Типы
парусов, используемых на яхте, будут
зависеть от типа яхты и ее такелажа. Одни
яхты - простые крейсерские, другие
предназначены и для гонок, и для
крейсерского плавания, третьи - только для
гонок. Очевидно, что открытые гоночные яхты
значительно отличаются от крейсерских, так
как главное в гонках - это скорость, а все
другие соображения, такие, как комфорт или
легкость управления, являются вторичными
по отношению к главному. Гоночная яхта
должна идти с максимально возможной
скоростью при любых силе и направлении
ветра. Такие яхты обычно несут много
парусов, каждый из которых имеет
специальный покрой, отвечающий
определенному диапазону ветровых условий.
На практике это вызывает частую и быструю
смену парусов. Однако яхтсмены крейсерских
яхт часто подбирают паруса таким образом,
что теряют несколько в скорости, но
обеспечивают себе больший комфорт и
легкость в управлении. Поэтому на
крейсерских яхтах предпочитают сокращать
количество разнообразных парусов, чтобы
они занимали меньше места при хранении.
Многие крейсерские яхты выходят в плавание
со сравнительно неопытным экипажем, и любая
попытка многократной смены парусов часто
приводит к большим потерям времени и труда.
Команда крейсерских яхт очень редко ведет
себя как сплоченный гоночный экипаж, и это
соответственно определяет оборудование
яхты и ее парусный гардероб.
Парусное
вооружение с меньшим количеством парусов
гораздо легче в управлении. Этим
объясняется растущая популярность
некоторых альтернативных вооружений,
например вооружения джонки, - ими может
легко управлять сравнительно неопытная
команда. Бермудский шлюп предусматривает
спинакер при хороших попутных
ветрах, но не каждая команда справится с
постановкой и настройкой спинакера, за
исключением легких ветров. Хотя
альтернативные вооружения встречаются все
чаще, большинство яхт массового
производства малого и среднего размеров
имеют вооружение типа бермудский шлюп.
Однако паруса любого типа должны быть легко
управляемы в широком диапазоне ветров.
Очень важно также правильно выбрать тип
ткани и покрой парусов. Масса ткани
изменяется в зависимости от назначения
парусов - используемые, например, в
штормовую погоду, изготовляются из более
тяжелой ткани. Для большинства парусов
стандартной является дакроновая ткань.
После специальной обработки (пропитки с
наполнителем) получают каландрованную
дакроновую ткань, которая лучше держит
форму паруса. Чтобы паруса имели наилучший
покрои, их надо заказывать у хорошего
парусного мастера.
Крейсерско-гоночная
яхта, показанная вверху, несет грот, спинакер
и блупер — специальный парус,
уравновешивающий спинакер
Яхта,
показанная слева, имеет дробную оснастку
типа шлюп. Это означает, что стаксель-штаг
закреплен на мачте ниже топа
Яхта
на верхнем снимке оснащена гафельным
гротом. В слабый ветер над гафелем можно еще
поставить
топсель
Крейсерско-гоночный
кеч несет генуэзский стаксель с низко
расположенной нижней шкаториной
Высоко
поднятая нижняя шкаторина стакселя
обеспечивает рулевому хороший обзор по
курсу, хотя парус работает менее эффективно
ПАРУСНЫЙ
ГАРДЕРОБ
Каждой
крейсерской яхте необходим такой набор
парусов, чтобы при любом ветре наиболее
полно использовать ее возможности.
Количество и размеры парусов зависят от
задач и района предстоящего плавания, а
также от типа вооружения яхты. Бермудскому
шлюпу для прибрежного крейсерского
плавания потребуется следующий набор
парусов, генуэзский стаксель, стаксель № 1,
стаксель № 2 (рабочий), штормовой стаксель,
грот и, желательно, трисель (парус для
штормовой погоды, который ставят вместо
грота), а также спинакер. На тендере в
дополнение к перечисленным парусам ставят
один или два кливера, на кече - бизань и,
желательно, бизань-стаксель (апсель).
ПЕРЕДНИЕ
ПАРУСА
Выбор
переднего паруса определяют сила ветра,
высота волн и квалификация команды. Чем
ветренее погода и неопытнее команда, тем
меньших размеров вам потребуется передний
парус. На гоночных яхтах шкотовый угол
переднего паруса расположен низко, что не дает
ветру уходить под нижнюю шкаторину и
позволяет максимально использовать его энергию.
