Предлагаемая
книга заметно отличается от привычных
справочников - большая информативная
нагрузка приходится на иллюстрации,
которые при подготовке к публикации
перевода издательство старалось
воспроизвести, по возможности, в том же виде,
как и в английском оригинале.
Уверены,
что читателями „Справочника" будут не
только начинающие яхтсмены, но и достаточно
искушенные в парусном спорте люди. Возможно,
что последним изложение отдельных вопросов
покажется слишком упрощенным, отличающимся
от принятой у нас практики. Однако мы не
считали необходимым перерабатывать текст и
иллюстрации книги: ведь Боб Бонд не ставит
перед собой задачу глубокого раскрытия
темы, а лишь знакомит интересующихся со
всем многообразием современного парусного
спорта.
Единственное,
чем мы позволили дополнить русское издание,
- это кратко рассказать о парусном спорте в
нашей стране, который имеет свою историю и
специфику современного развития.
ПАРУСНЫЙ
СПОРТ В РОССИИ И СССР
Первые
русские яхт-клубы
Яхта времен Петра I,
построенная по типу голландских
парусников прибрежного плавания. Для
противодействия дрейфу эти
мелкосидящие суда снабжали плавниками-шверцами, которые навешивали
на борта
Зарождение
любительского мореплавания и парусного
спорта в России неизменно связывают с
именем Петра I. Хотя достоверно известно,
что и ранее народы, населявшие нынешнюю
территорию нашего государства, были хорошо
знакомы с парусом и использовали небольшие
парусные суда для торговых связей с
народами Скандинавии, Черного и Эгейского
морей. На заре нашей эры был освоен водный
путь по Днепру, в анналы истории вошел путь
из варяг в греки, пересекавший в Х-Х1 вв.
европейский континент с севера на юг. В это
же время началось заселение славянами
побережий Белого и Баренцева морей, их
продвижение на север и восток - Кольский
полуостров, архипелаг Грумант, в Сибирь и на
Дальний Восток. Парусные лодки служили для
транспортных целей, промысла рыбы и
морского зверя. И, кто знает, возможно в
старину устраивались состязания на простых
рыбацких лодках, подобные тем, например, что
проводил в конце XIX в. Стрельнинский
парусный кружок под Петербургом на соймах,
оснащенных шпринтовыми парусами.
Свидетельством
тому, что в России еще до Петра 1
существовали прогулочные парусные лодки,
является знаменитый ботик Петра I,
хранящийся ныне в ленинградском Военно-морском
музее. Этот 6-метровый деревянный бот,
названный позже дедушкой русского флота,
можно считать и первой яхтой в России.
Сначала на Яузе, а потом на Плещеевом озере
во главе „потешной флотилии" ботик
интенсивно использовался юным Петром для
обучения искусству плавания под парусами и
развлечений.
Позже,
когда Россия получила свободный выход в
Балтийское и Черное моря и развернулось
строительство торгового и военно-морского
флота, появилась нужда в обученных офицерах
и матросах. Чтобы приобщить петербургскую
знать к морю и парусам, Петр 1 учредил в 1713 г.
Потомственный Невский флот. На
Партикулярной верфи развернули
строительство небольших гребных и парусных
судов, которые безвозмездно выдавали
различным лицам и государственным
учреждениям с одним условием - содержать их
в порядке и участвовать в совместных „экзерцициях"
- занятиях на воде. Всего таким образом было
роздано 141 судно, создание Невского флота
завершилось в 1718 г. Флот имел четкую, хорошо
продуманную организацию и свои
утвержденные Адмиралтейств-коллегией
устав и флаг.
„Флаг яхт и буерный" — первый спортивный флаг в России, учрежденный Петром
I. Под этим флагом плавали суда Невского флота
Невский
флот не был яхт-клубом в современном
понимании. Да и понятия такого тогда не
существовало. Но по своей форме (наличие
специально построенных судов, свой устав и
флаг, форменная одежда) и задачам (организация
и подготовка людей для службы на море в
сочетании с развлечениями на воде) Невский
флот был прямым предшественником русских
яхт-клубов.
Журнал
„Морской сборник" в 1849 г. отмечал, что
Невский флот „будет постарее всех
европейских яхт-клубов", но „учрежденный
довременно и насильственно, он мог •существовать
только при его (Петра) воле". Со смертью
Петра I Невский флот прекратил свое
существование.
Зародившееся
было в России любительское мореплавание
приостановило свое развитие более чем на 100
лет. В то же время парусники под русским
флагом бороздили моря и океаны во всех
частях света, добирались до холодной
Антарктиды и Тихоокеанского побережья
Америки. Только в первой половине XIX в. в
России было снаряжено более сорока дальних
и кругосветных плаваний под парусами,
принесших большие научные и географические
открытия. Именами наших великих
соотечественников -русских мореплавателей
и ученых - названы многие моря, заливы,
острова и др. в различных районах Земли.
