 2 м, и все
стальные предметы необходимо убрать
подальше от компаса. Если яхта со штурвалом,
компас обычно устанавливает перед ним на подставке (нактоузе) под
колпаком. Если яхта управляется румпелем,
лучше иметь два компаса, расположенных на
переборке, так чтобы всегда один из них был
у рулевого перед глазами, на каком бы борту
он ни находился. Удерживать яхту на курсе
можно также при помощи компаса с сеткой,
добиваясь параллельности линий. В этом
случае компас должен быть установлен так,
чтобы цифры на его шкале не искажались, даже
если рулевой будет смотреть на компас под
углом.
Такой компас устанавливают на
переборке. Курсовая черта должна быть
параллельна ДП яхты
Нактоузный компас
Большая стеклянная купол-линза
зрительно увеличивает картушку и облегчает
считывание показаний. Обычно его
устанавливают на подставке (нактоузе) прямо
перед штурвалом
Универсальный компас
Его необязательно устанавливать
прямо перед рулевым. Добиваясь параллельности линий, нанесенных на
картушке и на стекле, яхту удерживают на
нужном курсе
РУЧНЫЕ КОМПАСЫ-ПЕЛЕНГАТОРЫ
Ручной компас-пеленгатор штурман
использует, когда нужно взять пеленг на
объект. Для облегчения работы ночью у
компаса должна быть подсветка. Компасы
традиционных типов имеют рукоятку. На
котелке сверху установлена призма,
позволяющая считывать показания компаса,
когда его держат на уровне глаз. Обычно на
призме есть V-образная прорезь, а на
картушке внизу - деления от 0 до 359°. Когда
прорезь на призме совпадает с направлением
на объект, через призму считывают показания
пеленга. При взятии пеленга компас
подобного типа следует держать на
расстоянии вытянутой руки. Компасы-пеленгаторы
новых типов можно держать непосредственно
у глаза, при этом объект и картушка компаса
видны одновременно, хотя глаз сфокусирован
на большее расстояние.
Одно из последних достижений в этой
области - полностью автоматизированный
ручной компас-пеленгатор с электронным
устройством, которое ориентируется по
магнитному полю и быстро выдает цифровой
результат на индикаторе.
Мини-компас
Этот маленький компактный компас с
визиром можно держать близко к глазу при
взятии пеленга
Традиционный ручной компас-пеленгатор
Сверху компаса находится призма с V-образной
прорезью
Электронный ручной компас-пеленгатор
Имеет электронное устройство,
которое реагирует на изменение магнитного
поля
УПРАВЛЕНИЕ ПО КОМПАСУ
На небольшой яхте рулевой может
держать компасный курс в лучшем случае в
пределах +
(5 - 10)°,
и опытный
штурман должен учитывать это, выдавая
указания рулевому. Никогда не требуйте,
чтобы рулевой удерживал яхту очень точно на
курсе при лавировке в переменный ветер. Для
достижения оптимальной скорости яхты
рулевой должен придерживаться некоторого
среднего значения курса и постоянно
контролировать его. Умение удерживать
яхту на компасном курсе требует большой практики. Для начинающего рулевого
это утомительно, так как, управляя яхтой, он
не отрывает глаз от компаса. Правильнее
положить яхту на курс, а затем держать на
какой-нибудь объект, такой, как береговой
ориентир, облако или звезда, и регулярно
сверять свой курс с компасом. Начинающие
рулевые очень часто, помимо ошибок в
управлении яхтой, отклоняют румпель или
вращают колесо штурвала в неверном
направлении.
На курсе
Нужный курс (обозначен точкой)
совпадает с курсовой чертой. Перекладка
румпеля или поворот штурвала не нужны
От курса влево
Компас показывает курс меньше
заданного, яхту надо повернуть вправо.
Румпель перекладывают на левый борт
От курса вправо
Компас показывает курс больше
заданного, яхту надо повернуть влево.
Румпель перекладывают на правый борт
ДЕВИАЦИЯ КОМПАСА
Находящиеся на яхте стальные и
железные детали воздействуют на компас:
когда яхта поворачивается, масса металла
смещается относительно картушки компаса,
вызывая на разных курсах различную
девиацию
Теоретически стрелка компаса должна
указывать на Северный магнитный полюс. На
практике из-за влияния собственного
магнитного поля яхты стрелка указывает на
так называемый компасный Север. Разницу
между компасным и магнитным показаниями
называют девиацией. Величина девиации
зависит от курса яхты и так же, как и
склонение, может быть западной и восточной.
Чтобы свести девиацию к минимуму, надо
устанавливать компас вдали от крупных
металлических предметов, таких как
двигатель, а также держать подальше от него
небольшие предметы, изготовленные из стали
или железа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВОК КОМПАСА
Компасом нельзя пользоваться до тех
пор, пока неизвестна его девиация на всех
курсах. Чтобы определить поправку компаса,
необходимо „прокрутить" девиацию. В
тихий день уложите все оборудование на свои
места и найдите в гавани такое место, где
можно выбрать линию створа двух
обозначенных на карте объектов. Определите
магнитный пеленг по карте и медленно
пересекайте линию створа на восьми различных компасных курсах по всей
картушке компаса. На каждом из восьми
курсов, пересекая линию створа, берите
компасный пеленг и записывайте его
соответственно курсу в данный момент. Для
точности нужно проделать это, идя под
двигателем и под парусом. Если девиации под
двигателем и под парусом значительно
отличаются, следует сделать две
девиационные таблицы.