Однако капитан крейсерской яхты может
пожертвовать иногда дополнительной тягой
ради улучшения
обзора по курсу и с подветренной стороны,
который дает парус с высоко поднятыми
галсовым и шкотовым углами. Задняя и
передняя шкаторины должны иметь
оптимальное натяжение, а шкотовый угол
находиться на нужной высоте. Регулируемые
кипы, перемещающиеся по рельсам, помогают
придать необходимое направление шкоту при
постановке стакселей различных размеров (см.
внизу . справа). Они также позволяют
регулировать форму паруса в зависимости
от ветровых условий. Чем дальше в корму
проведен шкот, тем сильнее натяжение нижней
шкаторины и тем больше будет отваливаться
задняя шкаторина, вследствие чего
избыточный ветер будет выходить из паруса. Если
шкот потравлен при плавании полным курсом,
шкотовый угол имеет тенденцию к подъему,
поэтому чтобы предотвратить его, кипу
следует передвинуть вперед.
Для
крейсерской яхты наилучшим является
стаксель с высоким шкотовым углом
Гоночные
передние паруса, такие как большая генуя,
обеспечивают большую тягу, но уменьшают
обзор
Для
обеспечения правильной тяги шкота при
уменьшении размеров стакселя надо
передвигать кипу к носу
ГРОТ
Большинство
крейсерских яхт несут один грот, площадь
которого можно регулировать рифлением.
Однако на борту желательно иметь также
трисель для использования в условиях очень
сильного ветра. Угол тяги гика-шкота
регулируют перемещением ползуна по
специальному поперечному погону, если
таковой есть. При плавании острыми курсами
в умеренный ветер ползун, как правило,
устанавливают посередине погона, но в
сильный ветер его нужно сместить на
подветренный борт для уменьшения кренящей
силы. В очень слабый ветер ползун смещают на
наветренный борт и потравливают гика-шкот,
чтобы выставить гик в ДП яхты, не увеличивая
натяжения задней шкаторины грота. При
плавании по ветру (полными курсами) ползун
смещают на подветренный борт.
На
острых курсах в умеренный
ветер ползун устанавливают
посередине погона
В
сильный ветер или при плавании полными
курсами ползун смещают на подветренный
борт
В
слабый ветер ползун смещают на наветренный
борт и гика-шкот потравливают
УМЕНЬШЕНИЕ
ПЛОЩАДИ ПАРУСОВ
Для
всех яхт существует определенная скорость
ветра, за пределами которой нужно уменьшать
полный размер парусов, сокращая их площадь,
чтобы яхта могла идти в оптимальном режиме.
Точные рекомендации, позволяющие решить,
когда уменьшать площадь парусов,
отсутствуют - это обычно определяет капитан,
исходя из типа яхты, опыта команды и
погодных условий. Можно дать один полезный
совет - яхта должна идти без лишнего
напряжения в каком-либо из ее элементов.
Если становится ясно, что в конкретных
условиях яхта несет слишком много парусов,
их площадь необходимо уменьшить. Площадь
переднего паруса можно сократить либо
заменой на меньший парус, либо рифлением, но
грот можно уменьшить только рифлением (в
штормовых условиях вместо него надо
поставить трисель). Необходимые знания и
опыт помогут вам
правильно изменять площадь парусов.
Следует помнить, что площади переднего
паруса и грота надо уменьшать
пропорционально, чтобы яхта сохраняла свой
баланс (центровку)и оставалась хорошо
управляемой. Наиболее общие из
существующих методов смены переднего
паруса и рифления стакселя и грота в
зависимости от оснащения яхты рассмотрены
на следующих страницах. Эти основные навыки,
используемые в морской практике, надо
отрабатывать, пока вы не научитесь
выполнять их быстро и эффективно.
Основной
способ смены парусов приведен ниже. Однако
технические приемы, выработанные гоночными
экипажами с целью ускорения этого процесса,
привели к развитию новых методов и
оборудования для смены передних парусов.
Один из вариантов основного метода, когда
используют
простой штаг, - завести карабины нового
стакселя между галсовым углом и первым
карабином убираемого стакселя до того, как
последний спущен. Обтекатели штага с двумя
ликпазами - последнее достижение -
обеспечивают переднему парусу крепление к
штагу без применения карабинов. Как
рифление, так и смену стакселя лучше всего
проводить до отхода от причала или якорной
стоянки. Однако часто трудно предвидеть
изменение условий плавания, и вам придется
производить эту операцию уже в море. При
рифлении паруса в море рекомендуется идти
курсом полный бейдевинд, а смену паруса
легче всего производить, когда яхта
приведена к ветру или идет по ветру. При
смене парусов экипаж должен пристегнуть
пояса безопасности к страховочным леерам,
чтобы освободить руки для работы.
