Ночной
переход следует предпринимать только в
случае, если на борту находится яхтсмен,
имеющий опыт ночного плавания. Рулевому
надо научиться оценивать дистанцию и
направление только по компасам, звездам,
навигационным огням и огням других яхт.
Команда должна быть достаточно знакома с
работой по управлению парусами, их
постановкой и укладкой и уметь
использовать все оборудование в темноте.
Отлаженная система вахт (см. с. 157) обеспечит
уверенность, что в любое время на борту яхты
находится бдительная и обученная команда.
Особое внимание следует уделять принятию
мер безопасности и несению вахты при
возникновении любых опасных ситуаций.
Необходимо строго соблюдать непреложное
правило - никому не выходить на палубу, не
пристегнув страховочный пояс, даже в
хорошую погоду. При подготовке к плаванию ночью
старайтесь большую часть работы сделать до
наступления темноты, включая смену или
постановку парусов, которые понадобятся
позднее. Желательно поставить паруса
меньших размеров, так как ими легче
управлять и они почти не ограничивают обзор.
Только команде, обладающей опытом ночного
плавания, можно ходить ночью со спинакером,
поэтому обычно его заменяют стакселем на
спинакер-гике, более легким в управлении.
Окончив все приготовления, надо освободить
палубу от ненужного оборудования, которое
должно быть аккуратно уложено на свои места.
Как только начнет смеркаться, следует
выставить судовые навигационные огни.
Хотя
в темноте яхта будет вести себя так же, как
днем, ваши впечатления об условиях плавания,
возможно, будут различными. Море может
показаться более бурным, чем днем, и
яхтсмен, не имеющий опыта ночного
плавания, начнет нервничать и терять
ориентацию. Рулевой, стараясь удержать яхту
на курсе ночью, находится в полной
зависимости от компаса, но очень важно,
чтобы он не смотрел на него пристально и
постоянно - его зрение в темноте ухудшается
и могут заболеть глаза. Управляя яхтой,
старайтесь в некоторые промежутки времени
пользоваться звездами, пуной или любыми
другими ориентирами, по компасу же только
уточняйте курс. В ночное время гораздо
труднее оценить правильность постановки
парусов, поэтому периодически освещайте
фонариком передние шкаторины. Будьте
осторожны и не используйте на палубе огни, в
которых нет необходимости, яркий палубный
свет может ослабить остроту вашего зрения
почти на 20 мин. Ночью в каюте следует
пользоваться красным светом. Готовясь к
плаванию ночью, надо обязательно
просмотреть раздел, посвященный буям и
знакам (см. с. 258).
НАВИГАЦИОННЫЕ
ОГНИ
В
ночное время присутствие других судов
определяют главным образом по их
навигационным огням. Различные комбинации
огней показывают, идет яхта под двигателем
или под парусом, стоит на якоре или
буксируется. Они также позволяют
приблизительно оценить размеры судна.
Поскольку все комбинации огней запомнить
трудно, на борту яхты необходимо иметь
соответствующий справочник. Комбинации
огней, наиболее часто встречающиеся в
практике, показаны на рисунках справа. В
основном используют белый кормовой огонь и
бортовые отличительные огни - красный
левого борта и зеленый правого борта. Суда
под двигателем должны выставлять один или
два (в зависимости от размера) топовых огня.
Правилами определен сектор (угловой
раствор), в пределах которого должен быть виден каждый
огонь.
Так
как огни могут быть сбиты со штатных мест
или потеряны, надо периодически проверять
правильность их установки. Парусные яхты
длиной менее 7 м должны нести только один
белый круговой огонь. Малые суда под
двигателем (длиной менее 7 м и идущие со
скоростью менее 7 уз) должны также
выставлять один белый круговой огонь. Но в
обоих случаях для большей безопасности,
если возможно, лучше выставить требуемые
навигационные огни.
Парусные
яхты
Яхты
длиной 7 м и более под парусами обязаны
нести кормовой огонь с дугой освещения в 135°,
симметричный относительно направления
прямо по корме, и бортовые огни с дугой
освещения в 112,5° каждый, считая от
направления прямо по носу.
