Для
начинающего яхтсмена очень важно,
чтобы его первые плавания проходили в
слабый или умеренный ветер. Необходимо
также убедиться, что район первых
выходов на яхте подходящий для новичка.
Если возникают какие-либо сомнения,
можно спросить совета или, еще лучше,
сделать так, чтобы опытный яхтсмен
сопровождал вас в первых плаваниях.
Перед спуском яхты на воду следует
удостовериться, что у вас есть все
необходимое оборудование и что любая
свободная вещь надежно закреплена.
Если
приходится спускать яхту на воду в
переполненной судами гавани или же на
узкой реке, то разумнее выйти на веслах
в более свободную акваторию, прежде чем
ставить паруса. В первом выходе
основным должно быть плавание в
галфвинд (желательно, между двух буев,
так чтобы попрактиковаться в повороте
оверштаг вокруг них). Если же по каким-либо
причинам вдруг станет трудно идти на
яхте, надо просто бросить все средства
управления. Тогда яхта постепенно
придет в положение носом против ветра (левентик)
и можно будет спокойно обдумать, что
делать дальше. Если захочется какое-то
время отдохнуть, надо положить яхту в
дрейф.
СКОРОСТЬ
ЯХТЫ
Скорость
яхты зависит от нескольких факторов -ее
конструкции, силы ветра и умения
управлять ею на каждом курсе.
Концентрические дуги на диаграмме
вверху означают скорости яхты - чем
дальше яхта от центра (А), тем быстрее
она идет. Средние семейные яхты
обладают наибольшей скоростью в
галфвинд и наименьшей на острых курсах
относительно ветра.
УДЕРЖАНИЕ
ЯХТЫ НА КУРСЕ
Приобретение
основных навыков плавания под парусом
позволяет научиться удерживать яхту на
определенном курсе. Планируя курс, надо
помнить, что яхта необязательно пойдет
точно в намеченном направлении,
особенно в крутой бейдевинд, так как
она имеет тенденцию к дрейфу. При
плавании в приливных водах отклонение
от заданного курса вызывает также
течение, направление и силу которого
следует заранее уточнить. На рисунке
внизу показаны различные курсы
плавания, которыми обычно идет яхта,
огибая остров при северном ветре. При
других направлениях ветра курсы
плавания меняются.
ОТРАБОТКА
ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ
При
плавании в галфвинд удобно
тренироваться в использовании
основных средств управления. Опустив
шверт наполовину и установив правильно
паруса, следует перемещаться вдоль
яхты чтобы удифферентовать ее. Надо
привыкнуть к перекладкам румпеля на
себя и от себя, запоминая, как при этом
яхта движется относительно горизонта.
Тренироваться в выбирании и
растравливании гика-шкота
рекомендуется до тех пор, пока движения
не станут быстрыми и не будут вызывать
изменения курса. Кроме того, необходимо
постоянно проверять, правильно ли
настроены паруса.
Полный
бейдевинд
Когда
появилось чувство яхты и освоен
галфвинд, немного приведите яхту к
ветру на курс полный бейдевинд.
Понадобится слегка выбрать паруса, а
шверт опустить на три четверти. Надо
будет также свеситься за борт, чтобы
уравновесить увеличившуюся кренящую
силу от парусов. В слабый ветер на этом
курсе яхта нередко развивает наивысшую
скорость.
Крутой
бейдевинд
Когда
появилась уверенность в способности
управлять яхтой на галфвинде и полном
бейдевинде, можно начинать плавать
круто к ветру. Как показано на с. 63,
крутой бейдевинд - это самый близкий к
направлению ветра курс, которым может
идти яхта. Надо полностью опустить
шверт и выбрать шкоты парусов, пока
грот не перестанет заполаскивать по
передней шкаторине. Стаксель должен
быть выбран „втугую". Понадобится
свеситься за борт, чтобы открепить яхту.
Если это не поможет, следует потравить
грот, чтобы дать яхте выпрямиться.
Иногда считают, что если яхта кренится
и создает волну, значит она идет быстро.
Однако это неверно, наоборот, яхта идет
быстрее, будучи на ровном киле, даже
если требуется слегка растравить грот.
Надо держать яхту круто к ветру,
наблюдая за передней шкаториной
стакселя. Как только она начнет
заполаскивать, значит, яхта идет
слишком круто. Рулевой перекладывает
румпель на себя, пока колебания паруса
не прекратятся. Теперь яхта идет в
крутой бейдевинд. На этом курсе надо
стремиться постоянно идти как можно
круче к ветру, не снижая скорости. Если
в течение длительного времени яхта
идет слишком круто к ветру, она
потеряет ход и либо остановится либо
непроизвольно сделает поворот
оверштаг.
Полный
бакштаг
Чтобы
положить яхту на курс полный бакштаг с
крутого бейдевинда, рулевой должен
переложить румпель на себя и травить
паруса до тех пор, пока яхта не увалит
так, что ветер будет дуть в корму под
углом 130° относительно ДП. При скорости
ветра более 6-8 м/с этот курс самый
быстрый для большинства яхт. Когда яхта
уваливает (идет под ветер), надо
потравить паруса, поднять шверт так,
чтобы погруженной оставалась одна его
четверть, и перемещаться в кокпит яхты,
поскольку кренящая сила уменьшается.
Полные
курсы
Если
яхта продолжает уваливать, переходите
от полного бакштага к фордевинду (ветер
в корму). При первых выходах в море
рекомендуется ходить курсом чуть круче
фордевинда (ветер под углом к корме).
Паруса следует , почти полностью
растравить, а шверт поднять так, чтобы
погруженной осталась лишь часть
Повороты
оверштаг и фордевинд
Способы
поворотов оверштаг и фордевинд
рассмотрены на с. 66. Надо отрабатывать
оба маневра на маршруте в виде
восьмерки, пока повороты не будут
выполнены легко и уверенно.
называют
дрейфом и характеризуется оно сносом в
подветренную сторону от линии курса. Не
надо стараться держать курс ближе к
ветру с целью противодействовать
дрейфу, так как это приведет к потере
скорости, а дрейф увеличится. Лучше
сделать еще один галс.
ДРЕЙФ
Конструкция
шверта такова, что он должен
предотвращать движение яхты в сторону (бортом),
однако он не выполняет эту задачу
полностью. При значительных боковых
силах, действующих на яхту (например,
при крутом к ветру курсе), яхта будет
двигаться несколько боком. Это
движение его, необходимая для
устойчивости яхты на курсе. Поскольку
кренящая сила мала, рулевой и матрос
должны сидеть на противоположных
бортах, чтобы уравновесить яхту. Если
яхта уваливает дальше до фордевинда,
можно поставить стаксель на
противоположную от грота сторону (на „бабочку").
Плавание по ветру приятно в слабый
ветер, но в сильный ветер оно требует
гораздо большего навыка.