Обязательно правило - никогда не стоять с
подветренной стороны от полощущего паруса.
ВЫТАСКИВАНИЕ
ПАРУСА НА ПАЛУБУ
Парус
часто хранят в форпике и на носовую палубу
его вытаскивают через форлюк. Однако
открытый люк может стать причиной
попадания воды в каюту, поэтому парус лучше
доставать через главный люк (кап). После
смены парусов снятый парус либо укладывают
в мешок на баке, либо опускают под палубу и
там упаковывают. Если форлюк открывать
нельзя, парус надо осторожно протащить
вдоль наветренного борта в кокпит или каюту.
СМЕНА
ПЕРЕДНЕГО ПАРУСА
Чаще
всего стоявший ранее парус спускают и
полностью убирают, а затем новый парус
прикрепляют к штагу и поднимают. Для этой
операции необходимо участие двух членов
команды. Сначала принесите на носовую
палубу и закрепите на ней мешок с новым
парусом. Спустите стаксель, как это описано
на с. 204. Отстегните фал от паруса и
закрепите его за релинг. Затем отстегните
карабины, отдайте крепление галсового угла
паруса и передайте его назад для
укладки, после того как уберете шкоты.
Прикрепите галсовый угол паруса, пока он еще
в мешке. Заведите карабины за штаг и
прикрепите стаксель-фал к фаловому углу.
Тем временем другой член команды
привязывает или пристегивает шкоты и
настраивает кипы для обеспечения
правильной тяги шкотового угла. Когда
носовая палуба будет освобождена от
посторонних предметов, можно поднимать
парус.
Перемещая
мешок с тяжелым парусом вдоль борта, его
скорее тащат, нежели несут
Матрос,
ответственный за уборку заменяемого паруса,
пристегивается к носовому. релингу
Заведя
карабины нового паруса, матрос проверяет,
чтобы стаксель-фал не был перехлестнут с
другими снастями
Штаг
с двойным ликпазом ускоряет процесс смены
стакселей. Новый парус вставляют в ликпаз,
чтобы поднять его до спуска сменяемого
паруса
ЭКСТРЕННОЕ
РИФЛЕНИЕ
Один
из наиболее распространенных методов
уменьшения площади грота на современных
крейсерских яхтах -взятие рифов за две
точки. Этот метод очень удобен, так как
необходимая для этого оснастка достаточно
проста и с ней вполне справляется один
человек. Зарифленный таким образом парус
работает эффективнее, чем после рифления
навертыванием на гик (см. с. 216). Схема
оснастки для быстрого взятия рифов
показана на рисунке справа. Инструкции по
рифлению приведены ниже. При отдаче рифов
процедуру повторяют в обратном порядке.
Система
быстрого рифления
Риф-шкентель
А проведен от нока гика через риф-кренгельс В
на задней шкаторине вдоль гика и через
блоки в кокпит. Риф-кренгельс на передней
шкаторине С крепят к специальному гаку у
пятки гика D („бараний рог"). В стопор Е
заводят
риф-шкентель
Как
брать рифы
Доберите
топенант гика и потравите грота-фал, чтобы
риф-кренгельс на передней шкаторине
оказался на уровне гака у пятки гика.
Зацепите риф-кренгельс за гак. Потом
опустите риф-кренгельс на задней шкаторине
до гика, выбрав риф-шкентель и заложив его в
стопор на гике. Обтяните переднюю шкаторину
грота, выбрав фал, и потравите топенант.
Свободную часть паруса следует аккуратно
свернуть вдоль гика
РИФЛЕНИЕ
С ПОМОЩЬЮ ПАТЕНТ-РИФА
Многие
крейсерские яхты оснащены патент-рифом для
рифления грота. Во многих системах при
помощи рукоятки на мачте вращают гик и
наматывают на него парус. Преимущество
такого рифления заключается в том, что
площадь паруса можно уменьшить на любую
величину, в отличие от способа с
использованием риф-сезней, при котором уменьшение
площади происходит только ступенями.