Яхты
длиной менее 12 м
На
таких яхтах бортовые и кормовой огни могут
быть скомбинированы в одном фонаре на топе
мачты, если яхты не идут под двигателем
Яхты,
идущие под двигателем
В
дополнение к кормовому и бортовым огням на
мачте установлен белый огонь с дугой
освещения в 225°. На яхтах длиной менее 20 м
бортовые огни могут быть скомбинированы в
одном фонаре (см. вверху)
Крупные
суда с механическим двигателем
Суда
длиной 50 м и более должны нести второй мачты
с дугой освещения
в 225°, расположенный выше и дальше в корму,
чем топовый огонь на передней мачте
Суда,
стоящие на якоре
Суда,
стоящие на якоре, должны нести белый
круговой огонь в носу. Суда длиной 50 м и
более должны нести второй белый круговой
огонь, расположенный ниже и дальше в корму,
чем первый
Суда
в стесненных обстоятельствах
Судно
(см. вверху), ограниченное в возможности
маневрировать из-за своей осадки, должно
нести дополнительно три красных круговых
огня на мачте. Вверху справа показаны
буксир и буксируемое судно общей длиной до
200 м. Буксир должен нести дополнительно
белый топовый огонь, расположенный над
первым, и желтый огонь над кормовым. На
буксируемом судне выставляют бортовые
отличительные и кормовой огни. Судно с
тралом (см. справа внизу) в дополнение к
бортовым и кормовому огням должно нести
круговые зеленый над белым огни
ПЛАВАНИЕ
В ТУМАНЕ
При
плохой видимости другие яхты или суда могут
появиться рядом практически внезапно, что
создает опасность столкновения
Для
небольших яхт туман представляет даже
большую опасность, чем штормовая погода.
Ухудшающаяся видимость повышает
вероятность столкновения с другим судном,
поскольку его иногда просто невозможно
увидеть. Различают несколько видов тумана (см.
с. 276), но все они являются источником
опасности для небольших яхт. Если туман уже
опустился или он ожидается, когда вы
находитесь в гавани, выходить в плавание не
следует, пока не прояснится. В противном
случае вы будете подвергаться опасности.
Если туман начинает собираться, когда вы
находитесь в море, капитан должен
организовать и провести подготовку, чтобы
уменьшить риск столкновения с другими
судами. Во время плавания желательно вести
навигационную прокладку и при первом же
признаке ухудшения видимости штурман,
используя все имеющиеся в его распоряжении
средства, должен уточнить местоположение
яхты и проложить курс так, чтобы избежать
района интенсивного движения судов и
навигационно опасных вод. Затем ему следует
постоянно уточнять координаты и стремиться
держать яхту в безопасных водах, даже если
придется полностью изменить
первоначальный план перехода.
ПОДГОТОВКА
К ПЛАВАНИЮ В ТУМАНЕ
Как
только начинает собираться туман или вы
входите в полосу тумана, капитан и команда
должны провести ряд мероприятий, чтобы
сделать яхту как можно заметнее. Следует
поднять радиолокационный
отражатель, если он не установлен на яхте
постоянно. Необходимо начать подавать
соответствующие туманные сигналы и зажечь
на яхте ходовые огни. На носу и корме яхты
для наблюдения и прослушивания сигналов
других судов ставят членов команды в
качестве смотрящих. Вся команда обязана
надеть спасательные жилеты, но не должна
пристегивать страховочные пояса, так как в
случае столкновения может потребоваться
прыгнуть за борт. Даже тем членам команды,
которые отдыхают или спят в каюте, следует
надеть спасательные жилеты и быть
полностью готовыми к выходу на палубу.
Находящиеся в форпике должны перейти в основную каюту, поскольку риск повреждения
носовой части яхты во время столкновения
наибольший. Желательно буксировать за
яхтой тузик, --чтобы при необходимости его можно
было немедленно использовать. Приготовьте
спасательный плот, красную и белую
сигнальные ракеты (фальшфейеры) для
привлечения внимания в случае аварийной
ситуации (см. с. 312). Очень важно поддерживать
такую скорость яхты, чтобы она была
достаточно высокой, если понадобится
разойтись с другим судном, и, с другой
стороны, достаточно медленной, чтобы вам
хватило времени на принятие решения и
выполнение маневра, когда вы увидите другую
яхту (судно). В легкие ветры лучше всего
воспользоваться двигателем, но его надо
периодически глушить, чтобы послушать
сигналы других судов. Если вам необходимо
пересечь главный судоходный путь, делать
это надо в направлении, перпендикулярном
пути, и как можно быстрее. Один из способов
уменьшить риск столкновения - идти в
сторону мелководья, где не могут
встретиться крупные суда. Однако надо
помнить, что другие малые суда скорее всего
поступят так же, поэтому наблюдайте за ними.
