Чтобы
успешно управлять двухместной яхтой,
рулевой и шкотовый должны координировать
свои действия. Прежде всего, каждый из них
должен хорошо понимать свои функции на
яхте. Рулевой является ответственным
лицом и руководит шкотовым, информируя
его о любом изменении курса. Он сидит
ближе к корме и управляет гика-шкотом и
румпелем. Шкотовый располагается дальше
в нос; он контролирует стаксель-шкот и
шверт. Он отвечает за смену и постановку
парусов и управляет любыми
дополнительными парусами, которые могут
быть использованы (такими, например, как
спинакер). И рулевой, и шкотовый должны
следить, чтобы на пути яхты не было
препятствий, а корпус и паруса были
правильно сбалансированы. На гоночных
яхтах, которые имеют большую площадь
парусности и кренятся поэтому больше,
шкотовый должен перемещать свой вес как
можно дальше за наветренный борт,
используя для этого трапецию.
Рулевой
На обычной яхте с
экипажем из двух человек рулевой сидит
вблизи транца и держит рукой, обращенной
к корме, румпель (или его удлинитель), а
рукой, обращенной к носу, гика-шкот.
Поскольку он управляет рулем и гротом, он
должен принимать все решения, касающиеся
курса и настройки парусов. Его указания
шкотовому должны быть твердыми и ясными и
даваться своевременно, чтобы шкотовый
успел их выполнить
Шкотовый
Основные
задачи шкотового — контролировать любые
паруса, стоящие впереди мачты (стаксель,
спинакер), управлять швертом и
откренивать яхту. Каждому курсу яхты
относительно ветра должно
соответствовать различное заглубление
шверта. Для новичка может оказаться
полезной шкала заглубления шверта,
нанесенная на колодце или самом шверте
РАВНОВЕСИЕ
ЯХТЫ
Одна
из наиболее важных задач рулевого и
шкотового - постоянно удерживать яхту на
ровном киле, они должны реагировать на
любое изменение ветра и перемещаться при
этом в яхте плавно и быстро. Главная
забота шкотового -корректировать
дифферент и уравновешивать яхту
соответствующими перемещениями вдоль и
поперек кокпита, используя ножные ремни,
если это необходимо. Чем полнее курс
относительно ветра, тем меньше тенденция
яхты крениться и, что является
неожиданным для начинающих яхтсменов, -
тем чувствительнее становится яхта к
любым перемещениям экипажа, которые
должны быть особенно плавными и четкими.
Положение
экипажа на полных курсах
На
полных курсах кренящие силы на яхту не
действуют. Рулевой и шкотовый либо сидят
на противоположных бортах, либо шкотовый
располагается в кокпите, чтобы
регулировать дифферент яхты
Положение
экипажа на острых курсах
Когда
яхта идет острым курсом в умеренный ветер,
кренящая сила достаточно велика. Рулевой
и шкотовый откренивают яхту, сидя на
одном борту
Ножные
ремни
Для
того чтобы предотвратить падение
шкотового за борт, когда он откренивает
яхту, применяют ножные ремни. Они
закреплены по обе стороны от швертового
колодца
УКАЗАТЕЛИ
ВЕТРА
Направление
ветра можно определить наблюдением
окружающей обстановки или при помощи
индикаторов ветра. Многие опытные
яхтсмены предпочитают руководствоваться
естественными указателями ветра.
Например, яхта, стоящая на якоре (при
условии отсутствия течения), обычно
направлена носом прямо против ветра; дым
стелется по ветру, так же как и флаги, в то
время как волны на открытой акватории
перпендикулярны ветру. Направление ветра
также может указать положение парусов
рядом идущих яхт.