Однако зарифленному парусу трудно придать
необходимую форму, а гик (пока не застопорен)
имеет тенденцию раскручиваться. Другая
проблема при таком рифлении -это оснащение
оттяжки гика, так как скрученный парус
закрывает место ее крепления на гике. Чаще
всего оттяжку гика прикрепляют
к специальной скобе (ракс-бугелю), которая
охватывает гик. При таком способе рифления
надо обязательно убедиться, что механизм
патент-рифа не захватывает лишних концов и
ползуны не завернулись внутрь паруса. Когда
парус зарифлен, выберете фал и потравите
топенант. При необходимости отдать рифы
следует повторить процесс в обратном
порядке.
Как
брать рифы при помощи патент-рифа
Подобрав
топенант и потравив грота-фал, удалите
стопор на ликпазе мачты. Затем вращайте
ручку патент-рифа и следите за укладкой на
гике передней шкаторины. Другой матрос
обтягивает заднюю шкаторину и вытаскивает
латы
УКЛАДКА
ПАРУСА НА ГИК
Способ
укладки грота зависит от того, снят парус с
мачты или оставлен прикрепленным к ней. При
отсутствии на парусе ползунов используют
последний рассмотренный метод. Если парус
оставляют прикрепленным к мачте ползунами,
надо спустить его и расположить по одну
сторону от гика. Затем следует взять часть
задней шкаторины длиной около 1 м от
шкотового угла и вытянуть ее, чтобы
образовался карман. Остаток паруса
аккуратно укладывают в карман, который туго
скатывают и затем привязывают сезневкой к
мачте и гику. В случае если парус снимают с
мачты, то при его спуске вытаскивают из
ликпаза переднюю шкаторину. Затем
растягивают полотнище грота вдоль гика от
передней до задней шкаторины, чтобы
образовать карман, в который помещают
остальную часть паруса, или аккуратно
укладывают парус на гик „гармошкой" (см.
справа).
Переднюю
шкаторину паруса (см. вверху) оставляют
прикрепленной к мачте. Два члена команды
укладывают большую часть паруса в карман,
образованный нижней частью паруса
При
этом способе (см. слева) после удаления
передней шкаторины из ликпаэа парус
аккуратно укладывают на гик
"ЗАКРУТКА"
СТАКСЕЛЯ
Система
закручивания обеспечивает наматывание
переднего паруса на штаг. В течение многих
лет ее использовали для полной уборки
стакселя, а в последнее время стали
применять и для рифления паруса. Прежде чем
остановить свой выбор на системе рифления
этого типа, надо посоветоваться с парусным
мастером, подходят ли для нее ваши паруса.
Наибольшей эффективностью обладает
система с использованием обтекателя штага,
который вращается тросиком, прикрепленным к
барабану у основания штага, так чтобы парус
равномерно наматывался вокруг обтекателя
по всей высоте.
Натяжение
тросика обеспечивает вращение барабана и
закручивание стакселя
Закручивание
стакселя вокруг штага (см. вверху) — удобный
способ его хранения
РИФЛЕНИЕ
С ПОМОЩЬЮ РИФ-СЕЗНЕЙ
Конструкции
передних парусов некоторых яхт
предполагают возможность взятия рифов. На
таком парусе один или два ряда рифов с
сезнями расположены параллельно нижней
шкаторине. Если на парусе только один ряд
рифов, то площадь рифления все равно можно
варьировать (см. рисунок внизу). При таком
рифлении необходимо отдать и вновь
прикрепить в новой точке стакселя каждый
шкот. Сначала отдайте наветренный шкот и
закрепите его в новом положении.
Затем приведите яхту к ветру и то же самое
проделайте с другим шкотом. Если необходимо
уменьшить длину передней шкаторины,
проведите риф-шкентель через риф-кренгельс
на шкаторине, как показано ниже. Парусу
дайте немного заполоскать. Потравите
стаксель-фал так, чтобы риф-кренгельс можно
было спустить к галсовому углу, выбрав риф-шкентель.
Доберите фал и обтяните переднюю шкаторину.
Передний
парус с одним рядом рифов. Затенена площадь
паруса, на которую он будет уменьшен
Парус
зарифлен. шкоты закреплены к риф-кренгельсу
на задней шкаторине
Парус
полностью зарифлен: риф-кренгельс
закреплен к галсовому углу
Риф-шкентель
проведен от носовой оковки через риф-кренгельс
и галсовый угол
Когда
стаксель-фал потравлен, риф-шкентель
выбирают, чтобы опустить риф-кренгельс
Когда
риф-кренгельс плотно притянут вниз, риф-шкентель
закладывают за утку
Нижнюю
шкаторину надо скатать и пришнуровать к
парусу риф-штертами