Достигнув мелководья, при первой же
возможности встаньте на якорь и
подавайте соответствующие сигналы,
постоянно контролируя обстановку. Хотя вы
будете сигналить сами и слушать сигналы
других судов, полностью полагаться на это
нельзя и необходимо продолжать наблюдение.
Впередсмотрящие на крупных судах могут
быть оглушены шумом их собственных
двигателей и ничего не подозревать о вашем
присутствии. Поэтому никогда не
настаивайте на своих правах и считайте себя
зависимым от другого судна, стараясь первым
произвести маневр во избежание
столкновения. Если вы видите другое судно,
то должны взять на себя ответственность за
расхождение. Первым признаком появления
другого судна на курсе столкновения с вами
будет белый бурун у форштевня. Если вы идете
прямо на него, постарайтесь повернуть яхту
так, чтобы видно было не только бурун, но и
контур судна. Тогда больше шансов, что
носовая волна встречного судна оттолкнет
вас в сторону. Если вы находитесь на
сходящихся курсах с другим судном,
поверните так, чтобы идти параллельно ему и
разойтись за счет разности скоростей.
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ
ОТРАЖАТЕЛЬ
Только
достаточно большой радиолокационный
отражатель будет эффективным. Его
минимальный диаметр - 60 см
На
борту многих крупных и рыболовных судов
установлено радиолокационное оборудование
для обнаружения препятствий. Чтобы
парусная яхта могла быть обнаружена
большим судном, надо правильно установить
на ней пассивный радиолокационный
отражатель соответствующего типа. Этот
отражатель возвращает радарную волну к
источнику (приемнику) излучения, и, если
ваша яхта была обнаружена, она отразится на
экране радара большого судна. Самое лучшее
место для установки отражателя -это топ
мачты, где его не могут закрыть паруса.
Альтернативным решением будет поднять
отражатель на ахтерштаге или флаг-фале у
краспиц.
ЗВУКОВЫЕ
СИГНАЛЫ
В
тумане общепринято определять присутствие
другого судна и обозначать нахождение
вашей собственной яхты по сигналам
туманной сирены, колоколов или гонгов.
Использование различных сочетаний этих
звуков позволяет различать идущие суда (под
парусом или двигателем), стоящие суда (не на
якоре и не у причала), а также суда, стоящие
на якоре или сидящие на мели. Характер
сигнала дает общее представление о
размерах судна. Яхты длиной менее 12 м могут
иметь только один тип звукового сигнала,
который подается обычно туманным горном с
баллоном сжатого воздуха (или свистком).
Следует помнить, что баллоны разряжаются
довольно быстро, поэтому всегда нужно иметь
запасные. При необходимости другие звуки
могут быть импровизированы. Суда длиной 12 м
и более должны дополнительно нести колокол,
а суда длиной 100 м и более - гонг. Сигналы
горна (сирены)
могут быть либо короткими (1 с), либо
продолжительным (4-6 с), удары колокола могут
быть одиночными или учащенными в виде звона
продолжительностью 5 с. Гонг всегда звучит
отдельно. Каждый набор сигналов следует
повторять через определенные временные
интервалы. Наряду с навигационными огнями
очень важно знать наиболее общепринятые
звуковые сигналы, показанные ниже. На борту
яхты необходимо держать справочник, по
которому можно справиться и о других видах
сигналов. В переполненных акваториях
иногда бывает трудно понять, откуда исходят
сигналы и какое они имеют значение, так как
туман часто искажает звук. Звуковые сигналы,
подаваемые знаками навигационной
обстановки, также затрудняют идентификацию
звуков, но штурман должен уметь выделять их.
Оборудование буя обычно отмечено на карте,
а звуковой сигнал описан в лоции.
Под
парусом или в стесненных обстоятельствах
Серию
сигналов повторяют через каждые 2
мин
На
мели — судно длиной 100 м и более
Звук
гонга подают с кормы. Серию сигналов
повторяют через 1 мин
На
ходу под двигателем
Один
продолжительный звук через каждые 2 мин
На
якоре — судно длиной менее 100м
Сигналы
подают с носа судна с интервалом в 1 мин
На
ходу в дрейфе
Два
продолжительных звука через каждые 2
мин
На
якоре — судно длиной 100 м и более
Звук
гонга подают с кормы. Серию сигналов
повторяют через 1 мин