ЗАПИСЬ ПОГРЕШНОСТЕЙ
Для записи курсов и пеленгов
необходимо составить таблицу, в которую
заносят среднеарифметические результаты
трех отдельных пересечений линии створа на
каждом из восьми компасных курсов. Девиацию
обозначают d, она бывает западной W,
когда наблюдаемый пеленг меньше магнитного,
и восточной Е, когда он больше. Девиацию
компаса можно не компенсировать, но
обязательно учитывать в плавании. Однако
если она слишком велика, девиацию следует
уничтожить или скомпенсировать,
обратившись к специалисту.
Компасный курс(КК)
Магнитный пеленг (МП)
Компасный
пеленг (КП)
Девиация d
0°
46°
43°
3°Е
45°
46°
48°
2°W
90°
46°
52°
6°W
135°
46°
53°
7°W
180°
46°.
50°
4°W
225°
46°
45°
1°E
270°
46°
42°
4°E
315°
46°
40°
6°E
ТАБЛИЦА ДЕВИАЦИИ
Если компас имеет остаточную
девиацию, надо составить таблицу девиации и
построить по этим данным кривую, чтобы
считывать девиацию непосредственно с
графика. При помощи таблицы и графика можно
переходить от компасного к магнитному
курсу (пеленгу) и наоборот. Если требуемая
величина находится между двумя табличными,
надо воспользоваться графиком и найти
промежуточное значение. Правила, по которым
учитывают девиацию компаса, аналогичны
правилам для учета склонения (см. с. 242).
НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ
Для безопасного и точного
судовождения необходимо несколько
приборов. Прежде всего понадобится лаг для
измерения скорости яхты и расстояния. Самый
простой из них - ручной лаг - используют,
когда другие приборы не дают точных
результатов, или для проверки точности
более сложных инструментов.
Все лаги необходимо откалибровать
по ручному лагу или на мерной линии (миле)
так, чтобы выявить любые погрешности.
Наиболее сложные гидродинамические лаги имеют датчики давления,
которые измеряют скорость воды,
обтекающей корпус. Электронные устройства
преобразуют сигналы от датчиков в цифровые
значения скорости яхты и пройденного
расстояния.
На яхте должны быть эхолот,
портативный радиоприемник с диапазонами
длинных и средних волн, секундомер для
определения характеристик световых
сигналов навигационных знаков, бинокль 7 х
50, штурманские часы (желательно с
будильником) и барометр или барограф.
РУЧНОЙ (СЕКТОРНЫЙ) ЛАГ
Ручной лаг состоит из тяжелого
фанерного треугольника (сектора),
прикрепленного к линю, на котором завязаны
узлы через каждые 7,71 м. Лаг бросают за корму
яхты, и число узлов, которые пройдут через
руку за 15 с, укажут скорость яхты (1 уз = 7,71 м
за 15с).
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛАГ
Механический лаг имеет вертушку,
которую буксируют на длинном лине. Такой
лаг нельзя использовать в водах с
оживленным движением. Счетчик на другом
конце линя (на борту яхты) регистрирует
число оборотов вертушки в воде. На шкале
счетчика стрелка показывает пройденное
расстояние в милях. Последние модели
счетчика имеют отдельный указатель
скорости, но обычно скорость (в узлах)
определяют по числу десятых долей мили,
пройденных за 6 мин.
ВЕРТУШЕЧНЫЙЛАГ
Вертушечные лаги устанавливают на
корпусе яхты ниже уровня ватерлинии.
Частота вращения вертушки типа мельничного
колеса или турбинки (небольшого винта)
передается с помощью электронных средств
или механически на дистанционный указатель
скорости и пройденного расстояния.
ЭХОЛОТ
Эхолот измеряет время, за которое
звуковой импульс достигает дна и в
отраженном виде возвращается назад. Этот
сигнал преобразуется в показатель глубины, который
высвечивается на специальном табло или
дисплее.
Некоторые эхолоты имеют неоновый
дисплей, по которому можно определить
характер морского дна. Прямая линия на дисплее
означает, что поверхность дна твердая,
расплывчатая - что грунт илистый
Ручной лот
Небольшое углубление в нижней части
груза заполняют салом или жиром. Замерив
глубину и подняв груз, вы получите пробу грунта
РУЧНОЙ ЛОТ
Традиционный измеритель глубины -
ручной лот - состоит из лотлиня и груза.
Современные лини калиброваны в метрах при
помощи узелков или марок различных формы и
цвета для каждой глубины. На практике груз и
часть лотлиня держат в одной руке и бросают
его вперед (по ходу судна). Когда груз
достигнет дна и линь пройдет
перпендикулярно к поверхности воды у борта
яхты в натянутом положении, с лотлиня
считывают значение глубины.