Невский флот на Большой Неве. На „экзерциях" суда совершали различные эволюции, поднимались к истоку Невы в Ладожское озеро или спускались в Финский залив. Петр I придавал большое значение деятельности Невского флота и лично участвовал почти во всех его
выходах
Неудивительно
поэтому, что в 1846г. по ходатайству передовых,
наиболее просвещенных моряков русского
флота Николаем I были утверждены устав и
флаг первого в России Императорского С.-Петербургского
яхт-клуба, командором которого был выбран
князь Лобанов-Ростовский. По уставу членами
яхт-клуба могли быть только дво-ряне.и
каждый из них должен был в течение года
приобрести судно водоизмещением не менее 10
т.
8
июля 1847 г. близ маяка Толбухин на 12-мильной
дистанции состоялась первая парусная гонка,
в которой участвовали 7 яхт. Самая большая
из них - шхуна „Королева Виктория"
водоизмещением 257 т, самая малая -тендер „Ученик"
(51 т). Гонку и приз - „Серебряную вазу" -
выиграл 107-тонный тендер „Варяг".
Впоследствии
подобные гонки стали регулярно проводить
не менее двух раз в год. Тендеры
соревновались в Невской губе, а большие
яхты - между Кронштадтом и островом Сескар.
Несколько раз в гонках участвовали
черноморские яхтсмены, которым обратно
приходилось возвращаться вокруг Европы.
Гостями петербургского яхт-клуба бывали
также яхтсмены из Англии.
Яхты
Императорского яхт-клуба ходили и в дальние
плавания. Тендер „Нереида" (130т) в 1846г.
первым совершил плавание из Кронштадта
вокруг Европы в Севастополь, а на следующий
год возвратился обратно.
В
1851-1852 гг. шхуна „Рогнеда" (160 т) Лобанова-Ростовского
прошла из С.-Петербурга в Пернамбуку (Бразилия)
и обратно. В 1853 г. Лобанов-Ростовский
задумал уже кругосветное плавание, но в Рио-де-Жанейро,
куда „Рогнеда" пришла 2 февраля 1854г.,
английские военные корабли, получив
известие о начале Крымской войны,
блокировали яхту. Плавание пришлось
прервать, а шхуну продать с торгов.
Весной
1858г. петербуржец Ц. А. Кавос приобрел 17-футовую
парусную шлюпку „Забава" и со своими
приятелями регулярно совершал плавания по
Неве. На берегу Черной речки яхтсмены
арендовали дачу и место для стоянки и
организовали кружок под названием „Моряк
на все руки". Через год его переименовали
в Невский яхт-клуб, утвердили флаг и
выработали устав клуба, который
предусматривал членство независимо от
сословий. 14 марта 1860 г. устав был утвержден
канцелярией морского министерства, и клуб
получил официальное название С.-Петербургский
речной яхт-клуб. Этот демократичный клуб
быстро снискал популярность. Через четыре
года число его членов достигло почти 200,
клуб уже имел свою шлюпочную мастерскую, а в
1876г. основал С.-Петербургские мореходные
классы. Развернутая этим клубом работа по
развитию парусного, гребного, буерного,
водно-моторного и даже конькобежного
спорта послужила примером для других
создаваемых в России яхт-клубов.
Гоночный тендер-прямоштевник 1880-х гг. Эти узкие яхты (отношение длины к ширине достигало 1:10) имели очень большую парусность и свинцовые фальшкили весом до 60—70% водоизмещения
Первые
„Правила для гонок парусных судов С.-Петербургского
речного яхт-клуба" были приняты в 1861 г.
Для уравнивания шансов в гонках ботики и
шлюпки делились на разряды по длине, а
килевые яхты - по водоизмещению. Гоночные
правила и деление яхт на разряды
впоследствии многократно уточнялись.
С.-Петербургский
речной яхт-клуб за время своей деятельности
привлек 2700 человек и приобрел 533 яхты. Он
послужил образцом для всех подобных ему
клубов и обществ в России. Перед революцией
в России было более 68 яхт-клубов, парусных
обществ и кружков, в которых состояло более
10 тыс. человек, а общий капитал, затраченный
на дело спорта, в яхтах и зданиях превышал 5
млн руб.
На
Черном море первым официально
зарегистрированным стал Черноморский яхт-клуб
в Одессе (1876 г.); затем появились
Севастопольский (1886г.) и Николаевский
речной (1888г.) яхт-клубы. Парусный спорт
начали культивировать и на крупных реках
России. В 1867 г. был организован Московский
речной яхт-клуб, в 1876 - Саратовский и в 1887 -
Киевский яхт-клубы.
Яхты
в те годы в основном закупали за границей.
Из отечественных морских яхт лучшими были
суда, построенные по чертежам конструктора
А. Д. Родионова в мастерских С.-Петербургского
речного яхт-клуба - шхуна „Забава" и
тендер „Нырок" (обе водоизмещением по Ют),
которые не уступали в гонках яхтам
зарубежной постройки. Так, „Забава"
одержала победу в 66-мильной гонке от
Кронштадта до пролива Бьерке-Зунд и обратно
(1877 г.) и дважды в 100-мильных гонках 1878 и 1879 гг.
На
Волге преобладали плоскодонные швертботы
парусностью от 10 до 45 м2. Как правило,
человеку, пожелавшему вступить в яхт-клуб,
приходилось строить и оснащать лодку
самостоятельно или прибегать к услугам
местных умельцев, строивших суда по своему
разумению.
Тендер „Галлия-II", экипаж которого занял третье место в парусной регате V Олимпиады в Стокгольме
В
начале 1900-х гг. в Петербурге помимо А. д.
Родионова появилось много яхтенных
конструкторов: В. В. Шталь, Г. В. Эш, М. И. Эртц,
К. Г, Экебом, В. П. Фан-дер-Флит, П. В.
Виноградов, В. Н. Пылков и др., начал
действовать целый ряд верфей и клубных
мастерских, на которых строили
спроектированные ими яхты.
При
строительстве килевых гоночных яхт в
России предпочтение отдавали яхтам
американского типа, имеющим узкий килевой
плавник, облегченный набор, и в силу этого
более быстроходным, но недолговечным. В
начале 1912 г. был создан Российский гоночный
парусный союз с целью объединения-всех
русских парусных спортивных обществ и яхт-клубов,
координации их спортивной деятельности и
участия русских яхтсменов в международных
соревнованиях. Союз объединял 10
петербургских яхт-клубов и один ревельский
- Эстляндский императорский. Союзом были
приняты единые международные правила гонок,
организован обмер яхт и взят курс на
развитие в России международных Р-классов,
более мореходных, надежных и долговечных,
чем „американцы" (одна такая яхта - 8-метровик
„Ариадна", построенная в «911 г. по одному
чертежу с яхтой „Норман", до сих пор
плавает, приписанная к Выборгскому яхт-клубу,
в то время как все „американцы" давно „списаны").
Яхта „Тарпон-II" .десятиметрового" класса. За две навигации 1911 —1912 гг. экипаж этой яхтызавоевал 32 приза в международных парусных
гонках
Вскоре
Россия вступила и в Международный парусный
союз IYRU. Накануне олимпийского 1912г. С.-Петербургский
речной яхт-клуб ввел положение о „волонтерах",
допустив в клуб „безденежную" молодежь
без права членства. Это было необходимо для
комплектования экипажей из „любителей",
так как на Олимпийские игры яхты с наемными
экипажами не допускались. В парусных
соревнованиях V Олимпийских игр,
проходивших в Швеции, Россию представляли
три яхты: 8-метровики „Норман и „Былина"
и 10-метровик „Галлия-II" (рулевой И.
Шомакер), которая заняла второе и третье
места. По сумме очков экипаж этой яхты
завоевал третье место и бронзовую медаль, „Норман"
занял пятое место.
Первая гонка яхт в России, состоявшаяся 8 июля 1847 г. в Финском заливе на дистанции протяженностью 12 морских миль
Русские
яхтсмены успешно участвовали также в
других международных соревнованиях 1911-1912
гг. на Балтике. Например, экипаж яхты 10-метровика
„Тарпон-II" в Кильской регате завоевал 8
первых призов, в том числе почетные кубки
испанского короля и германского императора.
Возвращаясь с этой регаты, „Тарпон-II"
стартовал в восьми гонках в Дании и Швеции и
добавил к своим спортивным трофеям еще 8
призов. За два гоночных сезона экипаж этой
яхты завоевал 32 международных приза. В
списке трофеев экипажа „Нормана" в
предолимпийском 1911 г. числятся 11
международных призов.
Парусный
спорт в дореволюционной России был
доступен преимущественно господствующим
классам. И хотя перед первой мировой войной
в него пришло немало любителей из небогатых
слоев интеллигенции и учащейся молодежи,
решить задачу демократизации парусного
спорта в то время было невозможно. Только
после Великой Октябрьской
социалистической революции парусный спорт
смог превратиться в один из любимых видов
спорта трудящихся, стать школой
мореплавания, спортивного мастерства,
массовым средством отдыха- и укрепления
здоровья.